Яркие черты психологии детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст. Что влияет на развитие психики дошкольника

В возрастной психологии дошкольный возраст описывается как один из важнейших этапов развития личности. Именно в этот период в ребёнка закладывается восприятие себя и своих возможностей, отношение к миру и стереотипы общения. Психология дошкольного возраста помогает родителям разобраться в особенностях развития и причинах поведения малыша.

Дошкольным в современной психологии принято считать возраст от 4 до 7 лет. Началу этого периода предшествует кризис трёх лет. Это достаточно сложный период в жизни родителей, поскольку ребёнок проявляет крайний негативизм и сильное упрямство.

Именно этот кризис означает, что ребёнок дифференцируется, отделяется от матери и проявляет себя как отдельная личность со своим мнением и желаниями. Чтобы он успешно прошёл этот этап, родителям ни в коем случае не следует унижать или ломать дошкольника. Нужно показать ему, что его слышат, и он имеет право на свои переживания, но решать – это право взрослых.

Пройдя этот кризис, ребёнок выходит на новый уровень отношений со взрослыми. Если раньше он был «пупом земли», маминым продолжением, то теперь он становится отдельной личностью и полноправным членом семьи. Он должен следовать семейным правилам, и у него появляются первые обязанности (убирать игрушки).

Границы семьи раскрываются, и ребёнок открывает для себя окружающий мир. В это время обычно он начинает посещать детский сад, где учится взаимодействовать со сверстниками, а также другими взрослыми. Вот и первая социальная роль.

Стремление к самостоятельности является важной характеристикой дошкольного возраста. Ребёнок стремится быть взрослым, но ещё не может им быть. Именно это порождает сюжетно-ролевую игру как возможность «поиграть в самостоятельного взрослого».

Дошкольник во всём старается подражать старшим, начиная от интонации, заканчивая жестами и поведением. В этом возрасте ребёнок, как зеркало, отражает своих родителей. Для них это отличная возможность посмотреть на себя со стороны и задуматься, чему они учат своих детей.

Игра как способ развития

Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие личности ребёнка и всех его психических процессов.

В процессе игры ребёнок учится контролировать своё поведение согласно выбранной роли. Так формируется его произвольное поведение. Но не стоит думать, что игра для малыша всего лишь фантазия, притворство. Нет. Для него игра — эмоционально насыщенная и абсолютно реальная деятельность, где он может стать кем угодно: доктором, продавцом, учителем, рыцарем или принцессой.

Совместная игра помогает детям развить коммуникативные навыки, а также способствует возникновению социальных мотивов (достижение успеха, лидерства).

В процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольника появляются следующие новообразования:

  • соподчинение мотивов, то есть способность свои личные желания подчинять правилам игры;
  • обучение умения общаться с другими детьми. Он овладевает навыками взаимодействия со сверстниками, получая как положительный опыт общения (дружба, общие игрушки), так и негативный (обиды, ссоры);
  • усвоение слова «НАДО», и понимание того, что оно гораздо сильнее слова «ХОЧУ».

Познавательные процессы дошкольника

У дошкольников быстро развиваются все психические процессы. Отличительной особенностью всех познавательных процессов в дошкольном возрасте становится приобретение ими произвольности.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие тесно связано с эмоциями ребёнка, и чем больше позитивных чувств и ярких впечатлений испытает ребёнок при воздействии какого-то стимула, тем точнее будет восприятие. Но уже в старшем возрасте (5-7 лет) восприятие становится не просто реакцией на раздражитель, а инструментом познания окружающего мира. Особенно развито у дошкольников зрительное восприятие.

Внимание и память сохраняют свой непроизвольный характер, но к концу периода развивается их произвольность. К 5 годам увеличиваются устойчивость внимания и его объём. Причём установлено, что устойчивость внимания связана с характером ребёнка. У спокойных детей она в 2 раза выше, чем у эмоциональных.

Самой важной психической функцией, влияющей на развитие дошкольника, является память. Ребёнок способен запоминать много разнообразной информации, но только тогда, когда ему интересно, и это происходит в процессе игры. Никакие специальные техники запоминания не будут работать.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько стадий. В начале у ребёнка развито наглядно-действенное мышление, потом — к середине дошкольного возраста — оно переходит в наглядно-образное, и в конце начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Эти психологические особенности развития детей дошкольного возраста, а в частности — особенности мышления нужно учитывать при общении с ребёнком. Например, ребёнок 4-5 лет спрашивает, когда мама вернётся домой. Вы отвечаете, что она придёт домой после работы. И через пару минут ребёнок задаёт этот же вопрос. Нет, он не шутит над вами и услышал ваш ответ хорошо. Просто в силу специфики детского мышления он его не понял.

Слова «после», «потом» относятся к категории времени (прошлое, настоящее, будущее), а это относится к словесно-логическому мышлению. А ребёнок оперирует наглядно-действенным. Поэтому, чтобы ребёнок вас понял, перечислите, после каких действий и событий мама появится дома. Например: «мы с тобой сейчас погуляем, потом покушаем, посмотрим мультик, за окном станет темно, и тогда придёт мама».

В дошкольном возрасте в психике ребёнка дозревают центры, отвечающие за речевые функции, и процесс освоения родной речи завершается. Словарный запас маленького человечка значительно увеличивается. В шесть лет активный словарь ребёнка насчитывает 2500-3000 слов. Это в три раза больше, чем у трёхлетнего малыша.

Однако эти показатели полностью зависят от среды, в которой дети растут. Дошкольники имеют большой словарный запас, если родители много разговаривают с ними и читают с ними сказки и рассказы (так происходит знакомство с литературной речью).

Для этого периода характерно так называемое словотворчество детей, — способность образовывать причудливые формы слов или использовать слова в необычном значении.

Ведущие потребности дошкольника

Психология детей дошкольного возраста часто содержит в себе противоречия. Например, в этом возрасте у них возникают две новые потребности:

  • общение с другими детьми;
  • потребность быть занятым какой-то важной деятельностью для общества.

Но ребёнок не может реализовать вторую потребность в обществе. Как же ему разрешить это противоречие? Именно это и приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, которая даёт возможность дошкольнику играть роли взрослых, которые занимаются общественно важной деятельностью.

Важной потребностью малыша в этом возрасте является потребность в принятии и безусловной любви. Ему важно чувствовать, что для родителей он особенный, и его любят просто за то, что он есть. Принятие и любовь родителей создаёт прочную основу для здоровой самооценки. Повзрослев, ребёнок не будет «выслуживаться», чтобы заработать любовь.

Безусловная любовь не означает отсутствие наказаний за проступки. Но родителям нужно разделять личность и поступки и наказывать ребёнка именно за проступки, а не за то, что он «плохой». Нужно объяснить ему, что он хороший, и его любят, но наказать за проступок родители должны.

Развитие личности

Как утверждает дошкольная психология, в период от 4 до 7 лет происходит закладывание фундамента личности: самооценка, соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и правил, а также способность оценивать и контролировать своё поведение.

Дошкольник учится называть эмоции и распознавать их проявления в себе и других. Очень важно в этот период научить его здоровому отношению к негативным эмоциям и как их правильно выражать. Для этого у самих взрослых должен быть хорошо развит эмоциональный интеллект.

В этом возрасте ребёнок проявляет такие эмоции как сопереживание и забота. Развиваются «социальные» эмоции: чувство гордости и радость за хороший поступок, чувство стыда за плохой.

Самооценка и самосознание

На этом этапе развития у ребёнка формируется способность оценивать свои действия и действия других. И именно тогда формируются самооценка и образ себя.

В основе самооценки лежит «Я-концепция». Хотя правильнее было бы сказать: «Ты-концепция», поскольку сначала представление о себе у дошкольника складывается из того, как его оценивают родители. Поэтому родители должны быть осторожны в оценке своего чада, чаще обращать внимание на его достоинства и способности, чтобы он вырос уверенным в себе человеком.

Нравственное развитие и иерархия мотивов

Дошкольник активно усваивает нормы поведения и морали и начинает мыслить нравственными категориями: плохой — хороший, добрый – злой, честный – нечестный. Значимую роль в нравственном развитии маленького человека играют родители, и именно они передают свои ценности детям.

Важным новообразованием этого возраста является подчинение личных мотивов общественным. В младшем дошкольном возрасте у детей проявлены личные мотивы, один из которых – вызвать одобрение значимого взрослого. В старшем школьном возрасте происходит соподчинение мотивов: мотивы личные уступают мотивам социальным (сделать хороший поступок, или подчиниться желанию группы).

Знание норм и правил поведения, а также умение оценивать свои поступки в старшем дошкольном возрасте приводят к тому, что ребёнок учится контролировать свои действия и управлять своим поведением.

Половая принадлежность

Осознание себя как существа определённого пола присутствует уже у трёхлетних малышей. Причём сначала дети могут копировать поведение родителя своего пола – девочки надевают украшения, как мамы, а мальчики ведут деловые разговоры по игрушечному телефону. Подрастая, они уже будут стараться вести себя соответственно: дочка будет проситься помогать на кухне, мальчик – чинить с дедом машину.

Интересно то, что дошкольники стремятся дружить только со сверстниками своего пола: девочки с девочками, а мальчики — с мальчиками. При этом возможны пренебрежительные высказывания в сторону противоположного пола.

Творческому полёту ребёнка нет конца и края. Воображение уносит малыша далеко-далеко. Ему интересно и рисовать, и лепить, и клеить, и много чего другого. Поощряйте эти занятия. Так развивается его воображение, раскрываются его таланты и уверенность в своих силах.

Почемучки, жадинки и драчуны

Дошкольный возраст – это возраст тысячи и одного вопроса. Малыш активно познаёт мир, и ему интересно знать всё: из чего сделано солнце, и почему пакет шелестит. Хоть иногда эти вопросы бывают некстати, всегда находите время ответить на них. Так вы расширяете кругозор малыша и укрепляете ваши отношения.

На детской площадке часто можно увидеть маленьких «жадинок», которые не хотят делиться игрушками с другими детьми. Мамы, не желающие конфликтов, призывают своих чад отдать игрушку поиграть. Но правильно ли это? Для детей дошкольного возраста всё ещё характерен эгоизм, и им важно «обладать» своими игрушками. К тому же в чувстве собственности по отношению к своим игрушкам нет ничего плохого. Представьте, если бы к вам подошёл человек и попросил поиграть в ваш телефон. Вы бы отказали, а окружающие назвали бы вас жадным.

Вот так чувствует себя и ребёнок, которого просят отдать свою игрушку другому. Лучше объясните своему чаду, что игрушка принадлежит ему, и если он хочет (подчёркиваю: если хочет), он может дать ее поиграть кому-то, но тот ребенок обязательно её вернёт. Если малыш не хочет давать, это его право распоряжаться своей игрушкой.

Есть и такие дети, которые так и норовят ударить, толкнуть или обозвать. Твёрдо, но без злости, останавливайте ребёнка. Обычно в возрасте 4 лет малыш начинает проверять границы других людей. Иными словами: «Как я могу взаимодействовать с другими?» И если нежелательное поведение не пресечь, то оно будет проявляться и дальше.

Как помочь ребёнку развиваться?

Существует понятие «зона ближайшего развития». В психологию его ввёл известный советский психолог Л.С. Выготский. Зоной актуального развития называют умения ребёнка, которые он выполняет самостоятельно, без помощи взрослых.

Также в дошкольном возрасте у ребёнка активно развиваются многие психические функции, и при содействии взрослого он может многому научиться. Только делать нужно не ЗА него, а ВМЕСТЕ с ним. То, что дошкольник может сделать при помощи взрослого, чуть позже он сможет сделать сам. Это и называется зоной ближайшего развития. Если вы хотите научить вашего ребёнка чему-то, сделайте это сначала вместе с ним. К тому же так мы развиваем у него уверенность в своих силах.

Мы всегда куда-то торопимся, и нам кажется легче и быстрее сделать что-то за ребёнка. Но потом ожидаем, что он сам будет уметь убирать игрушки, вырезать из бумаги и складывать одежду в шкаф.

Дети — это капитал, в который нужно вкладывать время и внимание, и они вас приятно удивят.

Конец дошкольного возраста также знаменуется кризисом. Этот период непростой как для родителей, так и для самого ребёнка. Он может проявлять упрямство, спорить, отказываться выполнять ваши поручения, предъявлять претензии и даже хитрить.

Причину такого поведения психология дошкольника видит в новой социальной роли, которую осваивает ребёнок. Он включается в новую систему отношений, где у него есть свои обязанности, которые могут показаться малышу тяжелыми.

Самая важная характеристика этого кризиса – ребёнок теперь становится не таким понятным, как раньше. Его переживания теперь сохраняются внутри и не всегда видны на поверхности. Причиной этого становится утрата детской непосредственности и желание подражать взрослому. Но только эти подражания в виде гримасничанья и кривляния не милы и смешны, а вызывают раздражение.

  • Проявляйте терпение. Новоиспечённый школьник может быть обидчив и вспыльчив. Это связано с его самооценкой. В школе обучение подразумевает некоторое соперничество за то, кто лучше и успешней. Это создаёт внутреннее напряжение.
  • По той же самой причине ребёнок нуждается в вашей поддержке и вере в его силы. Выражайте их ему почаще.
  • И конечно, проводите время всей семьёй. Чувство семейного единства вселит в него уверенность, что его любят всегда, что бы ни произошло.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная Деятлеьность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра как ведущая Деятлеьность. Виды игр: 3 - 4 г. - режиссерская; 4 - 5 л. - образно-ролевая; 5 - 6 л. - сюжетно-ролевая; 6 - 7 л. - игры по правилам (в каждой игре свои игровые условия; сюжет - та сфера Деятельности, кот. отражается в игре; содержание - моменты в Д и отношениях со взрослыми, которые воспроизводятся ребенком). Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной Деятельности в конце раннего детства. Аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Игра - ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открываем и путь к формированию новых интеллектуальных операций.

Развитие психических функций

Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Средние данные по В. Штерну: в 1,5 г. ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 г. - 1000 - 1100, в 6 л. - 2500 - 3000 . Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 - 5 л. не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее хар-ном для этого возраста.

Мышление. Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к сло-весному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет - значит легкий, большой - значит тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее).

Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 г.) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования Личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Развитие Личности

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев - это «период первоначального фактического склада Личности».

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание. Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его Деятельность является эмоционально насыщенной.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления его Личности.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система.

Самосознание. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.

Начинается осознание себя во времени. В 6 - 7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Это период первоначального становления Личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

!

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает , общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) - мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь - комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью - важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки - все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) - развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые - наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению - через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

1.Кризис трех лет: семизвездие симптомов…………………………………….4

2.Социальная ситуация развития личности в дошкольный период………….13

3.Ведущая деятельность дошкольника…………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиография…………………………………………………………………….21

Введение

Детство, как социокультурный феномен, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности происходит присвоение ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности.

Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

1) младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;

2) средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;

3) старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Целью исследования является психология дошкольника.

Объектом исследования является ребенок дошкольного возраста.

Предметом исследования является человеческая психика, психика ребёнка дошкольного возраста.

1.Кризис трех лет: семизвездие симптомов

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса,- возникновение негативизма. Надо ясно представить себе, о чем здесь идет речь. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Позвольте привести типичный пример поведения, который я возьму из наблюдений в нашей клинике. Девочка на 4-м году жизни, с затянувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным негативизмом, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Девочка даже собирается туда идти. Я приглашаю девочку. Но так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. "Ну, тогда иди к себе". Она не идет. "Ну, иди сюда" - она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Девочке хотелось бы пойти, но потому, что ей предложили это сделать, она никогда этого не сделает.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: "Это платье черное", - и получает в ответ: "Нет, оно белое". А когда говорят: "Оно-белое", ребенок отвечает: "Нет, черное". Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент-новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм - такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство об обычной настойчивости. Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Третий момент принято называть немецким словом "тротц" (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название trotz alter, по-русски - возраст строптивости.

От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем "да ну!", которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Вполне понятно, почему в семейном авторитарном буржуазном воспитании строптивость выступает как главный симптом кризиса трех лет. До того ребенок был заласканным, послушным, его водили за ручку, и вдруг он становится строптивым существом, которое всем недовольно. Это противоположно шелковому, гладкому, мягкому ребенку, это нечто такое, что все время сопротивляется тому, что с ним делают.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее "да ну!" тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый - протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются: система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений.

Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре "Семья" дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как "папа" или "мама". Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.

Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца.

У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.