Устройство детей без попечения родителей. Образовательные учреждения для детей-сирот Учреждения для детей сирот

1.1. Характеристика учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обстановка с беспризорными становиться все острее. Во многих семьях по разным причинам, основная из которых все те же экономического характера, родители спиваются, забывая о детях. А те, видя постоянные пьянки, драки, не находя даже куска хлеба, уходят из дома, живут в подвалах, на чердаках.

Приюты, детские дома – слова для нас, казалось бы, прочно забытые, снова возвратились в нашу речь.

Страшная статистика сирот при живых родителях растет, возрастает число учреждений для таких детей.

К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками;
социально – реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты); учреждения здравоохранения -дома ребенка и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети – сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, или объявлены умершими (в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по разным причинам.

К основным причинам относится: отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; иные случаи признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке.

Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет. По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

Целевая установка всех детских домов – это социальная защита
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.

Детский дом – государственное интернатное воспитательное учрежденние для детей – сирот в возрасте от 3 до 18 лет, некоторые такие учреждения преобразованы в школы – интернаты.

Школа – интернат – учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение ребенка с 7 до 18 лет в школу – интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих.

Основные задачи учреждения:

· Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

· Обеспечение социальной защиты, медико– психолого – педагогической реабилитации воспитанников.

· Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.

· Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

· Охрана прав и интересов воспитанников.

Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

Режим дня, обеспечивающий научно – обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением.

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

· Разновозрастные (не более 8 человек).

· Одновозрастные (до 4 лет – не более 5 человек, от 4 лет и старше –
не более 10 человек).

Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных ном, и определяются исходя из потребности (численности).

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

При проведении занятий в 1 – 11 классах по иностранному языку,
в 5 – 11 классах – по трудовому обучению, физической культуре, в 10 – 11 классах – по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого – педагогической и медико – педагогической комиссии.

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляются в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

В учреждение принимаются:

· дети – сироты

· дети, отобранные у родителей по решению суда

· дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

Воспитанники учреждения имеют право на:

· Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами.

· Защиту своих прав и интересов.

· Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации.

· Удовлетворение потребности в эмоционально – личностном общении.

· Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

· Развитие своих творческих способностей и интересов.

· Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

· Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относится к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников входят:

· наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно – психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

· организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно – оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

· медицинский контроль за выполнением санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима;

· осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно – гигиенических требований в процессе трудового обучения;

· работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно – просветительских знаний.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги – психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.

Основными задачами детского дома семейного типа являются – создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их согласия.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

1. находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

2. имеющие заболевания, при наличии которых, нельзя взять детей на воспитание;

3. лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

4. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

5. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

6. являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно – профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно – профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями) исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

1. Средства учредителя (учредителей).

2. Имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом).

3. Добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

4. Другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные средства в течение года изъятию не подлежат.

В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат на попечение родителей всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Правительством Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.

Появление таких учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот следующий:

1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.

2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.

3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.

Негосударственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплектуется по согласованию учредителей и органов управления образованием через органы опеки и попечительства городских, районных отделов образования или органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Комплектование учреждения детьми осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Уставе учреждения обязательно должны быть оговорены вопросы приема детей, их вывода (с разрешения только органов опеки и попечительства), выпуска (ответственность за дальнейшую судьбу выпускника в первые годы самостоятельной жизни, обеспечение социальных гарантий не ниже предусмотренных государством).

Механизм взаимоотношений негосударственного учреждения для детей – сирот и органов управления образованием регулируется Учредительным договором между учредителями и детским домом в том случае, если орган управления образованием является одним из учредителей.

Орган управления образованием может не быть в числе учредителей негосударственного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае отношения органа управления образованием и детского дома определяются Соглашением взаимных обязательств по комплектованию, финансированию, обучению, контролю и помощи, с стороны, и гарантией соблюдения прав и интересов детей, с другой.

Детские деревни (SOS – Киндердорф) – заведение для воспитания детей – сирот в условиях, приближенных к семейным.

Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным.

В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.

Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей.

Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск.

Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS – австрийский
педагог – гуманист Герман Гмайнер.

Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.

На конец 2001 года в домах ребенка находилось 160 чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на конец 2002 года – 182 человека.

Дети, нуждающиеся в таких учреждениях, как правило,

10 % «отказные», 90 % - из семей «группы риска» - лишенные родительских прав, находящиеся в заключении, на лечении в психиатрических больницах, бомжи и т.д.

В детские дома поступают дети, в основном, по несколько лет скитавшиеся по подвалам, давно утратившие связи с семьей. Подавляющее большинство их приобщилось к алкоголю, табаку, другим вредным привычкам. У них, зачастую, утрачены обычные бытовые навыки, они не придерживаются правил гигиены. В основном, все с нервными расстройствами, повышенной агрессивностью, страдают различными хроническими и кожными заболеваниями, задержкой психического развития.

Социальные приюты для детей и подростков – специализированные детские заведения стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико – психолого – педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создают государственными органами, общественными организациями, их учредителями могут быть и частные лица.

Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальные центры для временного содержания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в семьи граждан.

Все это, с нашей точки зрения, делает актуальным изучение особенностей психического развития детей, воспитывающихся в детских домах.


По социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление...

Достойного Человека». 2. Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома 2.1 Организация и проведение исследования Изучение особенностей социальной адаптации детей Тарногского детского дома. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Измерить уровень социальной адаптации в Тарногском детском доме в возрасте от 12–17 лет. 2. ...

Проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности. 1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - ...

Однако без соответствующего финансирования. В результате все финансовое бремя по поддержанию приемной семьи (а оно немалое) полностью ложится на местный бюджет. Глава 3. Анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом 3.1 Западный опыт детских домов семейного типа Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. Для Советского Союза ее вроде бы и не...

Семейное законодательство РФ указывает, что для детей, лишившихся присмотра родителей, оптимальным вариантом последующего проживания является семья. Возможны семьи родных или иных близких людей, опекунов, ребенок может быть определен и в приемную семью (ст. 155.1 СК РФ). При существовании даже небольших шансов ребенка стать членом приемной семьи этот вариант будет приоритетным и наиболее подходящим с точки зрения максимального соблюдения прав и интересов ребенка.

Ст. 122 СК РФ указывает, что комиссия из работников органов опеки в пределах трех рабочих дней после сбора сведений о ребенке, лишившемся присмотра родителей, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых он живет, и соблюдение его прав. После этого сведения следует разместить в базе данных о детях, утративших опеку родителей (закон №44-ФЗ от 16 апреля 2001 г.).

Далее анализируются доступные варианты определения ребенка-сироты на воспитание в семью. Если никто их родственников или иных близких людей не выразил намерения опекать ребенка, последний будет определен в специальное детское учреждение.

Ст. 122 СК РФ и ст. 155.1 СК РФ указывают, что руководство организаций, ответственных за проживание и развитие детей, лишившихся присмотра родителей, постоянно обязано контролировать доступные варианты помещения воспитанников в приемные семьи. Сокрытие сведений, что супружеская пара или отдельный гражданин выразили намерение принять ребенка, от органов опеки расценивается как правонарушение, и на руководство организации налагается штрафное взыскание размером до 3 тысяч рублей, как об этом указано в ст. 5.36 КоАП.

Виды учреждений для детей, лишившихся присмотра родителей

Как указывает ст. 155.1 СК РФ (гл. 22, введена законом №49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.), организации, куда могут быть определены дети, лишившиеся надзора родителей или иных близких, имеют различную направленность. Они бывают:

  • образовательного характера,
  • медицинские,
  • общей социальной направленности.

Если ребенок, лишившийся присмотра родных, обнаружен в субъекте РФ, где отсутствует специальное детское учреждение, работникам органов опеки надлежит сопроводить его в детский дом, который располагается на территории ближайшей административной единицы.

  • виды и особенности деятельности организаций, направленные на надлежащее воспитание детей и соблюдение их интересов,
  • порядок осуществления этой деятельности,
  • порядок и особенности медицинского обследования детей, по результатам которого они будут определены в лечебные или воспитательные учреждения.

Организация и контроль деятельности учреждений, ответственных за воспитание детей, лишившихся присмотра родителей, осуществляется согласно ГК РФ, СК РФ, законами №184-ФЗ от 6 октября 1999 года и №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, законами административных субъектов РФ.

Положение о деятельности детских домов требует от руководства и персонала контролировать надлежащее воспитание и неукоснительное соблюдение прав и интересов детей, развитие у них гражданских взглядов, гуманизма и понимания общечеловеческих ценностей, а также предоставления воспитанникам доступного светского образования. Ст. 155.1 СК РФ уточняет, что религиозные организации не могут считаться подходящими для детей-сирот, поскольку имеют приоритетной целью исповедание и непосредственное распространение определенной веры, а это противоречит свободе выбора ребенком религиозных взглядов (ст. 8 закона №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.).

Порядок помещения детей в организации для детей-сирот

ПП РФ № 481 от 24 мая 2014 г. в соответствии со ст. 155.1 СК РФ указывает, что для определения ребенка на проживание (на постоянной основе) в организацию для детей, лишившихся присмотра родителей, органы опеки обязаны подготовить и предоставить ряд документов:

  • личное дело (составляется согласно правилам, утвержденным ПП РФ №423 от 18 мая 2009 г.);
  • направляющее письмо от органа, контролирующего вопросы опеки над детьми в данном субъекте РФ.

Еще в организацию для детей-сирот предоставляется акт, составленный органом опеки, о поступлении ребенка под ответственность данной организации. Ребенок должен быть помещен в учреждение не позднее месяца с момента выявления его как оставшегося без родительского присмотра.

Пребывание детей в интернатах на временной основе

В ряде ситуаций детей, чьи родители известны и живы, и тех, у кого есть опекун, определяют в специализированное учреждение на временное проживание.

Во-первых, иногда этого требует тяжелое состояние здоровья ребенка. Если ему ежедневно необходимы сложные медицинские процедуры, а родители не обладают навыками, чтобы обеспечить квалифицированный уход, целесообразным решением с их стороны будет определить ребенка в клинику с проживанием на время лечения. Это не лишает их родительских прав и никоим образом не ограничивает их отношения с ребенком.

Родные могут на время определить ребенка в интернат по ряду иных заслуживающих уважение причин: тяжелое состояние здоровья самих родителей, не позволяющее надлежащим образом ухаживать за ребенком и воспитывать его; длительные командировки, куда не представляется возможным взять ребенка, или другие уважительные обстоятельства. Тогда мать и отец составляют акт, согласуют его с сотрудниками органов опеки и временно помещают ребенка на проживание в интернат. Это также никак не отражается на состоянии семьи, правах родителей (опекуна) в отношении ребенка, и по возвращении либо при улучшении их состояния здоровья они забирают его обратно.

Контроль условий проживания, интеллектуального и физического развития детей, воспитываемых в организациях для детей-сирот

Проверка условий, в которых проживают и воспитываются дети, на соответствие санитарным нормам, и соблюдения прав сирот лежит в сфере деятельности органов опеки. В компетенцию органов входят проверки учреждений, выявляющие нарушения прав воспитанников. Комиссия, направляемая в детские дома, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых содержатся дети, на доступность им учебных и игровых материалов, на качество лечебных процедур, особенно если учреждение позиционируется как клиника для тяжелобольных.

Комиссия выявляет превышение полномочий руководства и нецелевое расходование средств, выделяемых из бюджета на содержание детского дома, проверяет отчетные документы. Если финансовых нарушений не выявлено, но необходимы дополнительные средства на ремонт или, например, покупку оборудования, комиссия при участии руководства детского дома готовит соответствующий документ.

Сроки нахождения воспитанников в организациях для детей, лишившихся родительского присмотра (детских домах)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. №ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» сообщает: дети, утратившие надзор родителей или опекунов, определяются в специальные учреждения и пребывают там до 18 лет.

Достигнув совершеннолетия, такие дети могут претендовать на предоставление льготного жилья. Это отмечается в Конституции и подтверждается законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., ЖК РФ (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.), законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Формируется особый фонд целевого жилья, квартиры из него впоследствии распределяются между воспитанниками детских домов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны своевременно предоставлять сиротам, достигшим 18 лет, жилье, и следить, чтобы квартиры из фонда, предназначенные для сирот, не использовались ни при каких обстоятельствах, кроме основной цели.

Таким образом, государство имеет ряд обязательств перед детьми, лишившимися присмотра родителей. Эти обязательства реализуются посредством специальных органов, осуществляющих контроль воспитания таких детей, а также учреждений, где дети проживают до наступления совершеннолетия. Тем не менее, несмотря на наличие таких учреждений, приоритетным и оптимальным для ребенка остается развитие и воспитание в семье.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Никто не знает ответа..

Здравствуйте, в момент обучение (Мне уже исполнилось 18 лет) умер последний родитель, в моем образовательном учреждении поставили на полное государственное обеспечение. Я его закончил и мне приостановили выплату пенсии и гос обеспечение, через 2 месяца я поступил на высшее образование(исполнилось 20лет), пенсию востоновил, а на гос обеспечение не ставят. Скажите, имею ли я право получать гос поддержку?

Степан 27.09.2018 10:25

Добрый день! Право на полное государственное обеспечение имеют студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Cтуденты очной формы обучения, которые в период обучения в университете потеряли обоих или единственного родителя имеют право на зачисление на полное государственное обеспечение. Даже в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях . Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, как предоставившим все необходимые документы о том, что они являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены следующие денежные выплаты: государственная социальная стипендия (ежемесячно); академическая бюджетная стипендия (ежемесячно); пособие обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем рублей (выплачивается по половине суммы в ноябре и марте ежегодно); пособие на питание (ежемесячно); оплата проезда (ежемесячно) в размере стоимости студенческого проездного билета; ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; по окончании университета выплачивается единовременное пособие на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря; по личному заявлению 1 раз в семестр оказывается материальная помощь; 1 раз в год в каникулярное время оплачивается проезд на ж/д транспорте к месту жительства и обратно (по личному заявлению); обязательно оплачиваются расходы на лечение (по личному заявлению с приложением подтверждающих документов); при наличии средств по личному заявлению и по медицинским показаниям предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение в профилактории города области.

Тем, кто в силу разных обстоятельств всерьез решил усыновить или взять под опеку ребенка, будет небезынтересно узнать, какие же учреждения занимаются воспитанием и образованием детей, оставшихся сиротами. В этой статье мы рассмотрим образовательные учреждения для детей сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.

Классификация данных учреждений регламентируется "Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за №676 от 1 июля 1995 г.

Согласно последней редакции этого положения существует четыре типа таких учреждений.

  1. Детский дом:
  • для детей раннего возраста (с 1.5 до 3 лет);
  • дошкольного возраста;
  • школьного возраста;
  • смешанный.
  • Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организационно-правовая форма данных учреждений определяется статусом учредителя, в качестве которого могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (в случае, если учреждение муниципального подчинения). Допускается и совместное учредительство.

    В образовательные учреждения для детей сирот принимаются:

    • дети-сироты;
    • дети, отобранные у родителей по решению суда;
    • дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.

    В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
    Дети - члены одной семьи, или находящиеся в родственных отношениях, за редким исключением, направляются в одно учреждение.

    По определению, детский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (в отличие от дома ребенка, который является лечебно-профилактическим учреждением и находится в ведении органов здравоохранения).
    Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте.

    Другие образовательные учреждения для детей сирот - дом-школа или школа-интернат (от лат. internus - внутри). Они определяются как "образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье [в случае ее наличия] в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей".

    Дети в образовательных учреждениях для детей сирот делятся на полных сирот (у которых родители либо умерли, либо пропали без вести, либо получили пожизненный тюремный срок) и на детей, оставшихся без попечения родителей (родители которых либо отказались от своих детей, либо лишены родительских прав).
    Есть интересное отличие между двумя этими группами. Полным сиротам государство ежемесячно выплачивает небольшие суммы денег, которые аккумулируются на личной сберегательной книжке ребенка и по достижении совершеннолетия у него на счету может накопиться некоторая «стартовая» сумма (что-то около 100 000 руб.). Детям же, оставшимся без попечения родителей, государство не платит ничего, а обязывает родителей отчислять им алименты с заработной платы (отца - 13%, мать - 10%). В результате, в большинстве случаев, ребенок остается без денег, ведь, как правило, высоким моральным обликом такие родители не отличаются и всячески стараются уйти от данных выплат или просто не работают.

    Еще одна группа, входящая в образовательные учреждения для детей сирот - это специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты. Они созданы для детей с теми или иными отклонениями в развитии (читайте статью "виды детских домов" , где подробно рассказывается о классификации данных учреждений). В таких домах медицинскими средствами, средствами образования и трудовой подготовки, а также методами социально-психологической реабилитации корректируются отклонения в их развитии для последующей интеграции в общество.

    Г.В. Семья

    доктор психологических наук,

    проректор Столичного гуманитарного института,

    член Координационного Совета Минобрнауки РФ по ФЦП "Дети России",

    эксперт Уполномоченного по правам ребенка г. Москвы

    К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждениясистемы здравоохранения (дома ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке.

    Виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешан­ные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными.

    К учреждениям, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, от­носятся:

    Дом ребенка – учрежде­ние для воспитания и оказания по­мощи детям до трех лет (например, в результате отказа родителей взять ребенка из роддома), детям матерей-одиночек, а также детям-инвалидам. Различают дома ребенка общего типа и специали­зированные – для детей с пораже­нием центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др. Это медицинские учреждения, принадлежащие к системе здравоохранения.

    Детский дом – учреждение для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов. Совмещает функции собственно «дома» и дошкольного образовательного учреждения (детского сада) или начальной школы.

    Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – учреждения, в которых дети не только живут и воспитываются, но и получают образование.

    Санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

    Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, с отклонениями в развитии.

    Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии – для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.

    Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей – вы­полняет функции координатора по направлению детей в соответствующие учреждения на постоянное пребывание.



    Социальный приют – учреждение временного пребывания детей до опре­деления их дальнейшей судьбы.

    Детский дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском об­служивании, а также социально-тру­довой адаптации.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола могут быть зачислены без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освиде­тельствования в кадетские школы-интернаты , суворовские военные, нахимовские во­енно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса, военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса . Также дети-сироты в возрасте 14-16-ти лет также могут быть зачислены в качест­ве воспитанников в воинские части.

    Темпы развития форм устройства детей-сирот в семьи россиян не слишком впечатляют: в сиротских учреждениях страны находятся более 260 тыс. детей. Кроме того, всегда будут дети, которые по разным причинам не могут быть переданы на семейное воспитание. Результатом проживания в учреждении часто является психическая депривация детей (невозможность удовлетворения основных психических потребностей); им ставится диагноз «психосоциальная карликовость» – отставание в развитии практически по всем параметрам. Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических последствий воспитания в учреждении необходимо, чтобы вместе проживали не более 12 детей. Поэтому надо создавать в детских домах и школах-интернатах условия, приближенные к семейным. Это означает переоборудование или открытие новых учреждений по типу отдельных квартир или детских деревень; организацию условий жизни в форме «социальной семьи», изменение системы взаимодействия детей и воспитателей и т.п. К желательным условиям следует отнести:



    – воспитание детей-родственников в одной «социальной семье»;

    – разновозрастной принцип комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим – учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность;

    – открытость учреждений интернатного типа, возможность обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен детского дома;

    – создание условий выбора в повседневной жизни ребенка;

    – установление отношений с биологическими родителями и родственниками.

    Следует также пересмотреть систему воспитания детей; сделать обязательными программы подготовки к самостоятельной жизни; проводить работу, способствующую профессиональному самоопределению выпускников.

    Для личностного развития детей-сирот важно иметь возможность поддерживать отношения с родственниками. В 998 учреждениях (53% от всех учреждений) воспитанники имеют условия для общения с родителями и родственниками. Наличие таких условий важно также для проведения работы по возвращению детей в биологические семьи.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Дома ребенка (Дома малютки).

    Бывает «обычным» и «специализированным», например - для больных сколиозом, с пороками сердца, с неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и т.д. Это - некоммерческая организация, финансируемая за счет средств бюджета на основе сметы, а также целевых благотворительных средств, полученных от организаций и физических лиц.

    Входит в систему Минздравсоцразвития.

    Туда попадают, в основном, дети-отказники, оставленные в роддомах и больницах, и находятся там до 3 лет. В некоторых случаях дети задерживаются и до 4 лет. Далее, если детей не усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, их отправляют в детский дом. Процент семейного устройства детей до 3 лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами, в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину.

    В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны.

    А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства.

    Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

    Детские приюты (детские социальные приюты) Любопытно, что по запросу «приюты временного содержания» Yandex.ru дает 2 млн. ответов. Но из первых 60 - лишь пять касаются детей, а остальные 55 касаются домашних животных, для которых «приютов временного содержания», вероятно, больше. Помимо прочего, «детские приюты» идут в одной графе с «детскими приемниками», хотя по функциям и по составу детей они совершенно различны.

    О детских приютах, куда, по логике вещей, должны были бы попадать дети, только что получившие статус сироты, известно немного.

    Детские приюты временного содержания задумывались для детей старше 3-х лет - либо для новых сирот, либо для детей, нуждающихся в небольшом периоде «отдыха» от своей обычной семейной ситуации.

    Здесь оказываются дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, без жилья и средств к существованию, бродяжничающие. До определения их социального статуса приют предоставляет им место временного пребывания, обеспечивает едой и одеждой, оказывает психологическую помощь, охраняет от асоциальной среды, гарантирует защиту прав. Однако нередко в таких приютах дети живут годами, причем, порой - с неопределенным статусом.

    Подчиняются эти приюты, как правило, Министерству здравоохранения и социальной защиты. Существуют и частные приюты, а также - приюты РПЦ.

    Таким образом, приют является промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно-образовательных учреждений. В России 615 социальных приютов для детей и подростков.

    Детские дома.

    Немного в открытом доступе и детальной информации о детских домах, хотя, казалось бы, об их существовании знают все. Например, участники форума усыновителей пишут с иронией: «Приглашаем в нашу компанию настоящего сыщика или помогите найти работника уголовного розыска, который готов помочь. Наверно, можно сделать официальный запрос - в каком-нибудь ведомстве, кому подчиняются детские дома...».

    По типам различаются детские дома: для детей дошкольного, школьного возрастов, смешанные, санаторные для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении, специальные (коррекционные) детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа. В России более 1850 детских домов.

    Ведомственная принадлежность различных детских домов - вопрос туманный. Хотя порядок жизни в интернатах и детдомах регулируется «Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое было принято правительством РФ в 1995 году, существует несколько видов совершенно различных детских домов и интернатов.

    Детские дома, относящиеся к Министерству образования и Департаментам образования.

    Среди них - большинство т.н. «детских домов полного цикла» и общеобразовательные школы-интернаты для сирот, предоставляющие сиротам полное среднее образование, порой - достаточно высокого уровня, позволяющее поступать даже и в ВУЗы.

    Детские дома, относящиеся к Министерству здравоохранения и социального развития.

    Это, в основном, детские дома и школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, а также Дома ребенка (Дома малютки).

    Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

    Детские дома бывают разных 8 видов:

    • - I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи;
    • - III и IV вида - для слабовидящих;
    • - V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи;
    • - VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом;
    • - VII вида - для детей с задержкой психического развития;
    • - VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью. Детские дома, относящиеся к Департаментам семейной и молодежной политики Москвы.

    Это относительно новое явление, причем, как выясняется, в 2008 году даже предполагалось, что большинство или даже все «московские детские дома и школы-интернаты перейдут из департамента образования в новый - семейной и молодежной политики. Но тогда учреждения для детей-сирот остались в ведении образования, так они занимаются образованием, и основным, и дополнительным». Однако многие Детские дома все же были переданы из системы Департамента образования позднее, совсем недавно - начиная с 01.10.2011. Будет ли этот процесс развиваться дальше - не ясно.

    Детские дома семейного типа. К сожалению, дети, только что признанные сиротами, практически никогда не попадают туда. Однако, такие детские дома, наряду с патронатными семьями, могли бы служить достаточно перспективной формой временного семейного устройства детей (до нахождения постоянного варианта), получивших статус сирот.

    В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

    • 1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и другие центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
    • 2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырехквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.
    • 3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

    Интернаты.

    В обычном случае дети в интернатах - не сироты. В школе-интернате дети находятся 5 дней в неделю. Они могут находиться в интернатах по причинам проблем здоровья или специфики образования (в советское время существовали даже школы-интернаты для одаренных детей - физико-математические, музыкальные, физкультурные и т.п.).

    Многие дети находятся там потому, что либо родители самостоятельно не справляются с их обучением, либо потому, что в России вообще пока слабо развито интегративное обучение и неинтернатное образование для детей с особыми педагогическими нуждами. Кроме того, высок процент детей, живущих и обучающихся интернатах, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где в советское время проводилась интенсивная интернетизация детей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни.

    Однако также существуют и детские дома-интернаты, школы-интернаты для сирот и т.п., где учатся и живут сироты.

    По типу школы-интернаты для детей-сирот бывают: общеобразовательные (для детей без проблем в личностном развитии), вспомогательные (для детей с незначительными отклонениями в развитии), для детей с глубокой умственной отсталостью. В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот.

    Кадетская школа-интернат - отдельный и особый вид школы-интерната. Далеко не все кадеты - сироты, однако определенная доля (порой значительная) сирот в таких школах есть.

    Кадетские школы - попытка возродить дух русской армии и традиции просвещенного офицерства. Остается лишь надеяться, что этот опыт окажется удачным.

    Ведомственная принадлежность школ-интернатов - Министерство образования и науки РФ.

    Социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам).

    Таких центров насчитывается несколько видов. Наиболее известны Центры социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Действуют они при школах-интернатах, детских домах, а иногда и фактически являются бывшими и перепрофилированными детскими домами, которые в последнее время в регионах активно расформировывают и перепрофилируют.

    Центр социальной адаптации должен оказывать социальную, психологическую, правовую поддержку сиротам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, трудоустраивает выпускников интернатов, защищает их права и интересы, предоставлять им временное жилье. Кроме того, в Центре могут помочь восстановить потерянные документы, оказать помощь в сборе необходимой документации для получения жилья или оформления субсидий и пенсий и в других подобных вопросах.

    Как правило, такие Центры относятся к органам опеки и попечительства и тому ведомству, которое их курирует в конкретном регионе. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

    Психолого-медико-педагоигческие комиссии.

    Нельзя обойти вниманием такую структуру в системе устройства детей-сирот, как психолого-медико-педагоигческая комиссия (ПМПК) - орган, определяющий судьбу ребенка, поведение которого признается его окружением дезадаптированым. То есть, в поле зрения этой комиссии может попасть любой ребенок, поведение которого признается любыми взрослыми представителями его социального окружения дезадаптированным. В случае с ребенком сиротой эта комиссия встречается на его пути на нескольких этапах:

    • - в случае лишения родителей родительских прав, при принятии решения о его дальнейшей судьбе (направлении в детский дом или в специализированный интернат);
    • - в момент, когда ребенок поступает в детский дом из Дома малютки или приюта временного содержания;
    • - в ситуациях, когда в местах пребывания ребенка (в детском доме, учебном учреждении и т.п.) его поведение признается неадекватным.В заключение к данному подпункту дипломной работы можно сделать следующий вывод.

    В целом, очевидно, что система государственного участия в проблеме детей-сирот запутана, громоздка, немобильна и не отвечает современным требованиям. В то же время только государственная машина обладает ресурсами для того, чтобы решить эту сложнейшую проблему. Сейчас мы наблюдаем процесс переосмысления на федеральном уровне логики решения проблемы сиротства:

    • - взят курс на семейное устройство детей в семьи;
    • - создаются новые надведомственные структуры, призванные проводить единую государственную политику в этой сфере;
    • - проводится работа с общественным мнением посредством информационных кампаний;
    • - декларируется готовность работать в данном направлении с общественными организациями, поддерживать и распространять лучшие практики. В данном контексте роль и значение некоммерческих организаций, благотворительных фондов, фокусирующихся на решение проблема сиротства, должна возрастать. Эти организации могут выступать партнером для государственных органов в их повседневной работе, привлекать внимание общества к наиболее болевым точкам, привносить свой опыт и знания по работе с разными категориями (кровными и приемными семьями, выпускниками детских заведений и проч. и проч.) В следующей главе дипломной работы рассмотрим основные технологии социальной работы в стационарных учреждениях.