Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста: теоретический анализ М.М. Кольцовой "мощным средством повышения работоспособности

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

у детей раннего возраста.

Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества, овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение, для полноценного и своевременного психического развития.

Роль развития речи ребенка, впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, а также «социализацию» ребенка. Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь – не дар природы, она приобретается человеком в детстве благодаря усилием родителей и семьи в окружении, котором растет ребенок.

В последнее время резко возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Ранний возраст является ответственным и уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этот период развиваются моторные функции, речь, познавательная деятельность. К трем годам жизни ребенка – речь становится доминирующей линией развития.

Ученые давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.(1)

Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, чем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка.

Работу по тренировке пальцев рук нужно начинать с самого раннего детства. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков ребенок получает психоэмоциональную поддержку. Малыши очень любят забавы с пальцами, которые сопровождаются веселыми стихами- прибаутками.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Используя разнообразные игры и упражнения на мелкую моторику, необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Для определения уровня развития речи педагогами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик. Два пальчика, три пальчика и если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, то эти дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо проводить систематически, уделяя ей по 7-10 минут ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой форме и их сложность должна выбираться педагогом в зависимости от уровня развития моторики рук ребенка.

Основные принципы проведения пальчиковых игр: - Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. - При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми. - Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка. - Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. - Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. (3)

Для развития мелкой моторики ребенка чаще всего педагогами используются следующие упражнения игры:

1. Игра в пальчиковые игры: пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, игры- манипуляции, театр в руке и т.д.

Эти игры сопровождаются обязательно чтением народных потешек. Они создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешки, учат улавливать ритм речи.

2. Игровой массаж кистей рук. Крутить в руках бруски или шестигранный карандаш, грецкие орехи, мячи с шипами.

Игровой самомассаж кистей рук очень эффективный и является универсальным средством реабилитации тонких движений рук.

3. Физические игры и упражнения.

4. Упражнения, направленные на развитие ручной умелости, а также для своевременного овладения навыками самообслуживания. Это застегивание и расстегивание пуговиц разного размера, молний, кнопок, завязывания шнурков, узелков и т.д., плести косички из жестких ниток, разнообразные шнуровки.

5. Для развития тонкой ручной координации, важно также, чтобы ребенок регулярно занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек.

Задача педагога донести и до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. В этом помогут различные семинары практикум для родителей «Развитие речи через пальчиковую игру», консультации «Игровой самомассаж и речь ребенка», бесед, мастер- класс «Играем и речь развиваем», разнообразные домашние задания «Игры на кухне с крупой»; рекомендации по их выполнению. Родители должны понять роль развития мелкой моторики рук ребенка в речевом развитии, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.(4)

Ребенок, у которой достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связанной речи.

Литература

1.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 2012.

2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры М.: «Карапуз- дидактика». 2006.

3. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2.

4.Светлова И.Н. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Просвещение. 2001.

Консультации для воспитателей.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей.

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка в группе компенсирующей направленности, что подтверждает проведенная мною диагностика речевого, психического и моторного развития каждого ребенка при поступлении в группу.
Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми в группе компенсирующей направленности. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов сказал: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.
При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:
-при проведении упражнений, действия главным образом приходятся на «социальную» зону руки - большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;
-в основном используются движения захвата предметов, сжатия, редко - растяжения пальцев и почти никогда - расслабления, что может приводить к повышению тонуса.
Поэтому при выполнении заданий по развитию ручной моторики я предлагаю детям:
задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.
Игры с карандашом:
-Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
-Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить,захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является
работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании «собери бусы», «найди сокровища».
Игры с песком:
-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.
Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.
Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида
графических упражнений:
-упражнения на нелинованной бумаге;
-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы с постепенным усложнением заданий.
Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.
В тетрадях в крупную клетку выполняют задания:
- рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.
Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со
шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов . Пособия подбираю с учетом лексической темы.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе
застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера.
Работа с
различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Упражнения с «каштанами» я провожу по практическому пособию к программе «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений». Помимо работы с «каштанами», в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики на два учебных года.
В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.
Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.

Авторы: Старикова Юлия Алексеевна, Бушуева Лариса Владимировна
Должность: учителя- логопеды
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребенка- детский сад №30"
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: семейный клуб
Тема: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи"
Дата публикации: 15.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №30»

Семейный клуб

«Развитие мелкой моторики, как

средство развития речи»

Составители

Учителя-логопеды

Старикова Юлия Алексеевна

Бушуева Лариса Владимировна

г..Снежинск, 2017

Сегодня мне хочется поговорить с вами про мелкую моторику.

Я уверена, что практически все родители слышали это словосочетание.

Большинство мам, да и наверное, пап знает, что развитие мелкой моторики

важная составляющая раннего развития. Но несмотря на свою популярность,

на обилие игрушек для ее развития, мелкая моторика так и остается

недооцененной. Очень немногие из родителей до конца понимают, каким

именно образом развитие мелкой моторики сказывается на развитии ребенка

в целом и в речи в частности. Давайте с вами попробуем разобраться?

Вы когда-нибудь задумывались, почему не находя подходящего слова, мы

начинаем помогать себе жестами? А ребенок, увлекшись рисованием или

письмом, непроизвольно высовывает язык?

Дело в том, что мелкая моторика и речь тесно связаны между собой

исторически и физиологически.

В первобытные времена люди постоянно использовали жесты при общении,

которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими

время в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в

коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки,

находятся по соседству.

Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и

пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи. И

наоборот.

Что такое мелкая моторика?

Ни что иное, как все те скоординированные действия вашего ребенка,

которые направлены на выполнение точных и мелких движений кистями и

пальцами рук. В свою очередь, скоординированные действия кистей рук

достигаются за счет скоординированного функционирования нервной,

мышечной, зрительной и костной систем. Поэтому, дорогие мамы и папы,

мелкая моторика – это не просто умение захватывать мелкие предметы. Это

не просто умение сделать красивую поделку из пластилина или застегнуть

пуговицу. Прежде всего это работа сразу нескольких систем организма.

Связь мелкой моторики и речи

Об этой связи знают большинство родителей и специалистов. И о ней же

написано множество научных работ и статей. Если попробовать кратко

уложить суть того, к чему пришли наши великие умы, то можно говорить о

прямой зависимости уровня развития речи от уровня сформированности

точных и тонких движений, которые ребенок совершает кистями и пальцами

рук. Другими словами, если будет развита мелкая моторика, то будет развита

и речь. С одной стороны, здесь все понятно. А с другой, об этом так часто и

так много говорится, что принимается во внимание лишь сам факт

существования этой связи, без каких либо объяснений: мелкая моторика

важна и на этом все.

Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II

веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены

методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с

помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так

Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в

конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем.

Одним из самых интересных экспериментов оказалось наблюдение за

малышами первых недель жизни. Мамочки в течение нескольких минут

массировали ручку ребенка, сгибали и разгибали пальчики. Ученые при этом

отслеживали биоритмы мозга. Спустя два месяца таких регулярных

упражнений, исследователи обнаружили, что возбуждение двигательной

зоны стало распространяться на область, отвечающую за речь. То есть

движения пальчиками и кистями помогают малышу скорее научиться

говорить.

А между тем, просто ужасающее число детей в возрасте от 3-х до 5 лет, с

которыми я сталкиваюсь в процессе работы в детском дошкольном

учреждении, элементарно не умеют держать правильно ложку или карандаш,

пользуются ими очень неловко. Не могут самостоятельно одеться, застегнуть

у себя на одежде кнопки (о пуговицах даже говорить не приходится). И

конечно, уровень речевого развития этих детей оставляет желать лучшего.

Но давайте вернемся к связи мелкой моторики и речи. У всех нас есть

начальные знания о том, что из себя представляет головной мозг человека. И

все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга: левого и

правого. Эти полушария покрыты слоем серого вещества – корой головного

мозга. По функциям кору головного мозга можно разделить на зоны. Так,

существуют ассоциативные, моторные и сенсомоторные зоны. Но в большей

степени, нас будет интересовать моторная зона, или по-другому двигательная

кора, в которой выделяют первичные и вторичные моторные области. Так вот,

в первичной моторной коре располагаются те нейроны, которые отвечают за

иннервацию (снабжение тканей и органов нервами) мышц лица, туловища,

рук и ног. Примечательно в этом то, что проекции мышц туловища и ног

занимают очень небольшую область в двигательной коре. А вот проекции рук

и мышц лица занимают бОльшую площадь. И располагаются следом друга за

другом в первичной моторной коре. Вот - эта самая связь мелкой моторики

и речи. Речедвигательный центр не просто находится рядом с двигательным

центром коры, он является ее частью. Поэтому все ученые, которые

занимались исследованиями детского мозга и психики, говорили о том, что

функция руки оказывает большое стимулирующее влияние на развитие

Так что в данном случае можно говорить не просто о связи мелкой

моторики и речи, а прямой зависимости. Речь вашего ребенка будет

напрямую зависеть от уровня развития мелкой моторики. Как правило, дети с

хорошо развитой моторикой рук умеют логично рассуждать, имеют

обширный словарный запас, отличную память и более общительны. Есть

такой метод определения речевого развития ребенка: надо попросить малыша

показать один, два и три пальчика (при этом сначала показать самому, как это

сделать). Дети, которым легко удаются изолированные движения пальчиков,

уже умеют хорошо говорить. Если пальчики не слушаются, поднимаются все

вместе или совсем вялые, речь следует развивать интенсивнее.

Конечно, бывают и исключения из правил. Есть дети с прекрасной речью и

плохо развитой моторикой и наоборот.

Но на этом роль мелкой моторики в развитии ребенка не заканчивается…

Связь мышления и речи

Кант говорил о том, что рука – это мозг, который вышел наружу. Это

высказывание вполне справедливо. И если можно наблюдать зависимость

уровня развития речи от уровня развития точных движений пальцев рук, то в

такой же степени можно говорить о том, что мышление ребенка зависит от

уровня развития речи. Речь по праву можно назвать инструментом

мышления. Слово это не просто набор звуков. В нем заключено гораздо

больше информации, если рассматривать слово как понятие. И я думаю, что в

данном случае нет необходимости ссылаться на исследования ученых. Скажу

лишь, что в развитии ребенка существует определенная стадия, когда

мышление и речь идут по разным дорожкам. Но примерно к двум годам их

дорожки пересекаются, и речь потихоньку начинает становится

интеллектуализированной, а мышление ребенка – речевым. Мышление

ребенка не может формироваться и существовать вне речи. Развивая мелкую

моторику, мы влияем на развитие речи, а речь по сути можно назвать формой

существования мысли. Поэтому развитие мелкой моторики – это самая

настоящая школа раннего развития. Порой мы об этом забываем и слишком

увлекаемся интеллектуальным развитием, что в большей степени вредит, чем

развивает.

Какие последствия возможны при недостаточном или

плохом развитии мелкой моторики?

Как вы уже догадались, если мелкая моторика плохо развита, то это

напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного

рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения,

бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой

отпечаток на развитие ребенка. Если говорить про дошкольный возраст, то у

детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать,

слепить, построить и т.д. так как другой ребенок его возраста. Движения

неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может становится агрессивным и

обидчивым. Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же

отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, может быть

снижена наблюдательность и мотивация. Плюс ко всему, ребенок с

недостаточно развитой речью испытывает различного рода трудности в

общении с окружающими. Социально бытовые навыки тоже страдают,

ребенок становится менее самостоятельным. А самостоятельность играет не

последнюю роль в развитии.

Если рассматривать школьный возраст, то однозначно можно говорить о

трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это

один из показателей готовности к школьному обучению. В школе ребенку

будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо

развита, то и с письмом будут возникать трудности. Как следствие, ребенок

будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него

что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе

и школе. И это всего лишь небольшая часть последствий, которые лежат на

поверхности.

Единственное, о чем должны помнить родители, что дошкольный возраст –

уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой

моторике отводится большая роль.

Как вы поняли, существует прямая взаимосвязь мелкой моторики и речи.

Поэтому эти знания стоит применять на практике. Ведь наша с вами задача

способствовать наиболее полному раскрытию творческого и умственного

потенциала ребенка, заложенного природой.

А так как первой естественной деятельностью малыша являются движения

предоставлять максимальный простор для развития мелкой моторики.

Дополнить домашний «ассортимент» специальными игрушками, включить в

игровую деятельность ребенка физминутки, пальчиковые игры, лепку,

рисование и другие занятия, направленные на активное вовлечение ручек и

пальчиков в процесс.

Проведение совместной игровой деятельности, которая естественным путем

тренирует пальчики и ладошки ребенка, мягко и постепенно подведет его к

первым словам и фразам, если он еще мал, и устранит речевое недоразвитие

у более старшего ребенка.

Только такой подход, основанный на следовании тому, что заложенно в нас

природой, поможет воспитать гармоничного и счастливого ребенка!

Поговорим подробнее, как развить мелкую моторику

рук дома. Знакомство с выставкой.

Вы удивитесь, но развивать мелкую моторику рук у ребенка очень легко.

Представляю вашему вниманию 5 простых шагов для «пробуждения» ручек и

пальчиков у детей.

Шаг 1. Массаж и самомассаж рук с предметами и без

Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж

ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики,

останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите

ладошки друг к другу. Очень полезно с малых лет проводить ручки по

поверхностям с разной фактурой и температурой (дать подержать что-то

мягкое, гладкой, холодное, теплое). Любые ощущения, полученные через

прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за

умственное и речевое развитие.

Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек

самому, повторяя за вами. Также детям будет интересно катать массажный

мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках. Буклет "Игры с карандашами"

Шаг 2. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Сейчас выпускается очень много интересных книг и пособий, где можно

найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и

всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама

рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.

С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-

нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где

главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные

рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на

Кроме того можно использовать упражнения на создание из рук различных

птиц и животных. Перед сном можно показывать театр теней, составляя с

ребенком из рук силуэты птиц и животных.

Очень эффективны упражнения на переключаемость движений пальцев и

рук. Такие упражнения способствуют развитию координации тонких

движений.

В общем, вариантов пальчиковых игр бесконечное множество.

Шаг 3. Игры с предметами и материалами

В качестве предметов для развития мелкой моторики могут выступать и

купленные в магазине игрушки, природные материалы (шишки, желуди,

каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).

Стоит отдельно остановиться на купленных игрушках. Многие мамы

стремятся полностью обеспечить своего малыша новомодными

развивающими игрушками, разработанные по специальным системам и

методикам. Желание развивать своего ребенка похвально, при этом следует

помнить, что обычные природные материалы, простые кубики, конструкторы,

мозаика и другие игрушки «из нашего детства» развивают мелкую моторику

ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем дорогие аналоги.

Развитие мелкой моторики. Играем с бусами, резиночками для волос

Также следует учитывать природную любознательность ребенка. Малыш

видит, как мама орудует половником, что-то варит в кастрюле или взяла в

руки пульт от телевизора, книжку, нажимает какие-то кнопочки на телефоне.

При этом маму почему-то не интересует яркая игрушка, купленная

специально для развития мелкой моторики. Понятно, что больший интерес у

ребенка вызовет та деятельность, которой занимается мама. В итоге, малыши

тянутся не к игрушкам, а к предметам повседневного обихода. Познакомьте

маленького исследователя с окружающими «взрослыми» вещами, дайте

поиграть под вашим присмотром.

А еще лучше сделай те подобное панно своими руками.

Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой.

Например, дети с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие

игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают мамины

украшения, играют с песком, прищепками, щетками. Ребенку постарше

можно предложить выложить контур рисунка спичками или скрепками

(буклет). Предметы обихода открывают огромный простор для проведения

детских игр.

Задумайтесь, у наших бабушек и прабабушек не было специальных игрушек

для развития мелкой моторики, однако ручки у детей были развиты просто

отлично. Почему? Потому что ребенок рос «рядом со взрослым». Что делает

взрослый, то дают и малышу (естественно, в уменьшенном и более

безопасном виде).

Любая интересная деятельность, в которой задействованы ручки ребенка,

отлично развивает мелкую моторику. Поэтому поощряйте природное

любопытство ребенка и насыщайте окружающую среду разнообразными

предметами (и специальными игрушками, и бытовыми устройствами).

Шаг 4. Игры на тренировку бытовых навыков и умений

Держать ложку, застегивать одежду, зашнуровывать обувь, выполнять

нехитрые дела по хозяйству – вроде рядовые действия, а дают колоссальный

толчок для развития мелкой моторики. Вы можете купить специальные

приспособления для тренировки навыков самообслуживания, однако лучше

освоить такие действия в быту.

Развиваем мелкую моторику. Игры с бытовыми предметамиДля того, чтобы

вызвать у малыша интерес к приобретению этих навыков, можно придумать

игру или делать действия под определенные потешки. Например, надевать

перчатки и рассказывать стишок про пальчики и так далее.

Что касается дел по хозяйству, дети любят подражать взрослым. Уже

годовалые малыши могут проводить тряпочкой по полу, как будто моют

полы, и имитировать другую хозяйственную деятельность. Всячески

поощряйте такую «помощь». Это развивает не только мелкую моторику, но

еще и отзывчивость и самостоятельность.

Шаг 5. Детское творчество

Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками

соприкасается с различными материалами, развивают мелкую моторику.

времяпрепровождение с малышом.

Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику,

умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального

контакта ребенка с мамой.

Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!

II. Обсуждение с родителями вопроса развития мелкой моторики в

домашних условиях. Обмен опытом.

Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей

младшего дошкольного возраста»

Моя работа направлена на развитие мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста.

Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

В.А.Сухомлинский говорил “ Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев”. Другими словами: “чем больше мастерства в деиской руке, тем умнее ребёнок”. С этим высказыванием трудно не согласится – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, значит чем лучше моторика, тем успешнее будет развиваться речь, и не только она, а и память, мышление, внимание.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;

Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия т. д. ;

Рисование;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Целью своего профессиального развития в рамках методической системы считаю: выбор, изучение и применение педагогических методов и приемов для развития мелкой моторикивук и речи младших дошкольников.

Выбор технологий и методов осуществляю на основе возрастных критериев и индивидуальных особенностей детей.

Основной формой организации является игровая деятельность. В процессе образовательной деятельности осуществляется постепенный переход от формирования новых знаний и умений к их применению.

Цель педагогической системы: развитие мелкой моторики рук и речи детей младщего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игрушек.

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.

Развивать тактильную чувствительность рук детей,

Разработать план работы по развитию мелкой моторики и речи младших дошкольников.

Работу организую через совместную, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми и работу с родителями.

Работу с детьми провожу по следующим направлениям:

Пальчиковые игры;

Игры с предметами;

Нетрадиционное рисование;

Дидактические игры и игрушки.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоциального подъёма, положительных эмоций и радости.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются:

Пальчиковые игры;

Игры с предметами (пирамидки, вкладыши, счёты, матрёшки, мозаики, карандаши, крышки, счетные палочки, бассейны с разными наполнителями и др.)

Игры шнуровки;

Игры с прищепками;

Игры с песком и др.

Для совершенствования мелкой моторики необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, я, из различных круп, макаронных изделий, ваты сделала сенсорные подушечки. Использую для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т.п.

Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Для этого использую обыкновенные макароны различной формы, пуговицы, прищепки и другие мелкие предметы, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с детьми выложить солнышко, котика или домик.

Малыши любят перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.