Творческое задание по теме школа. Игры и творческие задания

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческие задания для детей младшего школьного возраста Подготовила: учитель начальных классов Лазарева Лариса Александровна Нижневартовск

Творческие задания можно использовать на любом уроке в начальных классах. «Через игру- к знаниям!»

«Следы Нечистой силы!» Всем с детства знакома строки А.С.Пушкина «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…! Никто и никогда не видел эти следы,но можно предположить,что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: Бабы -Яги, Ведьмы, Колдуна,Кикиморы, Водяного, Кащея Бессмертного и др.

« Старая сказка на новый лад» Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок»,«Волк и семеро козлят» и т.д.

«Новое применение!» Придумай 10 новых применений таким знакомым предметам, как столовая ложка, вилка,терка, кухонный нож и т.д.

«Маршевая песня» Эти песни помогают ходить в строю, т. е. маршировать. В этих песнях очень четкий ритм, их исполняют громко и бодро. Попробуйте промаршировать строем, используя при этом известные детские песни «В траве сидел кузнечик», «Маленькой елочке холодно зимой, «От улыбки хмурый день светлей», «Спят усталые игрушки»

«Мы – артисты » Всей командой мимикой и жестами изобразить,чтобы все догадались: -приход учителя в школу; -сообщение о предстоящей контрольной работе; -известие о начале каникул и т.д.

«Мы – художники» Команда должна нарисовать на доске с закрытыми глазами: -птичку; -слона; -кошечку: -собаку и т.д. А другая отгадать.

«Друдлы» Графические загадки-головоломки. -Что увидели? Опишите.

Синквейн Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам.

Правила составления синквейна -имя существительное; -имя прилагательное, имя прилагательное; -глагол, глагол, глагол; - п редложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме; -слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы

Автомобиль быстрый, скоростной движется, мчится, сигналит Автомобиль облегчает человеку передвижение. средство повышенной опасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».

Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

Развитие творческих способностей у детей начальных классов

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование...

Креативное развитие детей тоже должно происходить в этих четырех сферах жизнедеятельности.

Сфера жизнедеятельности «Люди»

Организующий развивающую среду в сфере жизнедеятельности «Люди» воспитатель формирует ребенка - исследователя в отношении со сверстниками и взрослыми, воспитывает способность варьировать свое поведение, творчески использовать опыт отношений.

В этой сфере можно предлагать детям такие творческие упражнения:

Творческое упражнение «Приветливые люди»

Объединить детей в пары и раздать им карточки с заданием, придумать небольшие сценки - диалоги между приветливым покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т. п.

Творческое упражнение «Малыши-помощники»

Объединить детей в пары. Каждая пара должна придумать ситуацию в детском саду, в которой друзья помогают друг другу. Например: дети сажают деревья. Один копает ямку, второй - носит воду, третий - держит деревце, четвертый - заворачивает землю.

Творческое упражнение «Доброе слово»

Объединить детей в пары. Каждая пара должна придумать слова, которыми можно помирить, пожалеть, успокоить, поддержать. Например, успокоить ребенка, который упал и сильно ушибся; помирить двух друзей и т.д.

Творческое упражнение «Счастье и радость »

Объединить детей в группы и попросить каждую группу придумать правила счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Например: утром при встрече дети должны улыбнуться и сказать друг другу что-то хорошее, дети должны делиться друг с другом и т.д.

Все правила счастья записываются и остаются в группе.

Творческое упражнение «Молодые и старые»

Попросить детей придумать, за что старики могут уважать молодых, а молодые - старых. Например стариков можно уважать за мудрость, терпение, жизненный опыт. Молодых - можно уважать за заботу о старых, умение работать т.п.

Объединить детей у пары из двух друзей. В каждой паре один - молодой, другой - старый. Дети должны рассказать, за что они уважают друг друга. Например: дедушка - внук: В. - «Я уважаю тебя за то, что ты научил меня...»

Творческое упражнение «Четверо друзей»

Объединить детей в группы из 4-х человек. Попросить их придумать историю о том, как четверо друзей помогли кому-то в трудную минуту. Например, старушка не сможет прийти домой с тяжелыми сумками, старшие дети обидели маленького мальчика; девочка заблудилась в городе; дедушке нужно перейти дорогу, а он плохо видит подобное.

Творческое упражнение «Если нет единства»

Предложить детям рассказать, что может произойти с коллективом группы, в котором нет единства, чтобы:

В группе нужно навести порядок;

Дети не слушают воспитателя;

В группе появилась новая, красивая игрушка, все хотят ней играть;

У ребенка из группы день рождения;

Нужно выполнить сложные задачи;

В группу пришел новый ребенок;

Совместная работа (в уголке природы, кулинария, уборка).

Творческое упражнение «Лебедь, рак и щука»

Воспитатель с детьми вспоминает содержание басни «Лебедь, рак и щука», дети объединяются в тройки, имитируют действия героев басни. Потом решают, как лучше договориться, чтобы всем было хорошо. Обсуждают подобные ситуации между детьми в группе, придумывают варианты их решения.

«Предметный мир»

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «О чем рассказали вещи?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов. Затем объединить детей в пары или небольшие группы и предложить им представить себя различными предметами, которые разговаривают между собой, а затем записать эти разговоры.

Второй вариант этого упражнения:

Предложить детям представить, о чем говорят вещи в их квартире в отсутствие хозяев. Можно объединить детей в группы и дать группам разные задачи. Например, разговор посуды, мебели в комнате, одежды в шкафу, игрушек в детской комнате и т.д..

Творческое упражнение «Наука бережливости»

Объединить детей в группы. Раздать некоторым группам новые вещи, а другим - вещи, которые послужили много лет и очень хорошо сохранены. Каждая группа должна перечислить преимущества жизни своих вещей.

Потом раздать детям разные поломанные, разорванные вещи. Дети должны пообщаться и решить, как и чем можно помочь этим вещам. После этого, с помощью воспитателя, дети приводят в порядок все эти вещи.

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое упражнение «Использование предметов»

Детям предлагается перечислить все возможные варианты использования данного предмета (стульчик, палка, книга, веревка и т.п.).

«Мир игры»

Творческие задания:

Придумать новый сюжет сюжетно-ролевой игры

Придумать можно больше предметов - заменителей в сюжетно-ролевой игре.

Вариант: в каких играх можно использовать как предмет-заменитель брусок, кубик, палочку и т.п.;

Придумай новый вариант игры. Например: игра «Я - посудный шкаф» (в обруч прыгают дети и говорят: «Я - кастрюля», «Я - тарелка» и др.). Дети придумывают другие варианты, например: «Я - лес», «Я - спальная комната» и другие.

Придумай игру: Придумать за пять минут любую игру, рассказать о ней, отвечая на вопрос:

Как называется игра?

Из чего она состоит?

Сколько людей принимает участие в игре?

Какую роль получают участники в игре?

Какие правила игры?

Чем заканчивается игра?

Как будут оценивать успехи участников игры?

«Мир искусства»

Творческое задание «Создаем книгу сами»

Детям предлагается стать писателями и художниками и создать книгу для детей младшей группы. Дети придумывают разные сказки и рассказы, иллюстрирующие их.

Творческое задание «Волшебный глаз»

Детям предлагают назвать жанр картины по ее деталям или, рассматривая ее через различные проемы.

Творческое задание «Вижу - дорисовываю»

Детям предлагают домыслить мнение художника, закрывая пол-картины.

Творческое задание «Реставратор»

Детям предлагают рассмотреть две репродукции (на одной нет некоторых частей). Необходимо восстановить содержание репродукции.

Творческое задание «Подбери музыку, которая подходит к портрету»

Дети из предложенной музыки выбирают ту, которая подходит к портрету.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов - сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое задание «Подберем к натюрморту фон»

Детям предлагается составить натюрморт с различных предметов, подобрать к нему фон, при этом учитывать настроение картины, откуда падает свет, эстетическую ценность натюрморта.

Материал: вазы, букеты, предметы, различные подставки.

Творческое задание «Догадайся, что случилось?»

Детям предлагается внимательно посмотреть на картину, представляя развитие событий: случившихся, почему, зачем. Можно придумать, что произошло с героями картины потом.

Творческое задание «Экскурсовод»

Детям предлагается самостоятельно вести экскурсию в импровизированной картинной галерее, показать умение творчески рассказывать о картине, скульптуре, фотографии.

Сфера жизнедеятельности «Природа»

Большой простор для воспитания креативности у детей открывает сфера «Природа»: воспитатели проводят, организуют работу с детьми по экспериментированию с природными объектами, развивают рационализаторство в уходе за взрослыми и животными, способствуют развитию воображения и наблюдательности в загадочном мире природы. Советуем проводить с детьми такие творческие упражнения:

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

Какой характер у той или иной птицы?

С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

Кто враги?

О чем она поет?

Из чего и как строит гнездышко?

Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Лесные врачи»

Дети объединяются в две группы - «лесные врачи» и «лесные больные». «Лесные больные» по очереди рассказывают о своих болезнях. «Врачи» через некоторое время дают совет, как им помочь. Затем дети меняются ролями.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы - «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Творческое упражнение «Лесные журналисты»

Детям предлагается представить себя журналистами, исследовать жизнь любого животного (растения), составить рассказ о ней для детского журнала.

Творческое упражнение «И я сказал...»

Детям предлагается по-разному закончить предложение: «Я вышел на улицу, был дождь (солнце, ветер, жара и т.д.), и я сказал...»

Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:

  • Нетрадиционное рисование.
  • Аппликация.
  • Изготовление вкусных игрушек.
  • Веселая мастерская.

Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества.
Нетрадиционные способы этого вида творчества:

Способ №1
«Волшебная палочка»

карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» - зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Способ №2
«Фигурная фигурка»

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов - одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков - это силуэты машин и самолетов, для девочек - животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

Способ №3
«Зеркальная копия»

Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
способ № 4 - «Чей след»
Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Способ №5
«Соленые рисунки и зубная краска»

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом - рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт - он быстрее засыхает.

Способ №6
«Яичная мозаика»

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ - это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.

Способ №7
«Как художник художнику»

А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Огромные ватманские листы продаются в книжных магазинах и стоят 6 рублей. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время - пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе - малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.

Способ №8
«Дождливые фантазии»

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Апликация»
Очень часто занимаясь рисованием, малыши просят дать им ножницы. Желание подержать в руках такой опасный взрослый предмет повышает собственную значимость в глазах ребенка. Дети совершенно спокойно могут разрезать свой рисунок или вырезать его часть. И это происходит не потому, что им не жалко рисунка. Просто интерес перед «волшебным» отделением от листа его частей зачаровывает их намного больше, чем желание сохранить уже созданное.
С чего же можно начать заниматься аппликацией?
Самые простые сюжеты - это домик с открывающейся дверцей, примитивные машины, горы. Лучше эти работы выполнять . Обратите внимание малыша на то, что одна сторона бумаги цветная, а другая - белая. Линию разреза проводят только на белой стороне. Нарисуйте на белой стороне листа большой квадрат. Две его стороны совпадут с краями листа, две другие линии вам предстоит провести самим. Дайте ребенку ножницы, сами же придерживайте лист и направляйте его. После вырезанного квадрата, можно сделать треугольную крышу. Вот и дом готов, остается только намазать клеем и хорошенько прижать к бумаге. Как ни странно, но и этому малышей надо учить. Намазывать лучше на специальной подложке из линолеума или пластика. Прижимая деталь к основному фону, снимем остатки клея тряпочкой. Закончив работу, предложите малышу дорисовать детали, например, обозначить окошки, дверь, слуховое окошко, забор. Очень любят дети открывающиеся части в домиках или пещеры в скалах. Сделать такие части очень легко. Внизу домика вы вырезаете дверь. Одна ее сторона должна удерживать ее, будто на петлях. Конечно, дверь не приклеивают, а держат открытой. Теперь ребенок может сам закрывать и открывать ее. Так же можно сделать ставни на окнах, открывающиеся двери в машинах, таинственные гроты в скалах.
Совсем маленьким детям можно заранее подготовить различные лекала. Малышу остается достать их из конверта или мешочка, рассмотреть, намазать клеем и расположить на листе так, как душе угодно. Это занятие при определенной сноровке ребенок может выполнять самостоятельно. Лекалами могут быть следующие силуэты: геометрические фигуры, цветы, ягодки, звездочки.
Для аппликаций можно использовать не только бумагу. Кусочки ткани тоже прекрасный материал. Из них получаются чудесные костюмы, различные природные объекты, например, кроны деревьев, гладь воды, шерсть животных. Ткань подбирают в зависимости от ее фактуры и соответствия образу. Предложите малышу рассмотреть отутюженные лоскутки, разобраться, для чего их можно использовать, и вы удивитесь его заинтересованности и энтузиазму.
Прекрасный материал для аппликаций - старые журналы. Детям, которые уже хорошо овладели процессом вырезания, доставит удовольствие отыскивать рисунки и фотографии по заданным темам. Например, сегодня мы создаем аппликацию на тему «Гонки», и малыши ищут изображения различных видов транспорта. Придумывайте темы и вручайте крохам журналы!
Любопытно научить малышей использовать для аппликаций не только старые издания, но и бросовую бумагу - этикетки, обертки, бумагу для заворачивания подарков. Надо быть настоящим фантазером, чтобы увидеть в фотографии леса фон для аппликации морского дна, а цветочный хоровод вырезать из обертки в форме мыльных пузырей. Преобразование увиденного в другие, необычные образы - это и есть настоящее творчество! В этом отношении очень интересна игра с буквами. Вы вырезаете из журналов различные буквы, просите малыша придумать из них что-то новое. Так, к букве «Я» пририсовывается бантик, веселая мордочка и башмак - и вот уже человечек готов. А что, если «П» дополнить крышей и трубой? «К» - хвостом, когтями и головой? Попробуйте, это увлекательно и для взрослых.
Еще аппликацию можно создавать из круп и макарон. Но с пищевыми продуктами надо быть крайне осторожными. Все-таки еда предназначена для поддержания нашей жизни, а не для игры. И все же можно попробовать, оговорившись, что мы возьмем совсем чуть-чуть риса, геркулеса, фасоли и макарон, чтобы создать нечто интересное и увлекательное. Дорожка из риса, стволы деревьев из макарон, море из геркулеса будут выглядеть оригинально и необычно.

Итак, идеи есть, не хватает только свободного времени и сил. Давайте выкроим часок, запасемся терпением и... начнем творить вместе с крохой. Откуда ни возьмись появятся силы, придет желание выдумывать и фантазировать, а малыш будет умолять вас поклеить, полепить, порисовать, помастерить с ним еще чуть-чуть. Соглашайтесь, ведь от этого «чуть-чуть» протянется ниточка к «навсегда». А навсегда стать другом, творческим соратником и советчиком своего ребенка мечтает каждая мама.
В подготовке статьи использованы материалы книг:
Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» . Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М,: «Просвещение», 2000.

Несколько идей для аппликации
Создаем аквариум: рыбы, водоросли, жемчужины.
Клеим город: дома, машины, деревья, стилизованные (упрощенные) изображения людей.
У нас кухня! На бумажные тарелки наклеиваем фотографии или силуэты различных блюд, овощей и фруктов.
Придумаем человечка из бумажных стаканчиков, кубических коробок из-под кефира, наклеивая фон, черты лица и волосы.
Коллаж из кусочков серпантина, веревочек, тесемок, бечевок. Расположив эти материалы в определенной последовательности, закрутив их спиралью, сплетая друг с другом, можно создать интересные декоративные работы.
Аппликация способом обрывания, когда бумага не режется, а рвется, это особенно хорошо смотрится при создании морских волн, кряжистых деревьев, чудовищ. Если малышу трудно обрывать большое изображение, пусть рвет по частям, приклеивая их на основном фоне друг к другу.

Вкусные игрушки
Повторим еще раз, что, занимаясь изготовлением вкусных игрушек, малыш должен понимать, что пища имеет огромную ценность. Отношение к еде с уважением должно быть обязательным при изготовлении поделок из пищевых продуктов.
Предложите ребенку украсить салат. Пусть у него под рукой будут кружочки помидора, оливки, полоски перца, моркови, завитки петрушки. Быть может, малыш создаст лицо человечка или сделает орнаментальное украшение?
Очень интересно выдавливать крем из шприца или пакетика по заранее задуманному рисунку. Это искусство под силу далеко не всем, так что пусть кроха пробует сначала на печенье. Очень часто дети видят в кусочке хлеба, который они едят, то медвежонка, то белочку. Давайте попробуем попросить малыша, аккуратно отрывая кусочки хлеба, создать разных животных. Они станут веселыми тостами к завтраку, а оставшиеся крошки мы подсушим и сложим в отдельную баночку. Они пригодятся для панировки. Обязательно расскажите об этом ребенку, пусть он знает, что ни крошка хлеба не пропала!
Наряду с этими оригинальными увлечениями, мы советуем вам почаще привлекать непосед к кухонным заботам. Печь печенье с мамой, варить макароны, резать картош-
ку - да что может быть интереснее и важнее для подрастающего крохи!

Мастера на все руки
Заканчивая читать статью, вы, должно быть, устали, верно? Невозможно сразу запомнить столько идей, разобраться в таком количестве предложений. А потому в последнем разделе мы поместили лишь только едва обозначенные мысли по поводу создания своими руками чего-то нового и интересного. Если что-то будет любопытно, оформите эти разрозненные мысли на вкус!
Делаем ювелирные украшения: нанизываем с помощью большой иглы на нитку пуговицы, бусинки, ягоды рябины. Целое ожерелье можно сделать, соединяя между собой скрепки.
Рассказываем веревочные истории: из веревки сделали круг, начинаем рассказ про... колобок, солнышко , тарелку, колесо. Вот у нашего круга вырос нос. Что это? Буратино, репка? И так далее - показываем и рассказываем.
Мастерим куклы из подушек, перевязанных веревкой, бумажных пакетов, набитых газетой и перекрученных посередине. Кукол из бумаги можно разукрасить, наклеить им волосы, усы, бороды.
Подумайте, что еще можно придумать из подушек? Вы затрудняетесь, а вот малыши с удовольствием расскажут вам, что это может быть и домик, и машина, и самолет. Предложите крохе возвести такую постройку - он будет просто счастлив.
Скрепим наши творческие замыслы! Высыпьте на лист чистой бумаги скрепки. Оказывается, из них можно создавать различные силуэты и обводить их. Попробуйте сами, а потом предложите маленькому творцу.
Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком, попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием «шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы.

Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы - старая это задача или новая.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при решении происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .

П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:

Оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;

Семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения)

Образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);

Способность продуцировать разнообразные идеи, чтобы активировать творческое мышление младших школьников (он рекомендует использовать «Мозговой штурм») .

Развитие учащегося, как личность, как субъект деятельности является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности.

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.

К сожалению, в современной школе, особенно по традиционной программе, развитию креативного мышления детей уделяется пока ещё крайне мало времени. Одной из форм его развития являются творческие задачи. Я уже много лет работаю по традиционной программе и использую их в своей работе.

Опыт показывает, что уроки математики очень оживляют учебные задания творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствующие реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Использование творческих заданий отличается тем, что принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. Успех при выполнении задания пробуждает интерес к учебе, создается эмоциональный положительный фон.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость умавключает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей .

Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии выносливости, силы и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет .

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс увлекательным и интересным. Главное начать как можно раньше и результат можно будет увидеть уже в конце 1 класса. Постоянно возникает вопрос «Нужна ли олимпиада по математике в начальной школе?» Необходима. Но как в условиях традиционной программы подготовить детей? Нельзя ограничивать детей школьной программой. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Поэтому я считаю, что можно даже на уроке найти 5-10 минут на решение нестандартных задач, развивающих логику и смекалку, направленных на развитие творчества ребенка. Такие занятия помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения. Очень хорошо если этому можно посвятить целый урок. Способствует развитию креативности и факультативные занятия. Немало важной ступенью в развитии креативного мышления является обучение решению задач познавательного, поискового и творческого характера.

Виды творческих задач

Обычно в школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком «открытые» задачи, имеющие довольно размытые, разные пути решения. Исходя из этого, существуют следующие виды творческих задач.

Изобретательская.

Её условие содержит противоречие: «Вы хотите есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев». Как быть? Ответы детей:

Вызвать служащих зоопарка;

Зажечь факел и испугать льва огнем;

Бросить льву кость или мясо;

Может это не животное, а человек;

Решение этой задачи показало, что дети видят разные варианты решений.

Исследовательская.

Произошло некоторое явление. Необходимо выявить его причины. Например, почему вода превращается в лед? Как это происходит? Почему?

Конструкторская.

Не содержит противоречий и предлагает продумывание устройств под заданную цель. Придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как дети ещё не имеют представления о самом понятии «площадь».

Прогностическая.

Предлагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений или можно видоизменить обычную задачу и прогнозировать результат.

Задача с достраиваемым условием.

Дети анализируют и сами вводят необходимые данные и ограничения. К первоначальному этапу отношу задания на сравнение геометрических фигур, на выбор сходных фигур, на выделение частей сложного чертежа, на составление и преобразование фигур в соответствии с условием задачи, на составление рассказов к рисункам. Конечно, задачи 1 и 2 вида (исследовательские и изобретательские) едва ли будут уместны на каждом уроке математики. Их я использую на уроках окружающего мира, чтения, труда, а на уроках математики - в разминках и минутах отдыха, организованных в форме «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. При проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая. С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания .

Задача №1

Сгорело деревянное строение на берегу моря в лесу. Откуда пришёл огонь? Ответы детей: подожгли дети; курящий мужчина бросил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния и т. д.

Задача №2

У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай - фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству? Ответы детей: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что находится вокруг; имея две головы, веселее жить; животное лучше видит и слышит, а значит, может вовремя заметить опасность.

Задача №3

Игра «Остров»

Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?

Ответы детей: необходимо строить жильё, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь.

Второй метод активизации мышления, называется «Синектика». Автор этого метода Уильям Дж. Гордон выделил два вида процессов творчества: интуиция, вдохновение и использование различных видов аналогии.

Широко распространена аналогия по форме, например:

Сосулька - карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв. Часы - луна, солнце, цветок, диск телефона, тарелка.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

Фантастические аналогии позволяют отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перевести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых. Пришельцев с других планет для решения задач, для выхода из создавшейся ситуации.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет объект, а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же функции. Например:

Ветер - вентилятор, пылесос, дыхание. Петух - будильник, радио, солнышко, гром.

Машина - лошадь, ослик, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица.

Примеры заданий на развитие креативности мышлений

  1. Задания на развитие гибкости мышления.

1) Разработать несколько способов использования законов и явлений.

2) Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием:

Вычленить проблему;

Составить план решения;

Сформулировать гипотезы;

Выбрать и обосновать лучший способ решения.

2. Задания на развития оригинальности мышления.

1) Определить «правильность» решения задачи.

2) Придумать слово, необычную задачу.

3) Предложить совершенно иной способ решения задачи.

Выполняя подобные задания, мои ученики с удовольствием находят недочеты в предлагаемых мной заданиях, придумывают свои варианты, в том числе задачи с фантастическими, несуществующими персонажами. Для лучшего усвоения новой темы составляем вместе сказку о том, как родилась линия.

«В стране Геометрия жила-была точка (учитель показывает на доске, а дети на листочках бумаги ставят точку). Однажды точка подумала: «Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь-ка я в путешествие и поищу себе подружек».

Только вышла красная точка за калитку, а навстречу ей идет зелёная точка. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, куда та идет.

Иду искать друзей. Вставай рядом со мной и идем вместе путешествовать. (Учитель и дети ставят рядом с первой вторую точку).

Через некоторое время они встречают синюю точку.

Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становиться все больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд плечом к плечу, и получилась линия. Так родилась линия. Когда точки идут прямо, получается прямая линия, когда неровно, криво-линия кривая.

Такое объяснение нового материала в форме составления сказки, детям очень нравится и лучше запоминается новый материал.

3. Задания на развития беглости.

1) Найти несколько возможных решений.

2) Выбрать лучший способ решения.

3) Установить сходство и различие.

4) Определить причинно-следственные связи.

4. Задания на развития креативности мышления.

1) Сформулировать свои вопросы.

2) Определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.

3) Высказать свои критические замечания.

4) Самостоятельно оценить ответы одноклассников.

5) Исправить ошибки.

Можно предложить детям следующие задания:

1) Слуховой диктант: 1,3,6, 10, 15…

Придумай свою числовую закономерность.

Придумай закономерность из геометрических фигур.

2) Изобразите новую геометрическую фигуру, дайте ей название.

3) На доске начерчены два неодинаковых отрезка. Придумай прибор, позволяющий сравнить их.

4) Начерти прямоугольник с периметром 24 см.(6 решений)

5) Найди корень уравнения (х-17)*0=0 (множество чисел от 17 до бесконечности)

6) Змей Горыныч обещал детям выпустить их на волю, если они принесут ему воды без самого ведра (дополнительное условие: зимой). Воду можно заморозить.

7) Персей убил Медузу Горгону, смотрясь в щит, отполированный до блеска. А каким образом ещё можно решить эту задачу? Ответы детей могут быть разнообразными.

5. Задания на развития логического мышления.

1) Переформулировать задачу, перевести её с образного, художественного языка на математический.

2) Выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания.

3) Определить, все ли данные задачи использованы при решении задачи.

4) Установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

Задания, направленные на развитие логического мышления, углубляют математические знания детей, развиваются такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Можно предложить детям следующие задачи:

1) Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?

2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?

3) Два отца и три сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?

4) В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок?

5) Рысь съедает 600 кг мяса за 6 часов, а тигр - в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это мясо вместе?

6) Двое учеников очистили 400 картофелин; один очистил 3 штуки в минуту, другой - 2. Второй работал на 25 мин больше первого. Сколько времени работал каждый?

7) На запасном пути стоят 7 пассажирских вагонов и 20 товарных вагонов общей длиной 217 метров. Пассажирский вагон на 4 метра длиннее товарного. Определи длину того и другого вагона.

8) Три школьника купили карандаши. Один отдал за эту покупку 21 рубль, другой 18 рублей, а третий 15 рублей. Первый школьник получил на два карандаша больше, чем третий. Сколько карандашей купил каждый школьник?

9) Летела стая гусей, а навстречу им гусак:

Здравствуйте, 20 гусей!

Нет, нас не 20. Если бы в 20 раз больше, да ещё 3 гуся, да ещё ты с нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?

10) В семье 4 детей; им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад. Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?

11) Малыш может съесть 600 г. Варенья за 6 минут, а Карлсон - в 2 раза быстрее. За какое время они съедают это варенье?

6.Нестандартные задачи на умножение и деление

1) Можно ли 10 книг расставить на 3 полках поровну?

2) Чему равно произведение 0*1*283*4*5?

3) Запиши все пары чисел, произведение которых равно 12.

4) Хватит ли 8 двухместных парт, чтобы рассадить 20 учеников?

5) Придумайте и запишите такое число, не равное 0, которое делится на 3, на 4, на 6.

6) Запиши цифру 5. Какую цифру нужно приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

7) В записи 6 5 2 расставь знаки действия и скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно 42. Запишите равенство.

8) Каждый торт разделили пополам, а каждую половинку ещё пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?

9) Через 5 лет Петя будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет ему сейчас?

10) Какие два целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?

11) Лена хотела умножить какое-то число на 7. При умножении она ошиблась и у неё получилось18, что на 3 меньше верного ответа. Какое число Лена хотела умножить?

7.Сказка о том, как прямая превратилась в отрезок

Жил был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:

Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?

Засмеялась прямая:

Эх, ты, карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошёл не в ту сторону.

И в другую сторону тоже не будет конца. У линии совсем нет концов. Прямая даже спела про себя песенку:

- «Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,