Типологические особенности детей дошкольного возраста. Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. В отечественной психологии существует ряд определений личности

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности .

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.

Понятие о характере.

В переводе с греческого "характер" - это "чеканка", "примета". Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться "белой вороной"), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.

Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.

Характер человека проявляется:

1. В том, как он относится к другим людям;

2. Показательно для характера отношение человека к себе;

3. Характер обнаруживается в отношении человека к делу;

4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

Акцентуация черт характера.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера - преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.

Характер и темперамент.

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, "страстных" людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками - медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Характер - во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Понятие о способностях.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью.

Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.

Особенности личности:

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;

3. Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой - на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает комплекс приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающим требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражение их формальной структуры; способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий и т.д .

Конституция- это совокупность морфологических и функциональных осо­бенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность, т. е. характер реаги­рования на различные воздействия. Поскольку организм - целостная структура, то необходимо выявить все межсистемные взаимосвязи для установления согла­сованности друг с другом морфологического, физиологического, биохимического, иммунологического, психического и других параметров организма. Конституция человека - интегральная биопсихическая характеристика организма, которая от­ражает его индивидуальность. При этом каждая личность проходит определен­ный путь в своем становлении, реализуя наследственные потенции в конкретных условиях окружающего мира.

Каждому типу конституции присущи характерные особенности не только в антропологических показателях, но и в деятельности нервной и эндокринной сис­тем, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрас­положенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

В процессе исторического развития общества в результате естественного от­бора и постоянной адаптации к меняющимся условиям среды обитания форми­ровались определенные конституциональные типы.

Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, так как ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим. Каждый тип оправдан и биоло­гически, и социально. В обществе должны быть представители различных консти­туциональных типов, что является гарантией устойчивого развития социума.

Конституциональный тип свидетельствует о том, какой образ жизни преду­смотрела природа для конкретного индивида. Понимание сильных и слабых сто­рон разных типов дает возможность выбрать соответствующий подход к режиму, питанию, поведению, профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каж­дого отдельного человека.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

При дифференцированном подходе в обучении и воспитании изучение конститу­циональных особенностей их организма имеет большое практическое значение.

При выделении типов конституции традиционно за основу берется морфоло­гический критерий (соматотип), который включает в себя многие проявления, начиная от своеобразий гормонального фона и заканчивая особенностями тем­перамента человека.

При выделении конституциональных типов учитывают также функциональные свойства организма, которые характеризуются специфической совокупностью об­менных, иммунологических, психофизиологических и других параметров организ­ма. Однако более правильно рассматривать конституцию как индивидуальную ин­тегральную характеристику соматопсихофизиологической целостности человека.


Определение конституционального типа у детей

При определении конституционального типа обращают внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, ног; степень развития костной, мышечной и жировой ткани.

Форма грудной клетки - один из самых постоянных признаков, мало из­меняется с возрастом и считается основополагающим при оценке конституцио­нального типа. Выделяют три основные формы грудной клетки - уплощенная, цилиндрическая и коническая (рис. 9.1).

Форма грудной клетки связана с эпигастральным углом (угол, образованный реберными дугами), величина которого варьирует от острого (меньше 30°) до тупого (больше 90°) угла. Грудная клетка может быть более или менее вытянута в длину, иметь одинаковую форму по всей длине или изменяться - сужаться или расширяться книзу.

Уплощенная форма характеризуется острым эпигастральным углом. В про­филь грудная клетка выглядит как сильно уплощенный спереди назад вытянутый цилиндр, обычно суженный книзу.

Цилиндрическая форма - эпигастральный угол прямой, в профиль грудная клетка похожа на округлый цилиндр умеренной длины.

Коническая форма - характеризуется тупым эпигастральным углом. В про­филь грудная клетка имеет форму округлого цилиндра, заметно расширяющегося книзу подобно конусу.

Спина может быть прямой, сутулой, уплощенной формы (рис. 9.2).

Прямая (нормальная) форма спины наблюдается при нормальном позвоноч­ном столбе, без гипертрофических изгибов какого-либо из его участков.

Сутулая форма характеризуется выраженным позвоночным изгибом в груд­ной части. В связи с этим почти всегда наблюдаются крыловидные расходящиеся лопатки.

Уплощенная форма характеризуется сглаженностью грудного и поясничного изгибов, особенной уплощенностью в области лопаток.

Форма живота - этот признак во многом связан с формой грудной клетки (рис. 9.3).

Впалый живот характеризуется полным отсутствием подкожно-жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Характерны выступающие кости таза.

Прямой живот - характерно значительное развитие брюшной мускулатуры и ее хороший тонус. Жироотложение слабое или умеренное, костный рельеф поч­ти сглажен.

Выпуклый живот характеризуется обильным подкожно-жировым слоем. Раз­витие мышц может быть слабым или умеренным. При этой форме живота обяза­тельно появляется складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и зачастую трудно прощупывается.

Форма ног учитывается при оценке конституциональной принадлежности, но не имеет первостепенной важности. Она может быть Х-образная, О-образная и нормальная - прямые ноги. При Х-образной форме ноги соприкасаются в коленном суставе, а между бедрами и икрами есть просвет. В зависимости от величины этого просвета степень Х-образности может быть оценена как 1, 2 и 3 (рис. 9.4, а). О-образная форма констатируется, когда ноги не смыкаются на всем протяже­нии от паха до щиколоток. Степень их расхождения оценивается в 1, 2 и 3 балла (рис. 9.4, б).

Развитие костного, мышечного и жирового компонентов оценивается по трех­балльной системе.

Костный компонент. Учитывается массивность костяка по степени развития эпи­физов, костей, массивности суставов. Ширина эпифизов измеряется на плече, пред­плечье, голени и бедре. Их средняя арифметическая величина может считаться кос­венной характеристикой массивности скелета и оценивается в баллах:

1 балл - тонкий костяк с тонкими эпифизами;

2 балла - средний по массивности костяк со средними или крупными эпифи­зами;

3 балла - крепкий, массивный с очень широкими костями и мощными эпифи­зами.

Выделяют также промежуточные баллы - 1,5 и 2,5.

Мышечный компонент оценивается по величине и тургору* мышечной ткани на конечностях (плече и бедре) как в спокойном, так и в напряженном состоянии. Этот компонент также оценивается в баллах:

1 балл - слабое развитие мышечной ткани, дряблость ее, слабый тонус;

2 балла - умеренное развитие, виден рельеф основных групп мышц под кожей, хороший мышечный тонус;

3 балла - ярко выраженное развитие мускулатуры, четкий ее рельеф, сильный мышечный тонус.

Развитие жирового компонента определяется по сглаженности костного рельефа скелета и величине жировых складок. Они измеряются при помощи калипера на животе (в точке пересечения линий, проведенных горизонтально на уровне пупка и вертикально через сосок), на спине (под лопаткой) и на задней стороне плеча (над трицепсом). Затем вычисляется их средняя арифметическая величина, кото­рая служит числовой характеристикой жироотложения. Балльная оценка степени выраженности жирового компонента:

1 балл - четко виден костный рельеф плечевого пояса, особенно ключицы и ло­патки, видны ребра у места их прикрепления к грудине. Практически отсутст­вует подкожно-жировой слой, средняя величина жировой складки колеблется от 3 до 6 мм;

2 балла - костный рельеф виден только в области ключиц, весь остальной ре­льеф сглажен. Умеренное развитие подкожно-жирового слоя на животе и спи­не, средняя величина жировой складки от 7 до 19 мм;

3 балла - обильное жироотложение на всех участках тела. Костный рельеф пол­ностью сглажен. Сильное жироотложение в области живота, спины, конечнос­тей. Толщина жировых складок от 20 мм и выше.

На основе морфологических особенностей выделяют четыре основных типа кон­ституции - астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный (по классифи­кации В. Г. Штефко и А. Д. Островского) (рис. 9.5).

Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями и тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута, часто сужена книзу, эпигастраль­ный угол острый. Спина, как правило, сутулая, с резко выступающими лопатка­ми. Живот - впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Подкожно-жировой слой крайне незначителен, хорошо видны кости плечевого пояса и ребра. Форма ног чаще О-образная. Могут быть и прямые ноги, но с не- смыканием в области бедер.

Торакальный тип - относительно узко сложенный тип. Грудная клетка ци­линдрическая, реже - слегка уплощенная. Эпигастральный угол близок к прямо­му или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками; живот пря­мой. Мышечный и жировой компоненты развиты умеренно, причем последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть и невелика. Ноги чаще прямые, но встречаются также О- и Х-образной формы.

Мышечный тип характеризуется массивным скелетом с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндри­ческая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол пря­мой. Спина прямая. Живот прямой, с хорошо развитой мускулатурой. Мышцы у детей с данным типом конституции развиты особенно сильно. Значителен как объем мышц, так и их тонус. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. Форма ног прямая, но возможна О- или Х-образная.

Дигестивный тип отличается обильным жироотложением. Форма грудной клетки коническая, короткая и расширенная книзу, эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, особенно над лоб­ком. Спина прямая или уплощенная. Костный компонент развит хорошо, скелет крупный, массивный. Мышечная масса развита и имеет хороший тонус. Подкож­но-жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф не просматривается совершенно. Ноги Х-образные или нормальные.

Кроме вышеперечисленных типов существуют и переходные, когда консти­туция детей характеризуется чертами двух смежных типов. Например, торакаль­но-мышечный и мышечно-торакальный типы. На первое место ставится назва­ние того типа конституции, чьи черты преобладают у данного индивида. Такие переходные группы могут быть только между двумя смежными типами. Если же ребенок обладает чертами двух или нескольких несмежных между собой типов, то его конституция считается неопределенной.

Одни исследователи детской конституциологии считают, что конституцио­нальные различия проявляются очень рано в онтогенезе и указывают на возмож­ность установления типов телосложения даже у детей грудного возраста. Другие полагают, что эти особенности могут сильно меняться в процессе роста организма, модифицироваться под влиянием различных факторов, изменяющих взаимоотно­шение организма со средой. С началом полового созревания у подростков проис­ходит изменение внутригруппового распределения конституциональных типов - от 8 к 15 годам увеличивается численность детей мышечного типа. В большинст­ве случаев конституциональный тип с возрастом не изменяется. В пубертатный период онтогенеза возможен временный переход из одного типа конституции в другой. Смещаются, как правило, типы, располагающиеся в так называемой пере­ходной зоне, переход из одного крайнего варианта в другой невозможен. В послед­ние годы изменилось распределение конституциональных типов: резко снизилось число мальчиков с мышечным типом конституции и увеличилось с дигестивным. Окончательное формирование мышечного типа конституции происходит с пери­ода половой зрелости, торакального - с 10-13 лет, астеноидного - с 10 лет.

Развитие скелета, мышечного компонента и подкожного жира - основной показатель, который определяют морфологическую конституцию. На мышечный и жировой компоненты влияют факторы внешней среды. Наиболее существенное значение из них имеют занятия физической культурой и спортом.

Для каждого конституционального типа характерны свои средние статисти­ческие значения, т. е. норма индивидуальна (индивидуально-типологическая).

В качестве одного из значимых признаков при определении конституцио­нального типа В. Г. Штефко и А. Д. Островский использовали также соотношение трех отделов лица.

Все конституциональные типы существенно отличаются друг от друга по скуловому диаметру. У детей различных конституциональных типов независи­мо от пола наибольший скуловой диаметр имеет дигестивный тип, а наимень­ший - астеноидный. Аналогичные конституциональные особенности и в показателях нижнечелюстного диаметра. Следовательно, при определении типа конституции могут быть использованы скуловой и нижнечелюстной диа­метры (рис. 9.6).

Конституциональные типы по У. Г. Шелдону

В основе учения американца У Г. Шелдона о соматотипах лежит теория о сущест­вовании не дискретных (отдельных) типов, а непрерывно распределенных «ком­понентов» телосложения. У. Г. Шелдон выделил три крайних варианта телосложе­ния, в которых учитывал жировой, мышечный и костный компоненты. Компо­ненты получили название эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного, оцени­ваются по шкале от 1 до 7 баллов. Набор трех цифр - это соматотип человека.

Крайний вариант эндоморфного компонента (7-1-1) характеризуется шаро­образными формами: круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги с большим количеством жира на плечах и бедрах. Все переднезадние размеры тела, включая грудную клетку и таз, превалируют над поперечными. Для этой консти­туции характерна тучность.

Крайний вариант мезоморфного компонента (1-7-1) - это «классический Геркулес» с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкож­ного жира минимально, переднезадние размеры невелики.

Крайний вариант эктоморфии (1-1-7) - это долговязый человек, у которого худое, вытянутое лицо, узкая грудная клетка и худой живот, тонкие длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура не развита, но зато по отношению к общим размерам велика поверхность кожи и хорошо разви­та нервная система.

Классификация конституциональных типов по функциональным особенностям

Один из показателей, характеризующих конституциональные особенности ор­ганизма, - тип адаптивной реакции нервно-мышечного аппарата, отражающий адаптацию организма к различным условиям. Мышечная работоспособность за­висит от строения скелетной мускулатуры. Существует два типа мышечных во­локон: красные - медленные, устойчивые к утомлению, обеспечивают продолжи­тельную работу умеренной интенсивности; белые - быстрые, быстроутомляемые, обеспечивают краткосрочную, взрывную, скоростно-силовую работу. Соотноше­ние этих двух типов мышечных волокон в скелетной мускулатуре генетически детерминировано и не изменяется в течение жизни, однако упражнения могут влиять на изменение свойств мышечных волокон и уровень их тренированнос­ти. Таким образом, каждый человек предрасположен к выполнению физической работы различной мощности и продолжительности, т. е. всех людей по соотноше­нию мышечных волокон можно разделить на стайеров и спринтеров, а также вы­делить промежуточную группу - это те, у кого относительное равенство белых и красных мышечных волокон.

Проявления данной конституциональной особенности отмечаются даже сре­ди представителей одного и того же этноса. Если сравнить национальные рекорды некоторых африканских стран в спринте и в марафоне, то выяснится, что такие страны, как Нигерия, Сенегал, Камерун сильнее в спринте; Эфиопия, Джибути, Танзания, Кения, Марокко, Алжир - в марафоне. Организм устроен так, что не­возможно быть одновременно хорошим спринтером и марафонцем.

Для оценки максимальной мышечной выносливости используется показатель статической выносливости кисти, определяемый при нагрузке на динамометре. Нагрузка равна 75 % от максимального мышечного усилия. По отношению пока­зателя максимальной мышечной силы, определяемого стандартным кистевым ди­намометром (в кг), к максимальной мышечной выносливости (в с) судят о консти­туциональных типах стайер - спринтер. Коэффициент менее 1 свидетельствует о преобладании выносливости (тип стайер), более 2 - о преобладании силы (тип спринтер). Лица с показателями от 1 до 1,5 относятся к тяготеющим к стайерам, от 1,5 до 2 - к спринтерам.

Мужчины тяготеют к конституциональному типу спринтер, а женщинам бо­лее свойственны качества выносливости.

Методика типологической оценки адаптивной реакции нейромышечного ап­парата «стайер - спринтер» достаточно информативна при определении предраспо­ложенности человека к выполнению физической работы той или иной мощности и продолжительности.

Индивидуальные особенности ребенка - что это? Какие свойства им присущи? Мы постараемся раскрыть эту актуальную тему

Индивидуальность человека, в том числе и ребенка, может определяться тем, как он выглядит, какую манеру общения имеет. Также сюда входит круг интересов, получаемые знания, имеющиеся или приобретенные способности и привычки и многие другие признаки. К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.

Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда. Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни.

Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты:

  • формируются способности;
  • проявляется темперамент;
  • интересы.
До школьного периода оптимальные условия развития ребенка должны создавать родители.

Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства:

  • Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня.
  • Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно.
  • Сниженное, хорошее или повышенное настроение.
  • Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая.
  • Гибкость - свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение.
  • Внимательность - свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то.
Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни.

Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье.

Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону - область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов. Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка. Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях.

В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» - которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции.

Типологические особенности Высшей нервной деятельности ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

  • 1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип . Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
  • 2. Сильный, уравновешенный, медленный тип . У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
  • 3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип . Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
  • 4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания , но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте .

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов - последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время - прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы - кора больших полушариев.

ВНД детей от 7 до 18 лет . Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) - период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.

Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы.

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.


Под индивидуально-типологическими особенностями развития ребенка мы подразумеваем неравномерность формирования высших психических функций (ВПФ): регуляторных, гностических, право-и левополушарных функций. Под индивидуально-типологическими особенностями развития ребенка мы подразумеваем неравномерность формирования высших психических функций (ВПФ): регуляторных, гностических, право-и левополушарных функций. Нейропсихологические методы исследования позволяют выделить у каждого ребенка как его «сильные», так и «слабые» стороны в развитии психических функций, а также определить индивидуально-типологические особенности детей. Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников способствует организации дифференцированного подхода в условиях перехода современной педагогики к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.


Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие относятся к важнейшим фундаментальным закономерностям работы мозга. Они характеризуют интегративные особенности работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симерницкая Э.Г., 1985; Хомская Е.Д., 2005). Гностические функцие, выражены в работе блока приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности


Нейро-психологические особенности Отрицательные (видение мира эмоционально мрачное). Положительные (видение мира эйфорическое). 6. Эмоции Наглядно-образное (практическое, действенное), интуитивное; конвергентное. Вербальное, формально- логическое, аналитическое; дивергентное. 5. Мышление Слежение за движущимися предметами. Чтение, письмо, счет. 4. Выполняе- мые операции Образная; узнавание лиц, интонаций. Основана на словесной информации. 3. Память Параллельный (одновременный). Работает как аналоговая система. Последовательный. Работает как цифровая система словесная. 2. Способ обработки информации Синтетическое (видение подобий и сходств); симультантное (одновре- менное, гештальт); конкретное; невербальной информации (в том числе музыки); пространственных отношений; эмоциональных стиму-лов; неприятного, ужасного; инфор-мация непрерывная. Унимодальное (видение разлабстрактноеичий); аналитическое;; вербальной информации; временных отношений; символов; приятного, смешного; информация дискретная. 1. Восприя- тие ПраовполушарныеЛевополушарные Психические функции


Гендерные особенности Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неодно- кратно с включением близких, доверенных лиц, в продолжении длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу. Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления – отреагировали и бросаются действовать. 6. Эмоции Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата. К 13 годам формируется пространственное мышление. Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения. В 6 лет сформировано пространственное мышление. 5. Мышление Счет, манипуляции с цифрами и формулами. Мысленные манипуляции с геометрическими формами. 4. Выпол- няемые операции Опираются на механическое запоминание. Запоминают все, что сами «открыли» и исследовали. 3. Память По шаблону, стандарту, стереотипно.В системе поиска и исследования. 2. Способ обработки информации Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов. Восприятие эмоциональных отношений. Острота слуха в среднем выше, чем у девочек. Для них важна перспектива пространства. Восприятие просранства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения. 1. Восприятие ДевочкиМальчики Психические функции


Архетипы - символы Мальчики: Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна,мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика путешествий:колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, Ракета и т.д. Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна,мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика путешествий:колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, Ракета и т.д. Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, … Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, … Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы; Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы; Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом; Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом; Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость; Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость; Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура». Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура».


Девочки: Символы хранительницы и воскресения жизни: яйцо, птенцы, колыбель; Символы хранительницы и воскресения жизни: яйцо, птенцы, колыбель; Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски; Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски; Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы - невесты, наряды; Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы - невесты, наряды; Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки, броши, яркие губы, глаза; Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки, броши, яркие губы, глаза; Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная; Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная; Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы. Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы.




Литература Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., из-во «Ось-89», 2000 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., из-во «Ось-89», 2000 Безруких М.М. Проблемные дети. - М.,из-во УРАО, 2000 Безруких М.М. Проблемные дети. - М.,из-во УРАО, 2000 Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика – М Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика – М Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2. / Пер. С.М. Масгутовой. - М., 1997 Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2. / Пер. С.М. Масгутовой. - М., 1997 Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., Школа – Пресс, 2000 Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., Школа – Пресс, 2000 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., из-во ЦСПА «Генезис» Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., из-во ЦСПА «Генезис» Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., из-во «Академия», 2002 Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., из-во «Академия», 2002 Сорокина Л.И. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей детей суспешностью овладения общеобразовательной программой детского сада// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Сорокина Л.И. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей детей суспешностью овладения общеобразовательной программой детского сада// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников. – М., из-во «Творческий Центр» 2001 Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников. – М., из-во «Творческий Центр» 2001 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., из-во «ТЦ Сфера», 2002 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., из-во «ТЦ Сфера», 2002 Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978 Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978 Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – М., из-во «Тускарора», 1998 Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – М., из-во «Тускарора», 1998