Развитие наглядно-образного мышления у детей. Формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста. Формирование наглядно-действенного мышления Задание «найди мяч!»

Дошкольный возраст особенный. В это время в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности, закладывается основа будущих успехов и достижений. Неудивительно, что внимательные родители стараются приложить максимум усилий для развития своего малыша. И нередко перед ними встает вопрос: что и как развивать? Высшей формой мышления считается абстрактно-логическое мышление, и оно влияет на успешность обучения в школе. Но есть ли смысл заниматься его развитием в 4–5 лет? Не рано ли? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся в особенности мышления дошкольника.

Мыслительная деятельность - это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

Основы мыслительной деятельности дошкольника. Предпосылки абстрактно-логического мышления

Речь

Пожалуй, самую кардинальную роль в умственном развитии дошкольника играет постижение искусства речи или, как говорят психологи, знаковой функции сознания. Слова-знаки являются важнейшими инструментами мышления. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления.

И дело тут не только в словарном запасе, но и в овладении всем грамматическим строем речи. Так, знание о родах существительных связано с:

  • сложнейшим анализом самой разнообразной информации;
  • осмыслением связей и отношений живых существ;
  • переносом определенных характеристик (рода) с одних объектов на другие, в том числе с живых на неодушевленные.

А это требует абстрактного мышления. Знание и использование определений, дополнений и обстоятельств, усложнение предложений делает богаче не только речь, но и мышление.

Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления, а каналом, по которому эта информация поступает в мозг, является . В дошкольном возрасте дети уже более внимательны, они умеют сознательно сосредотачиваться, их многое интересует в окружающем мире:

  • с удовольствием разглядывают цветы и плывущие по небу облака;
  • замечают изменение цвета листьев осенью;
  • любят наблюдать за котятами и щенками, бабочками и птицами;
  • с интересом слушают музыку;
  • пробуют на вкус подчас несъедобные с точки зрения взрослых вещи.

Малыши активно накапливают материал для развития своего мышления. Огромное значение имеет их потребность подключить к процессу познания речь, дать «имена» всему, что они видят и чувствуют, описать, рассказать. Часто детям для этого не хватает слов, и они обращаются к взрослым, которые обязательно должны помочь. Обозначение вещей и явлений, предметов и действий – это сигнификативная функция речи, она очень важна для развития мышления, в первую очередь, именно понятийного, абстрактно-логического.

Усвоение сенсорных эталонов

В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристиках вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся:

Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т. д.) – очень важная предпосылка развития абстрактно-логического мышления. Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение ее на другой предмет.

Важно и то, что эталоны связаны между собой сложными отношениями, понимание которых – важный шаг в развитии абстрактного мышления детей. Например, колечки пирамидки можно надеть на палочку, а кружочки нельзя, треугольная крыша может стоять на квадратном домике, а на круглом мячике не может.

Овладение предметной деятельностью

Это еще одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности. А до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами. У малышей в раннем детстве возможно только наглядно-действенное . А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует.

Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.

В дошкольном возрасте дети обожают все делать руками:

  • лепят из пластилина, теста и грязи;
  • рисуют на бумаге и стенах;
  • с упоением собирают конструкторы лего.

Движения их рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.

Все эти изменения являются важными предпосылками усложнения мыслительной деятельности, на смену наглядно-действенному мышлению приходит образное – более сложное и уже отвлеченное мышление.

В мире образов

Образы в мышлении детей этого возраста занимают главное место, по сути, они выполняют функцию знаков, в роли которых позднее будут выступать слова. Речевая форма мышления тоже есть, но она пока несамостоятельна и подчинена образам, зависит от них и определяется ими. Поэтому дети так любят яркие картинки и с удовольствием рисуют. Некоторые психологи даже считают, что рисование отчасти заменяет малышам абстрактное мышление и создает для него основу. Поэтому занятия изобразительной деятельностью очень способствуют развитию детского мышления.

  • В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
  • Образы участвуют во всех мыслительных операциях, и они пока для ребенка важнее абстрактных понятий. Но дети уже способны понимать схематические изображения, например, изображенные на листе бумаги кружок, овал и четыре палочки к нему безошибочно назовут человечком. А если им объяснить, что такое план, то они с увлечением начинают рисовать план дома и «размещать» в нем мебель, двери, окна, игрушки.

В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами. Например, слушая сказку про Колобка, безошибочно делают вывод: в том что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой. Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.

Используя образы, дети успешно справляются со всеми логическими операциями:

  • анализом,
  • сравнением,
  • сопоставлением,
  • синтезом.

Можно сказать, что образное мышление уже само по себе содержит предпосылки для овладения логическим. И к концу дошкольного возраста эти два вида мышления прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга.

Как помочь ребенку развить логическое мышление

Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное тоже очень важно:

  • Во-первых, это основа творчества, относиться к образному мышлению нужно очень бережно и не препятствовать детскому фантазированию, а напротив, всячески развивать воображение.
  • Во-вторых, активный процесс развития абстрактно-логического мышления психологи связывают с младшим школьным возрастом.

Поэтом не стоит спешить и ставить телегу впереди лошади – психика ребенка еще не готова к полноценному логическому мышлению. А вот основа для него, предпосылки для дальнейшего успешного развития действительно нужны.

Что следует развивать

Главные инструменты логического мышления: слова-понятия и словесные конструкции – суждения и умозаключения. Поэтому к развитию знаковой функции сознания, то есть речи нужно отнестись максимально серьезно.

  • Занимаясь с ребенком, следует обратить внимание и на объем словарного запаса, и на понимание значения слов, которые использует ребенок.
  • Важно также построение предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения – это формы логического мышления, в которых устанавливаются связи и взаимозависимости между объектами, последовательность действий и т. д. Поэтому нужно помочь ребенку строить и использовать в речи сложные предложения.
  • В этом возрасте ребенок использует речь, проговаривая свои действия и рассуждая во время игры и рисования. Такая речь – это лишь дополнение к образному мышлению, но ее можно постепенно превратить в полноценную, предлагая ребенку рассказать, что он делает.

Слово пока не является безусловным инструментом мышления, поэтому важно организовать игровую деятельность так, чтобы ребенок активно применял речь и учился использовать слова не только во внешней, но и во внутренней речи.

Следующее направление развития логического мышления – усвоение ребенком абстрактных понятий, то есть значений и смысла таких слов, которые не связаны с конкретными чувственными образами. Самыми простыми из таких понятий являются сенсорные эталоны, их ребенку понять проще, потому что привязка к конкретным объектам здесь все-таки имеется. Более сложными понятиями для ребенка являются такие:

  • радость;
  • справедливость;
  • праздник;
  • игра и т. д.

К абстрактным понятиям логического мышления относятся знаки, например, дорожные и числа. Математические действия с ними очень полезны для развития высшей формы мышления. Как правило, дети в старшем дошкольном возрасте умеют уже совершать простейшие арифметические действия, но делают их с опорой на образ, считая, например, машинки, яблоки, зайчиков.

Усвоение на элементарном уровне основных форм логического мышления (анализ, сравнение, синтез) также вполне доступно детям этого возраста. Например, установление причинно-следственных связей.

Малыши очень любят спрашивать: «Почему?» А взрослым надо не просто отвечать на вопросы ребенка, а предложить ему порассуждать и найти ответ самостоятельно. Пусть даже этот ответ будет не совсем верным фактически, важно, чтобы он был логичным. Например, на вопрос: «Почему на улице ветер?» ребенок может сказать: «Потому что ветки деревьев сильно качаются, они разгоняют воздух и получается ветер». По сути, это неправильный ответ, но он вполне логичен в рамках имеющихся у малыша знаний. И его за такой ответ надо похвалить, но дать правильный.

Как лучше развивать логическое мышление

Развитие ребенка – это очень деликатный процесс, особенно если речь идет о его психике. Поэтому есть 3 основных правила, которых следует придерживаться:

  1. Формирование логического мышления должно проходить в игровой форме, так как в этом возрасте игра – ведущая деятельность.
  2. Игра должна быть совместной. Чем более активно взрослый взаимодействует с ребенком, тем эффективнее будет развитие.
  3. Развивающие занятия будут приносить пользу, только если ребенок будет получать от них удовольствие.

Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумать и организовать увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений. Их достаточно много в интернете. И мы предлагаем вам несколько в качестве примера.

Упражнения по развитию логического мышления у дошкольников

Упражнение по развитию речи «Сочиняем сказку»

Дети с удовольствием занимаются придумыванием историй, рассказов о любимых игрушках и домашних питомцах. Но делают это вместе со взрослыми. Именно взрослый должен быть инициатором, предложить ребенку выбрать персонажа, придумать его приключения.

Первоначально малышу сложно найти подходящий сюжет, поэтому взрослый должен помогать, начиная предложения и задавая наводящие вопросы. Например, так:

– Как-то утром котенок Мурзик пошел гулять… Куда?

– Кто? Что они стали делать? И т. д.

Такие упражнения не только хорошо развивают речь и умение выстроить последовательность и логику событий, но и воображение ребенка.

Игры в слова

Игр со словами можно придумать множество, использовав имеющиеся знания и дополняя их новыми. Знания названий цветов и перенесение цветовых характеристик на предметы можно потренировать в игре: «Какой цвет живет на кухне?» Попросите малыша назвать предметы, например, красного или коричневого цвета на вашей кухне.

Можно искать предметы на определенную букву или те, в которых спрятано число. Например, число четыре есть у стула, собаки, подушки и т. д.

Покажите ребенку геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и попросите сказать, на что они похожи. Можно еще предложить дорисовать эти фигуры. Например, сделать из круга колобок или солнышко, из треугольника и квадрата домик или шляпу гнома. Возможно, первые рисунки вам придется делать самостоятельно, но дети с удовольствием включаются в эту игру, когда поймут, что требуется.

Это же упражнение можно проводить «наоборот». Предложить ребенку сказать на какую фигуру похож мяч, блин, книга, кошачье ухо и т. д.

Упражнение «Следопыт»

Для него вам надо будет нарисовать на листе разные следы: человека, зверей, птиц. Затем спросите у малыша: «Кто гулял по этой заснеженной полянке?» Можно даже усложнить упражнение, введя в него задание на поиск логического несоответствия. Нарисуйте на «снегу» следы босых человеческих ног и спросите у ребенка: «Что не так, неправильно?» Если он догадается, что босиком никто по снегу не ходит, то, значит, с развитием его логического мышления дело обстоит прекрасно.

Подобные упражнения и игры можно составлять самостоятельно, а еще лучше, проделав с малышом разные упражнения, предложить ему придумать самому задание для мамы или папы.

Любое из этих упражнений развивает целый комплекс психических процессов. Кроме логического мышления, в них активизируется и речь, и воображение, и предметная деятельность, и образное мышление. И что не менее важно, дети учатся совместно со взрослыми решать задачи, они видят в родителях не только старших, обладающих властью, но и своих партнеров и друзей. А насколько это важно, станет понятно, когда ваши дети будут .

Министерство образования Республики Беларусь

УО Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Контрольная работа № 6

по предмету Возрастная психология

на тему Развитие мышления у детей


Введение

1.2 Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте

1.3 Развитие речи и мышления в раннем школьном возрасте

Глава 2. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже

2.1 Основные понятия и принципы интеллектуального развития

2.2 Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

2.3 Эгоцентризм детского мышления

2.4 Феномены Пиаже

Глава 3. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру

Таблица

Заключение

Литература

Введение

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.


Глава 1. Развитие речи и ее влияние на мышление

1.1 Развитие речи и мышления в раннем детстве

Раннее детство - сензитивный период для усвоения речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и значению слова заменяются ловами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение со взрослым не достаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2 – 3 года, возникает понимание и речи-рассказа.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2 – 3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («Мама идет»), действия и объект действия («Дай булку», «пошли гулять») или действие и место действия («Книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Я очень рад, что ты приехал», «Вова обижал Машу. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой».

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. В таких случаях в основном проговаривается практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Развитие мышления у детей

У детей становление мышления проходит через определенные этапы.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать - группировать предметы по признакам.

* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать - выделять частное из общего.

* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития мышления.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«Назови предмет» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«В чем сходство?» Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.

«Сравни предметы» Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку, не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Придумай заголовок» Детям читается небольшой рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание.

«Почему нравится, не нравится?» Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

«Чередование» Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Радуга» Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.

«Поиграй с котенком» Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«Что внутри?» Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)

«Сложи картинку» Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

«Узнай и нарисуй» Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

«На кухне» Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие - для папы, три большие - для мамы, - две маленькие - для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.

«Отгадай предмет по его частям» Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

«Найди предмет» Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание.

«Угадай предмет» Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, их какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, и в этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

«Говори наоборот» Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

«Универсальный магазин» Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

«Кто самый-самый» Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких). Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

–Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

–Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

–Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

«Я луна, а ты звезда» Один из участников говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Следующий продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

«Схема сказки» Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

«Скорость мышления» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Кто кем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

–Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

–Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

–Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Успей дотронуться» Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов»

“Что лишнее” Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

“Опиши словами” Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

“Нравится - не нравится” Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Назови одним словом” Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.

“Бывает - не бывает” Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

“Отвечаем быстро” Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

Игры со словарями

“С толковым словарем” Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Читаем определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

“Фразеологический словарь” Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще пареной репы”…

“Игра Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание


Развитие логического мышления ребенка не менее важно, чем освоение им чтения, письма и речевых навыков. Логика для детей является базисом хорошего интеллекта, помогает обширно мыслить, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Формированию логических навыков ребенка следует уделять внимание уже с раннего возраста.

Ученые подчеркнули, что развитие логического мышления у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений развития, поэтому ему нужно уделять серьезное внимание. Это поможет в будущем ребенку добиться успеха в учебе и интеллектуальной сфере.

Как развивать логику у ребенка?

Логическое мышление помогает отделять первоочередную информацию от второстепенной, находить связь между различными объектами, создавать умозаключения, находить им подтверждения или опровержения. Специалисты советуют тренировать логическое мышление, как и любой другой навык. Для детей младшего возраста отлично подойдут специально разработанные игры, упражнения и задачи. Такие занятия помогут:

  • увеличить скорость мышления;
  • повысить его гибкость и глубину;
  • развить воображение и свободу мысли;
  • увеличить эффективность мышления.

Развитие мышления у детей

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное . Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Способы тренировки логического мышления

  • Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешно анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов. Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
  • Решаем логические задачи и упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
  • Играем в противоположности. Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.
    Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни

Игры и упражнения для тренировки логического мышления

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

СЛОВА НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Мышление представляет собой высшую форму познавательной деятельности человека, процесс поиска и открытия нового. Развитие мышления у детей является важным элементом воспитания, так как развитое мышление поможет ребенку понимать закономерности окружающего мира, причинно-следственные связи в отношениях, жизни и природе. Логическое мышление - это основополагающая часть достижения успеха в жизни, которая поможет правильно проанализировать любую сложившуюся ситуацию или проблему, выбрав рациональный вариант решения.

Логическое мышление нужно постоянно тренировать. Чтобы ребенок не использовал стереотипное мышление, которое свойственно многим людям, следует развивать логику с раннего детства.