Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности «Рисование и лепка. Лепка сюжетная. Кто под дождиком промок? Тема: «Фантастические цветы»

Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к со­зданию выразительных образов (промок­шие под дождём животные). Объяснить связь между пластической формой и спо­собом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирова­ния частей; предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельеф­ные налепы, прорезание или процарапы­вание стекой).

Предварительная работа. Беседа о дож­де и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведе­ниям А. Барто «Зайка», В.Сутеева «Под грибком».

Материалы, инструменты, оборудование.

Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь:

Дождливый разговор

Дождь стучит с утра в окошко:

Не ходи гулять, Антошка!

Не дойдёшь и до калитки!

Промочу до самой нитки!

Я из туч! Могуч! Всесилен!

Я не просто дождик! Ливень!..

Воспитатель предлагает детям вспом­нить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятать­ся (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъеро­шив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжив­шись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить жи­вотных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или перышки промокших жи­вотных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины, не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.

Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с замыс­лом.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель по­могает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами («Как ты пока­жешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам - про­мокшим животным, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.

После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать промокших и озябших лес­ных зверушек под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь:

Шорох осени

Шорохи в ворохе

Листьев опавших!

Шуршащие звуки

Листочков уставших!

Невнятный, чуть слышный,

Тревожный шумок...

Ещё шебаршанье –

И шорох умолк –

Ш-ш-ш-ш-ш...


Тема: «Кто под дождиком промок»
Программные задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).
Предварительная работа: Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В.Сутеева «Под грибком».
Оборудование: Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь: Дождливый разговор
Дождь стучит с утра в окошко:
- Не ходи гулять, Антошка!
Не дойдёшь и до калитки!
Промочу до самой нитки!
Я из туч! Могуч! Всесилен!
Я не просто дождик! Ливень!..
Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.
- Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины, не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.
Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с замыслом.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами («Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)
А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.
После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать промокших и озябших лесных зверушек под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь: Шорох осени
Шорохи в ворохе
Листьев опавших!
Шуршащие звуки
Листочков уставших!
Невнятный, чуть слышный,
Тревожный шумок...
Ещё шебаршанье –
И шорох умолк –
Ш-ш-ш-ш-ш...
Осень в резиновых ботинках
В светлых резиновых ботиках,
Под шелестящим зонтиком
Осень гуляет по лужам.
Осень чихает простужено.
Чаю ей выпить нужно –
Чаю с лимоном и мёдом…
Осень поищет брода
В самой глубокой луже
И завернёт к нам на ужин.
Выпьет горячего чаю,
С нами слегка поскучает
И снова подставит зонтик
Под шелестящий дождик.
(В. Шипунова)
285115071120

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание
Введение.................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определённом взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.

Первые задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили их рядом на доске: в дальнейшем можно показать, как

устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке.

Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. На данную тему разными авторами разработано много занятий. Мне очень нравится занятие, разработанное И.А. Лыковой автором программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». Это занятие «Кто под дождиком промок?» (Приложение 10)

На занятие автор предлагает решать задачи по самостоятельному выбору сюжета для лепки, в соответствии с заданной темой; по передаче выразительных образов (промокшие под дождём животные). Продолжить работу над освоением скульптурного способа лепки (лепки из целого куска глины) путём вытягивания и моделирования частей. Для более интересного проведения занятия автор рекомендует провести предварительную работу, такую как беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком».

В начале занятия воспитатель читает стихотворение о дожде, а также предлагает вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и ощущают себя животные во время дождя. Воспитатель предлагает вылепить туловище животного скульптурным способом, а потом добавить к нему детали. Затем задаёт детям вопросы: «Какое животное вам хочется слепить?». Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с выбором. В ходе занятия помогает индивидуальными советами и наводящими вопросами. В конце занятия предлагает детям вылепить для животных укрытие (кустик, норку, гнёздышко и т.д.). После занятия детям

предлагается спрятать промокших животных под осенними листочками и послушать стихотворение Г. Лагздынь «Шорохи осени».

Важно, чтобы дети знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. Способ лепки из целого куска глины даёт возможность придать фигурке большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определиться с основным положением фигурки. Изображение динамики – одно из важных выразительных средств (22, 102)

1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу

Занятия по замыслу у детей старшей группы носят более глубокий характер, чем в средней группе. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки. Занятия по замыслу требуют большой предварительной работы и предполагают то, что дети знают множество способов лепки. Проводятся как итоговые занятия и в летний период.

На занятиях расширяются представления детей о форме и пропорциях. Дети учатся изображать форму, самостоятельно применяют знакомые способы лепки; учатся сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т.е. воспитывается активность и самостоятельность мышления.

Занятия по замыслу – важный момент в обучении детей старшей группы. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумывании темы и её выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Задуманная тема, как правило, не оставляется ребёнком, он доводит её до конца. Во время занятия воспитатель должен активно руководить каждым ребёнком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно давать совет в отношении установки фигуры,

изображения формы, пропорций. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка даёт возможность заинтересовать детей и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний, умений, навыков и умелого руководства воспитателя.

Необычная тема для занятии по замыслу предложена в книге И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» . Это занятие «Ходит Дрёма возле дома» (Приложение 11). На этом занятие предлагается работать над созданием выразительных лепных образов, над сочетанием разных способов и приёмов лепки, над планированием своей работы в задумывании образа, делением материала на нужные части, последовательности в лепке, а также над развитием воображения, чувства формы и пропорций. Перед занятием проводится предварительная беседа о значении сна для здоровья человека. Также воспитатель читает народные песенки и потешки, исполняет колыбельные. Для занятия потребуются готовые картонные формы – овалы и прямоугольники (кроватки, постельки, колыбельки).

В начале занятия воспитатель читает слова из русской народной песенки «Сон». Спрашивает у детей о том, как можно слепить спящих людей или зверей. (Дети дают ответы) Воспитатель обобщает ответы детей и показывает новый способ лепки на готовой форме. Для этого нужно рассмотреть вместе с детьми форму кроватки (овальная или прямоугольная). Затем слепить матрас, по форме кроватки, а также простынь. Затем слепить подушку, слепить одеяло. Для проявления творческих способностей воспитатель предлагает вылепить игрушку, которая будет спать в нашей постельке (лепится голова человечка или животного). Считаем положительным использование приёма на занятии - совет по украшению по одеяла и подушки узором. После объяснения воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонные стихи», в котором описано, где и как спят разные лесные зверюшки. Затем дети приступают к самостоятельной лепке. В конце занятия проводится выставка детских работ. Это занятие также направлено на стимулирование речи детей, что нашло отображение в составлении историй о снах игрушек.

    1. Условия развитие творческих способностей

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое здание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

Однако многие учёные придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своём роде. Ребёнок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только повторяет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом этапе они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребёнка.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество» , открывшаяся статьёй известного художника Н.Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чём ещё в сороковых годах предупреждала Е.А. Флёрина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развития малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выгодским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флёриной и другими, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает это для себя. (1, 28) Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское».

Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

В последние годы отчётливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимании психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. Человек рассматривается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

1. отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

Увлечённость, захваченность деятельностью;

Специальные художественные способности;

Видоизменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствие своими результатами;

Возникновение потребностей, интереса к творчеству.

2. способы творческих действий;

Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала; применение известного в новых ситуациях;

Самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

Нахождение новых приёмов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении, нахождении своих оригинальных приёмов решения творческих заданий;

Быстрота реакций, находчивость в действиях.

3. качество детской продукции.

Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (1, 31).

Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенциала к такому развитию важно создать условия.

Условия развития творчества

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любы вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идёт о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., направленная на развитие творчества, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка (1, 131).

Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию вырази­тельных образов (промокшие под дождем животные).

Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор при­емы декорирования лепного образа (рельефные дополнения, прореза-ние или процарапывание стекой).

Предварительная работа. Беседа о дожде и дождливой погоде на предыдущем занятии по ознакомлению с окружающим миром; рассма­тривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зай­ка», В. Сутеева «Под грибком».

Глина, стеки, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождем неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шерстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т. е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съежившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжа­лись в комочек, растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дож­
диком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шерстка
или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из
Целого куска глины, не деля его на части, а потом добавив мелкие дета­
ли - ушки, хвостики.


Представьте себе животное, кото­рое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель под­ходит к детям и помогает определить­ся с замыслами.) Дети отбирают нуж­ное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводя­щими вопросами. («Какты покажешь, что шерстка у зайчонка намокла от дождя? Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным - спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кус­тик, норку или гнездышко.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи. Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Учить детей осмысливать содержа­ние сказки, характеры персонажей.

Инициировать творческую активность детей при передаче сказоч­ных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки.

Предварительная работа. Первая часть сказки читается детям накануне. До слов: «Вечером вся компания остановилась в болоте, с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь...»

Говорит детям, что, кроме народных сказок, есть и такие, которые придумывают писатели, авторы. И называются они - авторские сказки. Говорит, что авторские сказки очень похожи на народные: имеют сказочные зачины и окончания, часто - трехкратные повто­рения событий, в них животные действуют, как люди, могут оживать


деревья, цветы, камни. Это и не удивительно, ведь часто писатели-сказочники дописывали народную сказку, используя яркие описа­ния, сравнения. И от этого сказка становилась еще интереснее и красивее.

Предлагает послушать окончания сказки.

Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?

Как утки отнеслись к ее желанию?

Какой способ путешествия придумала лягушка?

Как чувствовала себя лягушка в полете?

Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?

Чем заканчивается сказка?

Этюды на передачу образов: воспитатель предлагает детям «превра­титься» в лягушек и показать жестами и мимикой, как лягушка сидела на болоте, как радовалась моросящему дождику и квакала от удоволь­ствия.

А затем показать, как прохожие удивлялись, увидев летящую лягушку. А потом, как лягушка-путешественница хвасталась другим местным лягушкам о своем путешествии, и другие понравившиеся эпизоды.

Педагог предлагает детям пофантазировать:

А как еще лягушка могла бы полететь на юг? (На воздушном шарике, прицепившись за хвост птицы, на облаке и пр.)

Что могла увидеть лягушка внизу, на земле, когда она летела вме­сте с утками?

Как по-другому могла бы закончиться эта история?

Обобщение воспитателя:

Как называется сказка, которую мы сегодня читали?

Была ли эта сказка народной? Почему? Кто ее автор? (В случае затруднения воспитатель называет автора сам.)

РИСОВАНИЕ

«Чудесные превращения кляксы» («кляксография»)

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и быто­выми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необыч­ных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи.


Материалы, инструменты, оборудование. Краски - акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточ­ки-флейцы, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса? Уточняет пред­ставление о том, что это пятно неопределенной формы, которое полу­чается, если нечаянно разлить цветную жидкость - краску или тушь. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.

Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько способов:

Ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги;

Штампует срезом свеклы, которая оставляет следы своего сока;

Рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой-флейца, зубной щеткой;

Наносит на лист бумаги немного цветной жидкости (туши) и раз­дувает ее из трубочки или соломинки в разные стороны.

Затем предлагает детям самим изобразить разные кляксы - на отдельных листочках разными способами. Дети свободно эксперимен­тируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе - неопределен­ность, неожиданность, необычность формы.

После того как дети освоят несколько способов и создадут по три-пять клякс, воспитатель предлагает «оживить» кляксы - пре­вратить их в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на нее посмотреть

так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчон­ка - сидит под кустиком, дрожит, вот только еще одно ухо нарисую. А в кого превратятся ваши кляк­сы? Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребенка о его замыслах и ассоциациях, нереши­тельным детям помогает советами или косвенными вопросами.

В конце занятия устраивается общая выставка «живых» клякс.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 8

Задачи. Учить детей видеть равное количество в группах разных предметов, обозначая это количество цифрой.

Развивать у детей внимание и координацию движений под счет.

Учить детей выстраивать ряд из пяти предметов, различающихся по ширине на 2,5 см; учить детей ориентироваться во времени.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

Различные игрушки и объемный счетный материал.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 в трех экземплярах.

Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) длиной примерно 30 см, ширина самой широкой 13 см, каждая последующая уже предыдущей на 2,5 см.

Раздаточный материал:

Наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка (каждая цифра разме­ром примерно 4-6 см).

Пять полосок бумаги неповторяющихся цветов, одинаковые по длине и разные по ширине, разница по ширине - 1,5 см. Желательно наличие нескольких комплектов полосок различных по сочетанию цветов (например, в одном комплекте самая широкая - красная, в другом - зеленая и т. п.).

Счетная карточка из плотной бумаги (размером примерно 30x20 см - стандартный альбомный лист).

Карандаши.

Содержание занятия. У воспитателя на столе стоят или лежат три группы предметов, например: три мяча, три кораблика, три матреш­ки. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе. Дети считают: «Всего три группы». Воспитатель: «Какие? Что в них?» Дети посчитали вслух и сказали: «Три мяча, три кораблика, три мат­решки». У детей на столах лежат наборы цифр от 1 до 5. Воспитатель просит детей поднять и показать цифру, соответствующую количест­ву игрушек в каждой группе. Большинство детей покажет цифру 3. Воспитатель предлагает детям посмотреть на цифры друг у друга, све­рить со своей. После этого воспитатель вместе с кем-то из детей ста­вит к каждой группе на столе карточку с цифрой 3, вновь называя: «Три мяча» - ставит цифру 3; «Три кораблика», - ставит цифру 3 и т. д. Затем предлагает детям сравнить свои ответы с цифрами стоя­щими на столе, исправить свои ошибки, найдя соответствующую цифру 3 в своем наборе.


Далее воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам убирает игруш­ки со стола и ставит на стол заранее приготовленный поднос с тремя группами других игрушек по две игрушки в каждой. Просит детей открыть глаза и процедура повторяется.

Воспитатель вновь просит детей закрыть глаза. А на столе на значи­тельном расстоянии друг от друга ставит разные предметы «группами» по одному: например, один гриб, один самолет, одного медведя. Дети открыли глаза. Воспитатель с улыбкой спрашивает: «Сколько здесь групп?» - при этом обводит каждый предмет круговым жестом, говоря при этом: «Группа. Группа. Группа». Далее повторяется процедура, ана­логичная прежним.

Игра «Руки-ноги»

Воспитатель предлагает детям придумать новые правила для игры: например, один хлопок - теперь сигнал для ног, а два хлоп­ка - для рук. Напоминает: кто ошибся садится на ковер или на пол рядом со стульчиком. Игра повторяется несколько раз. (См. занятия № 2 и 5.)


Воспитатель проводит горизонтальную линию на доске (помещает линию на фланелеграф). Слева от линии ставит «точку отсчета». Длина полосок одинаковая, разница только в ширине. Ряды выстраиваются в обоих направлениях: от самого широкого к самому узкому и наобо­рот, от самого узкого к самому широкому.

Воспитатель договаривается с детьми с какой полоски - самой широкой или самой узкой начнем строить ряд. Например, с самой широкой. Приглашает к столу двоих детей, чтобы найти самую широ­кую полоску и поставить на линию. В случае затруднения незаметно подсказывает. Аналогично другими парами детей, вышедшими к столу, определяются ширина последующих полосок и выстраивается ряд до самой узкой. «Посмотрите, какой у нас получился ровный разноцвет­ный заборчик». Дети анализируют ряд, выясняя отношения между полосками: например, «самая широкая красная, синяя уже красной, но шире желтой; желтая уже синей, но шире зеленой; зеленая уже жел­той, но шире белой. Белая - самая узкая. Белая - уже всех».

Затем ряд выстраивается в обратном порядке - от самой узкой к самой широкой.

На столах у детей лежат кар­точки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, рас­стояние между линиями пять-шесть сантиметров (размер кар­точки - стандартный альбом­ный лист).

На столах у них также по пять разноцветных полосок одинако­вой длины, но с разницей по


ширине между полосками 1,5 см. Воспитатель предлагает детям слева от нижней линии нарисовать «точку отсчета» и выложить на их счет­ных карточках ряд из полосок - от самой широкой до самой узкой. Дети выполняют. Воспитатель задает вопросы про «отношение» поло­сок по ширине и про их «соседей». Затем предлагает детям выложить ряд из полосок: от самой узкой до самой широкой. И также задает детям аналогичные вопросы, привлекая к ответам всех детей группы. Ребенок: «У меня самая узкая - синяя полоска. Рядом с ней желтая. Она шире синей, но уже зеленой». Воспитатель: «У кого так же? Встаньте!» Дети с таким же вариантом встают, соседи оценивают соот­ветствие названного и выложенного.

В непринужденной беседе дети вспоминают вместе с воспитателем, что было вчера, а что происходит сейчас, а что может произойти завтра.

Впервые воспитатель, услышав о произошедшем вчера событии, просит детей уточнить, в какую часть суток это случилось: «Это было днем, утром, вечером?»

АППЛИКАЦИЯ

«Цветные зонтики»

Задачи. Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную тех­нику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зон­тика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки), позна­комить с новым приемом оформления аппликации - раздвижение.

Предварительная работа. Рассматривание зонтиков на прогулке во время дождя. Дидактическая игра на развитие цветового восприятия. Беседа о дождливой погоде и зонтиках на предыдущем занятии по познанию окружающего мира). Рисование осеннего неба (пасмурного, серого, грустного) по стихотворению Н. Некрасова (отрывок):

Осень невидимкой На землю сошла. Сизо-серой дымкой Небо облекла...

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки, коробочки для обрезков.

Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, - для фона аппликаций. Если не удает­ся выполнить рисунки, в качестве фона можно использовать листы цветной бумаги.


Воспитатель читает детям стихотворение Ю. Кушака «Новый зон­тик»:

Снаружи - слякоть, мокрота.

На лужах пузыри...

Зато какая красота

Под колокольчиком зонта

У дождика внутри!

Воспитатель предлагает детям сделать свои зонтики и спрятаться от дождика.

Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя.

Воспитатель выставляет на мольберте или на фланелеграфе вариан­ты зонтиков, выполненные аппликативной техникой (см. схемы).

Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Давайте вместе подумаем, как мы будем вырезать зонтик? Ели дети затрудняются, воспитатель под­сказывает, что таким способом они уже вырезали автобусы, троллей­бусы, трамваи для картины «Город» и качели-карусели для картины «Детская площадка». Дети вспоминают, воспитатель уточняет и пояс­няет, используя частичный показ: «Складываем прямоугольник попо­лам и от верхней точки сгиба ведем ножницами дугу к нижнему угол­ку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить». Дети высказывают свои предположения. Воспитатель поощряет, отмечает интересные и оригинальные спосо­бы. Предлагает познакомиться с новыми способами. «Один способ нужен нам для оформления края зонтика, чтобы он стал как настоя­щий. Вот здесь вырезаем «зубчики» (движение ножницами «зигзаг» - см. рис.) или «маковки» (движение ножницами «волна» - см. рис.). Другой способ нам понадобится для оформления купола зонтика. Смотрите: я беру красный зонтик и перерезаю его на части," а потом эти части наклеиваю на бумагу другого цвета - например, желтого




(или зеленого, голубого), но не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии, чтобы были видны полоски другого цвета, и еще раз вырезаю зонтик так, чтобы вокруг красного зонтика получился жел­тый (зеленый, голубой) ободок. Правда, красиво? Посмотрите, как можно делить зонтик на части - вдоль или поперек, а линии разреза могут быть прямые, волнистые или зубчиками». Воспитатель выстав­ляет схемы оформления зонтиков. Предлагает детям выбрать матери­ал и приступать к работе.

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что наклеивать зонтики нужно на осеннюю картину или на лист цветной бумаги, кра­сиво подобранный по цвету. И не забыть про ручку, за которую зонтик держат.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Как от холода спастись»

Задачи. Знакомить детей со свойствами разных материалов, учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами.

Предварительная работа. Подготовка к проведению исследования «Сохранение температуры». За полтора-два часа до занятия на глазах у детей бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом паке­тике нужно завернуть в одинаковое количество слоев бумаги, поло­жить под одеяло или подушки. Такую же бутылку с водой и кусочек льда надо оставить на столе в группе. (Для получения льда за несколько дней можно заморозить воду в морозильной камере.)

Материал. Кусочки меха, пуха, синтепона, картинки с изображени­ями одежды.

Воспитатель читает детям стихотворение П. Бондарчука «В гости», обсуждает, как нужно одеваться, чтобы не замерзнуть, какая одежда лучше защитит нас от холода. Воспитатель вспоминает вместе с деть­ми, что нужно сделать, чтобы сохранить теплыми в кастрюле кашу или вареную картошку (завернуть кастрюлю в бумагу, а затем в плат­ки и одеяла), и чтобы не поморозить зимой на улице купленные цве­ты (упаковать, завернув в несколько слоев бумаги). Вместе с детьми воспитатель изучает результаты опыта, который они начали прово­дить полтора-два часа назад (бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакетике заворачивали в одинаковое количество слоев бумаги, одеяло или подушки). Дети исследуют, осталась ли


Вода теплой, а лед - холодным. Сравнивают с водой в бутылке и кусочком льда, которые оставили на столе в группе: вода, которую оставили на столе, остыла, а лед - растаял. Воспитатель подчерки­вает, что несколько слоев бумаги или ткани содержат в себе больше воздуха, который помогает сохранить температуру того, что заверну­то в них.

Затем воспитатель предлагает детям придумать, как донести до дому купленное в жару мороженое, чтобы оно не успело растаять (например, завернуть в меховую шапку, в несколько слоев бумаги или пакетов).

Спрашивает у детей, что они думают, можно ли в жаркую погоду надевать теплую одежду, чтобы было прохладнее. Рассматривает с детьми картинки, на которых изображена одежда людей, живущих в очень жарком и сухом климате, рассказывает детям, что на юге, в тех местах, где летом бывает очень жарко и сухо, люди носят теп­лые ватные халаты, чтобы защитить себя от жары. Ватный халат помогает в холодную погоду сохранить тепло, а в жару не дает пере­греться.

Воспитатель рассматривает с детьми кусочки меха, пуха и синтепо­на, обсуждает с ними, почему меховая шкура лучше греет, почему одежда из пуха - одна из самых теплых.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на севере, где очень холодная зима, люди носят теплую одежду. Ее делают из меха и шкур животных. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на кото­рых изображена одежда людей, живущих на севере, сравнивают с тем, как одеваются они в холодную погоду, находят сходства и отличия. Говорит, что ворсинка меха северного оленя похожа на трубочку: так в шкуре оказывается больше воздуха, и поэтому она легкая и теплая.

Воспитатель читает рассказ Э. Шим «Кто как одет». Рассматривает с детьми огурец, лук и капусту. Обсуждает с детьми, почему капусту позже всех убирают, почему много «одежек» греет лучше.

На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с деть­ми, как нужно одеваться для прогулки.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ ДЛЯ УЛИЦЫ

1. Прежде чем выйти гулять, посмотри в окно: какая там погода. Одевайся по погоде.

2. Если занимаешься на улице спортом, надень кроссовки, трени­ровочные штаны, легкую куртку.

3. Если идешь работать в огороде, надень старую одежду, которую не жалко запачкать или порвать, а на руки - перчатки.

4. Если на улице очень жарко, светит солнце, надень легкую одежду и не забудь панаму или кепку от солнца, они защитят голову от пере­гревания.

5. Если идешь гулять зимой, надень одежду в несколько слоев: она лучше сохраняет тепло.


После занятия. Это содержание актуализируется затем на занятии по ознакомлению с природой «Как звери готовятся к зиме».

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития «Домик для Мишки»

Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Домик для Мишки». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект художественно-эстетического занятия, направленного на развитие художественно-эстетических способностей.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития «Домик для Мишки»

Интеграция образовательных областей : «Художественно–эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности : продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Педагогическая цель: Формировать умение скатывать кусочки пластилина ладошками на дощечке.
Задачи: Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. Продолжать учить работать с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.
Средства реализации : "осенние листочки", мягкая игрушка Мишка, зонтик, пластилин, доски, салфетки, музыка «Шум леса»Мотивационно – побудительный этап.
Звучит музыка «Шум леса»
Воспитатель: Ребята, какие звуки в песне вы слышите? Что шумит?
Дети: Птички поют, ветер дует.
Воспитатель : Правильно, это шум леса. Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес на интересную прогулку.
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда отправляемся. (Показывает на полянку усыпанную осенними листьями)
Организационно – поисковый этап.
Смотрите, как здесь красиво! Деревья растут, под ногами листья разноцветные лежат. Давайте пройдем по ним и послушаем, как они шуршат.
Мы листочками шуршим,
Ш-ш-ш,
Нагуляться мы хотим,
Ш-ш-ш,
Наступаем ножками,
Ш-ш-ш,
И шуршим немножко мы,
Ш-ш-ш.
Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик есть! Давайте спрячемся под нашим зонтиком, чтобы не промокнуть! Ну-ка, послушайте, кто-то плачет? Давайте поищем кто это?
(Дети находят мокрого плюшевого медвежонка).
Воспитатель: Дети, да он весь промок! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой мокрый?
Дети: дождик намочил.
Воспитатель: Да, у нас есть зонтик, под которым мы можем спрятаться. А еще мы можем спрятаться от дождя дома или в детском саду. А у мишки нет ничего, ни зонтика, ни домика. И поэтому, когда идёт дождь, ему негде спрятаться. Жалко его! (Мишка чихает). Вот простыл, наверно. Давайте поможем ему, и построим домик. Вы хотите помочь Медвежонку?
Дети: Да. Хотим!
Воспитатель : Ну, тогда давайте пройдем в нашу мастерскую.
(У каждого ребёнка по несколько кусочков пластилина). Воспитатель согревает кусочки пластилина, показывает способ катания брёвнышек, поощряет детей, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: "Что лепим? Для кого?"). Когда все дети сделали брёвнышки, воспитатель вместе с детьми строит домик для Мишки, складывая бревнышки друг на друга.
Воспитатель: Смотрите, Мишка повеселел, улыбается. Вот какой красивый у нас получился дом. Осталось только крышу сделать (крышу воспитатель делает из картона).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Дом»
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом - для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
(Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук).
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспитатель : Ребята вот мы с вами и помогли Мишке, построили такой красивый домик.

Мишка : Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу угостить вас медом. (Дарит бочонок меда)
Дети: Спасибо за мед!