Возрастные периоды жизни человека и его психического развития. ВОЗ продлила молодость. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Тема: изготовление елочных игрушек из бросового материала. Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала.


Задачи:

Образовательные: Обучать приемам работы сбросовым материалом;

Развивающие: способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками.

Здоровьесберегающие: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук

Предварительная работа: рассматривание разнообразные работы из бросового материала. Оборудование: пластмассовая бутылка, тесьма, ножницы, самоклеящая пленка, капсула от киндер-сюрприза.

Ход занятия

Вводная часть - Здравствуйте дорогие гости.

Дети встают в круг, взявшись за руки произносят:

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Какой сегодня день недели? (среда)

Какое у нас занятие по средам? (трудовое)

А вот что мы будем делать?

Основная часть

Стук в дверь. – Извините дети, кто то к нам стучит. Что это? Нам передали какой - то странный мешок, а с ним письмо.

Давайте прочитаем. «Здравствуйте дорогие ребята! К Вам обращаемся мы: дядя Федор, кот Матроскин, и пес Шарик. Недавно мы ходили в лес искать клад, а нашли вот этот мешок. Помогите нам пожалуйста, мы не знаем что с этим делать, куда это все девать. С уважением к вам герои мультфильма «Простоквашино».

Давайте посмотрим что там. (в мешке лежит бросовый материал: пластмассовые бутылки, коробки, салфетки, банки и т.д.)

Кто же в лесу это мог оставить? (отдыхающие люди)

А что вы делаете с мусором который у вас собирается?

А почему из леса надо убирать за собой мусор?(это засоряет природу, наносит ей вред, будет очень много свалок)

Правильно ребята, будет очень много свалок, наши города и деревни превратятся в мусорный контейнер. Знаете ли вы, что брошенная вами бумага, будет лежать более 2 – х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет.

А что еще можно сделать с этим мусором? (поделки)

Правильно поделки, но не простые поделки, мы с Вами будем делать новогодние игрушки, ведь скоро новый год, а наша елочка должна быть самой красивой.
Теперь сейчас Вам надо отгадать загадку

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие

И мячи, и безделушки

Это всё мои … (игрушки)

Какая тема нашего занятия?

Для чего нам надо уметь делать игрушки? (Играть, дарить)

Правильно. Молодцы! Сегодня мы с вами научимся изготавливать вот такую игрушку (Показываю игрушку, предлагаю поиграть с ней). Называется она «Веселая лягушка».

Конечно, игрушку можно купить, но лучше сделать своими руками. Ведь мы с вами умеем работать со многими материалами (с бумагой, тканью, природным материалом). А сегодня будем работать с бросовым материалом

Вы хотите такую игрушку сделать?

Тогда скажите, что вам понадобится для её изготовления? (дети перечисляют: пластмассовая бутылка, тесьма, шарик, самоклеящаяся пленка)

А какие инструменты во время работы нам пригодятся? (ножницы)

– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:

1. Передавать кольцами вперёд

2. Не держать ножницы остриём вверх

3. Резать материал на виду.

Соберите пословицу и объясните её смысл

Труд кормит, а лень портит.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Человека красит не лицо, а труд

Правильно. А сейчас рассмотрите технологическую карту (алгоритм) выполнения работы и расскажите что вы сделаете сначала, затем, потом и наконец.

1. Сначала возьмем пластмассовую бутылку, отрезаем верхнюю часть;

2. Затем берем цветные кусочки самоклеящейся пленки, накладываем заготовленные шаблоны цветочков, обводим с помощью карандаша и вырезаем;

3. Потом вырезанные цветочки приклеиваем к заготовке игрушки.

4. Откручиваем крышку у пластмассовой бутылки, прикладываем тесьму и закручиваем крышку.Второй конец тесьмы закрепляем в контейнере от киндер-сюрприза.

5. И наконец наша игрушка готова.

Предлагаю детям приступить к выполнению работы. Напоминаю, что работаем по алгоритму. Оказываю помощь тем, кто затрудняется.

В конце занятия прошу привести свои рабочие места в порядок.

Вот закончилось занятье,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро соберите,
И порядок наведите.

Заключительная часть

–Возьмите свои «Веселая лягушка», посмотрите какие они красивые.

Вот и подошло наше занятие к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии, как вы сделали эту игрушку?

–Что интересного вы узнали?

–Что было сложным в работе?

–Что понравилось, а что не понравилось?

–Что вы сделаете с этими игрушками? (подарим первоклассникам)

Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.

Хочется закончить занятие такими словами:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!

Месяц: Декабрь

Тема дня: «Здравствуй Зима»

Цель: рассказать детям о зимних приметах, о там, что зима - это очень весело. Зимой много праздников.
Образовательные области:

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Режимные моменты Режимные моменты Направление развитие
Утренний прием Консультация я родителей (беседа) «Осторожность на льду. Подсказки Снежной королевы» Цель: Напомнить родителям о мера предосторожности поведения детей на льду. Социально-коммуникативная. Физическая культура Познавательная культура Художественно-эстетическое
1.Утренняя гимнастика Цель:создание условия для укрепления здоровья детей Физическое развитие
2.Культурно –гигиенические навыки Цель:формирование навыков личной гигиены Физическое развитие
3.Завтрак Физическое развитие
ООД 1. Занятие по трудовой деятельности. Ручной труд Изготовление елочных игрушек из бросового материала. Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала. Задачи: Образовательные: Обучать приемам работы сбросовым материалом; Развивающие: способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику; Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Дидактическая игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Социально-коммуникативное познание
3.Музыкальное занятие «Зимка» Музыкальная деятельность. ПО ПЛАНУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Художественно-эстетическое познание
Прогулка 1.Наблюдение за погодой 2. «Уборка снега на участке». 3.Подвижная игра Цель: продолжать учить детей самостоятельно определять погоду. Цель: Обращать внимание детей на красоту природы. Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Развивать умение пользоваться лопатой «Мороз - Красный нос» Цель:развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения. Познавательное развитие. Физическое развитие.
Обед Трудовая деятельность – самообслуживание Цель: продолжать учить пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Формировать навыки аккуратного приема пищи. Физическое развитие
Тихий час 1.Бодрящая гимнастика после сна «Солнышко просыпается». «Солнышко потягивается». ). «Солнышко красит лучики». . «Солнышко делает зарядку». «Солнышко поднимается». Физическое развитие
2.Закаливающие процедуры Цель:укрепление здоровья
  • Воздушные ванны
  • Умывание прохладной водой перед приемом пищи
Полдник Трудовая деятельность – самообслуживание, дежурство Цель: продолжать учить пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Формировать навыки аккуратного приема пищи. Физическое развитие
Беседа «Зимующих и перелетных птицах» Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам Индивидуальная работа. Рассказать Саше, Артему и Лизу о птицах которые улетают на Юг. Познавательное развитие
Настольно-печатная игра «Наша улица» Цель: 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 2. Закрепить представления детей о назначении светофора. 3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Познавательное развитие Социально-коммуникативное
Прогулка 1.Наблюдение за времени суток Подвижная игра Цель: продолжать формировать понятие времени. День Вечер « Совушка» Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. «Самолеты» Цель: Развитие двигательной активности детей. Индивидуальная работа.Объяснить Вите и Ксюше о времени суток. Днем солнышко встает, нас будит. Вечером солнышко провожает спать, и мы видим луну Познавательное познание Социально-коммуникативное
Консультация для родителей. «ПДД. Светофор подскажет путь!» Цель: ознакомить и уточнить знания родителей о правилах дорожного движения.

План - конспект трудовой деятельности


Возрастная группа:
2 младшая

Тема: «Поможем Маше собраться на прогулку»

Цель: помочь детям запомнить названия предметов зимней одежды, последовательность одевания;
Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей: о одежде; последовательности действий при одевании;
Развивающие: развивать внимание, речь; вспомнить стихотворение С. Капутикян «Маша варежку надела»; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к одежде.

Здоровьесберегающие: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.
Предварительная работа: принимает участие в игровой ситуации «Одевание куклы», активно отвечает на вопросы воспитателя, принимают участие в игре «Разноцветная одежда».
Оборудование: куклы, кукольная зимняя одежда, детские варежки, шапки, шарфы и варежки для кукол трех цветов.

Ход занятия: Вводная часть

В гости к детям приходит кукла Маша.

Воспитатель. Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Давайте знакомиться, ее зовут Маша.

Основная часть.

Воспитатель. Маша хочет позвать вас гулять. Вы согласны? Но мне кажется, что кукла Маша одета совсем не по сезону! (На кукле одето платье и туфли). Маша, а ты знаешь какое сейчас время года? (Обращается к кукле). А вы, ребята? Какое сейчас время года? Правильно, зима. А почему? Верно, на улице стало холодно и выпал снег.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Российская классификация населения по возрасту предусматривает распределение населения на следующие группы:

от 1дня до 7дней – новорожденные;

от 7 дней до 1 года – младенцы;

от 1 года до 3 лет – раннее детство;

от 4 лет до 7 лет – первое детство;

от 8 лет до 12 лет (мальчики) и

от 8 лет до 11 лет (девочки) – второе детство;

от 13 лет до 16 лет (мальчики) и

от 12 лет до 15 лет (девочки) – подростки;

от 17 лет до 21 года – юноши;

от 16 лет до 20 лет – девушки;

от 22 лет до 35 лет (мужчины) и

от 21 года до 35 лет (женщины) – I период зрелости;

от 36 лет до 60 лет (мужчины) и

от 36 лет до 55 лет (женщины) – II период зрелости;

от 61 года до 74 лет (мужчины) и

от 56 лет до 74 лет (женщины) – пожилые люди;

от 75 лет до 90 лет старые люди;

старше 90 лет – долгожители.

3. Возрастной контингент.

Возрастной контингент – группа лиц, объединённых двумя признаками: возрастом и каким-либо социально-экономическим или другим признаком.

В России различают следующие возрастные контингенты :

1). Ясельный (от 0 до 2 лет).

2). Дошкольный (от 3 до 6 лет).

3). Школьный (от 7 до 15 лет).

4). Трудоспособный (от16 до 59лет – мужчины; от 16 до 54 лет – женщины).

5). Репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте от 15 до 49 лет).

6). Призывный (мужчины в возрасте от 18 до 49 лет).

7). Электоральный (мужчины и женщины старше 18 лет).

В российской статистике, а также статистике ООН особое место занимают укрупнённые группировки населения , построенные по двум признакам: возрасту и трудоспособности. При распределении населения в одну из трёх укрупнённых групп используют следующие критерии оценки:

1). Молодое нетрудоспособное население:

От 0 до 15 лет – для России;

От 0 до 14 лет – для стран ООН.

2). Взрослое трудоспособное население:

От 16 до 60(55) лет – для России;

От 15 до 65 лет – для стран ООН.

3). Пожилое нетрудоспособное население:

Старше 60(55) лет – для России;

Старше 65 лет – для стран ООН.

Как показывают эти данные, период трудовой деятельности в странах ООН значительно шире, чем в России: население раньше привлекается к труду и позднее выходит на пенсию.

3.3.4. Возрастная аккумуляция

Однолетние группировки подвержены деформации под влиянием возрастной аккумуляции.

Возрастная аккумуляция – более плотное сосредоточение населения в отдельных возрастных группах по сравнению с соседними группами.

Возрастная аккумуляция является результатом искажений сведений о возрастном составе населения.

Причины искажений сведений о возрастном составе населения:

1. Использование в статистических наблюдениях (переписях) способа опроса, при котором отсутствует документальная проверка правильности данных.

2. Склонность людей округлять числа до "0" на конце (или "5" и т.п.).

3. Психологический фактор: женщины не хотят быть старше, старики хотят быть моложе, подростки торопятся быть взрослыми; поэтому при опросе эти люди могут сознательно уменьшать (или увеличивать) свой возраст.

Существуют различные методы измерения возрастной аккумуляции . Все они основаны на использовании индексов (коэффициентов), характеризующих силу возрастной аккумуляции. Наиболее распространён индекс (коэффициент) Уипла , измеряющий возрастную аккумуляцию в возрастах, оканчивающихся на "0" и "5":

где
- численность населения в возрасте 25, 30, … , 60 лет;

- численность населения в возрасте 23, 24, … , 62 года.

Чем меньше возрастная аккумуляция, тем меньше будет индекс Уипла.

Методы снижения возрастной аккумуляции:

1. Запись даты рождения переписываемого, а не его возраста.

2. Методы сглаживания выступов и впадин в возрастной структуре (искусственные методы):

Графический метод;

Метод скользящей средней

и другие.

Все эти методы позволяют определить возрастной состав, более соответствующий действительности.

В целом проявление возрастной аккумуляции зависит от уровня развития страны. В развитых странах её значение сводится к минимуму.

Возраст - это не только количественное и абсолютное понятие. Он ещё существует в качестве этапа в процессе психологического и физического развития. Причём довольно долгого. От рождения и до самой смерти, если быть точнее. Десятки лет, а у некоторых - около или более ста. И, соответственно, не могли не образоваться возрастные категории и периоды жизни, которые во многом пересекаются друг с другом. Впрочем, об этом можно рассказать и более подробно.

Младенчество

Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием - у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.

2-й период - от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой. Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице.

Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.

В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.

Детство

Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).

Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.

К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный

Подростковый период

Его также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные категории. Данный период неоднозначен. Девочки считаются подростками от 10 до 18 лет. Мальчики - от 12 до 18.

Дети этого возраста переживают переломные моменты в развитии организма, ведь происходит половое созревание. Деятельность эндокринной системы меняется, как и функциональность органов. Дети начинают расти интенсивнее, наблюдается увеличение массы тела. Выработка гормонов усиливается, что отражается на психосоциальном развитии. завершается вместе с окончанием полового созревания. И дети переходят в другую возрастную категорию.

Юность и молодость

Здесь уже большую роль играет психологический аспект, а не биологический. И мнения расходятся. Так, например, психолог Э. Эриксон считает, что юность длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость, которая продолжается до 35-летнего возраста. В этот период личность начинает «зреть», реализовывать себя и, как правило, вступать в отношения.

А вот если обратиться к классификации АПН СССР, определённой в 1965 году, то вслед за подростковым периодом следует Но для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20, а для парней длится с 17 до 21.

Если говорить о биологической составляющей, то у людей данной возрастной категории наблюдается окончательное завершение физического развития. Но только у парней тело ещё не достигает силы и крепости, свойственной взрослому мужчине. То же самое касается и девушек. Фигура юных леди явно отличается от тех, которыми обладают женщины, прошедшие через роды. И вот в биологическом плане понятие молодости условно именно поэтому. Особе может быть 19 лет, и, по сути, психологически она считается девушкой. Но если она родила ребёнка, то тело её утрачивает молодость. И называть её объективно женщиной, а не девушкой.

Средний возраст

Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это - самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 - у женщин.

Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый - от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни - то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей - это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, - совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.

Специфика зрелости

Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.

А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, - ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.

А сердечно-сосудистые заболевания - это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.

Пенсионный возраст

В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».

Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам - это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, - совсем другое.

Старчество

Это - последний промежуток жизни, выделяется он условно. Длится обычно от 75 до 90-100 лет. Но это в наше время. Вообще, возрастная периодизация - странная и неоднозначная тема, особенно если она касается людей, которым «за 35».

Вспомнить, хотя бы, конец XIX века. Тогда глубокими стариками, которым уже пора бы на покой отправиться, считались люди 45-50 лет! И это, на самом деле, воодушевляет в наше время. Выходит, старость постепенно «отступает», и продолжительность молодых возрастов вследствие этого увеличивается.