Процесс социализации детей сирот. Современные проблемы науки и образования. Социально психологические особенности детей сирот

Наталья Лаврова
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 3

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ДЕТСКОГО ДОМА

2.1. Диагностика социально -психологических особенностей

воспитанников детского дома

Состояние воспитанников МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом » , стоящих на пороге выхода из детского дома , можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество возможностей и различных жизненных путей, но они испытывают определенные трудности в выборе необходимого образования и желаемой профессии. В то же время реализация этого выбора у воспитанников детского дома затруднена и ограничена. Во многом это обусловлено отсутствием у них близких, заинтересованных в их судьбе людей, на помощь и поддержку которых они могут рас-считывать.

Выпускник детского дома находится , как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. Если в учреждении позиция ребенка носит в большей степени «объективный» характер, о нем заботятся, его обеспечивают, то вне учреждения характер позиции нормативно становится «субъективным» , так как нужно самому обеспечить условия для нормальной жизни. Выпускнику предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство, так как практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в учреждении и самостоятельной жизни детей сирот.

Выпускнику какое-то время трудно адаптироваться в новой социальной структуре . У детей из семьи такого разрыва нет, они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них определенная «преемственность» жизненного пространства.

Таким образом, когда для детей-сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи : перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового жизненного пространства. Существует ряд факторов, препятствующих успешной социализации воспитанников .

1. Неопределенность социального статуса (ни к одной социальной группе выпускники не принадлежат, семьи лишены, а после выпуска лишаются и принадлежности к своему учреждению).

2. Значительные отклонения в состоянии здоровья и в психическом развитии (психопатоподобный синдром, патологическое развитие личности, часто вызванное поражением головного мозга, невротизация или выраженный невроз).

У детей-сирот, обучающихся в общеобразовательной школе, выявляются неуравновешенность поведения в 81,3% случаев (против 11,6 % у детей массовой школы) ; снижение памяти – в 73,85 % (против 16,5%) ; снижение социальной активности – в 67 ,0% (против 10,8%) ; нарушение общения – в 47,6% (против 8,7 %) . Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствуют, прежде всего, частые переводы из одного детского учреждения в другое , сопровождающиеся разлукой с педагогическим и детским коллективами , братьями и сестрами.

3. Особенности психического развития.

По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития воспитанников детских домов в подростком возрасте проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти искажения в общении с взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

4. Специфика формирования личности.

Большое значение для формирования личности подростка имеют его стремления, желания, надежды, т. е. отношение его к своему будущему. Воспитанники детского дома , как правило, живут сегодняшним днем, для них важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное абстрактное будущее. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки не ставят перед собой дальние цели, ориентированные на повышение образовательного уровня, приобретение профессии, не планируют, что для этого надо сделать. Дети привыкают рассчитывать на общество, государство. В результате у них формируется боязнь внешнего мира. В ответах на вопрос : «Чего ты больше всего боишься в жизни? «часто встречается : боюсь остаться без жилья» , «боюсь того, что будет после выхода из школы» , «боюсь выходить в самостоятельную жизнь, стать никому не нужным» , «боюсь, что у меня будет плохая жизнь, что попаду в тюрьму» , «боюсь одиночества» и т. д.

5. Отсутствие усвоения норм и ценностей.

Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он, по меньшей мере, должен понимать и принимать окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Подростки, воспитывающиеся в детском доме , учатся в общеобразовательной школе; большинство из них учатся на «3» или «3» и «4» , не успевают по многим предметам – 18 %; интересно учиться 35 % воспитанников. Мешает им учиться в основном лень, нежелание, недостаток знаний за прошлые годы. В отношении к образованию дети не ориентируются ни на мнение воспитателей, ни на мнение сверстников.

6. Неуверенность в будущем.

Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем эмоционально-личностной зрелости ребенка служит удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе.

При опросе 60 % детей хотят быть взрослыми. С уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее только 13,6 %; со страхом и пессимизмом – 13,6%; у 73,8 % есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно. Такие показатели во многом определяются взаимоотношениями подростка со значимыми для него людьми, на которых можно положиться в трудных ситуациях, которые могли бы служить примером и образцом для подражания, оказать поддержку и помощь.

Свое представление о взрослости воспитанники чаще, чем подростки из семьи, связывают с формальными характеристиками : с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т. е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройство на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимость отвечать за свои поступки.

2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников

детского дома

У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдаются глубокие личностные отклонения, не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде , сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми. То есть по всем показателям, к самостоятельной жизни они совершенно не готовы.

Педагоги и воспитатели детского дома , понимая такое сложное положение ребят перед выпуском, стараются помочь им подготовиться к выходу в самостоятельную жизнь. С этой целью воспитанникам даются советы (например, ухода за жильем, перечнем необходимых документов и т. д.) .

Однако формирование наиболее значимых способностей (к расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, к самоопределению, к овладению полоролевым поведением, позволяющих ребенку преодолевать трудности социализации , в учреждении осуществляется крайне слабо.

В настоящее время в детском доме разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Существующие программы включают достаточно широкое содержание : овладение навыками ведения домашнего хозяйства , умениями самостоятельно обслуживать себя, наводить порядок в доме, готовить пищу, формирование представлений об экономических процессах и явлениях. Особым видом работы является ориентация воспитанников на создание будущей семьи. Самостоятельная жизнь детей-сирот понимается как индивидуальная жизнь, и подготовка к ней должна быть направлена на преодоление противоречия между коллективизмом, сформированным в условиях детского учреждения , и индивидуальным характером жизни за его пределами.

Назовем следующие компоненты высокого уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни :

- социальная готовность (сформированность, навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации , организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу );

Трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве , профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

Морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка );

Физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).

В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни условно можно выделить следующие направления :

Развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т. п.) ;

Овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, устойчивых интересов, представлений, о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развития работоспособности).

Главным средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является деятельность детей (разнообразная по содержанию, формам, способам организации, как в группах в самом учреждении, так и вне его.

Важными условиями подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома являются :

Создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей-сирот;

Коррекционно-развивающая работа с детьми – сиротами (включает раннюю социальную адаптацию (создание условий , приближенных к домашним ); развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно - эмоциональных процессов, формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов);

Пролонгированный характер сопровождения (важно участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска).

Одно из условий успеха - формирование у воспитанников способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений, к овладению структурой деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.

Для реализации данных задач необходимо выполнить следующие педагогические условия , при которых возможно осуществление жизненного самоопределения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей :

Комплексная диагностика и реабилитация детей;

Индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно-ориентированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;

Обеспечение в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность;

Создание широких возможностей для творчества и другой деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых потребностей;

Развитие социальной и личностной мобильности, умения оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения;

Взаимодействием детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Исходя из вышесказанного, усилия педагогов и воспитателей направлены :

На расширение социальных моделей поведения через включение в группы и деятельность, имеющую и дающую другой социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые могут стать для детей социальными образцами ;

На учет и предоставление сиротам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей и возможностей для перевода намерений и желаний в план практических действий;

На повышение самооценки как за счет создания ситуации успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков » ;

На включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;

На сочетание групповых и индивидуальных занятий, т. к. индивидуализация возможна только в группе;

На создание (моделирование) реальных социальных ситуаций , реализация которых может осуществляться не только на занятиях;

На учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана про-грамма (наиболее эффективной – как корректирующая - она будет для подростков) ;

На моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома

Всестороннее развитие и становление личности ребенка, подростка и юноши представляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам.

Судьбы воспитанников привлекают наше внимание. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. Для приобщения детей-сирот к социальным ценностям и нормам стараемся изменить их образ жизни, отношение к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом.

Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути. Готовность ребенка-сироты к решению социально -экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение социальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Успешно социализации выпускника способствует реализации программы сопровождения ребенка-сироты от его поступления в учреждение до постинтернатной адаптации. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей медицинской, психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка.

При формировании личности одним из обязательных условий успеха , бесспорно, выступает создание педагогически благоприятной микросферы ее жизни и деятельности. Не случайно, создание условий жизнедеятельности , приближенных к домашним , стало одним из главных направлений деятельности всего коллектива.

Проблема создания условий для успешной социализации детей-сирот , их адаптации в современной жизни, была бы не решена, если не оказывать помощи выпускникам в решении жизненно важных для них проблем.

Решение жилищной проблемы, выбор места жительства выпускников становится важным фактором их социализации . Благодаря Постановлению губернатора Кемеровской области «Об утверждении порядка ведения средств для представления жилой площади детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей» выпускникам, у которых нет жилья или оно не пригодно для проживания, выделяются денежные средства из областного бюджета на покупку квартир :

Год Кол-во квартир

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом » выпустил :

Год Кол-во вос-ков в д/д

Таким образом, есть все основания утверждать, что судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту систему воспитания, которая их в полней мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что успешность социализации зависит несколько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации индивидуальной деятельности в детском сообществе и на благо этого сообщества.

Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации , поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов.

Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека; условия жизни – бытовые и географические; физические возможности (болезни и вызванные ими ограничении в движении, общение, учебе и т. д.) ; уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.

В ходе исследования, я выявила несколько проблем социализации детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей :

1. Неготовность к взаимодействию с людьми.

2. Неспособность предвидеть последствия своих поступков.

3. Низкая самооценка и плохое знание себя.

4. Острая потребность в одиночестве.

Для успешного развития социализации детей-сирот нужды , следую-щие условия :

Создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей – сирот;

Создание условий , приближенных к домашним ;

Развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала;

Формирования навыков общения;

- участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска;

Формирование у воспитанников интернатных учреждений способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений) ;

К овладению структурной деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.

Я считаю, что гипотеза исследования : «Развитие особенностей воспитанников детского дома проходит наиболее эффективнее при реализации всех условий социализации » верна.

Эта проблема меня так заинтересовала, что я решила продолжить работать над этой темой. На будущее планируем создать программу психолого-педагогической подготовки выпускника к самостоятельной жизни (модель выпускника) . А так же апробировать ее на воспитанниках МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом » .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация и социализация детей , лишенных семейного окружения : Материалы обл. науч. – практ. конф. (6-8 дек. 1994г.) Кемерово, 1995.

2. Буров В. Н. Социализация личности : Социальный педагог , семья и школа / В. Н. Буров, В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993.

3. Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в д/д и школах-интернатах : Дис… канд. психол. наук. / Е. В. Виноградова. - М., 1992.

4. Гребенников. И. В. Семейное воспитание : Краткий словарь. / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990-319с.

5. Дубровина. И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред . И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской; Науч. -исслед. ин-т общие и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР –М.: Педагогика, 1990.-264с.

6. Журнал Детский дом № 2 (15) /2005

7. Журнал Детский дом № 3 (12) /2004

8. Журнал Детский дом № 4 (9) /2003

9. Журнал Детский дом № 3 (16) /2005

10. Заруба. Н. А. Психолого-психологическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска» : состояние, проблемы, перспективы : Сборник научных статей. Часть I . / Под научной ред. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, С. Н. Чистяковой, Т. А. Фральцовой; Ред. Коллегия : Е. Л. Руднева, И. В. Карнаева, В. П. Михайлова, Т. Н. Семенкова. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2002.-150с.

11. Иванова. Н. П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот// Н . П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. - М., 1999

12. Красношлыкова. О. Г. Социально -педагогические основы деятельности в образовательных учреждениях (под общ. ред. О. Г. Красношлыковой, Е. В. Филатовой, сост. Е. В. Филатова, И. С. Морозова, А. А. Коробко, В. К. Зыборева. – ВЫП. 33. – Кемерово : МОУ ДПО «Научно-методический центр » , 2005. -84с.

13. Кузнецова Л. В. Воспитание школьников (теоретический и научно-методический журнал ) № 3 / 2005-80с.

14. Мудрик. А. В. социализация и воспитание . / А. В. Мудрик. - М., 1997.

15. Мухина. В. С. Лишенные родительского попечительства : Хрестоматия : Учеб. Пособие для студентов пед. уч-тов и ин-тов / Ред. -сост. В. С. Мухина. - М.: Просвещение 1991-223с.

16. Немов. Р. С. Психология : Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений : В 3 кл. -3-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2 : Психология образования. – 608с.

17. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : Учеб. пособие. Ярославль, 1997.

18. Прихожан. А. И. Дети без семьи / А. И. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1990.

19. Сидорова. Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. / Л. К. Сидорова. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112с. –/методика/ .

20. Социализация детей-сирот Кузбасса. / Под ред. Департамент образования Администрации Кемеровской области. Кемерово 2003-40с.

21. Хациева. М. А. Адаптация и социальная интеграция детей , лишенных семейного окружения : - Сост. М. А. Хациева, Т. Н. Семенкова. Сборник. – Кемерово : Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 54с.

22. Шульга. Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социологическая помощь обездоленным детям : опыт исследований и практической работы : Учебное пособие. / Т. И. Шульга. – М.: Изд-во УРАО, 2003-400с.

Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что
зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут
постоянно. В полном соответствии с теми переменами, которые предлагает человеку его окружение.
Для ребенка, который воспитывается в школе-интернате, наиболее значимыми объектами социализации являются коллектив, сверстники, воспитатели и т.п. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. Но вот у детей-сирот эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают искаженными. Как правило, отсутствие у сироты нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит и к деформации его представлений о роли личности в обществе (роли его собственной личности – в том числе).
Дети попадают в наше учреждение, испытав далеко не желательное влияние самых разных ситуаций. Есть такие дети, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Есть и такие, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они в ней и не живут. Они понимают всю сложность жизни такой семьи, обстановка в которой никак не подходит для полноценного воспитания ребенка. Зная, однако, о наличии родителей, дети не перестают, так или иначе, стремиться к ним, нередко ищут оправдания их асоциального поведения. Ситуация, таким образом, возникает противоречивая: пребывание детей в интернате при живых родителях не может не переноситься ими тяжело. С другой стороны, они ощущают: родители у них есть, а тяга к ним у ребенка сохраняется в силу совершенно естественных причин.
Особую трудность представляет работа педагога, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение воспитанниками социальной роли члена семьи. Причем важно не создать у ребенка искаженного представления о семье.
Трудность социализации – это целый комплекс затруднений, с которыми ребенок сталкивается при овладении той или иной социальной ролью. Трудности овладения социальной ролью возникают у ребенка чаще всего тогда, когда он не информирован о сущности этой роли, либо информация об этой роли не соответствует действительности, либо у ребенка нет возможностей испытать себя в данной роли.
У ребенка, воспитывающегося в школе-интернате, практически нет «личного пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С некоторой долей условности личным пространством можно счесть тумбочку с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.
Жизнь в интернате в силу известных обстоятельств вынуждает детей постоянно находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.
Организация жизни в школе-интернате задает воспитаннику необходимость исполнять четко очерченные социальные роли (ученика, воспитанника). Длительное время, находясь в рамках этих ролей, ребенок теряет способность к проявлению собственной индивидуальности и к свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение трудиться и т.п.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самыми различными, но, прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним их окружение. На успешность социальной адаптации воспитанников школы-интерната влияет уровень их образовательной подготовки, уровень владения ими социально- бытовыми навыками и особенности их психического развития, сформировавшиеся у них за время пребывания в интернате.
Ежегодно тысячи воспитанников детских домов и школ-интернатов стоят на пороге взрослой жизни. Что ждет их в этом будущем? Ведь для того чтобы выпускники успешно адаптировались в обществе, они, по меньшей мере, должны понимать и принимать окружающих, достаточно уверенно ориентироваться в соответствующих нормах и ценностях, обладать определенными навыками общения.
Трудности в профессиональном самоопределении подростков-воспитанников школы-интерната вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью у них познавательных процессов (мышления, памяти, воображения), обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Они сомневаются, понравится ли им учиться, смогут ли они учиться, с какими трудностями могут столкнуться, как решить ту или иную проблему, к кому можно будет обратиться за помощью и т.д.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. Но все звенья работы должны быть взаимосвязаны. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга.
Особенно большое значение для социально-бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу-интернат в младшие группы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.
В этом направлении воспитателями младших групп ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
- как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь;
- уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;-
- правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
- качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Основные направления работы интерната по социальной адаптации, следующие:
- «Безопасность жизни» - дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;
- « Жилые помещения » - даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой
- « Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях.
- «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.
- «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации, обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение мы придаём экскурсиям.
- «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время.
- «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Воспитателями и медиками проводятся по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе.
- «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу проводим по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи.
- «Природа» - дети усваивают приемы содержания животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяем экскурсиям в лес, проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир родного края.
Фомы работы по этим направлениям различны. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются не готовыми. Переход к самостоятельной жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида.
Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей-сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Причина трудностей в жизненном устройстве выпускников не только в отсутствии жилья, работы, семейного окружения, но и в неумении самого подростка организовать свой быт, позаботиться о себе, собственном здоровье, свободном времени.
Трудовая и бытовая адаптация выпускников школы-интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденции к частой смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отмечаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с большим трудом. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.
Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающим ребенка обществом, в котором он живет, в ходе его включения в различные виды социально-экономической деятельности. Чаще всего формирование такой готовности происходит стихийно.
Для обеспечения эффективности работы по социальной адаптации и повышения уровня формирования готовности ребенка-сироты к самостоятельной жизни, мной была разработана программа «Выпускник», которую я представила на своем сайте.

Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказываю только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родителей, которые живы. Это социальные сироты, до которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в тоже время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость, этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям .

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальных условий ребенка в этом учреждении.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития .

Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентации, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентации детей, обучающихся в обычной школе.

Исследование российских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем.

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

Выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

Формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

Приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности, как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи .

Третья сфера социализация - самопознание личности, которые предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

В результате теоретических исследований данной темы мы пришли к выводу. По данной проблеме занимаются ученые (А.В. Мудрик, Г.В Осипов, Г.Н. Волкова, А.К. Басов, Е.И. Казанова и др.)

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.

В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений.

Анализ опыта воспитательной работы детского дома и проведенные исследования дают возможность построить модель системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

сирота социализация информационный массовый

Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.

Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли - это сказка. Человек выросший среди зверей, как показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле этого слова.

Существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. По-этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.

Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

В процессе социализации формируется личность, которое определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность - сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.

На социализацию человека влияют ряд факторов, требующего от него определенного поведения и активности. Первая группа - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли («образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влияние средств массовой информации и других источников.

Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение - выбор детьми - сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот часто бывают искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников.

В связи с этим часто возникает иллюзионный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей и те, кто с ними взаимодействует. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль должна реализовываться человеком в течение всей его жизни.

Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родителей. Которые живы.

Это социальные сироты, до которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, сто дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях.

Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые родители их, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем.

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

¦ выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

¦ формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

¦ приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

Исследования особенностей психологического развития воспитанников детского дома традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому развитию.

Идея «дефицитарности» вследствие депривации обуславливает выбор форм оказания помощи детям-сиротам: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в большинстве исследований проблем сирот их меньшая социальная адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни.

Если обозначить такой подход в медицинской парадигме, то можно говорить о сиротстве как о хронической болезни, в случае которой организм оказывается неспособным к самостоятельному функционированию без поддержки извне в виде лекарственных средств и щадящего режима.

Однако в современной медицине, особенно в психотерапии и клинической психологии, все больше внимания уделяется уже не патогенным, а защитным факторам, противодействующим заболеванию или дезадаптации. Центр тяжести смещается с лечения на профилактику, т.е. на усиление возможностей организма, а не на устранение уже произошедшего сбоя. Развитие при таком подходе понимается не как приспособление или восстановление нарушенного равновесия, а как нарушение ранее сложившегося равновесия за счет появления новых качеств и возможностей.

Рассматривая ситуацию сиротства как стрессовую необходимо учитывать принципиальной важности факт состоящий в том, что любая стрессовая ситуация способна пробуждать личностные ресурсы и таким образом способствовать формированию продуктивных механизмов совладения с жизненными трудностями. Механизмы эти не универсальны и не могут быть предложены в качестве одинаковых для всех образцов поведения в социуме, что, очевидно, заложено в систему воспитания в детских домах. Это обстоятельство приводит к тому, что воспитанники детского дома характеризуется некоторой «унифицированностью» личностной структуры, отсутствием индивидуальных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях. Отсутствие гибких стратегий поведения в тех ситуациях, когда имеющиеся стратегии оказываются неэффективными, вызывает агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлена как во внешний мир, так и на собственную личность.

Жизнь сирот в детском доме сопряжена с рядом трудностей, стартующих с момента определения детей в государственное учреждение. Во многих случаях это так или иначе сопровождается разрывом с семьей, что является дополнительным стрессом для ребенка.

Далеко не все сироты обретают новую, приемную, семью - некоторые живут в детдоме до момента своего выпуска. Начиная самостоятельную жизнь, дети сталкиваются с рядом трудностей, от которых их оберегали стены учреждения. Чтобы адаптация ребенка во взрослом мире прошла успешно, воспитателям и педагогам детского дома необходимо уделить максимальное внимание вопросам социализации своих подопечных.

Причина сложности с адаптацией детей-сирот

Основная первопричина возникновения у ребенка трудностей после того, как он покидает детский дом, связана со спецификой содержания в госучреждении. Мир “семейного” ребенка не ограничен домом или квартирой - родители обеспечивают ему регулярный выход “в свет”: посещение детского сада и школы, совместные поездки, прогулки по паркам и торговым центрам позволяют детям с разной периодичностью вливаться в общество и постепенно познавать законы поведения и взаимодействия.

Иная картина возникает в случае с детскими домами. Мир их воспитанников жестко очерчен территорией спецучреждения, где главенствуют свои правила. Покидая детдом, ребенок зачастую просто не понимает, как себя вести и как поступать в той или иной ситуации. Он оказывается не готов к самостоятельной жизни.

Ошибки процесса социализации

В случае, если воспитательный процесс в детском доме игнорирует вопросы социализации детей или же ему придается недостаточное значение, у детей-сирот возникают определенные сложности, и их адаптация проходит с большим трудом.

Как правило, все эти трудности преодолимы, однако у повзрослевшего воспитанника детдома уходит немало времени, чтобы окончательно освоиться в обществе, и не всем удается сделать это успешно.

Несамостоятельность

Истоки этой проблемы кроются в том, что дети-сироты живут в детском доме на всем готовом. Большинству из них (в первую очередь тем, кто находится в спецучреждении от рождения) не знакомы походы по магазинам и процесс приготовления пищи, оттого вступление во взрослую жизнь многих вгоняет в ступор.

Отсутствие у сирот жизненного стержня, надежной опоры - семьи - зачастую приводит к тому, что оставшиеся без попечения родителей дети чаще “семейных” подвержены девиантному поведению и с большей легкостью подпадают под дурное влияние. Следствием этого могут стать различные формы зависимостей - алкоголизм, наркомания и т.д.

Непринятие социумом

В нашем обществе по сей день существует предубеждение против детей-сирот. Любой такой ребенок рано или поздно встречает трудности, связанные со взаимодействием с людьми, которые заранее видят в сиротах угрозу для себя и близких, порой даже пресекая общение собственных детей с детдомовскими. Причем, не имеет значения, воспитывается ли сирота в детском доме или же приемными родителями. Наверное, каждый ребенок, в какой-то момент жизни оставшийся без попечения родителей, слышал оброненную в свой адрес фразу “Ну он же детдомовский!”.

Сложности с профориентацией

Для любого ребенка важно найти свое место в жизни и заняться впоследствии определенным видом деятельности. Вопрос занятости крайне важен для воспитанников детдомов, поскольку он определяет их будущее.

Специфика жизни в государственном учреждении накладывает свой отпечаток на детей-сирот. Так, попадая в детский дом, ребенку необходимо приспособиться к его негласным правилам. Многие знают, насколько сложно школьнику, сменившему образовательное учреждение, влиться в новый коллектив учеников. К новичкам всегда относятся настороженно, и детский дом здесь не исключение.

Порой новому воспитаннику приходится прилагать определенные усилия, чтобы стать “своим” в группе детей. По выпуске из детского дома сиротам предстоит схожий процесс адаптации, но в б о льших масштабах. Необходимость получения профессии, определенных навыков, важных для стабилизации дальнейшей жизни, создает определенные трудности. Так, уровень знаний у многих ребят из детдомов относительно невысок. В детском доме отсутствует необходимый ребенку родительский контроль над образовательным процессом и выполнением домашних заданий, а это, в свою очередь, становится причиной низкой успеваемости и, как следствие, невозможностью поступить в выбранное учебное заведение.

К сожалению, не все выпускники с этими трудностями справляются. Сразу не найдя себе применения, многие подросшие сироты опускают руки. Другие же вынуждены довольствоваться не желаемой профессией, а наиболее доступной, исходя из реалий.

Методы успешной социализации детей-сирот

Ограниченный круг общения сирот впоследствии “выходит боком” детям из детдома - у них нет возможности ориентироваться на опыт взаимодействия с обществом своих родителей. Поэтому здесь на передний план должен выйти наставник. Им обычно становится педагог, имеющий влияние на подопечного. Его задачей становится проведение большой подготовительной работы с тем, чтобы выпуск из детского дома не стал шоком для привыкшего к совершенно другим условиям ребенка. Но для успеха необходима предварительная образовательная подготовка самого педагога. Реализация подобных программ в госучреждении может стать хорошей помощью детям-сиротам.

При этом важно понимать, что работой педагога ограничиваться нельзя. Воспитанникам детских домов крайне необходимо на какой-то срок покидать учреждение, чтобы иметь возможность ненадолго вливаться в общество. Наиболее подходящий вариант для этого - так называемые гостевые семьи, которые на короткий период (например, на каникулы) принимают к себе ребенка. Таким образом, дети-сироты получают положительный опыт жизни в семье, что постепенно уменьшает их базовое недоверие к миру.

Заключение

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни должна проводиться специально обученными педагогами. Однако самое главное здесь - внутренняя политика самого сиротского учреждения. Руководство должно осознавать, насколько важно грамотно социализировать своих воспитанников, чтобы помочь им максимально безболезненно войти в новый для них взрослый мир.