Мдоу педсовет правовое воспитание. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников. Жестокого обращения с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками

  1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
  2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

Присутствовало:

Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  1. Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  2. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

  • Конвенция о правах ребенка от 02.09.1990 г.
  • Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.
  • Конституция РФ от 25.03.2004 г. № 1- ФКЗ
  • Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г.
  • Областной закон № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года
  • Закон “Об образовании” от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

2. Карты семьи, имеющей несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска (на каждого воспитанника МДОУ).

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей заведующей консультативно-правового отдела Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска Шишкиной Г.Ф.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель Коваль И.А.; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель Свинцова Н.К.; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель Казанцева С.Ю.

Информационный стенд для родителей по нравственно-правовой тематике;

Познавательно-досуговые мероприятия и др.

Повестка:

  1. Роль Центра социальной помощи семье и детям в повышение ответственности семьи за воспитание своего ребенка
  2. зав. КПО Шишкина Г.Ф.

  3. Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
  4. заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

  5. Интерактивная деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
  6. старший воспитатель Данишкина Н.Н.

  7. Знакомство с положительным опытом в семье Брагиных.

Председатель родит. комитета Зайцева О.А.

Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол председателя совета. На столах нормативно-правовые документы, анкеты, карточки с описанием проблемных ситуаций. Справа от председателя – столы “Воспитатели”, слева – “Родители”. За столом “Администрация” - заведующая МДОУ, старший воспитатель, представители социальной защиты.

Заведующая консультативно правового отдела Центра помощи семье и детям Шишкина Г.Ф. рассказала о работе Краснотурьинского Центра оказания помощи семье и детям. Было отмечено что разработана программа по сбору данных семей, несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска. Это все необходимо для оперативного отслеживания и проведения коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. Были изучены карты семей, воспитанников МДОУ: из 187 семей выявлено 6 претендентов в группу “риска” - 3 семьи опекунов, 2 семьи матери одиночки, 1 семья с неблагополучной семейной атмосферой. Был зачитан план коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. (Приложение № 1)

Заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г. рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение № 2).

Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации оправах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги и родители самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог заведующей МДОУ о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение № 3)

Председатель родительского комитета МДОУ № 32 Зайцева О.А. познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Брагиных имеющих двоих детей, воспитанников МДОУ. Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

психолог Ильиных Г.В., логопед Смирнова Т.В., медицинская сестра Васюнина О.В., старший воспитатель Данишкина Н.Н., музыкальный руководитель Трушкина М.А., родители: Рейш Е.М., Овсюченко Н.С., Шик С.М., Покало Л.В..

Решение педагогического совета:

1. Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МДОУ на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов и родителей через:

  • местное телевидение “Град”;
  • городской газеты “Вечерний Краснотурьинск”, “Заря Урала”;
  • местное радио МДОУ

2. Организовать клуб-коллоквиум “Когда душа с душою говорит” по передаче положительного опыта семей МДОУ.

3. Опыт положительного воспитания ребенка в семье Брагиных вынести на городские педагогические чтения.

Председатель: Зав. МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

Секретарь: Трушкина М.А.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ______________

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

1.ВСТУПЛЕНИЕ РАЗМИНКА (разгадывание кроссвордов) -

2.ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

3.ДИСКУССИЯ

(ВЫСТУПЛЕНИЕ старшего воспитателя)

4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

5.ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения) педагог - психолог Иванова М.С.

6. АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

старший воспитатель Иванова Н.М.

7. ПРОЕКТ решения педсовета

ВСТУПЛЕНИЕ

РАЗМИНКА (разгадывание кроссвордов)

КРОССВОРД (ответы)

По горизонтали

    Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой

    Систематизированный свод законов

    Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности, уважение к себе

    Отдельный человек

    Обещание, подлежащее непременному выполнению

    Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким)-либо вопросу (вопросам)

    Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий

    Одна из сторон в судебном процессе

    Страна, народ

По вертикали

Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу

ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

    До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

    К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся…

    Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста?

    Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?

    Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками?

ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»

ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕТОДИСТА

  • Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

  • Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Какие задачи мы ставим?

1.Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения

2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка

3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Как организовать эту работу?

    Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

    Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

    Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

Возможные формы работы с детьми

Возможные методы и приёмы работы с детьми

Формы работы с детьми:

    Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

    Ролевые, театрализованные и дидактические игры

    Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений

    использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном/просмотренном

    решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;

    дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право»

    наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

    метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

    Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

    Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр.; изготовление эмблем, плакатов

ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения)

«Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности

Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

    Слух помогает мне...

    Зрение помогает мне...

    Обоняние помогает мне...

    Осязание помогает мне...

    Пробуя пищу на вкус, я могу...

«Загадывание желаний»

Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

    Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

    Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...

    Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что...

«Стиральная машина»

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

«Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера

Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке.

Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей

«Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности

Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг»

«КОЛОБОК»

Цель: развивать навыки общения

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – Колобок. Тот, к кому попадает Колобок, должен задать ему какой-нибудь вопрос, сказать комплимент, выразить сочувствие, пригласить куда-либо и т.п.

АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

Сказка

«Лиса и заяц»

Какие права были нарушены?

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» воспитание дошкольников 5 11 1 20 Создание развивающей среды... Январь - 2017г. №п/п Мероприятия: Ответственные: Подготовка к педсовету 1. Анализ мониторинговых исследований мнения родительской...

  • Формировать математические представления дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности в доу на основе интеграции содержания образовательных областей

    Документ

    Режим функционирования. № п/п Тема педсовета Форма проведения Сроки Отметка о... и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников . Анализ проведения консультаций, ... Оформление картотеки нормативно – правовых документов по организации воспитательно- ...

  • Пояснительная записка. Цель проекта: создание в детском саду условий способствующих позитивной социализации дошкольников. Задачи проекта

    Пояснительная записка

    В процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении с взрослыми, в... педагогов по проблеме (консультации, педсоветы , семинары) - организация... «Наказывая, подумай зачем», «Правовое воспитание детей дошкольного возраста», «Адаптация...

  • Задачи: Развитие у детей дошкольного возраста нравственно-правового самосознания через различные виды деятельности; Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения через организовнные формы обучения (2)

    Документ

    Зам.зав.АХР Муз.руководитель Педсоветы Педсовет №1 О задачах, плане работы... «Роль артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками ». II. Семинар: «Речевая культура... хода работы по нравственно-правовому воспитанию детей - Подготовка текстов ситуаций...

  • Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Реферат

    Доступности и посильности в обучении и воспитании дошкольников ; принцип учета возрастных и индивидуальных... периодически рассматриваются на педсоветах , педагогических часах. ... родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры; приобщение...


  • Педагогический совет
    «Знаем ли мы права детей»
    Подготовка к педсовету.
    Заведующий детским садом
    Выступает с инициативой о проведении работы по защите прав ребенка. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Обеспечивает материальную базу - приобретает для изучения различные документы.
    Методист
    Изучает и анализирует особенности общения педагогов с родителями, проводит анкетирование воспитателей, родителей, подбирает специальную литературу для самообразования педагогов.
    Педагог
    Работает в тесном контакте с семьей:
    - наблюдает за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т.п.);
    - проводит с детьми занятия по рисованию на темы "Мой дом, моя семья", Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", " анализирует полученные результаты;
    - беседует с родителями, что позволяет получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.
    Основные международные документы:
    Всеобщая декларация прав человека
    Декларация прав ребенка
    Конвенция ООН о правах ребенка
    Нормативные документы федерального уровня:
    Конституция РФ
    Гражданский кодекс
    Семейный кодекс РФ
    Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
    Закон РФ "Об образовании"
    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
    Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:
    законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;
    постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.
    I часть. Вступительное слово заведующей.
    Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
    Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
    О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами?
    Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
    В статье 18 (п. 1) закона "Об образовании" указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
    С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
    Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
    Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
    В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
    Тот факт, что Россия ратифицировала указанные выше важнейшие документы, говорит о положительной тенденции и даёт основание продумать педагогический аспект проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
    Таким образом, к основным задачам ДОУ относятся:
    принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
    установление контакта со специальными службами защиты детей;
    проведение работы по формированию правового сознания родителей, педагогов;
    Что для этого необходимо?
    Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
    Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
    В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт (И.А. Карпенко, В.А. Петровский).
    Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, данная проблема может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
    Просвещение взрослых – родителей, педагогов – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка – дошкольника есть определённые права, которые должны соблюдаться. В первую очередь нужно познакомить взрослых с основополагающими документами, привлечь их к анализу собственного отношения к детям, полезно вспомнить и жизненные ситуации, когда нарушались права взрослых и детей и т.д. Следовательно, прежде всего, необходимо разработать эффективную методику работы с педагогами и родителями. Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, чтение законодательных документов с их анализом.
    Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т.д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.
    Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.
    Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.
    Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и.т.д.
    Итоги анкетирования педагогов и родителей.
    Сегодня на педсовете мы постараемся закрепить полученные знания и опыт практической работы.
    Для этого нам необходимо разделиться на две команды.
    Задание №1.
    Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.
    У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели (ст.2)
    Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (ст.9)
    Задание №2
    Выберите правильный ответ.
    Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права
    а) таких различий нет (ст.2)
    б) национальная принадлежность
    в) состояние здоровья
    Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
    а) педагоги
    б) родители (ст.18)
    в) члены правительства
    На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
    а) на благотворительные организации
    б) на иностранных спонсоров
    в) на государство (ст.20)
    Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
    а) не указана в официальных изданиях
    б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст.32)
    в) не соответствуют интересам и склонностям ребенка.
    Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
    а) да, если они получены с согласия родителей
    б) да, если они получены не в результате правонарушения
    в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
    Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дошло до судебного разбирательства:
    а) заведующий как представитель ДОУ
    б) работник, допустивший нарушение
    в) представитель отдела образования
    Задание №3
    Какие права героев сказок нарушены?
    Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
    - право на неприкосновенность жилища
    - право на жизнь
    2. Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца? (похищение детей)
    3. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»?
    - право на бесплатное образование
    - право на личную неприкосновенность
    4. На какой срок и за какой размер оплаты труда поп нанял работника в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» (На год за три щелчка).
    Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе снами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Дети растут, меняются. Им нужна наша устойчивость, надежность бытия для защищенности и уверенности.
    Кроссворд.
    Вопросы
    Обладание навыками поведения, отвечающими принятым общественным требованиям.
    Мальчик или девочка в раннем возрасте.
    Охрана, спасение от чего–то неприятного, опасного.
    Международный договор по специальному вопросу.
    Постановление Государственной власти или правило, которое признается обязательным.
    Ответы:
    1 В О С П И Т А Н И Е
    2 Р Е Б Ё Н О К
    3 З А Щ И Т А
    4 К О Н В Е Н Ц И Я
    5 З А К О Н
    Проанализируйте ситуации, отметьте нарушения прав ребенка.
    1.Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!» «А, я не буду!» - протестует внук, - не хочу!
    Вопрос: « А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?»
    2. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами…Что за привычка! Не копайся, ешь…!» Вопрос: «Оцените стиль общения с пятилетней девочкой»? «Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?»
    "Правовая академия"
    Карточка 1
    Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
    Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?
    1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
    2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
    3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
    4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
    Карточка 2
    Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
    Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
    1) Органы управления Российской Федерации;
    3) образовательное учреждение;
    4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
    Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
    1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
    2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
    З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
    4) родители и органы местного управления образованием.
    Карточка 3
    Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?
    Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
    1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;
    2) органы местного самоуправления;
    З) местные органы управления образованием;
    4) образовательное учреждение.
    Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
    1) Учредитель;
    2) органы управления образовательным учреждением;
    З) должностные лица образовательного учреждения;
    4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
    Задание 3. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
    1) да, только через родительские комитеты;
    2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
    3) да, только через Совет образовательного учреждения;
    4) нет.
    Задание 4. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
    1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
    2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
    3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
    4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    Карточка 4
    Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
    1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
    2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
    3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
    Карточка 5
    Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?
    1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;
    2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;
    3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;
    4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.
    Карточка б
    Обсуждается тема "Содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по разъяснению Конвенции оправах ребенка.
    Задание. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?
    Карточка 7
    Задание. Какие вопросы Вы хотели бы поднять и рассмотреть в первую очередь при обсуждении темы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка?
    Карточка 8
    Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми:
    какие признаки поведения ребенка или его родителей Вас тогда насторожили?
    как Вы себя вели, что чувствовали?
    что Вы предприняли?
    как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?
    Ответы к заданиям
    Карточка 1
    Задание.
    Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
    "Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

    Карточка 2
    Задание 1.
    Правильный ответ - четвертый.
    "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.
    Задание 2.
    Правильный ответ - второй.
    "Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).
    Задание З.
    Правильный ответ - второй.
    "Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

    Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

    Карточка 3
    Задание 1.
    Правильный ответ - четвертый.
    3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.
    Задание 2.
    Правильный ответ - третий.
    "Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).
    Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.
    Задание З.
    Правильный ответ - первый.
    В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.
    Задание 4.
    Правильный ответ - второй.
    "Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).
    Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.
    Задание 5.
    Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

    Карточка 4
    Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные
    граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
    При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

    Карточка 5
    Правильный ответ - третий. "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).
    Карточка 7
    Примерные вопросы для обсуждения те мы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.
    1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.
    2. Под влиянием, каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение?
    З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
    4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
    До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    Как вы понимаете выражение: "Мой дом - моя крепость"?
    Как оно связано с правами человека?
    Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?
    Коллаж «Права детей в картинках и фразах»

    Елена Назарова
    Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»

    Педсовет «Правовое воспитание дошкольников »

    Цель : повышение правовой культуры педагогов ДОУ.

    Задачи :

    1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей ;

    2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка ;

    3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.

    Вступление :

    Разминка (разгадывание кроссвордов)

    Кроссворд (ответы)

    По горизонтали

    1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон.

    2. Систематизированный свод законов. Кодекс.

    3. Сознание своих человеческих прав , своей личностной ценности, уважение к себе. Достоинство.

    4. Отдельный человек. Индивидуум.

    5. Обещание, подлежащее непременному выполнению. Обязательство.

    6. Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким) -либо вопросу (вопросам) . Соглашение.

    7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий. Организация.

    8. Одна из сторон в судебном процессе. Защита.

    9. Страна, народ. Нация.

    По вертикали

    Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу. Конвенция.

    ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

    1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

    2. К основным международным документам, касающимся прав детей , относятся… (Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) .

    3. Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста ?

    4. Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?

    5. Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками ?

    ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»

    Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка .

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах , развития уважения и терпимости к другим людям и их правам , важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека .

    Организуя работу по данному направлению , необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников .

    Какие задачи мы ставим?

    1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения

    2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка

    3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

    4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

    5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека .

    6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

    7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .

    Как организовать эту работу?

    1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций) .

    2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) .

    3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие . (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок , не искажать детского восприятия мира сказок , чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев )

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

    Возможные формы работы с детьми. Возможные методы и приёмы работы с детьми

    Формы работы с детьми :

    1. Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

    Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания . Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

    Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

    2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры

    3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений :

    Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном/просмотренном

    Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;

    дидактические игры : “Чьи права нарушены ?”, “Назови права героев” , “Выбери право »

    Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу , внимание, заботу.

    Метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

    Проблемно-поисковые методы : отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

    Продуктивная деятельность : создание альбомов, символов и пр. ; изготовление эмблем, плакатов

    ИГРОТРЕНИНГ (примеры игр и игровых упражнений для детей)

    «Я и мои чувства»

    Цель : развитие чувства индивидуальности

    Воспитатели встают в круг . Ведущий начинает фразу и бросает мяч :

    Слух помогает мне.

    Зрение помогает мне.

    Обоняние помогает мне.

    Осязание помогает мне.

    Пробуя пищу на вкус, я могу.

    «Загадывание желаний»

    Воспитатели садятся в кружок . (это круг загадывания желаний) .

    Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть насекомым, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть цветком, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть деревом, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть автомобилем, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть улицей, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть государством, то я бы. потому что.

    Если бы я был другой страной, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть игрой, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть пластинкой, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть пищей, то я бы. потому что.

    Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы. потому что.

    «Стиральная машина»

    Воспитатели встают на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один воспитатель пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку» ). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

    АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

    Сказка «Лиса и заяц»

    Какие права были нарушены ?

    Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . Какие права нарушила ведьма в этой сказке?

    Сказка «Гуси-лебеди» . Какие права были нарушены ?

    Сказка «Морозко» . Какие права были нарушены ?

    Кощей Бессмертный. Какие права он нарушил и в каких сказках?

    Баба Яга. Какие права она нарушила и в каких сказках?

    Решение педсовета .