Дети говорят про новый год. Что такое Новый год? Что такое новый год детям

Как рассказать детям о празднике Новый год

Интересный рассказ о Новом годе для детей, интересные истории и новогодние стихи.

Наступает Новый год

В гости к нам январь идёт.

Огоньки на ёлке ярки,

А под ёлкою — подарки!

Новогодние путешествия

Получив подарки от святого Николая, Саша с Алёнкой начали ждать подарки от Деда Мороза. Ведь скоро Новый год!

Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времён. Правда, к каждому народу Новый год приходит в своё время. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев.

Долгое время древние славяне праздновали Новый год 1 марта. Они подарили нам традицию зажигать огоньки на новогодних ёлках. Зажигание огня обещало хороший урожай. С принятием христианства Новый год стали отмечать 1 сентября.

Более 300 лет тому назад, в 1700 году, царь Пётр I приказал праздновать Новый год 1 января. Тогда же появилась традиция украшать ёлки, устраивать фейерверки и новогодние костюмированные карнавалы.

Хочешь больше узнать о том, как празднуют Новый год в других странах? Когда часы начинают бить полночь, англичане открывают задние двери дома. Из них тихонько выходит старый год. С последним ударом открывают парадные двери и встречают Новый год.

В Венгрии в первую секунду нового года начинают свистеть в детские дудочки, рожки и свистульки. Таким образом отгоняют от дома злых духов и призывают радость.

В Германии, как только часы начинают бить полночь, люди разного возраста залазят на стулья, столы и кресла. А с последним ударом дружно с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год. Только представь, какой шумный у них праздник!

В Италии принято из квартир в последнюю минуту старого года выбрасывать разбитую посуду, старую одежду и даже мебель. За ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Говорят: если выбросишь старое — купишь новое, ещё лучшее. А все дети ожидают волшебницу Бефану, которая прилетает ночью на метле и через каминную трубу попадает в дом. Фея наполняет подарками детские ботинки, специально подвешенные к камину.

Испанцы в новогоднюю ночь едят виноград. Но не просто едят, а ещё и считают. Ягод должно быть ровно 12 — по одной за каждый из двенадцати грядущих месяцев.

В Скандинавии в первые секунды нового года принято хрюкать под столом, чтобы отогнать от семьи болезни и неудачи.

В современном Китае Новый год — это праздник фонарей. Только празднуют его не 1 января, а каждый раз меняют дату. В новогоднюю ночь на улицах и площадях зажигают множество маленьких фонариков. Китайцы верят, что искры от них прогоняют злых духов.

Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считают, что это принесёт удачу и здоровье. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку рисунок с изображением своей мечты. Желание должно осуществиться.

Новый год в Индии можно отпраздновать восемь раз! В один из таких дней — Гуди Падва — необходимо съесть листву дерева ним-ним. Оно очень горькое и неприятное на вкус. Но индийцы верят, что эта листва оберегает человека от болезней и бед.

В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. Перед началом праздника самый младший член семьи стоит возле ёлки и поёт гостям колядки. Благодарные родственники дарят ему подарки.

Как зовут Деда Мороза?

В нашей стране знаменитый дедушка — Дед Мороз. Он одет в длинную красную шубу с белым мехом. У Деда Мороза длинная белая борода, а в руках — посох. Приходит он в гости не только с подарками, а и со своей помощницей — внучкой Снегурочкой.

В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы Деда Мороза зовут Санта Клаус. Он одет в красную курточку, украшенную белым мехом, и в красные шаровары. На голове — красный колпак.

В Швеции два Деда Мороза: дедушка с крючковатым носом Юлтомтен и карлик Юлниссаар. Оба под Новый год оставляют подарки на подоконниках.

В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. У него высокая конусообразная шапка и красный наряд. Окружают его гномы в остроконечных шапочках и накидках с белым мехом.

А эстонского Деда Мороза называют Йиулувана. Он похож на своего друга Йоулупукки.

Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает «Отец Рождество». Он добрый и приносит детям подарки в корзине. Второго зовут Шаланд. Этот бородач носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.

В Италии к детям приходит старенькая фея Бефана. Она залетает в дом через дымовую трубу. Хорошим детям фея приносит подарки, а непослушным достаётся только пепел.

В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Кречун. Он очень похож на нашего Деда Мороза. В Узбекистане его зовут Корбобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. Корбобо ездит на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.

Волшебный Новый Год… Его ожидание — это ожидание сказки, нового этапа жизни, новых начинаний. И этому прекрасному чувству подвержены как дети, так и взрослые. Этот необыкновенный день — один из самых значимых в году, без преувеличения самый большой праздник. И чтобы по-настоящему понять, по какому же поводу вся эта предновогодняя суета, все эти нарядные люди, щедрые столы, сверкающие елки и гирлянды, стоит знать историю этого праздника. Особенно важна история Нового Года для детей, которые с особым нетерпением ждут его и всегда открыты новым знаниям. Узнав историю этого торжества, детишки с еще большим трепетом будут готовиться к нему и ждать того самого чуда, в которое всем нам хочется верить…

Наверняка, это еще и самый любимый праздник детворы. После дня рождения, конечно же. Но день рождения — личный праздник именинника, а новогодняя эйфория охватывает всех окружающих, витает в воздухе, поэтому эта ночь кажется такой сказочной.

Точной даты начала его празднования никто не знает. Помимо того, что он самый популярный, это еще и самый древний праздник. А начали его отмечать еще тогда, когда люди заметили, что поры года меняются, за весной наступает лето, за летом осень, и так далее по кругу. Но ведь должно же быть у этого круговорота начало!

Древние жители Руси заметили, что после длинной морозной зимы природа оживает, возрождается, и решили, что это и есть начало года, именно поэтому изначально Новый Год отмечали 1 марта. Позже его начали отмечать в начале осени — первого сентября, когда завершались все основные полевые и огородние работы. Осенний новогодний праздник пришел на Русь после принятия христианства.

У каждого народа свои традиции, и древние египтяне отмечали Новый Год в ту пору, когда разливался Нил, ведь они всегда страдали от засухи и разлитие Нила было настоящим благословением для земледельцев.

Древние кельты — одни из прародителей современных европейцев, отмечали Новый Год в конце октября, когда все садово-полевые работы уже были завершены, световой день сокращался, природа замирала, готовясь к зиме. Они верили, что в этот день открывается дверь в мир духов, и те могут проникнуть в мир живых. Кельты верили, что духи настроены враждебно по отношению к живым, поэтому отгоняли их от своих жилищ кострами, факелами. Сами же кельты собирались в группы и устраивали шумные гуляния — правда ведь чем-то эта традиция напоминает современное празднование Нового Года?

Стоит отметить, что и сегодня Новый Год отмечают в разных странах по-разному, далеко не везде его празднуют в ночь с тридцать первого на первое.

Окончательную же современную дату празднования утвердил Петр Первый в начале восемнадцатого века, а именно в 1700 году.

Дело в том, что Петр Первый старался много обычаев перенять у европейцев, поэтому и дата празднования Нового Года к нам пришла из Европы. Помимо даты, он перенял также традицию наряжать елку шариками и гирляндами. Но об этом чуть позже.

Своим указом Петр Первый велел собираться вместе и отмечать наступление начала года, а еще — палить из пушек. Такая стрельба стала прототипом современных салютов, без которых не обходится ни одно крупное торжество, в том числе и новогодняя ночь.

В Европе же традиция празднования начала года 1 января была введена древне римским правителем Юлием Цезарем, вместе с его новым календарем, который впоследствии был назван юлианским.

В Древнем Риме в этот день почитали двуликого Януса — древнеримское божество. Люди приносили ему жертвы, принято было начинать новые дела — отсюда и наша современная традиция планировать новые свершения на начало года.

Двуликий Янус назван так потому, что имел два лица: одно из них смотрело в прошлое, а второе в будущее, поэтому его образ символизирует грань между двумя годами.

Также в честь Януса был назван первый месяц года — январь.

Но вернемся к нашим прародителям — славянам. В тот период, когда они отмечали начало года весной, был у них и зимний праздник — Коляды. Отмечали его не один день, а целых десять — начинали с 25 декабря, и заканчивали 6 января.

Поводом такого празднования было начало увеличения светового дня, ведь самый короткий днем в году 21 декабря — день зимнего солнцестояния, после которого день начинает постепенно увеличиваться, а ночь — уменьшаться. Видимо по этому признаку наши предки определяли время наступления Нового Года. Такие изменения в продолжительности светового дня говорили о том, что зима не вечна, до весны осталось не так уж и много, а значит природа снова начнет оживать, начнется новый отсчет времени.

Сегодня 25 декабря — Рождество в западных странах, а 6 января — святки, после которых наступает наше Рождество, а затем и Старый Новый Год. Новогодние и рождественские праздники практически слились воедино и весь период от конца декабря до середины января или даже до Крещения — один большой повод для веселья, для того, чтобы ходить в гости, дарить друг другу подарки, поздравлять теплыми словами.

Новогодние традиции

Это то, что повторяется из года в год, принося празднику особый настрой, вот то самое сказочное ожидание, ведь ребенок знает, что его ждет подарок под елкой или в сапожке — это и есть традиция.

У каждого народа они свои, да и со временем традиции меняются. В некоторых странах они довольно интересные и непривычные для нас. К примеру, многим известна привычка итальянцев выбрасывать все старое и ненужное в новогоднюю ночь через окно, в том числе и такие крупногабаритные предметы, как мебель, поэтому в Италии ночью под окнами лучше не ходить) Для самих же итальянцев это повод освободить в доме место для чего-то нового.

У соседей итальянцев — испанцев, принято под бой курантов съесть 12 виноградин — одна ягода под каждый удар часов. Такой обычай, по их мнению, приносит удачу и благополучие на все предстоящие 12 месяцев. Первый раз испанцы начали поглощать виноградины в год, когда этих ягод уродилось слишком много, но традиция прижилась и существует уже более ста лет.

Также интересный обычай существует в Болгарии, где после боя курантов выключают свет и все целуются.

Глава семейства в Греции в новогоднюю ночь выходит во двор и разбивает об стену спелый гранат. Считается, что рассыпавшиеся зерна символизируют достаток и счастье в предшествующем году, а значит, чем их больше, тем лучше.

Гости же в Греции несут с собой в подарок хозяевам камень. Причем, чем камень больше и тяжелее, тем лучше, ведь он символизирует кошелек хозяев в следующем году.

У нас же традиции Нового Года хоть и не такие экзотичные, но приятные и привычные. Даже дети знают, что в новогоднюю ночь принято щедро накрывать стол, приглашать гостей или самим идти в гости к друзьям, родственникам. Также в канун Нового Года стараются отдать все долги, простить все обиды, чтобы вступать в следующий год с чистой душой и совестью.

А еще Новый Год у всех ассоциируется с ароматом мандаринов, вкусными шоколадными конфетами, яркими гирляндами и хлопушками — а ведь это тоже по сути традиции, повторяющиеся из года в год.

Еще одна приятная новогодняя традиция — наряжать елку. В этом действе принимает участие вся семья, подобные занятия очень сближают родных людей, создают особую атмосферу в доме.

Символы Нового Года

Существует немало образов, предметов, которые ассоциируются с главным зимним праздником и рассказывать о всех них можно бесконечно. Кроме того, в каждой стране и даже в каждой семье могут быть свои новогодние символы. Рассмотрим лишь основные из них, но самые главные: пушистую нарядную елочку и доброго Дедушку Мороза с его внучкой Снегурочкой.

Елочка

Без этого ароматного деревца трудно представить себе зимние торжества. Вокруг нее водят хороводы, под ней находят подарки детишки, а ее нарядные ветви радуют глаз всей семьи.

Как уже писалось выше, ввел традицию украшать дом хвойными ветками Петр Первый, переняв ее у европейцев. Саму же елку в дом начали вносит гораздо позже — уже во времена Советского Союза.

Но на самом деле еще задолго до правления Петра наши предки наряжали дерево к Рождеству. Именно это дерево и считается прародителем современной елки.

Тогда не было блестящих шариков и гирлянд, изначально на рождественском дереве были только яблоки и свечи. Позже на дерево начали вешать сладости и орехи для детей, а потом уже и различные украшения.

Сегодня ароматную елочку или сосну все чаще заменяют искусственным деревцем, что в некоторой мере правильно, ведь ежегодно к новогодним торжествам приходится вырубать много деревьев, которые впоследствии оказываются выброшенными в мусор, хотя могли бы еще долго украшать лес и производить кислород.

Но есть альтернатива и для тех, кто природу любит, а искусственные деревья не приемлет — новогодние деревья в горшках. Удовольствие это не из дешевых, но праздничная атмосфера, знакомый хвойный аромат в доме обеспечен, при этом дерево остается живым.

Дедушка Мороз со Снегурочкой

Знакомы каждому ребенку с самого раннего возраста. Без них не обходится ни один утренник, их прихода ждут с нетерпением, ведь сказочный дедушка со своей внучкой приходят не с пустыми руками — они одаривают детишек подарками, сладостями, фруктами в благодарность за рассказанный стишок или спетую песенку.

О происхождении образа Деда Мороза до сих пор спорят историки, существует несколько версий, но точно известно одно — образ этот сказочный. Но ведь главное не это, главное, что он из года в год радует детвору.

А вот с происхождением Снегурочки все не так сложно. Первый раз про нее написали в пьесе-сказке и этот образ так понравился, что со временем обрел популярность и актуален до наших дней.

Интересно, что в разных странах есть свои деды морозы и называются они по-разному, но суть их одна — это добрый старик, который приносит детям подарки.

А вот еще немного о символах в видео:

Новый Год и дети

Зимние праздники традиционно считаются семейными, отмечать их принято в кругу семьи. Готовиться к новогоднему веселью также лучше вместе. Пусть у деток пока не все получается и елку с ребенком приходится наряжать дольше, чем обычно, а салат, который помогала делать дочь, не так наряден и аккуратен, как в прошлые годы, но те ощущения, которые вы подарили детишкам совместной подготовкой — бесценны. Благодаря таким занятиям и передаются из поколения в поколение новогодние традиции, главная из которых — собирать все семейство под одной крышей для совместного празднования главного праздника года!

О «технике безопасности» при проведении новогодних праздников рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

В этой статье опытный психолог даст советы, как успешно встретить Новый год с детьми. Мы расскажем, как выбрать Деда Мороза и подарки на Рождество.

Новый год с детьми: «техника безопасности»

Кто из нас, взрослых, не любит новогоднюю елочку и красивые, почти волшебные подарки под ней…

Новый год – самый таинственный и чудесный праздник, любимый для большинства выросших детей. Единственный волшебный праздник в советскую эпоху. А ведь в тридцатые годы, когда в домах запрещалось ставить елочку, многие папы и мамы тайком под пальто проносили несколько еловых веточек, и закрыв шторы, чтобы не увидели соседи, вешали на эти веточки чудом сохранившиеся игрушки.

Потом власть смягчилась и новогодние елки вернулись в дома, навсегда заняв место в сердцах малышей.

Новый год, Рождество, Старый Новый год – они расположены так близко, в стране новогодние каникулы, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными.

Только вот почему же к концу рождественских каникул так много бывает обращений к невропатологам, психологам, аллергологам? Ответ прост – ребенка «перекормили». И сладостями, и впечатлениями.

Хотелось бы поговорить о «технике безопасности» при проведении новогодних праздников.

Самые маленькие дети

Это детки от года до двух с половиной лет.

Эти малыши, как правило, еще плохо говорят, не помнят предыдущий Новый год – ведь они были еще совсем малы. Они если и слышали про Деда Мороза или видели его на картинке в книжках, то вживую с ним еще не встречались.

И часто родители ждут не дождутся, когда же ребенок встанет на ножки, чтобы познакомить его с Дедушкой Морозом. Но их двух или даже трехлетний малыш может не обрадоваться, а очень испугаться.

Для самых маленьких детей важно, чтобы во время самого Нового года и вообще рождественских праздников жизнь не теряла своей понятности, предсказуемости. Слишком сильные впечатления нередко выбивают ребенка из колеи и приводят к поведенческим сбоям.

Как сделать встречу с Дедом Морозом безопасной для ребенка

  • Время приглядеться:

Собираясь на детский праздник или приглашая Деда Мороза домой, вспомните золотое правило, относящееся к общению маленького ребенка с незнакомыми людьми.

Для того, чтобы ваш малыш не испугался незнакомца, а тем более такого яркого в красном халате, ему нужно время, чтобы приглядеться, привыкнуть к присутствию незнакомого человека в комнате и привыкнуть к его необычному внешнему виду.

  • Чем тише и камерней – тем лучше:

Родителям, особенно тем, которые любят красочные и массовые зрелища, не стоит забывать, что «каждому овощу – свое время». То есть то, что интересно и привлекательно для взрослого, может совсем не подходить. Например, взрослые нередко являются любителями острой и копченной, пряной кухни, которая однозначно не подходит маленькому ребенку.

Так вот, режим впечатлений в новогодние праздники для малыша тоже должен быть «диетическим», иначе возможны разного рода «аллергии». Например, маленькие детки могут так испугаться шумного, громогласного, огромного Деда Мороза, что потом долго еще любая фигура в красном кафтане будет вызывать у ребенка приступы паники.

Выбирая кандидата в Деды Морозы и планируя сценарий домашнего праздника, нужно, прежде всего, дать Деду Морозу четкую инструкцию.

Звать ли Дедушку домой?

  • «А глаза-то папины»:

Даже самые маленькие дети, даже в самом лучшем костюме и гриме легко узнают собственного папу, дедушку, крестного или просто хорошего друга семьи.

Раньше времени разрушать прекрасную легенду о Деде Морозе я бы не советовала. Тем более, что ребенок может после такой раскрывшейся неправды перестать верить родителям и в чем-то другом. А это само по себе неполезно для отношений.

  • Где же настоящий Дед Мороз?

Детки постарше уже хорошо понимают, что Дедов Морозов много, и все они разные и костюмы тоже разные. В саду на празднике – один дед Мороз, в детском клубе – другой, а театре – третий, и все они разные, да еще в каждом супермаркете по Деду Морозу.

Таким детям вполне можно объяснить, что настоящий Дед Мороз – один, он невидимый простому глазу и именно он кладет подарки под праздничную елочку, а эти все Деды Морозы – его помощники, потому что один он не может успеть везде, на праздник в каждый детский сад.

Вот и приходится посылать помощников – младших Дедов Морозов. Сознание ребенка вполне готово именно к такой версии событий — вспомните русскую сказку «Два Мороза».

  • Стоит ли приглашать Деда Мороза домой?

Если речь идет о ребенке возрастом от 3 до 6 лет, то ответ на этот вопрос скорее всего будет положительным.

В этом возрасте дети уже достаточно большие, чтобы не слишком Деда Мороза бояться, но еще достаточно маленькие и поэтому в то, что это действительно Дед Мороз, а не дядя переодетый, верят.

Для детей постарше, у которых уже начали меняться молочные зубы, а соответственно и магическое мышление начинает уступать место логическому, такой близкий, фактически индивидуальный контакт с Дедом Морозом может раньше времени заронить сомнение в душе ребенка.

Выбираем Деда Мороза

Идеальный Дед Мороз для маленького ребенка должен быть:

  • Трезвым. Вроде бы это условие для всех является очевидным, однако реальность такова, что далеко не у всех родителей, которые и сами в душе ждут Деда Мороза, хватит решимости не пустить на порог долгожданного гостя, учуяв запах спиртного.
    Тем не менее, адекватность и трезвость Деда Мороза — главное условие для вас и вашего ребенка.
  • У него должен быть не очень громкий голос и не слишком шумное поведение.
  • Ему не помешает способность учитывать возрастные особенности и менять сценарий визита в соответствии с реакциями ребенка.

Инструктируем Деда Мороза

Первое и главное условие для ребенка, которому нет еще четырех лет – не трогать его руками, особенно руками в «морозьих» рукавицах, пока он сам этого не захочет. Дети вообще чувствительны к тактильным контактам с незнакомыми людьми, а уж такая экзотическая фигура, как Дед Мороз может вызывать ужас, смешанный с восторгом.

Второе: не ждите от ребенка активности. Для маленьких детей совсем не обязательным является горячее желание рассказать Деду Морозу стишок, спеть песенку, или даже просто назвать свое имя.

Ребенок может не вымолвить ни единого слова, но при этом он будет в полном восторге.
Главное, не пытаться пробивать его молчание – это может обернуться слезами и полным отказом от контактов.

Если малыш вдруг готов говорить с Дедом Морозом, и сам этого хочет – очень хорошо, радуйтесь и снимайте на видеокамеру. Если же он молчит и только внимательно смотрит – скажите себе, что это первый, а не последний Новый Год в его жизни, и все еще будет.

От 5-6 летних детей Деды Морозы подчас просто не знают, как и отделаться, настолько сильное у этих подросших детей желание показать свои достижения – спеть песенку или рассказать стишок.

Настраивайте себя на то, что через год, ну максимум через два, вы сможете с гордостью зафиксировать на фото и видео радость вашего дорогого ребенка при виде Деда Мороза.

Постарайтесь вспомнить свои детские ощущения от праздника, впечатления от детсадовских утренников и массовых елок в Кремле или Лужниках. Вспомните, каким огромным казался тогда вам Дед Мороз и какими волнующими были ваши переживания и сомнения.

Детские воспоминания помогут вам гораздо лучше понять поведение вашего малыша, его робость или перевозбуждение.

Ожидание праздника

Очень значимым, и фактически утерянным в советские годы из-за постоянной спешки работающих мам, фактором в подготовке к Новому году и Рождеству является сам процесс подготовки праздника, «праздник ожидания праздника».

Что можно делать с ребенком вместе и для ребенка:

  • Прежде всего для малыша, которому уже исполнилось 3 года, я бы рекомендовала последние 10 дней — неделю вести «календарь ожидания» праздника. Нужно либо в определенное время суток, например, перед сном, отрывать вместе с ребенком листочек у отрывного календаря, обращая его внимание на то, как мало осталось листочков, а значит, и дней до конца старого года, а значит, и начала Нового.

Правда, тут есть одно затруднение: мышление маленького ребенка во многом является магическим. И ваш малыш вполне может подумать, что чем скорее он оторвет все листочки, тем быстрее наступит праздник.

Дети дошкольники не вполне осознают ход времени и его длительность. И ваш «календарь ожидания» сможет им в этом помочь.

Хороши также и самодельные календари, в которых можно по вечерам раскрашивать кружочки, или прорезать окошечки. В последние годы в Москве можно найти фабричные новогодние календари, в которых за каждым днем — окошком лежит маленькая шоколадка.

  • От детей, которым больше 4- 5 лет, можно ожидать многократно повторяющихся вопросов: «мама, ну когда же наступит праздник?»

Раздражаться на эти вопросы не следует, но нужно наполнить последние предновогодние дни спокойными предпраздничными приготовлениями. Например, можно вместе с малышом готовить подарки родственникам и друзьям и обязательно упаковывать вместе в нарядную бумагу.

Дети постарше могут с удовольствием надписывать подарки и делать новогодние и рождественские открытки.

  • Хорошее предпраздничное занятие – выпечка специального пряного печенья, которое на нарядных ленточках можно повесить на елочку. Запах корицы и имбиря при этом у ребенка напрямую станет ассоциироваться с чем-то волшебным. Маленькие дети ведь очень чувствительны к запахам.
  • Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки, которые будут готовить сознание вашего ребенка к предстоящим праздникам.
  • Можно также постепенно, в течение последних двух недель перед праздником, украшать дом самодельными и покупными игрушками, рождественскими огоньками и фонариками. Рисовать на окошке картинки витражными красками. И к Новому году дом должен постепенно преобразиться, желательно при непосредственном участии ребенка.
  • Еще одна хорошая затея – письма и открытки Деду Морозу, которые кладутся в морозильник, откуда дед их сам забирает. В это верят даже младшие школьники. А написание письма – хороший способ узнать самые заветные желания ребенка. Только не подавайте вида, что вы это письмо прочли.

Сценарий, дизайн, логистика праздников

  • Много «хорошо» уже нехорошо

Чем больше праздников, тем хуже воспринимается каждый из них, особенно если они однотипные, с похожим сценарием похищения каких-нибудь атрибутов новогоднего праздника, типа мешка с подарками или снегурочки.

Выбирайте мероприятия разноплановые. Общее правило такое: елок должно быть не больше, чем возраст ребенка минус один, включая домашние, детсадовские праздники.

  • А сколько «елок» нормально?

По-хорошему, настоящий новогодний праздник должен быть один. А вот если у ребенка каждый день елка, на которую приходит Дед Мороз, да еще и сценарии праздников во многом похожи – то ощущение волшебства может начать уступать место просто усталости.

  • Какие праздники выбирать?

Чем младше ребенок, тем камернее должны быть праздники. Маленькие дети не любят шум, обилие новых лиц, новых запахов, различных непредвиденных эффектов типа фейерверков и спецэффектов. Это их не радует, а скорее пугает.

Также не подходят им праздники, где не предполагается присутствие родителей. Дети до 6-7 лет вряд ли смогут получать удовольствие от праздника, если рядом нет мамы. И испугаться они могут не в первый момент, когда нужно маму отпустить, а в самый эмоционально насыщенный момент спектакля, и поднять крик, а мамы рядом уже не будет.

Ребенок-дошкольник довольно часто слишком серьезно воспринимает театрализованные представления и не ощущает разницы между сценой и зрительным залом.

А вот если ваш ребенок уже ходит в школу – то тут чем страшнее и неожиданней – тем интересней. То есть предпочтения прямо противоположные.

  • Могут ли родители встречать Новый год отдельно?

Это тот вопрос, который каждая семья решает индивидуально. Воспитание детей вообще — свободное творчество, и каждый делает то, что считает нужным.

Царство новогодних подарков

  • Сколько, когда и как дарить: на мой взгляд важно, чтобы к концу рождественских каникул ребенок не кривился при виде очередной упаковки с подарками, а мог бы проявлять радость и живой интерес.

Детки, которым еще не исполнилось трех лет, вообще не всегда понимают, что им что-то подарили, или бывают задарены настолько, что их реакция весьма смазана

  • Не ждите мгновенной радости благодарности: нередко хороший и действительно правильный подарок ребенок сможет оценить не сразу. Мгновенно оцениваются подарки яркие и броские, которые столь же быстро и забываются.

Тем более, что яркие события, шум, суета и обилие впечатлений новогоднего праздника таково, что ребенку трудно бывает сохранить живость реакции. Не судите об удачности и неудачности подарка по первой реакции.

  • Сладкие подарки: это проблема многих родителей, а особенно тех, у кого дети – аллергики. Традиция дарить сласти на Рождество древняя и идет со времен, когда сладкое являлось символом изобилия, сладкой жизни.

Но тем не менее каждый год огромное количество детей к концу новогодних каникул покрываются аллергической сыпью от сладкого и цитрусовых. Да и поведение ребенка, который съел слишком много шоколада, отличается повышенным уровнем возбуждения.
В нынешние времена лучше по возможности заменять сладости любыми другими приятными мелочами.

Например, маленькие дети ценят мелкие игрушечки, бусинки, полудрагоценные камушки. Школьники обожают миниатюрную канцелярию и детскую парфюмерию. А сладкие подарки с массовых елок можно собирать, чтобы потом передать, например, в какой-нибудь детский дом. Там и вправду таким подаркам будут очень рады, а ваш малыш приучится думать и о других детках.

  • Подарки для других: вообще же существовали до революции и возобновляются сейчас замечательные российские традиции помощи небогатым семьям и устройства елок для неимущих детей.

Если ваш ребенок уже школьник, то после чтения святочных историй, где сюжет чудесной помощи бедным присутствует непременно, очень было бы хорошо сделать что-то реальное, в чем мог бы принять участие и ребенок.

Тогда новогодние праздники из времени бесконечного потребления подарков и удовольствий превратятся во время, когда ваш ребенок сможет поучиться делать что-то и для других.
Но, естественно, подобные вещи зависят от мировоззрения семьи

  • кто же дарит подарки: не вредит ли ребенку миф о Деде Морозе? Ребенку, который еще не отметил свой седьмой день рождения, легко и естественно думать, что подарки под елочкой появляются по волшебству, при непосредственном участии Деда Мороза. Если сами взрослые не развенчивают этот миф, то он может сохраняться довольно долго, что ребенку совершенно не вредно.

Есть такой анекдот: мать и отец провожают сына в армию, поезд трогается, отец бежит по перрону и кричит: «Сынок, сынок, я давно хотел тебе сказать но не решался… — Что папа, что? — сынок, ты понимаешь, Деда Мороза не существует!»

Может быть, так долго ждать и не надо, но и торопиться не рекомендуется. Чем дольше ребенок верит в добрые чудеса, тем сохраннее его психика.


Как сделать так, чтобы рождественский праздник не был второстепенным

Ребенок воспринимает мир честно.

Если елку ставят на Новый год, и все подарки дарят на Новый год – значит, этот праздник и есть главный. Тут уж все зависит от приоритетов семьи. Ведь для нас, нынешних родителей, Новый год и был главным и единственным праздником. И часто мы просто не знакомы с замечательными российскими традициями празднования Рождества и проведения Святок – то есть двух недель, следующих за Рождеством.

И это очень обидно – в результате наши дети не получают лучшего, веками создаваемого народной традицией.

Если вам важно, чтобы ребенок воспринимал Рождество как праздник главный, или по крайней мере не уступающий по важности Новому году – нужно соответствующим образом составить расписание праздничных событий и мероприятий.

Так получилось, что после перехода на юлианский календарь, совершенного после революции, Новый год празднуется сначала, а Рождество – потом. По старому стилю все ровно наоборот – и это очень созвучно детскому восприятию. Дети главным считают тот праздник, который идет первым.

Поэтому, желая выделить значимость Рождества, нужно всячески «приглушать» новогоднее буйство.

Елку мы ставим на Новый год – это так привычно, что редкие семьи отваживаются что-то тут менять. Но ведь можно перед Рождеством помимо шариков украсить елку сластями, фруктами, печеньем, орешками в золотой и серебряной бумаге. Это будет так волшебно, что ребенок наверняка запомнит рождественское превращение елочки.

И главные подарки тоже можно дарить на Рождество.

В некоторых семьях детям говорят, что на Новый Год под елочку приносит подарки дед Мороз, а на Рождество – ангелы. Малыши верят всему, и кто же не обрадуется еще одному подарку.

Основные ошибки активных родителей

  • Желание успеть все. Помните, что даже для ребенка-школьника больше чем одно мероприятие в новогодние каникулы – это уже слишком.

Что касается дошкольников, то перегрузка впечатлениями в праздники для них может обернуться серьезными сбоями в поведении. Ведь если ты съел слишком много, то вместо приятной сытости ощущается тяжесть и раздражение.

Кроме того, большое количество мероприятий почти всегда связано со спешкой родителей. А значит и с неспокойным эмоциональным фоном.

  • Что такое «перестимуляция»: перестимуляция – это когда впечатлений и событий, пришедшихся на единицу времени слишком много. Как гипервитаминоз (избыток витаминов) опаснее авитаминоза (недостатка витаминов), также и перестимуляция гораздо хуже влияет не ребенка, чем недостаток впечатлений.

Первым неблагоприятным последствием может стать общий фон перевозбуждения у ребенка, склонность к слезам и капризам.

Второе негативное последствие – снижение впечатлительности. Если ребенок систематически подвергается перестимуляции, он, чтобы не слишком уставать, просто начинает хуже воспринимать стимулы, поступающие извне.

Это целиком защитное поведение, у ребенка, говоря бытовым языком, просто вырастают «бананы» в ушах. И до него становится трудно достучаться, даже когда это очень нужно. Дети, которые систематически перегружаются впечатлениями менее восприимчивы.

  • Невнимание к признакам переутомления у ребенка . Если вы хотите избежать скандала, а тем более нежелательного выброса эмоций в людном месте, будьте предельно внимательны к тем поведенческим проявлениям, которые предваряют крик и плач вашего ребенка. Когда дети сильно устают или перевозбуждаются – поведение их меняется.
  • Выбор мероприятия не по возрасту ребенка. Общее правило – чем меньше возраст ребенка, тем меньше масштаб мероприятия. Особенное внимание должны вызывать дети, у которых есть заикание или запинки в речи, или же другая неврологическая симптоматика. Также нужно поберечь детей, которые недавно пережили сильный стресс, или же просто от природы впечатлительны, или имеют большое количество страхов.

Вспоминаем праздники

Новогоднее время такое насыщенное и так быстро пролетает. Остаются фотографии, видеосъемки, и их обязательно нужно смотреть в течение года.

Я бы рекомендовала сделать специальный новогодний альбомчик для малыша — в него можно вложить не только фотографии с праздников, но и его рисунки, а также рассказы о праздниках, написанные мамой со слов ребенка. Тогда может получиться настоящая летопись. И ваш ребенок научится «художественно» относиться к событиям своей жизни и воспоминаниям.

По прошествии праздников многие дети любят наряжаться в маскарадные костюмы и рассматривать елочные игрушки, убранные в коробки. На всех этих вещах лежит отсвет самого волшебного праздника детства.

Можно также написать благодарственную открытку Деду Морозу.

Но помните, что ребенку, который получил слишком много ярких впечатлений может быть непросто встроиться в будничную жизнь. И времени на это уйдет не менее двух недель – «послепраздничный» хвост часто длится не меньше, чем сами праздники.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

взято с uaua.info

Новогодние праздники наполнены особым волшебством. Его ощущают все, кто любит наряжать елку, украшать гирляндами квартиры и фасады дома, покупать подарки для близких. Но как правильно рассказать детям про Новый год? Как объяснить им, что же это за праздник такой? Как дать ребенку исчерпывающие ответы на те вопросы, которые возникнут в его маленькой голове? Здесь родителям или старшим наставникам необходимо просто взглянуть на окружающее действо глазами маленького человека, и все сразу будет понятно.

Традиция праздника

Можно рассказать малышу, что обряд приносить елку в дом, наряжать ее игрушками и гирляндами пришел из других стран. Раньше украшали только ветки хвойных деревьев, плели из них красивые венки, которые вывешивали на дверь дома. Потом и вовсе стали устанавливать елку в доме. Традиция пришлась по вкусу и славянам, потому что аромат хвои наполнял все комнаты, сразу же давал какое-то необычное и приятное ощущение.

Красивая, нарядная и поблескивающая огоньками пышная красавица привлекала внимание своей роскошью. Она всегда стояла в залах для утренников или в квартирах, как настоящая королева праздника. Потому вокруг нее и стали водить хороводы, класть под ее густые ветви море подарков, устанавливать возле сосны или елки традиционные фигурки. Существует и такой интересный обряд, как совместное зажигание огоньков на елке. Для этого деткам нужно взяться за руки и дружно, громко и весело попросить елочку зажечь разноцветные фонарики. Родителями или сказочными персонажами у елки может быть спета песенка про Новый год для детей, которая поможет создать сказочную праздничную атмосферу.

Понятие Нового года

Сейчас приход Нового года празднуется 1 января. Для всех сторонников традиций очень важной считается даже первая секунда наступления, можно сказать, нового периода в истории. Поэтому люди украшают свои жилища и готовят богатый праздничный стол, чтобы ровно в 12 ночи поприветствовать Новый год.

Наступающий этап знаменует обновление. Он приносит с собой новые эмоции, мечты и желания, дарит людям веру в счастье и успех. Перед 1 января нужно мысленно оставить все неприятное в старом году, с уходом которого исчезнут обиды и разочарования.

Кто придумал праздник этот первым, никто не знает. Но традиция уж слишком пришлась по душе всем народам. В разных странах и празднуют по-разному. Наши предки славяне длительное время отмечали приход года 1 марта, когда заканчивалась зима и начинался период «просыпания» природы. Именно тогда и появилась традиция зажигать на елке огни, что означало привлечение хорошего урожая. Затем празднование переместилось на 1 сентября. И вот уже около 300 лет приход Нового года мы празднуем именно 1 января, а вместе с ним и обычай запускать фейерверки, хлопать хлопушки и устраивать утренники и карнавалы с переодеванием в интересные костюмы.

Кто такой и где живет Дед Мороз?

Конечно же, главным гостем на празднике считается Дедушка Мороз! Этот могучий повелитель зимы, старик с добрыми глазами приходит к детям, чтобы вручить им в новогоднюю ночь подарки. Он весь год смотрит, как ребенок себя вел. Слушался ли малыш родителей, воспитателей и учителей, помогал ли по дому, старался ли выполнять разные задания. За послушание Дед Мороз и награждает подарком. Он знает, что хотел бы ребенок получить на Новый год (ведь он волшебник!), а потому оставляет под елкой самое желаемое.

Родители могут не только рассказать об этом своему чаду. Они могут заказать от Redmark.TV. Ребенку очень приятно и интересно будет увидеть с экрана Дедушку Мороза и услышать от волшебника личные поздравления.

Дед Мороз всегда ходит в длинной шубе красного, синего или даже белого цвета. В руке у него посох, которым он одевает деревья в иней, замораживает реки и наметает сугробы. У него большие белые усы и борода. На голове Дедушка носит красивую шапку, а за плечом − мешок с подарками.

Поскольку слишком много деток ждут Деда Мороза в гости, то увидеть его в новогоднюю ночь мало кому удается. Он буквально на секунду залетает в дом, чтобы оставить под елкой подарок. Помогают ему его внучка Снегурочка, Снеговик и зайчики. Оставит сюрприз, и мчится Дед Мороз дальше, на санях с тройкой лошадей или на лыжах. Малыш утром проснется и увидит под елочкой такой долгожданный подарок, и сразу же почувствует новогоднее волшебство!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Празднование нового года является сказочным событием не только для детей, но и для взрослых. Поэтому, в нашей школе для детей с ОВЗ уделяется большое внимание развитию обучающихся в направлении социализации в обществе.

– это самый волшебный праздник для детей. Его ждут не только дети, но и взрослые. Говорят, что если загадаешь желание в новогоднюю ночь, то оно обязательно сбудется. В новогодние чудеса верят все люди на планете. Поэтому празднование Нового года является таинственным и незабываемым для каждого из нас. В нашей школе для детей с ОВЗ уделяется большое внимание развитию обучающихся в направлении социализации в обществе. Поэтому обогащение знаний детей о народных традициях празднования Нового года является очень актуальным в работе с детьми с ОВЗ. Привлекая родителей к совместной досуговой деятельности, мы тем самым реализуем главную задачу в воспитании – привитие духа семейных традиций. Семейные традиции в каждом доме и каждой семье разные: одни – лепят пельмени, другие – делают генеральную уборку в доме, третьи – украшают свой дом и т.д. Это все пришло к нам из древности и передавалось из поколения в поколение. Поэтому мы чтим и соблюдаем эти традиции. В нашем классе есть традиция празднования Нового года совместно с родителями. Предварительная работа заключается в выпуске новогодней газеты, разучивание стихов и песен, работы мастерской Деда Мороза, беседы и рассказы о новогоднем празднике, выставке детских работ, обмен подарками. Далее следует проведение самого новогоднего праздника, который заканчивается семейным чаепитием.

Цель: Привитие интереса и потребности к традициям подготовки и празднования Нового года.

Задачи:

  • Познакомить с народными традициями празднования Нового года.
  • Развивать связную речь, любознательность, наблюдательность.
  • Формировать у учащихся эмоционально- радостное ощущение от активного участия в совместном коллективном досуге;
  • Воспитывать эмоциональный отклик на происходящие новогодние события.

Участники: учащиеся 3 года обучения класса «Особый ребенок» в рамках коррекционного учреждения и их родители.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний о народных традициях празднования Нового года.
  • Обогащение тематического словарного запаса, активизация процессов любознательности и наблюдательности.
  • Привитие адекватного эмоционального отклика при активном участии в совместном коллективном досуге.

Сценарий новогоднего мероприятия

Роли:

  • Ведущая – учитель
  • Волшебник и Дед Мороз – родители

Дети в карнавальных костюмах входят в класс под веселую музыку, рассматривают, как украшен класс, на ёлке уже горят огоньки.

Учитель:

В классе мы видим все
Что ёлка стоит в новогодней красе:
Вся серебрится, пышна и стройна
Из лесу в гости пришла к нам она.
Ёлочка- красавица ребятишкам нравится?

Ученики: Да!

Учитель: Давайте повеселимся возле нашей ёлочки.

(Предлагает детям рассказать стихи про ёлочку.)

1 ученик:

Здравствуй, ёлочка лесная,
Серебристая, густая,
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла

2 ученик :

Ёлка, ёлка, ёлочка
Колкая иголочка,
У тебя на ветках снег,
Ты стройна и выше всех.

Хоровод: «Ёлочка»

(После песни учащиеся садятся на стулья.)

Учитель:

Наступает Новый год,
Он с собой гостей ведёт,
Мы тихонько посидим
И на гостя поглядим.

(Выходит Волшебник.)

Волшебник:

Здравствуйте, мои дорогие!
Маленькие и большие!
Я - волшебник, добрый маг,
Я пришёл не просто так.
Честно вам скажу, друзья,
Без чудес мне жить нельзя! (Чудо.)

Учитель:

Мы все очень рады, что ты пришёл к нам в класс.
Ведь сегодня самый лучший праздник у нас!

Волшебник: Интересно, как зовётся этот праздник?

Ученики: Новый год!

(Учитель предлагает детям спеть песенку.)

Песня: «Новый год».

Волшебник:

Новый год?
А откуда он приходит?
А куда потом идёт?
Очень мне узнать охота,
Что такое Новый год?

Учитель:

Что ж, сейчас ребята наши
Обо всём тебе расскажут.

1 ученик:

Что такое Новый год?
Это всё наоборот!

2 ученик :

Ёлки в комнате растут,
Белки шишки не грызут,
Зайцы рядом с волком
У колючей ёлки.

3 ученик :

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод!

Учитель: Ребята! Вы умеете в ладоши хлопать?

Ученики: Да!

Учитель: А ногами топать?

Ученики: Да!

Учитель: А ручками махать?

Ученики: Да!

Учитель: А ножками плясать?

Ученики: Да!

Учитель: Ну, тогда сейчас проверим.

(Учитель предлагает детям станцевать.)

Танец возле ёлки.

(После танца ученики садятся на стулья.)

Учитель:

Нам, волшебник, помоги,
Дед Мороза позови.

Волшебник:

С удовольствием, друзья!
Но его не знаю я.
Дед Мороза опишите
Про него мне расскажите.

Песня - игра: «Как у Дедушки Мороза».

Волшебник: Что ж, теперь, мои друзья, дедушку узнаю я!

(Достаёт колокольчик.)

Вот волшебный колокольчик,
Колокольчик, мой звени,
Дед Мороза позови!

(Звенит, никого нет.)

Волшебник:

Ну, теперь я знаю.
Очень жарко в нашем зале,
Боюсь, что Дед Мороз растает.

(Учитель предлагает девочкам станцевать, подуть ветерком.)

Танец снежинок.

Волшебник:

Колокольчик, мой звени,
Дед Мороза позови!

(Заходит Дед Мороз.)

Дед Мороз:

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, милые!
Какие вы нарядные, какие вы красивые!
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!

Дед Мороз:

Ай-да, ёлочка-душа!
Как нарядна, хороша!
Дед Мороз вас всех зовёт
В Новогодний хоровод!

Хоровод: «Маленькой ёлочке»

1 ученик :

Ой, Мороз, мороз, мороз
Заморозил ты нам нос
Ушки, ушки, щёчки
Ручки, ручки, ножки.

Игра: «Заморожу»

(После игры дети садятся, Дед Мороз садится.)

Дед Мороз:

Я немного отдохну
Да под ёлкой посижу.
А вы, ребятишки, расскажите мне стишки.

Стихи читают ученики.

Дед Мороз:

Вот спасибо, вам, друзья!
Позабавили меня.
Но пора мне собираться,
В путь - дорогу отправляться.
С вами расставаться жалко…

Волшебник: Дед Мороз, а где подарки?

Дед Мороз:

Разве я их не дарил?
Как же я про них забыл?
Где же мой мешок?
Не видно…

Волшебник:

Что же делать?
Как обидно…
Без подарков нам нельзя,
Их пойдём искать, друзья!

Дед Мороз:

Где ж мешок мой?
Вот секрет!
Справа нет и слева нет.
А на ёлке, нет? - Нет!
А под ёлкой, нет? - Есть!

(Волшебник вытаскивает мешок.)

Дед Мороз:

Да, мешок и правда мой!
На нём узел непростой.
Ой, ой, ой! У-гу-гу!
Развязать я не могу!

Волшебник:

Ну-ка, дунем посильней! (дуют с детьми)
Узел, развяжись скорей! (развязывает)
Хорошо мы постарались
Все подарки нам достались!

(Показывают или раздают.)

Дед Мороз:

Вот и праздник Новогодний
Нам заканчивать пора,
Много радости и счастья
Вам желаю, детвора!

Волшебник:

К нам на праздник через год
Дед Мороз опять придёт!