Формирование правил ЗОЖ у дошкольников. Организация работы в ДОУ по формированию ЗОЖ учебно-методический материал на тему. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников Формирование основ зож у дошкольников посредством игры

Игры-ориентации. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в общественных явлениях и объектах окружающей среды на основе игровых действий в конкретной ситуации.

« Какой витамин живёт в овощах и фруктах».

Цель: , продуктах, содержащих необходимые витамины.

Игровая среда: иллюстрации сказочных героев (Карлсон, Незнайка, Винни-пух, Волк и другие с проблемами в здоровье), предметные картинки с изображением продуктов питания, модели витаминов (разноцветные круги).

однажды так получилось, что сказочные герои ушли из своих произведений посмотреть мир. Они путешествовали, знакомились с природой, слушали пение птиц, но вскоре путешествие перестало их радовать.

что помешало героям дальше путешествовать?

Поисковая задача: помочь героям найти необходимые продукты, чтобы стать здоровыми.

« Растения, которые лечат».

Цель: развитие у детей умения ориентироваться в объектах окружающей действительности, применять свои знания в жизни, уметь оказать первую помощь.

Игровая среда: звуковой дизайн («Вальс цветов» П.И. Чайковского), гербарий лекарственных растений, предметные картинки.

Проектирование воображаемой ситуации: на территории учреждения дошкольного образования выросли различные растения, дети, рассматривали их, спрашивали друг у друга названия. Никто не мог ответить, что это за растения, кто их посадил, откуда они взялись. И вот однажды мальчик упал и поранил ногу, пришла медсестра, посмотрела рану, промыла её и приложила лист какого-то растения.

Проблемно-поисковая ситуация: что это за растение, как оно поможет мальчику?

Поисковая задача: определить названия лекарственных растений, их целебные свойства, меры предосторожности.

Игры-моделирования. Содействуют развитию у ребёнка способности к ориентации в процессе моделирования путей перемещения предмета во времени и пространстве.

« Приключения Мухи-Цокотухи».

Цель: содействие ориентационному моделированию в построении поэтапного выполнения действий по приготовлению лекарственного отвара; формирование необходимых умений при выполнении данной деятельности, предвидения и избежание опасной для здоровья ситуации.

Игровая среда: звуковой дизайн (фонограмма с музыкой задорного характера), картина-схема с изображением лекарственных растений; модели деятельности по приготовлению отвара на каждого участника, стрелочки (счётные палочки); сосуд для приготовления отвара, чашки по числу участников.

Проектирование воображаемой ситуации: в царстве насекомых жила наша гостья Муха-Цокотуха, веселилась, перелетая с места на место. Любила играть, радовалась встрече с друзьями, знала все цветы, растущие неподалёку. Услыхала она, что растения бывают лекарственные, которые помогают быть здоровым. Решила она отправиться в путешествие в Страну лекарственных растений. «Что же это за страна? Далеко ли она от моего уютного дома в оконной щели? Что за чудо-растения там можно встретить? Кто и когда их собирает? Как приготовить полезные для здоровья отвары?» - задумчиво рассуждала Муха-цокотуха.

Проблемно-поисковая ситуация: что представляет собой Страна лекарственных растений? Как приготовить полезные отвары, настои?

Поисковая задача: сориентироваться во внешних особенностях лекарственных растений, определить последовательность приготовления отвара из шиповника и его пользу.

« Службы охраны здоровья человека».

Цель: формирование представлений о том, что человек в некоторых жизненных ситуациях подвергается опасностям, в связи с этим необходимо обращаться за помощью в экстренные службы (101, 102, 103, 104); создание модели правильного информирования представителей службы об опасности.

Игровая среда: сюжетные картины, модели поведения человека, игрушечный телефон, театральные костюмы для обыгрывания ситуаций.

Проектирование воображаемой ситуации:

  • По дороге в детский сад мы заметили пожар…
  • Заболел папа…
  • Чужой человек пытается открыть дверь соседа…
  • Незнакомый человек приглашает сесть в машину…
  • На улице человеку стало плохо…
  • Дома разбился градусник…
  • В квартире слышен запах газа, дыма…
  • На перекрёстке не работает светофор…
  • Во дворе бегает бродячая собака…
  • Подошёл маленький котёнок…
  • Во дворе стоит большой, подозрительный пакет…
  • Участок дороги закрыли на ремонт…
  • Друзья предлагают быстро перебежать дорогу…
  • Укусила пчела…
  • Наступил на острый предмет…
  • Поранил руку…
  • Нашёл опасный предмет…

Проблемно-поисковая ситуация: как поступить в этих ситуациях?

Поисковая задача: определить модель объяснения информации о случившейся опасности.

Игры-стратегии. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста разнообразных способов действий, необходимых для решения конкретной ситуации на основе личного опыта.

« Наша прогулка».

Цель: стимулирование мыслительной активности, способности создавать вариативные способы выхода из практической ситуации (создание кратчайшего маршрута).

Игровая среда: звуковой дизайн, имитирующий всевозможные препятствия (шум реки, метель, движение транспорта и т.д.); игровое поле; индивидуальные карты-схемы, условные мерки; карты-символы; бумага, цветные карандаши.

Проектирование воображаемой ситуации: Давайте представим, что мы с вами пошли на экскурсию в парк. Нам было там очень интересно, весело. Время шло. и оказалось, что мы опаздываем на обед.

Проблемно-поисковая ситуация: что же делать?

Поисковая задача: определить кратчайший путь из парка в детский сад.

« Опасный предметный мир».

Цель: стимулирование мыслительной активности, способности определять логические действия по оказанию помощи и решению ситуации в виде наглядной схемы последовательного выполнения действий.

Игровая среда: игровое поле, индивидуальные карты игрового поля по количеству детей.

Проектирование воображаемой ситуации: ребята пришли в гости к своему другу Егору, папа которого слесарь. В коридоре, на табурете стоял интересный предмет - саквояж с инструментами. «Что это?» - спросили ребята. «Это рабочие инструменты моего папы, но их нельзя трогать» - ответил гордо малыш. «Покажи, покажи, папа не узнает!» — попросили ребята. «Ладно, - согласился Егор, - но это тяжёлые инструменты». Ребята не смогли поднять саквояж, и он упал на пол, на ногу Егору. «Ой!» - закричал мальчик…

Проблемно-поисковая ситуация: что же делать? Как помочь Егору?

Поисковая задача: определить правила поведения в данной ситуации.

Социально-адаптационные игры. Направлены на обогащение социального опыта детей путём развития способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающим миром, а также формирование основ здорового, адекватного поведения в обществе.

« Чудо – гребешок».

Цель: совершенствование навыков пользования средствами личной гигиены - расчёска; побуждение детей правильно относиться к разным способам ухода за волосами, формирование основ здорового поведения.

Игровая среда: расчёски разной формы, куклы; музыкальное сопровождение.

Проектирование воображаемой ситуации: девочка Маша просыпалась утром, не причёсываясь, бежала к своим игрушкам. Играла с ними и на просьбы мамы причесаться не реагировала. Но вот однажды она прибежала в комнату с игрушками и не смогла найти свои любимые куклы. «Ау! Где вы?» - закричала она. Но никто ей не ответил…

Проблемно-поисковая ситуация: почему игрушки пропали?

Поисковая задача: найти выход из создавшейся ситуации, определить правила ухода за волосами (за короткими, за длинными).

« Мир дорожных знаков».

Цель: определение способов действия человека и поведения водителя в соответствии с информационными знаками и разметкой, встречающимися на дороге в конкретной игровой ситуации.

Игровая среда: информационные дорожные знаки, схемы-модели дорог, перекрёстков; машины по количеству детей, игровые правила.

Проектирование воображаемой ситуации: щенку Тузику купили машину. Он решил покататься на ней по улицам города. На первом же перекрёстке возле дома, где проживал Тузик, он заметил красивый голубой знак. Заглядевшись на него, щенок попал в дорожно-транспортное происшествие…

Проблемно-поисковая ситуация: почему произошла авария?

Поисковая задача: познакомьте героя с дорожными знаками.

« Как стать добрым?».

Цель: воспитание умения включаться в игру со сверстниками, побуждая детей к развитию игровых действий.

Игровая среда: звуковой дизайн нежной музыки, две картины: злая (тёмная), добрая (светлая); листы бумаги, кисти, стакан с водой.

Проектирование воображаемой ситуации: ребята присели на ковёр и взяли красивые цветные кубики. Они решили строить сказочный дворец из данного материала для маленького гномика. Дети старались, принося всё новые детали, сделали пристройки к сооружению. Но тут прибёжала сердитая Шурочка. Она без жалости разрушила несколько этажей дворца. Дети пытались защитить свою постройку, отчаянно боролись за каждую деталь. Но скоро от дворца ничего не осталось. От бессилия, обиды и разочарования у детей потекли слёзы.

Проблемно-поисковая ситуация: почему девочка разрушила постройку?

Поисковая задача: найти выход из ситуации.

« Мои зубки».

Цель: закрепление представлений воспитанников о режиме ухода за зубами.

Игровая среда: предметные картинки, схемы ухода за зубами; часы.

Проектирование воображаемой ситуации: Буратино на день рождения подарили новую зубную щётку. Он так обрадовался подарку, что стал чистить зубы несколько раз на день. Носил с собой пасту и зубную щётку в кармане. На все просьбы окружающих он не реагировал, утверждая, что чем чаще чистить зубы, тем здоровее они будут.

Проблемно-поисковая ситуация: почему герой сказки так поступает?

Поисковая задача: определить время и способы ухода за зубами.

« Одежда».

Цель: закрепление представлений воспитанников о способах поддержания одежды в чистом виде.

Игровая среда: сюжетные картинки, схемы действий человека по уходу за одеждой; предметы одежды кукол.

Проектирование воображаемой ситуации: мне кажется, что сегодня наши куклы грустные. Они не улыбались мальчикам, не играли с девочками. Вид у них уставший. Почему так случилось? Они во время нашего отсутствия тщательно убирали в комнате: протирали пыль, чистили окна, мыли полы, пылесосили ковры и испачкали одежду.

Проблемно-поисковая ситуация: как быть куклам?

Поисковая задача: составить план последовательных действий по уходу за предметами одежды.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Режим, распорядок дня ребенка

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Здоровый образ жизни дошкольников

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:

— усидчивость,

— контроль и коррекция эмоций и настроения,

— способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.

Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность,но изакладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

— Соблюдение режима дня, активности и сна.

— Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

— Правильное, здоровое питание.

— Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.

— Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам.

Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников: Гигиена и закаливание дошкольников

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.

Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Сысолятина Ольга
Картотека игр по формированию здорового образа жизни у дошкольников

«Умею - не умею»

Цели: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например, «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«Угадай, кто позвал?»

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память.

Ведущий, стоя спиной к воспитанникам, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

«Найди пару»

Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

«Правила гигиены»

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, ребята по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают ему: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Этикет – школа изящных манер»

Цели: научить ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а также десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

«Отгадай загадку по картинке»

Цели: помочь воспитанникам запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а ребята отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Воспитанники рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

«Найди опасные предметы»

Цели: помочь воспитанникам запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;

Опасно одному выходить на балкон.

«Мой день»

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером, объяснить, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«Опасно – не опасно»

Цели: учить отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.

Воспитанников просят определить степень угрозы, предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, ребята поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Воспитанники не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«Если сделаю так»

Цели: обратить внимание на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Ребятам дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, они продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» - поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Воспитанники должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

«Скорая помощь»

Цель: закрепить знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с ребятами ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, «затемпературил», когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

«Наши помощники – растения»

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Игра проводится по принципу лото, у воспитанников карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

«Путешествие в страну здоровья»

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

«К нам пришел Незнайка»

Цели: научить следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

Ребята внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Ребята должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

«Подбери пару»

Цели: соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ребята внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

«Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Раздаются картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, все должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«Пищевое лото»

Цель: формировать представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт., большие карты по типу лото.

Ребята раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

«Весёлый человек»

Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

«Путешествие хлебного комочка»

Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Ребята прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цели: учить составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, воспитанники совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображённого на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Воспитанники в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

«Что ты знаешь»

Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

Ребята сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Ребята не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

«Цветик – семицветик»

Цель: определение уровня нравственного развития группы.

Оборудование: цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет: дошкольного образования

Специальность: дошкольное образование

Курсовая работа

Дидактическая игра как средство формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста

Дневной формы получения образования

Лисовая Надежда Андреевна

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

1.2 Анализ программных документов

Глава 2. Экспериментальные исследования

2.1 Уровни и характеристики

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приёмы, используемые в программе

Заключение

Список литературы

Введение:

В последние годы резко возросло внимание к проблемам здоровья и формирования здорового образа жизни у детей. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества.

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребёнка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни.

Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребёнка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Для того, чтобы растить детей здоровыми, физически активными нужно глубоко знать ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности развития в период дошкольного детства, уметь определять признаки, по которым можно судить об отклонении в самочувствии, о начале болезни.

На здоровье ребёнка влияют многие факторы, одним из которых является среда в которой он растёт и развивается. Поэтому воспитание должно быть закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для ребёнка, в результате создаётся хаотичность в представлениях ребёнка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластёнина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребёнка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы курсовой работы.

Предполагается, что формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста будет происходить значительно успешнее при использовании системы средств с применением дидактических игр.

Цель исследования : обосновать необходимость формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в дидактической игре.

Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : процесс формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.

Методологической основой исследования являются положения теории и методики физического воспитания, педагогические и психологические представления о человеке, как природном и социальном существе, о физической активности и физической культуре, как важном факторе определяющем здоровье человека (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, И.А. Аршавский, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Е.О.Смирнова, и др.), о здоровом образе жизни и необходимости его формирования у детей.

Задачи исследования:

1. Теоретически подтвердить необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и привычки к нему у детей среднего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения.

2. Рассмотреть дидактическую игру как условие формирования здорового образа жизни.

«Дидактическая игра как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ». Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь результатов стабилизации.

У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья важно сформировать у детей навык самим заботиться о своем здоровье. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижения целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    Физическое развитие

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей: развитие у детей культуры здоровья и работы по профилактике и оздоровлению детей через решение следующих задач:

    создание условий развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    воспитание культурно-гигиенических навыков;

    формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: развитие мелкой и крупной моторики обеих рук, овладение играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

*Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Включение дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников в образовательную область «Физическое развитие» направлено на решение следующих задач:

    создание разнообразной игровой среды, направленной на оптимизацию игровой активности, а также на всестороннее развитие детей

    ознакомление с правилами дидактических игр, формирование умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку и самостоятельность.

Дидактическиеигры должны быть подобраны в соответствии с содержанием образовательной области «Физическое развитие».

Каждая из дидактических игр, решая задачи образовательной области «Физическое развитие», способствует решению задач из других образовательных областей:

«Познавательное развитие» - усвоение целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье, в том числе психическом, формирование первичных представлений о себе, возможностях и особенностях собственного организма.

«Социально-коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ) человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ и сохранение психического здоровья, приобщение к ценностям физической культуры. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, формирование основ безопасностисобственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, игровое общение.

«Художественно-эстетическое развитие» - использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие».

«Речевое развитие» - взаимосвязь развития игровой деятельности детей, развития мелкой моторики и речевого развития.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Продуманная методика проведения дидактических игрпо формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Примеры дидактических игр

Д идактическая игра: «Азбука здоровья»

Задачи: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Правила игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Дидактическая игра:«Полезные и вредныепродукты»

Задачи: формировать знания детей о полезных и вредных продуктах систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.

Материал: муляжи различных продуктов и овощей.

Правила игры : для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известны ли вам, какие продукты полезны. В одну корзину мы отбираем полезные продукты и объясняют свой выбор, во вторую продукты, которые вредны для здоровья.

Дидактическая игра:«Умею, не умею»

Задачи: формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, упражнять в умении осознавать, запоминать, воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание, формировать представления о строении тела и мышечной системы.

Правила игры: воспитатель или ребенок показывает движения, дети должны их произвести.

Дидактические игры: «Не пропусти свой звук»

«Угадай по звуку»

Задачи: формировать представления о помощнике человека (ушах), развивать навыки исследования с помощью соответствующего органа чувств, приобщая их к ценностям здорового образа жизни, способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа. Уточнить, какое значение для человека имеют слух.

Правила игры : воспитатель за ширмой издаетразличные звуки, в том числе на музыкальных инструментах, дети угадывают их. Воспитатель задает вопрос: «Что помогло вам услышать разные звуки?»

Дидактическая игра: «Угадай по запаху…»

Задачи: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: баночки с различными запахами: ваниль, лавровый лист, мыло….)

Правила игры: воспитатель предлагает детям понюхать содержимое баночек и спрашивает: «Что помогло вам почувствовать этот запах?

Дидактическая игра: «Игра с микрофоном»

Задачи: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Правила игры: воспитатель начинает предложение, а ребенок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею думать, но не умею рисовать, я – нога. Я умею ходить, но не умею говорить и т. д.

Дидактическая игра: «Назови правильно»

Задачи: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их и давать краткое

описание.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Правила игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать овощ или фрукт и описать его.

У меня помидор, он сладкий, красный, круглый. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы: какой формы? какого цвета? какой по запаху?

Дидактическая игра: « Игра - дело серьёзное»

Задачи: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал : различные предметы (опасные и неопасные), два обруча

Правила игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают предметы с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – предметы, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». - М., 1991г.

3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;

4. Гуменюк Е. И. «Будь здоров!» Дидактические игры и игровые задания./Е.Н.Гуменюк, Н.А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011

5. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»