Результаты экспериментальной работы. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю Описание проведения методики закончи историю

Диагностика

«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость.

У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

Методика «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, ю. А, Афонькина)

Цель . Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал...

Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой».

Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать.

Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое) , но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

(Г. Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине) .

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие...

Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных) , эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал.

Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика - «Наблюдение»

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу) .

Критерии оценки

Эмоции (социальные)

Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-) .

Произвольность эмоций

В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

по не мотивирует свою оценку

Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

норму не формулирует (-)

поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

он вежлив, тактичен (+)

Нравственная саморегуляция

Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью.

У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.

Материал с сайта nsportal.ru

Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

Адаптация в детском саду.

Основные черты характера (спокойный – возбуждённый, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и т.д.) .

Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения) .

Речевой анамнез

Время появления гуления и лепета.

Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций) .

Время появления первых слов.

Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.) .

Социальная среда (где ребёнок воспитывался – в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой) .

Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении.

Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме) .

Культурно-бытовые условия в семье.

Возраст, в котором появилось заикание.

Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.) .

Наличие периода мутизма.

Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

В каких условиях облегчается – ухудшается речь.

Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.) .

Отношение ребёнка к своему речевому дефекту.

Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования – детский сад, школа) .

Продолжительность и результативность лечения и обучения .

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

Имеют ли место частые конфликты в семье – чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребёнком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.) .

Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.) .

Личностные особенности ребёнка

Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребёнка.

Отмечаются ли в поведении ребёнка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость) .

Есть ли у ребёнка черты боязливости, пугливости.

Уровень развития игровой деятельности.

Комментирует ли ребёнок свои действия в играх или играет молча.

Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше) .

  1. Анализ заключения специалистов

Анализируется состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога) .

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка

Анализируется общее развитие ребёнка, особенности деятельности.

Сведения ребёнка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чём они проявляются) .

Характер игровой и трудовой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного) ; любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом) , любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым) ; сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание) , играет молча.

Отмечаются также:

Повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность утомляемость, истощаемость;

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребёнка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.) .

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребёнка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.) .

Состояние психических функций:

Особенности восприятия (восприятие цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребёнка) ;

Характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.) ;

Особенности памяти: скорость и объём запоминания, точность воспроизведения;

Особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.) .

4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; 1 балл - не удаётся сохранить позу, схождение с места;

б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл - опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах) . Отмечается: 3 балла - свободно прыгает на одной ноге; 2 балла - касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл - не удаётся прыгать на одной ноге;

б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла - прыжок производится легко и свободно; 2 балла - прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; 1 балл - прыжок не удаётся.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички) ; ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: 3 балла - одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременные; 1 балл - одновременные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребёнку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец. Отмечается: 3 балла - марширует и наматывает нитку одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременны; 1 балл - одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:

1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке;

2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»;

4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается ведущая рука – 3 балла - точное и чёткое выполнение; 2 балла - недостаточно чёткое; 1 балл - плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнтца.1

  1. поднять брови («Удивление») ;

Методы качественного анализа

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности.

Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.

Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития.

В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение– один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении детей.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность- наблюдение проводится не за ребенком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование- до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать) , продумать план (сроки и средства) , показатели (что фиксировать) , возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность- наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.

4. Естественность- наблюдение должно проводиться в естественных для ребенка условиях.

5. Систематичность- наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, регулярно в соответствии с планом. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями.

6. Объективность– воспитатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация- данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение - метод трудоёмкий. Практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

Этот метод пассивный: воспитатель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий. Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Объективность наблюдения можно обеспечить за счет использования нескольких наблюдателей, объединения и обобщения их наблюдений.

Опрос- широко распространен в педагогической практике. Этот метод основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Различают несколько видов опроса:

интервью(устно) ,

беседа(более свободная форма) .

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда понимает адресованные ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Перед тем как начать опрос, необходимо дать ребенку приспособиться к новой ситуации. Родители могут присутствовать во время обследования, но должны сидеть в стороне, у ребенка за спиной.

Если ребенок сильно застенчив и робок, то можно предложить родителям сесть рядом, взять ребенка за руку, чтобы тот успокоился. Но необходимо следить за тем, чтобы родители не подсказывали.

Разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно.

Если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство.

Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные (требующие принятия решений) , в заключение – снова простые.

На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ребенка. Это касается вопросов относительно личностных качеств ребенка и их оценка им.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с группы, поверхностного изучения различных вопросов или для получения информации о социальных процессах в группе.

Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой могут быть неприятны ребенку. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

Не следует злоупотреблять временем беседы. Опрос ребенка не должен длиться более: 5-15 минут. (в зависимости от возраста) . Снижается интерес и устойчивость внимания.

К несомненным достоинствам беседыследует отнести:

Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы.

Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ребенку.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование.

Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

Важным фактором, влияющим на получении объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка.

После окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование– это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить объективные сведения.

Тест как научный инструмент - это результат работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

В педагогике применяются главным образом тесты успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы(тестируемый должен сам формулировать ответ) , и тесты, предполагающие выбор(тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов) .

В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных качеств человека.

Такая оценка получается в результате анализа того, как человек интерпретирует и воспринимает некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что человек в оценку и интерпретацию подобных объектов «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или, как у детей – неосознаваемых ими психологических особенностей.

Проективные тесты применяются лишь специалистами т.к. они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки , опыта их применения. По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.

Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности. Снижена объективность исследования.

Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные

ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент- то активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности и комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности воспитателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса

Естественныйэксперимент отличается тем, что дети, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании. Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Формирующийэксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1. Принцип ответственности:ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.

2. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.

4. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытостирезультатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.

6. Принцип объективности:выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.

7. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики– принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения

Поскольку воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение - достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

При психодиагностики несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;

Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании предоставляются в доступной для правильного понимания форме;

Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодалев А. А., Деркач А. А., Лаптев Л. Г. «Основы социально психологических исследований» М.: Гардарики, 2007г.
  2. Казанская В. Г. «Педагогическая психология: Учебное пособие» СПб.:Питер,2003г
  3. Немов Р. С. «Психология» Кн.2: Психология образования-М.:ВЛАДОС,2003г.
  4. Немов Р. С. «Психология» Кн.3 Психодиагностика-М.:ВЛАДОС, 2003г.
  5. Шевандрин Н. И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности» М.:Владос,2001г.
  6. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

Методика 6. "Окончи рассказ" (автор - Г.А. Урунтаева).

Цель: охарактеризовать возможность ребенка встать на позицию участника межличностного взаимодействия.

Оборудование: картинки с изображением ситуаций, описываемых в рассказах экспериментатора.

Процедура проведения: ребенку показываются картинки, иллюстрирующие различные ситуации, и дается начало рассказа, который ему предлагается закончить. При необходимости экспериментатор задает уточняющие вопросы (Приложение 6).

Ответы оцениваются следующим образом:

  • - не может завершить рассказ;
  • - некоторые рассказы не может завершить, некоторые завершает односложно, без аргументации;
  • - завершает рассказы в соответствии с моральной нормой, но не аргументировано;
  • - ответы аргументирует, но в эмоционально значимых ситуациях они

носят социально неодобряемый характер;

Все рассказы завершает в соответствии с моральной нормой, аргументируя свои ответы.

Преимущественно по результатам выполнения последних двух методик нами оценивался уровень сформированности возможности связного высказывания.

Методика 7. "Изучение самооценки и морального поведения".

Цель - определить уровень соблюдения нормы справедливости.

Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку (лодки, самолеты, грузовики и т.п.), для девочек - предметы кукольного гардероба (платья, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 2 этапа индивидуально с каждым ребенком (Приложение 7).

этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании трех диагностических серий.

Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).

Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно большая, чем 2 другие.

Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем 2 другие, в третьем - значительно больше других.

этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что он использовал на 1 этапе эксперимента, например, если в первой серии 1 этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии 3 этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое "новое поведение".

этап. Ребенка просят оценить 2 сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей:

  • а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного деления (соблюдающих норму);
  • б) предпочитающих те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму);
  • в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения - и поровну и не поровну (неустойчивых).

Урунтаева Галина Анатольевна - доктор психологических наук. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии (1992-1995), заведующая кафедрой психологии (с 1995 г.).

Занимается изучением истории психологии, методики обучения дошкольной психологии. Автор более 100 научных работ, в том числе учебных пособий "Дошкольная психология", "Диагностика психологических особенностей дошкольника", хрестоматии "Психология дошкольника", монографии "Психология изучения дошкольника воспитателем (история проблемы)".

Разработанный ГА. Урунтаевой учебно-методический комплект по дошкольной психологии для учащихся педагогических колледжей и училищ был удостоен диплома 1 степени на конкурсе научных проектов 1997-1998 гг. Северо-Западного отделения Российской академии образования.

Г.А. Урунтаева - главный редактор регионального научно-практического журнала "Наука и образование". Действительный член Международной академии педагогических и социальных наук. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награждена медалью им. К.Д. Ушинского.

Г.А. Урунтаева уделила достаточно много внимания в своих работах развитию трудовой деятельности дошкольников.

По мнению Урунтаевой первый вид деятельности, которую осваивает младенец, - бытовая. Она возникает на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище, отдыхе (бытовые процессы, которые организует взрослый с помощью режима дня). На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает технической стороной бытовой деятельности, т.е. культурно-гигиеническими навыками, направленными на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных способов и средств. Старший дошкольник начинает осознавать нравственные нормы, определяющие поведение в быту, соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе, у него складываются первые бытовые привычки. С бытовой тесно связана трудовая деятельность; так, одним из видов труда, доступным дошкольнику, является хозяйственно-бытовой.

Под трудовой деятельностью Урунтаева понимает деятельность, направленную на создание общественно полезных продуктов. Ее развитые формы не характерны для дошкольников, они формируются позднее. В детстве развиваются некоторые предпосылки участия в дальнейшем производительном труде по следующим направлениям: складываются определенные представления о труде и профессиях взрослых, формируются отдельные трудовые умения и навыки, усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности, формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность и т.д.

Урунтаева пишет, что дошкольник нередко выполняет поручения совместно с другими детьми и поэтому учится распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам; постепенно он начинает осознавать взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включается в общее дело. Дети учатся планировать свою работу, разделять ее на составные звенья. Выполняя трудовые задания, дошкольники обучаются различным трудовым операциям, приобретают трудовые навыки и умения, например умение обращаться с орудиями (ножницы, молоток и др.) и материалами. В итоге они начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, его значение для других людей.

Особенное внимание Урунтаева уделяет индивидуальному подходу в развитии трудовой деятельности дошкольников.

Урунтаева пишет, что правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его "общественное" лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы.

Анализ результатов исследования по методике Урунтаевой

Практическая часть была выполнена на базе группы из 15 человек детского сада г. Челябинска. Исследовалась подгруппа из 5 человек. Возраст детей от 3,5 до 4 лет.

В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане: хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

Каждому ребенку было предложено по 3 задания: поливка цветов, протирание листьев, взрыхление земли. И если ребенок справлялся с заданием, то этому ребенку я ставила плюс (+), если нет то он получал у меня минус (-), но встречались дети, которые наполовину справлялись с заданием, тогда они получали (+/-).

В таблице представлены результаты работы детей.

Из таблицы видно, что Наумова Лера с первым заданием справилась хорошо. Со вторым не получилось, но в следующий раз она обязательно постарается. С третьим она справилась на половину, у нее земля высыпалась прямо на столик.

Климов Саша с первым заданием абсолютно не справился, он не умеет поливать цветы, с лишком много льет воды. Со вторым заданием справился на половину, не очень аккуратно пользуется тряпочкой. И с третьим заданием справился великолепно, с взрыхлением земли у него проблем не оказалось.

Ротозей Даша также как и Саша не смогла справиться с первым заданием, но зато со вторым она справилась без подсказки, и с третьим у нее были не большие затруднения, нужно аккуратней взрыхлять землю.

Ерохин Владик всех удивил, со всеми заданиями справился замечательно без замечаний и без напоминаний

Якимова Настя не справилась ни с одним заданием, это говорит о том, что ребенок с детства не приучен труду.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуальных особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств личности ребенка приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

1. Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См. Приложение).

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

3.2 Результаты исследования и их анализ

Нами была проведена диагностика нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 17 г. Колпашево. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Оценка осознания детьми нравственных норм

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

1 Олег Н. + + + 3
2 Рома Л. + + - 2
3 Витя Г. + + + 3
4 Аня Е. - + - 1
5 Вера Щ. + + + 3
6 Максим Т. + + + 3
7 Оля Т. + + - 2
8 Сережа К. - - - 0
9 Леня М. + + - 2
10 Илья К. + + + 3
11 Антон В. + + + 3
12 Ксюша А. + + - 2
13 Наташа Ц. + + - 2
14 Эля П. + + + 3
15 Игорь П. + + + 3

Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.

Таблица 2

Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

1 Олег Н. + + +/- 2
2 Рома Л. + + + 3
3 Витя Г. + + + 3
4 Аня Е. + + +/- 2
5 Вера Щ. + + +/- 2
6 Максим Т. + + + 3
7 Оля Т. + + + 3
8 Сережа К. + - - 1
9 Леня М. + + - 2
10 Илья К. + + +/- 2
11 Антон В. + + + 3
12 Ксюша А. + - - 1
13 Наташа Ц. + + + 3
14 Эля П. + + + 3
15 Игорь П. - - - 0

Из диаграммы видно, что большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

В дальнейшем мы планируем провести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.


Заключение

Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

Самоценность личности;

Уважение личности ребенка;

Природосообразность воспитания;

Добро и ласка как основное средство воспитания.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе:

Глубокого уважения личности ребенка;

Учета особенностей его индивидуального развития;

Отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Для выяснения влияния нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.


Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.

2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.

12. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.

15. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.

16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

17. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

18. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.

19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.

22. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.

23. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1980.

24. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.

25. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.

26. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., 1989.

27. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб., 2001.

28. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

29. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.


См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – С. 46 – 48.

См.: Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984. – С. 124 – 128.

См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 76.

См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 56 – 57.

См.: Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 38 – 40.

См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 59.

Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24 – 26.

Им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми. Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетное направление по оздоровительной работе на основе современных образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ будет способствовать повышению показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников, что подтверждает нашу гипотезу. 3.2 Рекомендации...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". -
М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61

Подготовка исследования.
1. Придумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка;
2. Подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей;
3. Стихотворение Е.Благининой "Подарок";
4. Новую яркую игрушку.
5. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: "Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи". Примеры ситуаций.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как Играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; ".Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

Третья серия включает 2 подсерии.
Подсерия 1 - ребенку читают стихотворение Е.Благининой "Подарок", а потом задают вопросы: "Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

4. Ребенок не может оценить поступки детей.

В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.