Возрастные категории населения. Возрастные категории людей по годам. Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый - что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже - и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) - 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного - 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст - 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и более).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в котором выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т. ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т. ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, средний возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).

И.В. Калинюк.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Возраст как категория служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Другими словами – это цикл (этап, период) развития. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития, специфику возрастных изменений психики.

Существует разделение возраста человека на хронологический, социальный и психологический. Охарактеризуем их.

Хронологический возраст обозначает уровень биологического развития человека с момента рождения. Чаще всего под ним понимается физиологическое существование индивида. Еще этот возраст определяют как паспортный возраст. Его основными критериями считаются рост и вес человека, скелетная зрелость, сроки появления молочных и постоянных зубов, сроки наступления вторичных половых признаков и др.

Психологический возраст характеризует уровень онтогенетического развития, обуславливаемый закономерностями психофизического созревания организма. Его определяют по степени развития психических процессов и свойств личности. С точки зрения Л.С. Выготского, психологический (условный) возраст – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования (в психике или поведении), которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Социальный возраст включает уровень социальной зрелости человека, его адаптивности в социуме. Основными критериями данного возраста могут быть усвоение нравственно-правового уровня и социальных ролей, развитие профессиональной направленности и др. Градациями социального возраста выступают следующие: школьный, студенческий, пенсионный возраст и др.

Психологический возраст, как и социальный, в большинстве случаев не совпадают друг с другом и с хронологическим возрастом, что зависит от социокультурных, экономических, природных и других факторов.

Кроме того, существует также субъективно переживаемый возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Понятие возраста, как единицу психического развития, ввел Л.С. Выготский, который считал, что возраст имеет свою структуру и динамику. С учетом данного понимания им была разработана периодизация детства. В ее основу положено два критерия – динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические (спокойные, стабильные) этапы. С точки зрения содержания Л. С. Выготский разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа. Таким образом, у него была получена следующая периодизация детства.

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год).

Кризис одного года.

Ранний возраст (1 – 3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8 – 12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (13 – 17 лет).

Кризис 17 лет.

На современном этапе развития психологической науки полный жизненный цикл человека поделен на следующие возрастные этапы:

Младенчество (от рождения до года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 16 лет), юношеский возраст (от 16 лет до 21 года), молодость (от 21 до 35 лет), зрелость (от 35 до 60 лет), пожилой возраст (от 60 до 75 лет), старческий возраст (от 75 до 90 лет), долгожители (90 лет и более). Такое определение границ возраста условное и дается для ориентировки психологического возраста.

Следует дать определение «возрастным особенностям». Они представляют собой специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры. Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, которые ложатся в основу показателей развития на определенном возрастном этапе.

Введ?нное в психологию понятие возраста дало начало понимания возрастной нормы, которая обозначает диапазон колебаний системы психологических показателей определенной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития.

К пониманию возрастной нормы выделяют следующие подходы.

Статистический подход основывается на изменении индивидуальных различий по тем или иным показателям (рост или вес, объем памяти или внимания, коэффициент интеллекта и др.). Нормальным признается такое значение признака, которое находится в пределах среднего, а показатели, выходящие за установленные границы, считаются отклоняющимися от нормы.

В рамках данного подхода возрастную норму выражают в виде среднего количественного показателя.

Функционально-системный подход рассматривает норму не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Физическая и психическая норма понимаются через интервал оптимального функционирования организма, в рамках которого сохраняется связь со средой. Возрастная норма определяется как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы среды.

Медико-биологический подход базируется на эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма. О возрастной норме судят по таким показателям, как строение тела, работа внутренних органов в покое и во взаимодействии со средой, психические реакции и др.

С учетом подходов можно выделить виды норм:

Статистическая (характеризует статистическое большинство описываемых показателей);

Физиологическая (включает средние показатели процессов и состояний живого организма);

Психическая (определяется показателями большинства индивидуальных проявлений психики);

Индивидуальная (включает показатели функционирования организма конкретного человека без ориентировки на средневозрастные критерии).

Следует отметить, что о психической норме говорят тогда, когда функции организма, главным образом головного мозга, находятся в пределах физиологической нормы, а психические составляющие – в пределах статистической нормы.

В настоящее время существует несколько уровней психической нормы (по С. Б. Семичеву).

I. Идеальная норма. Это значит эталон, гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических норм, создающее условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта. Данный уровень соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической неустойчивости.

II. Среднестатистическая норма. Она является производным показателем усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции. На этом уровне предполагается риск психического расстройства.

III.Конституциональная норма. То есть показатель, полученный в результате соотнесения определенных типов психических состояний здоровых людей с конкретным типом телесной конституции.

IV. Акцентуация развития. Как вариант психической нормы характеризуется особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности.

V. Предболезнь. Еще один уровень психической нормы, включающий показатели первых признаков психических отклонений (патологии, дисфункции и др.).

Установление возрастной нормы развития в психологии позволяет обобщить особенности индивидуального развития, дифференцировать нормативное и отклоняющееся развитие, создавать периодизации и диагностические критерии, вводить групповые и индивидуальные ориентиры в психосоциальном развитии.

5. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Весь этап созревания человека разделяют на несколько возрастных периодов.

Возрастной период охватывает отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функциональные особенности организма одинаковы. Одновременно возрастной период - это отрезок времени, необходимый для завершения определенного этапа развития организма и достижения готовности его к соответствующей деятельности на этом этапе.

Такая закономерность легла в основу возрастной периодизации - объединения детей по возрасту при организации научно обоснованных процессов питания, воспитания и учебы, режима умственной и физической нагрузки.

Первая периодизация роста и развития человека была предложена российским педиатром Н.П. Гундобиным (1906).

В 1965 г. была принята биологическая схема возрастной периодизации, предложенная Институтом физиологии детей и подростков (г. Москва). Выделение 7 периодов созревания организма было основано на оценке особенностей индивидуального развития, включающих комплекс признаков, рассматриваемых как показатель биологического возраста - размеры тела и органов, масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, степень полового созревания.

Современная физиология, рассматривая период созревания организма ребенка от момента оплодотворения яйцеклетки, подразделяет его на 2 этапа.

    Внутриутробный этап включает: 1) фазу эмбрионального развития (0-2 месяца); 2) фазу фетального развития (3-9 месяцев).

    Внеутробный этап включает:

1) период новорожденности, или неонатальный (0-1 месяц); 2) грудной (постнатальный) период (1 месяц - 1 год); 3) ранний детский период (1-3 года); 4) дошкольный период (3-6 лет); 5) школьный период, который, в свою очередь, делится на младший школьный (6-9 лет), средний школьный (10-14 лет) и старший школьный (15-17 лет) (Е.П.Сушко и др., 2000).

Возрастная периодизация - условное обозначение возраста, учитывающее меняющиеся в процессе развития свойства организма детей. Разработана для научного обоснования системы охраны здоровья и развития физических и психических возможностей детей, приемов воспитания и обучения. В этих процессах необходимо учитывать и особенности развития отдельно взятого индивидуума, обладающего определенными различиями генетического кода и сложной мозаикой условий человеческой жизни. Вот почему календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет (Г.Н.Сердюковская, 1989). Причинами отставания - ретардации (от лат. retardatio - замедление) индивидуального развития может быть недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.). Дети, опережающие биологический возраст, встречаются реже. Среди них больше девочек. Характерными для таких детей являются избыточная масса тела, хронические тонзиллиты, вегетососудистые дистонии.

В 1935 г. Е.Кох предложил термин акселерация (от лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX в. по сравнению с темпами этих процессов в XIX в.

У современного поколения этап биологического созревания завершается действительно раньше. Ускорение развития идет с раннего возраста: масса тела новорожденных увеличилась на 100-300 г, длина тела - на 1,2-1,5 см (Ю.А.Ямпольская, 1980). Удвоение веса происходит уже на 4-5-м месяце, а не в полгода. На год раньше завершается смена молочных зубов (В.Н.Кордашенко, 1980). Наиболее ярко акселерационные сдвиги проявляются в подростковом возрасте.

Явление ускорения объясняется влиянием широкого комплекса факторов на биологию современного человека (ионизирующее и радиоактивное излучения; гетерозис, связанный с миграцией современного населения: урбанизация, химизация и т.д.) и не всегда положительно сказывается на организме детей. Современные специалисты считают, что темпы акселерации в последние годы заметно снизились.

Разделение детей на возрастные группы в ДДУ. Для более успешной работы с детьми считается целесообразным разделение на возрастные группы. При этом учитывается совокупность анатомо-физиологических особенностей детей, условий жизни, воспитания и обучения малышей. Каждой возрастной группе должны соответствовать оптимальные условия, обеспечивающие нормальное развитие организма ребенка и формирование его личности.

В дошкольных учреждениях группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1.1).

На современном этапе в связи с продолжительным декретным отпуском женщин (от 2 месяцев до 3 лет), количество ясельных групп в обычных ДДУ значительно уменьшилось, но они есть в домах ребенка.

* Состав и площади помещений ДДУ. Пособие к строительным нормам РБ; 3.02.01-96 к СНиП 2.08.02.89. 1996. С. 7.

В существующей возрастной периодизации недостаточно внимания уделено периоду внутриутробного развития - жизни эмбриона и плода в иной среде, гдо происходит часть онто- и филогенеза. Однако от этого периода во многом зависит дальнейший рост, развитие и состояние здоровья будущего ребенка.

Таблица 1.1

Группы в детских дошкольных учреждениях, соответствующие возрастным периодам

Количество детей (чел.)

1. Ясельная младшая

10 (максимальное)

2. Ясельная старшая

3. Дошкольная:

3-6 лет (по мед. справке более 7 лет)

4. Разновозрастная

5. Ослабленного здоровья

6. Кратковременного пребывания

не более чем по соответствующему возрасту

Период внутриутробного развития организма длится с момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения человека и составляет 9 календарных месяцев, или, в среднем, 280 дней. В первые три месяца происходит формирование плода. Этот период назвали фазой, или стадией, эмбрионального развития. В данной фазе внутренняя среда материнского организма является окружающей средой плода.

В стадии эмбрионального развития (с 8-го дня до 10-й недели) осуществляется органогенез - формирование всех внутренних органов и систем будущего ребенка. Разные хронические инфекции и интоксикации, вредные профессиональные факторы могут отражаться на развитии эмбриона, кроме того, эмбриональные клетки весьма чувствительны к различным раздражителям. Воздействие вредных факторов вызывает эмбриопатии - болезни внутриутробного периода, приводящие к порокам развития у детей. Этот период считают критическим периодом развития.

С начала 3-го месяца начинается фаза плацентарного развития (с 12-й недели до рождения), в которой происходит дальнейшее развитие внутренних органов. Ранний плацентарный период - важный этап в развитии плода, так как правильное формирование плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, обеспечивает дальнейший нормальный рост и развитие плода. Различные заболевания матери, токсикозы (в результате курения, приема алкоголя, наркотиков) приводят к нарушению плацентарного кровообращения.

Характерными особенностями этого периода являются: бурный рост плода, дальнейшая дифференцировка органов, формирование основных структурных и функциональных особенностей будущего ребенка. Различные неблагоприятные факторы (эндо- и экзогенные) в этом периоде вызывают задержку роста, дифференцировки органов и тканей и приводят к рождению недоношенного ребенка. Отрицательно сказываются и многие заболевания плода, которые часто связаны с ранними инфекциями (инфицирование происходит трансплацентарным путем), такими, как СПИД, краснуха, грипп, листериоз, токсикоплазмоз, йерсиниоз, бруцеллез, сифилис, а также разные токсикозы, в том числе медикаментозные.

Более поздняя (фетальная) стадия отличается накоплением в организме плода микроэлементов, некоторых витаминов, созреванием ферментных систем. Повреждение плода в этом периоде может вызвать внутриутробную гипотрофию, функциональную недостаточность систем и органов, преждевременные роды, врожденные инфекции.

Период новорожденности и продолжается с момента родов и до 28 дней жизни. Этот период делится на ранний (0-6 суток) и поздний (7-28 дней). Период новорожденности - самый ответственный и самый критический, сопровождается большим напряжением для ребенка. Тяжелая стрессовая реакция организма подтверждается глубокими морфологическими и функциональными изменениями эндокринной, нервной и других систем внутренних органов. Изменение условий жизни - существование вне организма матери - заставляет новорожденного приспосабливаться к новым факторам окружающей среды.

Главные изменения, происходящие в организме ребенка, - это адаптация к новым условиям жизни, возникновение легочного дыхания, перестройка аппарата кровообращения, желудочно-кишечного тракта, изменения обмена веществ.

При внутриутробном развитии газообмен происходит через плаценту, после родов легкие расправляются, и наступает легочное дыхание. «3апускаются» постоянный большой и малый круги кровообращения. Полностью изменяется тип пищеварения в связи с изменением средства питания ребенка, в первые 24-48 ч кишечник заселяется разными бактериями.

В этом периоде может развиваться состояние, свидетельствующее о нарушении адаптационных возможностей организма ребенка в условиях окружающей среды. Такое состояние наблюдается при нарушении гигиенических норм питания, режима по уходу и называется транзиторным (переходным). Все это отражается на функциях органов и систем новорожденного, вызывает нередко их нарушение.

Наблюдается транзиторная утрата первоначального веса тела на 3-4-й день жизни (на 5-6 % от веса при рождении) в результате голодания и утраты воды при начавшихся автономных процессах дыхания, мочевыделения и др. Профилактика этого нарушения - раннее прикладывание ребенка к груди. При резком изменении температуры окружающей среды такие дети легко перегреваются или охлаждаются в результате несовершенства процессов терморегуляции организма. Поэтому необходимо поддерживать адекватный температурный режим (используя кувезы для недоношенных и т.д.), который определяется степенью зрелости ребенка и температурой окружающей среды.

В первые дни жизни у новорожденных развивается повышенная концентрация билирубина, что в 60-70 % случаев сопровождается желтушной окраской кожи и слизистых оболочек; связано это с ускоренным гемолизом эритроцитов, содержащих гемоглобин F, и низкой активностью ферментов печени, связывающих билирубин с глюкуроновой кислотой.

У новорожденных развивается гормональный дисбаланс, или криз, обусловленный повышением в крови материнских гормонов - эстрогенов, поступающих через молоко матери. Возможны нагрубания молочных желез, кровянистые выделения у девочек из влагалища, сыпь, пигментация кожи около сосков и половых органов, на лице и др.

Значительные транзиторные сдвиги отмечаются в функции почек, сердечно-сосудистой системы, в обменных процессах.

В более поздний, неонатальный, период (конец 1-й - начало 2-й недели) при нормальных условиях питания, выполнения режима и ухода за новорожденными большинство нарушений почти полностью проходит. Но существуют границы адаптации, за которыми под воздействием отрицательных факторов развивается болезнь. Заболевания детей этого периода различны. Одни связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, аномалии развития), другие - с родовой травмой (внутричерепное кровоизлияние, переломы костей, асфиксия), третьи - с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость). Вирусные и бактериальные инфекции часто приводят к рождению мертвых детей или детей, не способных к существованию вне организма матери.

Новорожденные весьма чувствительны к гноеродной инфекции, которая может вызвать сепсис, проникая чаще всего через пупочную ранку, поврежденную кожу и др.

Грудной возраст (постнатальный период) продолжается от 1-го месяца до 1-го года. Для этого периода характерны быстрые темпы увеличения роста, массы тела, интенсивный обмен веществ, развитие статики и моторики.

В целях обеспечения усиленного роста и развития детей 1-го года необходимо большее количество пищи на 1 кг массы тела, чем старшим детям. Но пищеварительный тракт в этом возрасте развит недостаточно и даже при незначительном нарушении питания, качества и количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические нарушения пищеварения и питания, авитаминозы.

Недостаточное развитие органов пищеварения и ограниченная их функция (грудное молоко является главной пищей до 5-6 месяцев жизни) могут быть причиной возникновения заболеваний жкт (желудочно-кишечного тракта).

Острые детские инфекции (корь, краснуха, скарлатина и др.) в грудном возрасте наблюдаются редко, а в случаях заражения заболевания протекают более тяжело; отличаются они превалированием общих признаков и малой выразительностью специфических местных симптомов. Кожа и ткани у грудных детей отличаются нежностью и легко повреждаются. Однако, благодаря наличию в тканях большого количества капилляров и молодых клеточных элементов, при повреждении заживление происходит быстрее, чем у взрослых.

Относительная редкость инфекционных заболеваний у детей этого возраста обусловлена иммунитетом, который они получили от матери через плаценту, а в продолжение года подкрепили антителами, содержащимися в материнском молоке.

Преддошкольный (ясельный) период продолжается от 1 до 3 лет. В этом периоде рост и развитие ребенка происходит уже в более замедленном темпе. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса - 4-6 кг в год. Значительно изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы от 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет (рис. 1.1). Усложнение функции желудочно-кишечного тракта, наличие зубов (до конца года их должно быть 8) являются основой для начала искусственного вскармливания ребенка.

На 2-м году жизни осуществляется интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Совершенствование центральной нервной системы и познание окружающей среды содействуют развитию двигательных навыков, активному участию в играх. Дети самостоятельно сидят, ходят, бегают. Значительно увеличивается запас слов (200-300 слов); они хорошо выговаривают как отдельные слова, так и целые фразы.

новорожденный 2 года 6 лет 20 лет

Рис. 1.1. Изменение пропорций тела с возрастом

Более широкие контакты с окружающей средой, с детьми, взрослыми создают угрозу заражения инфекционными заболеваниями. В это время пассивный иммунитет, полученный от матери, ослабляется, а возможность возникновения инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, дизентерия, расстройства пищеварения, заболевания органов дыхания) возрастает.

Кожа и ткани остаются нежными, легко травмируются, что требует внимательного ухода и соответствующих гигиенических приемов.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется еще большей замедленностью темпов роста ребенка. Ежегодная прибавка роста составляет в среднем 5-8 см, массы тела - около 2 кг. Значительно изменяются и пропорции тела - длина головы к 6-7 годам составляет 1/6 длины тела, а рост конечностей ускоряется (см. рис. 1.1). Происходит дальнейшее совершенствование центральной и периферической нервной системы, развитие мышечной ткани, что дает возможность детям выполнять разные физические упражнения, требующие точной координации движений. Это способствует развитию движений и умений - дети много и быстро бегают, ходят на цыпочках, играют на музыкальных инструментах, рисуют, вырезают поделки из бумаги и др.

Благодаря дальнейшему нервно-психическому развитию, укреплению отрицательной индукции в коре головного мозга возрастает функциональная способность нервных клеток, поэтому дети могут более продолжительное время заниматься какой-либо сконцентрированной деятельностью. Значительно пополняется запас слов, сигналы речи играют все большую роль в поведении ребенка. Развитию речи содействуют различные игры, занятия, разучивание стихов, песен, взаимоотношения между детьми и взрослыми. Овладение речью, произношение отдельных слов и фраз ребенок усваивает через перенимание, поэтому формирование правильной речи зависит от окружающих его людей. Для профилактики задержки речи взрослым необходимо внимательно относиться к ребенку, следить за своей и его речью.

У детей 3-5 лет недостаточно развита моторика речи, в результате чего для них характерны физиологические недостатки выговаривания некоторых звуков: нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, а также «р», «л», «к» и др. При правильном обучении звуковой культуре речи эти недостатки быстро проходят. В случаях задержки развития моторики речи у детей в дошкольных учреждениях и школах постановка ее проводится специалистами-логопедами.

В дошкольном возрасте увеличивается удельный вес острых вирусных инфекций - гриппа, ОРЗ. Заболевания органов дыхания занимают первое место. Воспаление легких более часто наблюдается в 2-4 года жизни, а к 7-му году возникает чаще всего как осложнение вирусных заболеваний.

До конца дошкольного возраста увеличивается количество случаев заболевания хроническим тонзиллитом, склонность к ревматизму, почти в 2 раза увеличивается число нарушений зрения, аллергических заболеваний, невротических нарушений.

В конце дошкольного периода структура хронических заболеваний у детей распределяется следующим образом: на первом месте стоят заболевания органов пищеварения; на втором - заболевания органов дыхания (прежде всего носоглотки); на третьем - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, сколиоз и др.); на четвертом - болезни нервной системы и органов чувств (неврозы, миопия, энурез, отит и др.); на пятом - болезни кожи (диатез и др.). Следовательно, основное внимание воспитателей, преподавателей, врачей должно быть направлено на своевременное предупреждение у детей нарушений здоровья, выявление имеющихся отклонений и принятие соответствующих мер их лечения.

Школьный возраст начинается с 6-7 лет и продолжается до 17 лет. Нормально развитый 6-7-летний ребенок морфологически и функционально готов к школьному обучению.

Достаточную функциональную зрелость приобрела нервная система ребенка, анализаторы, эндокринная и другие системы. Заканчивается смена молочных зубов постоянными. Целенаправленные занятия в школе не только посильны, но и полезны для детей, они совершенствуют центральную нервную систему, в частности кору головного мозга, врожденные реакции и способности, создают условия для развития новых связей и реакций, содействуют более быстрому развитию.