Программа лагеря труда и отдыха «Команда твоего успеха. Трудовой лагерь для школьников. Как провести летние каникулы с пользой Проект лагеря труда и отдыха

Название Лагерь труда и отдыха “Энергия будущего”
Количество детей 30
Система приема в лагерь Личное желание каждого ребенка
Наименование программы Конкурсная программа “В объективе Я и мое Лето”
Вид программы Модифицированная
Заказчик программы Муниципальное учреждение Управление образования Промышленновского района
Основные разработчики программы Автор – составитель: М.Н. Калиниченко, начальник детского лагеря;
Ответственные исполнители МОУ “Детский дом “Березка”
Сроки реализации 21 день
Цели программы Создание условий для приобщения подростков к миру искусства, для реализации их творческого потенциала. Рассмотреть взаимосвязи: я и культура, мир и культура, человечество и культура.
Задачи программы

1. Выявить интересы, потребности, притязания, ЗУН подростка, мотивы участия в предлагаемых видах деятельности, степень удовлетворенности от пребывания в лагере;

2. Помочь ребенку в получении максимально важной информации о мире искусства;

3. Организовать различные пространства взаимодействия участников смены для реализации творческого потенциала и двигательной активности подростка;

4. Создать систему аналитической деятельности для осмысления подростком приобретенных знаний и опыта;

5. Помочь ребенку научится жить в отряде на основе общечеловеческих ценностей, чувствовать себя нужным и полезным.

Основные направления деятельности
  • ценностно-ориентационное;
  • художественно-творческое;
  • коммуникативное;
  • организаторское;
  • спортивно-оздоровительное.
Формы и методы, используемые в работе

Экскурсии, однодневные походы в лес.

Творческие мастерские, выставки.

Сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, спортивные игры, диспуты, вечерние “огоньки”.

Выход за территорию д\д (РДК, библиотеки, музеи)

Символика Флаг, эмблема, стенгазета, гимн, девиз, устав лагеря, режим дня.
Традиции Линейки, посвященные открытию и закрытию лагеря; дни рождения; вахта памяти; экологические праздники; дни здоровья.
План-сетка На каждый день
Ожидаемые результаты

Благополучие подростка;

Приобретение подростком ЗУН взаимодействия на основе толерантности, заботы, доверия и сотрудничества;

Реализация имеющегося у подростка потенциала (достижение подростком максимально возможных практических результатов);

Получение подростком новых знаний об искусстве (история, виды искусства и проч.);

Обогащение организаторского опыта подростка.

Контроль Текущий и итоговый в форме тестов, анкетирования, опросов детей и педагогов.

Пояснительная записка

B условиях современного общества наиболее остро встаёт проблема эстетического воспитания подрастающего поколения. Причинами этого являются: массовое распространение “псевдоискусства”, основанного на стремлении завоевать дешёвый авторитет у молодёжи, популяризация индивидуальных форм досуга, насыщение средств массовой информации низкопробными образцами западной культуры (насилие жестокость и проч.), что ведёт к изменению нравственных установок подростков. Следовательно, задачей современного педагога является организация такой деятельности в детском коллективе, которая демонстрировала бы высоконравственное искусство, его важность в жизни человека и современного общества.

Условия смены, во время которой пройдет фестиваль визуальных искусств, дает педагогическому коллективу прекрасную возможность определить совместно c подростком границы искусства и псевдоискусства, начав данный путь со знакомства c историей развития различных видов искусств, которые удачно синтезировал в себе кинематограф.

Как известно кино любят все. Но многих ли любителей кино интересует следующее: что собой представляет это искусство, как оно зародилось, в чём особенности его языка, какие животрепещущие проблемы есть и в истории кино, и в его сегодняшнем дне.

Изучение особого языка кино должно способствовать, прежде всего, эстетическому воспитанию, стимулировать ассоциативное мышление, формировать всесторонне развитию личности.

Кино только тогда искусство, когда оно просвещает, помогает осознать и выразить нравственные ценности, художественные идеалы, а не искажает правду, пропагандируя пошлость, глупость, жестокость и ужас.

B ходе смены дети и подростки формируют и закрепляют свои ценностные отношения к миру, вырабатывают опыт взаимодействия c ним, приобретают новые знания. B условиях Детского лагеря эти отношения проживаются каждым участником Смены, осмысливаются и проецируются в сознании подростка в форме адекватного способа жизни. Содержанием, помогающим формировать свои духовные ценности в данной смене, являются произведения российских и зарубежных деятелей кино, телевидения, компьютерных технологий. Представь, что ты - режиссер гениального фильма, который осталось только снять. Совсем скоро к тебе приедут талантливейшие актеры – твои дети. Ты выеxaл “на натуру” – чтобы посмотреть, что уже сделали твои помощники, и отдать последние распоряжения.

Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1. Конвенция ООН оправах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ “Об образовании”.

4.ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.98 г. N2 124-ФЗ.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N°197- ФЗ.

6. ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О защите прав потребителей и кодекс РСФСР “Об административных нарушениях” от 09.01.96 г. N9 2-ФЗ.

7. СанПиН. 2.4.2. 1178-О3. Гигиенические требования к условиям отдыхающих в загородных лагерях постановлением главного государственного врача РФ от 28.11.2003 N2.

8. Приказ “Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, c дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха”. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. N2 2688.

Цели: Создание условий для приобщения подростков к миру искусства, для реализации их творческого потенциала. Рассмотреть взаимосвязи: я и культура, мир и культура, человечество и культура.

1. Выявить интересы, потребности, притязания, ЗУН подростка, мотивы участия в предлагаемых видах деятельности, степень удовлетворенности от пребывания в лагере.

2. Помочь ребенку в получении максимально важной информации о мире искусства.

3. Организовать различные пространства взаимодействия участников смены для реализации творческого потенциала и двигательной активности подростка.

4. Создать систему аналитической деятельности для осмысления подростком приобретенных знаний и опыта.

5. Помочь ребенку научится жить в отряде на основе общечеловеческих ценностей, чувствовать себя нужным и полезным.

Организация взаимодействия участников смены

Кадровое обеспечение смены.

Для достижения целей и задач специализированной смены будет опробована структура взаимодействия, сочетающая деятельность постоянных и временных объединений, инициативных и творческих групп детей и подростков. Для оценки освоения участниками реализации конкурсной программы “В объективе Я и мое Лето” компонентов организации общественно полезной деятельности: ценностного, аналитического, социально-ориентированного, организационного, коммуникативного будет использована система личностного роста и рейтинг отрядов. Положение об этой системе будет разработано и утверждено Пресс-центром.

Кадровое обеспечение смены:

Основное содержание программы и пути ее реализации

Конкурсная программа: “В Объективе Я и мое Лето”.

Эта программа является составной частью тематической смены Фестиваль Визуальных Искусств.

Смена – специализированная. Идея программы направлена на нравственное самосовершенствование ребенка в условиях временного коллектива через участие в фестивале визуальных искусств.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует:

  • формированию образа жизни, достойной человека;
  • формированию жизненной позиции подростка;
  • формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  • развитию способностей к индивидуальному выбору жизненного пути.

Участники программы:

дети 1–9 классов (возраст 7–15 лет), реализуется в течении 21 дня.

с 7.06. по 28.06.2010 года.

Данная программа является модифицированной, комплексной; она содержит различные мероприятия для всестороннего развития детей.

Для ее реализации будут использованы различные методы и формы работы.

Направления:

  • ценностно-ориентационное;
  • интеллектуально-познавательное;
  • художественно-творческое;
  • коммуникативное;
  • организаторское;
  • спортивно-оздоровительное.
  • Логика реализации: вся смена делится на три этапа. На каждом этапе решаются определенные задачи, способствующие достижению цели всего проекта и поэтапного достижения предполагаемого результата.

    1 этап: “Мир кино”: открыть ребенку истинную ценность знаний, полученных при просмотре произведений визуального жанра; помочь ребенку воспринять экранные ценности как собственные.

    2 этап: “Все у нас получится”: помочь ребенку осуществить выбор видов деятельности в рамках фестиваля визуальных искусств и собственной позиции в предстоящей смене; включить ребенка в предлагаемые виды деятельности фестиваля.

    3 этап: “Снято!”: организовать анализ проделанной деятельности для осмысления ребенком полученного опыта.

    На каждом этапе проводятся 1–2 ключевых коллективно-творческих дела, направленных на реализацию цели программы и решения поставленной задачи этапа.

    Диагностическая деятельность: главной целью диагностики является моделирование воспитательного процесса, в котором каждый ребенок – участник смены сможет выстроить поле для своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности, опираясь на собственные ресурсы.

    Задачи диагностических наблюдений.

    Цели ребенка, которые можно обозначить в виде ожидаемых результатов:

    Обогащение жизненного опыта;

    Разностороннее проявление способностей и полноценная реализация, удовлетворение потребностей личности;

    Достижение успехов в различных видах образовательной, оздоровительной, коммуникативной и досуговой деятельности.

    Цель педагога, выраженную в стремлении к приобретению опыта организации деятельности ребенка, детского объединения, направленной на обеспечение развития его личностного потенциала, удовлетворение физических, эмоциональных и интеллектуальных, социальных и духовных потребностей; обогащение личностного опыта.

    Цель детского лагеря, направленную на выявление, отработку и определение комплекса педагогических условий, обеспечивающих возможности активного отдыха и оздоровление детей, их разностороннего личностного развития, обогащение их жизненного опыта социально значимым содержанием.

    Таким образом, подобная организация работы позволит сочетать отдых и коллективную познавательную деятельность детей на период каникул.

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    • Приобретение навыков общения и взаимодействия во временном детском коллективе.
    • Осознание уникальности и ценности каждого человека, уважительное отношение к людям.
    • Присвоение знаний о нравственных категориях, таких как “Добро и зло”, “Истина” , “Красота”.
    • Построение ребенком проекта ближайшего саморазвития.
    • Приобретение новых знаний о кино, о культуре киноискусства.
    • Умение выбирать для просмотра фильмы, что в свою очередь связано с развитием рефлексии у ребенка.

    Критерии оценки результатов программы.

    Поведение ребенка.

    Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.

    Отношение ребенка к себе и окружающим.

    Эмоциональное состояние ребенка.

    Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.

    Социальный эффект программы заключается в следующем: формирование у ребенка отношения к ценностям – мы формируем личность, а совокупность личностей - это и есть общество. Таким образом, чем больше у нас будет нравственных здоровых личностей, тем лучше будет наше общество и наша жизнь, достойная человека.

    Организационная структура лагеря.

    В рамках этапа самореализации в смене организуются отряды создаваемые по возрастному принципу с целью:

    • совместного анализа происходящего;
    • организация совместной деятельности;
    • пространства комфортного общения и взаимодействия.

    Принцип формирования – добровольное участие.

    Отрядная работа планируется параллельно с программой лагеря.

    В лагере создается Пресс-центр (детские органы самоуправления).

    Пресс-центр отвечает за обеспечение турнирной таблицы.

    Структура детских органов самоуправления

    Функциональные обязанности студии.

    Дежурная студия:

    • отвечает за выполнение распорядка дня и выполнения дел этого дня;
    • отвечает за организацию и проведение дежурства по территории в помещениях и столовой.

    Информационная студия:

    • информирует членов отрядов о делах данного дня;
    • готовят материалы для стенной газеты;
    • помогает творческой студии в оформлении дел.

    Спортивная студия:

    • информирует членов отрядов о спортивных делах данного дня;
    • занимается организацией и провидением утренней зарядки;
    • отвечает за проведение подвижных игр.

    Творческая студия:

    • занимается подготовкой и проведением музыкальных минуток;
    • готовит награды сюрпризы;
    • готовит поздравление именинникам.

    Для анализа ситуаций в отрядах и организации своевременной помощи при возникающих проблемах в лагере проводятся вечерние “огоньки”

    Этапы “огонька” и технологии их реализации:

    1. Введение в тему

    • создать благоприятную обстановку для свободного выражения своих мыслей;
    • заинтересовать детей темой, проблемой.

    Как решаются эти задачи?

    • создать благоприятную обстановку позволяют:

    Рассаживание по кругу;

    Доброжелательный тон общения;

    Эмоциональность и заинтересованность ведущего в решении обсуждаемой проблемы.

    2. Ведение “огонька”

    • разностороннее обсуждение проблемы;
    • создание условий для активного высказывания идеи, суждений;
    • соблюдение подростками корректности ведения разговора.

    Ведущий “огонька” обязан:

    • обращать внимание на любое высказывание, принимать благожелательно, даже если он с ним не согласен;
    • своевременно использовать приемы ведения диалога.

    Выбор форм работы определяется через специальные блоки

    1. Блок дел, которые помогут ребятам углубить свои знания об истории кино, познакомиться c различными видами визуальных искусств, кинопрофессиями:

    • Азбука (словарь, энциклопедия).
    • Викторина “Знаете ли вы?”
    • Аукцион знаний.
    • Заочное путешествие или экскурсия (“В мир кино”, “По ту сторону экрана”).
    • Вечер вопросов и ответов “Всё o кино”.
    • Музей (кино, одного фильма, киностудии, мемориальный).
    • Полка с фильмами (старыми, любимыми).

    2. Блок дел, которые помогут подросткам лучше узнать тек, кто создаёт визуальные искусства, научит их общаться, высказывать своё отношение к происходящему на экране и в жизни.

    • Автограф.
    • Аллея звезд.
    • Антология (стихов, песен, смешных случаев на съёмочных площадках).
    • Галерея (“Целый мир помнит их в лицо”).
    • Дискуссии. Ток-шоу (“из всех искусств для нас Важнейшим...”, “У каждого поколения свои кумиры ”).
    • Киноконцерт (эпизоды, песни, музыкальные номера, мода на экране, трюковые сцены).
    • Кинопробы.
    • Турнир (знатоков, рыцарский).
    • Пресс-конференции (“Как стать звездой”)
    • Фотоальбом.

    3. Блок дел, которые помогут подросткам попробовать себя различных кинопрофессиях, проявить свои знания, умения, творчество.

    • Агитбригада “Все на кинофeстивaль”.
    • Калейдоскоп конкурсов:

    Стихотвoрeний, легенд и сказок;

    Рисунков, карикатур на знаменитых артистов; рисовaнных фильмов и комиксов; плакатов в защиту чего-то (например, российского кино);

    Песен в хоровом и сольном исполнении из известных кинофильмов или мультфильмов;

    Поделок из бумаги или природного материала (например, создание галереи героев мультфильмов).

    • Кинопробы “Требуется актер (актриса на роль...)”;
    • Клуб умельцeв-волшебников (декораторы и бутафоры, костюмеры и гримеры);
    • Ролевая игра;
    • Tематичeский огонек;
    • Фестиваль (кино; студий; пародий; клипов; рекламы; песни).

    Механизм реализации программы.

    Организация деятельности Сроки Ответственные
    1 Создание оргкомитета из педагогов-воспитателей и педагогов дополнительного образования, владеющих системой воспитательной работы с детьми Май

    Зам. директора по УВР Лисина Т.Д.

    2 Составление списков детей, желающих заниматься и отдыхать в детском лагере труда и отдыха “Энергия будущего” Май Педагоги-воспитатели, соц. педагог Зудина Т.С., психолог Абдрафикова З.И.
    3 Подготовка и утверждение программы для стабильной работы лагеря. Май
    4 Составление и утверждение плана работы лагеря Май Директор “Детского дома “Березка” Скорюпина И.И.

    Начальник детского лагеря Калиниченко М.Н.

    Зам. директора по УВР Лисина Т.Д.

    Педагог-организатор

    5 Составление расписания занятий и мероприятий Май

    Директор “Детского дома “Березка” Скорюпина И.И.

    Начальник детского лагеря Калиниченко М.Н.

    Зам. директора по УВР Лисина Т.Д.

    6 Кормление детей осуществлять в столовой согласно режиму дня. Июнь Ст. медсестра

    Козлова Н.В.

    7 Организовать работу детского лагеря с 7.06. по 28.06.10 г.;

    Занятия от 40 до 60 минут 2 раза в день в зависимости от характера тренировочного процесса.

    Июнь

    Начальник детского лагеря Калиниченко М.Н.,

    Педагоги-воспитатели, педагог-организатор

    Система контроля, мониторинг.

    № п\п Мероприятие Срок проведения Ответственные
    1. Опрос педработников учреждения на выявление пожеланий по организации деятельности летнего лагеря. Май, в течение всей смены Директор “Детского дома “Березка” Скорюпина И.И.

    Зам. директора по УВР Лисина Т.Д.

    2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов. Первая неделя лагерной смены Начальник детского лагеря Калиниченко М.Н.

    Педагог-организатор

    3. Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями В течение смены Педагоги-воспитатели.
    4. Анкетирование в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий Конец смены Педагог-организатор. Педагоги-воспитатели.
    5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену В течение смены Педагог-психолог Абдрафикова З.И.

    Соц. педагог. Зудина Т.С.

    Анализ результатов осуществления проекта
    по организации летней работы лагеря труда и отдыха
    “Энергия будущего”

    Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому для достижения воспитательных целей нужно уметь организовывать разнообразную деятельность детей.

    Каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которой становление здоровой психики невозможно.

    Свою работу проводила на основе сочетания различных видов организации досуга детей с многообразием форм образовательной деятельности. Особое внимание в системе организации летнего отдыха уделяла созданию условий для свободного выбора каждым ребёнком видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы. Приоритетными направлениями воспитания являются следующие:

    • развитие самоуправления;
    • организация игр, открывающие большие возможности для самопознания;
    • ориентация детей выразить себя в художественной деятельности.

    Поделюсь опытом разработки плана работы на летний период. На совещании у директора в начале мая я попросила воспитателей подумать о том, какие мероприятия хотели бы провести и своё видение этих мероприятий. Через неделю мы вновь вернулись к рассмотрению данного вопроса, и каждый воспитатель высказал свои предложения. Затем я провела среди детей анкетирование с вопросом: “Что я жду от лета?” На совещании подвели итоги анкетирования. В план работы были включены мероприятия на темы, получившие большее число голосов. При этом и воспитателей и детей нацеливала на то, что качество жизни в лагере зависит от активного участия каждого. План был готов за неделю до открытия лагеря, что давало возможность более качественно подготовиться к мероприятиям.

    Одновременно с разработкой плана проводила работу по организации детского самоуправления, которое является одним из основных моментов воспитательного процесса. Эти органы существуют только на период работы лагеря и не подменяют собой работу постоянно действующих органов – Детского совета. На общем собрании воспитанников договорились, что всю работу в лагере проводят наряду с педагогом - организатором и воспитателями командиры отрядов. Им подчинены студии: дежурная, спортивная, информационная, творческая. Выборы должны осуществляться путём тайного голосования. Право голоса имел каждый работник и воспитанник детского дома. Из числа воспитателей и воспитанников была избрана избирательная комиссия. Кандидатуры на пост командиров отрядов можно было выдвигать как путём самовыдвижения, так и путём выдвижения на собраниях в группах. Условие существовало одно: каждый кандидат должен представить в избирательную комиссию справку из школы о количестве всех оценок, полученных за учебный год. Затем каждый кандидат подготовил для себя агитационный листок со своей программой. В назначенный день прошли выборы максимально приближенные к действительным.

    Большое внимание уделяю внешним сторонам жизни лагеря – его названию и геральдике. Задолго до открытия лагеря был объявлен конкурс на лучшее название лагеря, гимна и флага. Поступило очень много предложений, рисунков, текстов песен. Жюри подвело итоги. Лагерю оставили прежнее название “Энергия будущего” Каждый отряд придумал для себя название, девиз, избрал командиров отрядов. Для эффективной реабилитационной работы большое значение имеет правильная организация режима дня. При его составлении я учитывала то обстоятельство, что для наших детей характерно недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности. Это определило специфику требований к организации режима дня в лагере:

    • проведение занятий в малых группах;
    • непродолжительность занятий (40–60 минут), чередование с отдыхом;
    • разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня.

    В первой половине дня проводился трудовой десант, согласно его названию: лагерь труда и отдыха. После обеда проводились мероприятия, согласно ежедневным планам работы педагога-организатора и учителя по физкультуре.

    Красочно проходило открытие лагерной смены “В объективе Я и мое Лето” 2010 год. Каждый отряд подготовил приветствие – “сценический поклон” и по 2–3 номера художественной самодеятельности.

    Затем состоялся смотр строя и песни, после чего каждый отряд занял отведённое ему место на линейке. Торжественно было внесено знамя, командиры отрядов сдали рапорта, прозвучали девизы отрядов, затем был поднят флаг лагеря и исполнен гимн.

    Ещё до открытия лагеря долго думала над системой стимулов и штрафов. За определённые достижения дети получали “звёздочки” – красная, зеленая, синяя, жёлтая. Каждой соответствовало определённое количество баллов. За грубые нарушения дисциплины выдавались карточки – красная, синяя, жёлтая. Звёздочки и карточки выдавались на вечерней линейке, были случаи, когда из – за одного члена отряд терял или наоборот приобретал баллы.

    В каждом отряде велись книжки, где жизнедеятельность детей оценивалась по 5 параметрам: труд, дисциплина, внешний вид, культура поведения, участие в мероприятиях.

    С директором детского дома мы определили виды работ, выполняемые во время ремонта, за которые дополнительно выдавались “звездочки”. Таким образом, при отсутствии нарушений воспитанник мог за день заработать до 10–15 “звездочек”. Посоветовавшись с активом лагеря, мы предложили расширить зону трудовой деятельности. Мы ходили к пенсионерам полоть огороды и заготавливать дрова, носить воду, наводить порядок в ограде и т.д.

    Заработать “звездочки” можно было и участвуя в делах своего отряда, выполняя различные поручения, не связанные с трудовой деятельностью, соревнуясь с ребятами из других отрядов, выполняя режимы работы отряда, а также за добрые дела.

    После первой недели лагеря провели традиционное шоу “Боди-арт” С раннего утра мальчишки и девчонки подбирали рисунки для своих персонажей, краски, аксессуары, сочиняли визитные карточки, группы поддержки разучивали танцы. Наши гримеры Арина Стрижанова и Лиза Полозова постарались так, что отрядовцы не сразу узнали, кто есть кто. Зато праздник получился на все сто!

    Много внимания уделила развитию физкультурно-оздоровительного движения. Совместно с инструктором по физкультуре и врачом был разработан план проведения малых олимпийских игр. Прежде всего, я преследовала три задачи:

    1. Формировать представление об Олимпийских играх как соревновании в целях физического совершенствования, в которых участвуют спортсмены всех стран.

    2. Познакомить детей с историей олимпийского движения.

    3. Способствовать формированию интереса к занятиям физкультурой и спортом.

    Кроме непосредственного соревнований, в него были включены, наряду с беседами инструктора по физкультуре и беседы врача по вопросам профилактики болезней, воспитания культурно-гигиенических навыков и привычек, пропаганды здоровья и укрепления организма средствами спорта. Медицинскими работниками были проведены беседы: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, практическое занятие по спасению утопающих, авторская программа “Главная дорога”, экологическая викторина “Лекарства в лесу” и ряд других мероприятий.

    Красочно и торжественно прошло открытие Малых олимпийских игр. Все отряды прошли чётким строем с олимпийскими знамёнами, со своей символикой к месту построения, где был поднят олимпийский флаг и зажжён олимпийский огонь.

    Каждое утро в лагере начиналось с проведения физзарядки, которая проводилась под музыкальное сопровождение, затем проводились водные процедуры, процедуры закаливания организма. Проведение всех этих мероприятий находилось под строгим контролем спортивной студии. Соревнования по различным видам спорта проводились ежедневно.

    Очень увлекательно и интересно прошел конкурс “Мисс Дюймовочка”. К мероприятию ребята подошли ответственно. Из многочисленных претенденток выбрали двух – Виту Беляеву и Лизу Полозову. B первую очередь конкурсантки должны были представить на суд жюри оригинальный костюм. Фантазии участников не было предела. Ребята из отряда “Апельсин” решили сшить для своей Дюймовочка платье из... мешков для мусора! Три дня юные модельеры Марина Букреева, Лена Юнацкая, Арина Стрижанова под руководством Е.И.Титовой колдовали над костюмом: сшивали и склеивали детали, мастерили из картона шляпку c бантом. Наряд получился легкий, воздушный.

    Не менее оригинальный костюм из бумаги смастерил отряд “Квант”. Их Дюймовочка была, как ромашка: юбочка – из лепестков, шляпа – c широкими полями.

    Конкурсанткам предстояло выступить со своими визитными карточками. Звучали мелодии знакомых песен, слова придумали свои. Обе визитки получились!

    На третьем этапе Дюймовочка продемонстрировали умение готовить салаты, пришивать пуговицы, чистить картошку. Было весело!

    В течение всей лагерной смены проходила игра “Последний герой”, в конце которой каждый отряд определил своего героя, и мы были полностью согласны с выбором детей: в финал игры попали самые достойные. Но прежде чем определился “самый самый”, участникам финала пришлось проявить и смекалку, и силу, и ловкость, и хитрость, и просто стойкость характера.

    Всю смену работало собственное телевидение. Были отсняты почти все проведённые мероприятия. Ежедневно после вечерней проверки показывались “Новости” о жизни в лагере. Телеведущими были сами дети. Часто видеокамера фиксировала такие моменты, которые не попадали в поле зрения воспитателей. Операторы появлялись неожиданно, и ребята не всегда понимали сразу, что они попали в объектив. Очень интересно было наблюдать за их реакцией, когда они видели себя со стороны.

    Одним из любимых занятий детей были экскурсии. Понимая, что они являются мощным средством воспитания, я нацеливала педагогический коллектив и выборный актив на то, чтобы дети как можно большее количество времени находились на природе. Здесь дети знакомились с жизнью растений, птиц, зверей, мы учили их, как можно прокормиться в лесу, из каких трав заварить чай, какими лечиться, если простудишься, учили их бережному отношению к природе. Часто просто лежали, слушали звуки леса, лугов, журчание ручья, наблюдали за движением облаков. По возвращению из одной экскурсии мы решили организовать защиту проекта “Красная книга Кузбасса”.

    В день открытия лагеря очень организованно провели конкурс рисунков на асфальте цветными мелками на тему: “Мир глазами детей”. Желающих было очень много и не всем удалось разместить свои рисунки на площадке, пришлось уходить за детский дом. Много было хороших работ, трудно было определить лучшие, все хорошие работы были отмечены призами.

    Всю лагерную смену работали кружки. Кружки были на любой вкус: “Умелые руки”, “Пластилиновая ворона”, “Акварелька (витражные краски)”, “Изонить”, “Поделки из соленого теста” и т.д. На закрытие лагеря была сделана выставка.

    С удовольствием дети посещали хореографический кружок “Ритм и мы”. Изучали восточные танцы, знакомились с элементами индийского танца.

    Вообще все мероприятия прошли на хорошем уровне. Главными требования, которые я предъявляла к педагогическому персоналу при подготовке к мероприятиям, были следующие: каждое мероприятие должно нести в себе комплекс мер эстетического, экологического, патриотического и других видов воспитания; минимизировать роль воспитателей в подготовке мероприятий, дать больше инициативы и самостоятельности детям.

    Воспитательный процесс проходил в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в условиях предоставления детям самостоятельности в любой момент из жизни, организации групповых дел, обеспечивалась смена ролей и деятельности каждого ребёнка, что привело к развитию умений, характера, способностей детей.

    Нам удалось преодолеть пассивность, разрушить некоторое недоверие, к своим способностям и возможностям, т.е. на деле создать ситуацию успеха.

    Работа лагеря не была бы успешной без хорошего кадрового обеспечения. В лагере творчески работали педагог-организатор, воспитатели, психолог, логопед, медработники, хореограф, муз. работники, учитель по физкультуре, учитель по труду.

    Считаю, что для улучшения работы лагеря необходимо оживить детский туризм и экскурсионную работу в летнее время, для чего шире использовать возможности нашего района.

    Список литературы

    1. Беляков, Ю. Д., Винокурова, О. А. Тематическая схема. Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому. - Волгоград: издательство “Учитель”, 2007. - 153 с.
    2. Бондаренко, Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М.: SvR – Apгус, 1994. – 64 с.
    3. Гончарова, Е. И., Савченко, Е. В., Жиренко, О. Е. Школьный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2004. - 192 с.
    4. Домбровский, К. И. Внимание... Съемка! – М.: Детгиз, 1959. – 176 с.
    5. Кувватов, С. А. Активный отдых на свежем воздухе. - Ростов н/Д: издательство “Феникс”, 2005. - 311, с.:
    6. Радюк, Е. А. Игровые модели досуга и оздоровление детей. - Волгоград: издательство “Учитель”, 2008. – 207 с.
    7. Титов, С. В. Ура! Каникулы! Библиотека вожатого. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
    8. Усов, Ю. Н. В мире экранных искусств. - М.: SvR – Apгус, 1995. – 224 с.
    9. Статья из научно-методического журнала “Воспитание школьников”.
    10. В. Вараксин. Огонь свечи нам дарит таинство общения (Все об “огоньках”) – 2005. - № 2. – С 45-49.

    Регистрационный N 20277

    В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

    1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (приложение).

    2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 июня 2011 года.

    Г. Онищенко

    Приложение

    Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11

    I. Общие положения и область применения

    1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее - подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

    Санитарные правила направлены на охрану здоровья подростков в период пребывания их в лагере труда и отдыха.

    1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды лагерей труда и отдыха независимо от их подчиненности и форм собственности и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией и эксплуатацией лагерей труда и отдыха и организацией в них трудовой деятельности и отдыха подростков в период каникул.

    1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    1.4. Лагеря труда и отдыха могут быть организованы с круглосуточным или дневным пребыванием подростков.

    1.5. Учредителю или собственнику лагеря труда и отдыха необходимо поставить в известность орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органы местного самоуправления по месту размещения лагеря труда и отдыха о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и не менее чем за 2 недели перед заездом подростков.

    1.6. При перевозке организованных групп подростков к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно железнодорожным транспортом следует соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по перевозке организованных групп детей и подростков железнодорожным транспортом. При перевозке подростков автомобильным или водным транспортом к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно в числе сопровождающих лиц должен быть медработник.

    1.7. Открытие лагеря труда и отдыха осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту его размещения.

    1.8. Каждая смена лагеря труда и отдыха комплектуется одновременно всеми подростками. Подростки должны предоставить медицинские документы о состоянии здоровья, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе.

    1.9. Каждый сотрудник лагеря труда и отдыха должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований, сведений о прививках, прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

    1.10. Продолжительность смены не должна превышать 24 календарных дней.

    II. Требования к размещению и участку лагеря труда и отдыха

    2.1. Лагеря труда и отдыха должны размещаться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. Через территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

    2.2. Для размещения лагерей труда и отдыха могут быть использованы помещения образовательных учреждений, загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, общежитий, школ-интернатов, санаториев и другие помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Возможно размещение лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток).

    2.3. Территория лагеря труда и отдыха должна быть благоустроена. На территории предусматриваются площадки для отдыха, занятий спортом, хозяйственная зона, контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для мусоросборников. Расстояние от мусоросборников до здания, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м.

    При отсутствии на территории лагеря труда и отдыха зоны отдыха и (или) спортивной зоны допускается использование парков культуры и отдыха, зеленых массивов, бассейнов, спортивных сооружений, расположенных вблизи лагеря.

    2.4. Территория лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков должна быть освещена в темное время суток.

    III. Требования к зданию, помещениям и оборудованию

    3.1. При размещении лагеря труда и отдыха на базе стационарного загородного лагеря должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, в части требований к зданиям и сооружениям, санитарно-техническому благоустройству, отделке помещений, содержанию помещений и участка, организации питания, питьевого режима и медицинского обслуживания.

    3.2. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в части размещения, организации жилой, санитарно-бытовой, спортивной и административно-хозяйственной зон, организации питания, водоснабжения, питьевого режима и медицинского обслуживания.

    3.3. При размещении лагеря труда и отдыха на базе образовательных учреждений и иных организаций набор помещений должен включать: столовую, комнаты для отдыха и досуговых занятий, помещения медицинского назначения (кабинет врача (и/или медсестры), изолятор), раздевалку (гардеробную) для верхней одежды, туалеты и умывальные, комнату гигиены девочек, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, подсобные помещения для хранения инвентаря.

    В лагере труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков дополнительно предусматривают спальные помещения, постирочные, помещение для сушки одежды и обуви, душевую.

    При отсутствии в лагере труда и отдыха столовой возможна организация питания в близлежащей организации общественного питания.

    3.4. В подвальных и цокольных этажах здания, а также в помещениях без естественного освещения не допускается размещение помещений для проживания (спальни), отдыха и досуга подростков, медицинского назначения, общественного питания.

    3.5. Спальные помещения оборудуют отдельно для подростков разного пола из расчета 4,5 м на 1 человека, но не более 10 человек в 1 помещении.

    Спальные комнаты оборудуют кроватями, стульями, тумбочками и шкафами для хранения одежды. Количество кроватей, стульев и тумбочек должно соответствовать количеству подростков.

    3.6. Каждое спальное место обеспечивают комплектом постельных принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, одеяло) и постельным бельем (наволочка, простыня, пододеяльник и 2 полотенца), из расчета 2-3 комплекта белья на 1 спальное место.

    3.7. Туалеты для мальчиков и девочек должны быть раздельные, унитазы оборудованы закрывающимися кабинами. Количество необходимых санитарно-технических приборов в туалете определяют из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

    Туалеты должны быть оснащены педальными ведрами, держателями для туалетной бумаги, мылом, электро- или бумажными полотенцами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Унитазы оборудуют сиденьями, позволяющими проводить их ежедневную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

    Допускается использование надворных туалетов выгребного типа - люфтклозеты (с организацией вывоза стоков) или биотуалеты из расчета не менее 1 на 20 подростков. Надворные туалеты должны иметь естественное и искусственное освещение. Их размещают на расстоянии не менее 25 м от жилых построек и не менее 50 м от источника водоснабжения. Дорожки к надворным туалетам должны быть утрамбованы и освещены в темное время суток. К туалетам должен быть оборудован подъезд для специализированного автотранспорта.

    3.8. При отсутствии помещений для умывания возможно оборудование умывальников на улице вблизи жилой зоны лагеря под навесом на утрамбованной площадке из расчета - 1 умывальник на 7 человек, ногомойки - 1 на 12 человек, с организацией сбора стоков от умывальников и ногомоек в выгребную яму.

    3.9. Помещения душевых оборудуют душевыми рожками из расчета не менее 1 рожок на 20 человек; в комнатах для личной гигиены девочек предусматривают душ с гибким шлангом.

    3.10. Помещения постирочных оборудуют скамейками, тазами, устройствами для нагрева воды. При отсутствии помещений для стирки личных вещей возможна организация постирочной на улице под навесом.

    3.11. Помещения медицинского назначения должны включать: кабинет врача (и/или медицинской сестры) площадью не менее 10 м ; раздельные помещения для временной изоляции заболевших подростков (на 2 инфекции - воздушно-капельной и кишечной) до их госпитализации в лечебные учреждения. Количество коек в палатах изолятора принимается из расчета не менее 2% вместимости лагеря труда и отдыха (площадь на 1 подростка не менее 6 м ).

    Помещения медицинского назначения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей.

    Проживание персонала и подростков в помещениях медицинского назначения не допускается.

    3.12. В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков допускается организация медицинского обслуживания подростков в поликлиниках, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах при наличии договора на организацию медицинского обслуживания при условии нахождения медицинских организаций от лагеря труда и отдыха на расстоянии не более 1 км.

    3.13. Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов должно быть оборудовано поддоном и подводкой к нему воды и иметь вытяжную вентиляцию; при отсутствии помещения выделяют шкаф (или место) для хранения уборочного инвентаря.

    3.14. Основные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускаются помещения для хранения инвентаря, туалеты для персонала, раздевалки. Все помещения лагеря труда и отдыха должны иметь искусственную освещенность. Уровни освещенности должны отвечать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

    3.15. В помещениях спален, медицинского назначения, отдыха и досуговых занятий температура воздуха не должна быть ниже 18 С.

    Для ограничения избыточного теплового воздействия инсоляции помещений в жаркое время года окна, имеющие южную, юго-западную и западную ориентацию, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами или шторами.

    3.16. Для предупреждения залета насекомых (комаров, москитов, мух, ос и других насекомых) необходимо проводить засетчивание окон столовой, спален, помещений медицинского назначения, а также дверных проемов в помещениях столовой.

    3.17. В период работы лагеря труда и отдыха не допускается проведение текущего и капитального ремонта в помещениях, используемых для размещения лагеря труда и отдыха.

    3.18. Концентрации вредных веществ в воздухе на территории и в помещениях лагеря труда и отдыха не должны превышать предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия, установленные санитарным законодательством Российской Федерации для населения.

    IV. Требования к водоснабжению, канализации и организации питьевого режима

    4.1. Здание, в котором размещается лагерь труда и отдыха, должно быть оборудовано системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Водоснабжением (холодным и горячим) должны быть обеспечены помещения столовой, медицинского назначения, умывальные, душевые, туалеты (только холодным), постирочные, комната гигиены девочек, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств.

    При отсутствии систем водоснабжения должен быть обеспечен подвоз питьевой воды.

    4.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения следует обеспечить бесперебойную подачу воды в помещения столовой, помещения медицинского назначения, умывальники, душевые.

    4.3. При организации централизованного или нецентрализованного водоснабжения вода должна отвечать требованиям безопасности к питьевой воде.

    4.4. Питьевой режим в лагере труда и отдыха может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (негазированная), кипяченая вода при нецентрализованном водоснабжении.

    Подростки должны быть обеспечены достаточным количеством питьевой воды в течение всего времени их пребывания в лагере труда и отдыха (в местах временного проживания, на объектах трудовой деятельности, в том числе на полевых станах, при организации экскурсий и другие).

    В летний период температура воды для питьевых целей должна быть не ниже 14 С.

    4.5. Вода, расфасованная в емкости (бутилированная вода), должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

    При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости.

    4.6. Кипяченую воду (кипячение в течение не менее 5 минут от момента закипания) меняют не реже 1 раза каждые 6 часов. Перед сменой воды емкость полностью освобождают от остатков воды и тщательно ополаскивают. Дезинфекция емкостей для доставки и хранения питьевой воды проводится ежедневно препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.

    4.7. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

    4.8. При организации питьевого режима необходимо обеспечить достаточное количество чистой посуды, разрешенной для контакта с пищевыми продуктами, а также отдельные промаркированные подносы для чистой и использованной посуды, контейнеры - для сбора использованной посуды одноразового применения.

    4.9. При размещении лагеря труда и отдыха в районах, не имеющих канализацию, и при отсутствии возможности отвода сточных вод в канализационные сети от столовой, умывальников, постирочной, медицинского кабинета и душевых допускается устройство местных систем очистки и удаления бытовых сточных вод в соответствии с гигиеническими требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения.

    V. Требования к организации питания

    5.1. При организации питания подростков в ближайшей организации общественного питания лагеря труда и отдыха или собственной стационарной столовой должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, а также санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в части соблюдения требований к: размещению, санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде, санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, организации здорового питания и формированию примерного меню, условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, соблюдению правил личной гигиены персоналом организации общественного питания, ведению форм учетной документации пищеблока, производственному контролю.

    5.2. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) организация питания должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул в части соблюдения требований к организации питания.

    5.3. Возможна организация питания подростков с использованием привозного горячего питания, приготовленного в организации общественного питания.

    5.4. При организации работы столовой на привозном горячем питании в здании лагеря труда и отдыха должны быть выделены два помещения - обеденный зал и помещение для обработки столовой посуды (далее - моечная).

    Обеденный зал для раздачи и приема пищи должен быть оборудован столами и стульями.

    Моечная для обработки столовой посуды и инвентаря оборудуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания (не менее чем 3 мойками и подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем; раковиной для мытья рук персонала; столами для сбора использованной посуды; сетками-сушками и шкафами для хранения чистой посуды).

    5.5. Для доставки готовой пищи используют термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах) - в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 часов. Перед раздачей готовую пищу из термоконтейнеров в кухонную посуду не перекладывают. После использования термоконтейнеры обрабатывают в организации общественного питания.

    5.6. В качестве столовой посуды и столовых приборов используют металлическую, эмалированную, фаянсовую, фарфоровую и одноразовую посуду, разрешенную к применению для контакта с пищевыми продуктами. Повторное использование посуды одноразового применения не допускается.

    5.7. Для мытья столовой и кухонной посуды должны применяться разрешенные моющие средства. Кухонная, столовая и чайная посуда, столовые приборы, разделочный инвентарь, щетки для мытья посуды, ветошь для мытья столов должны обрабатываться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    5.8. При наличии посудомоечных машин режим мытья посуды должен соблюдаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

    5.9. Питание подростков должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (таблица 1).

    При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 1.

    5.10. Примерное меню рациона питания разрабатывается представителем организации, обеспечивающей питание, на период не менее двух недель (10-14 дней) и согласовывается руководителем лагеря труда и отдыха. Рацион питания составляется на основании рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов для подростков в возрасте 14-18 лет (Приложение 1 настоящих санитарных правил) и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в части формирования примерного меню.

    5.11. В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным - 4-разовое.

    5.12. Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3 приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

    Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

    1-й и 2-й завтраки (суммарно) - 20-30%

    Обед - 35 - 40%

    Полдник - 10 - 15%

    1-й и 2-й ужины (суммарно) - 20 - 30%

    Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах 5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

    5.13. Число мест в обеденном зале должно обеспечивать прием пищи всеми подростками не более чем в 2 смены.

    VI. Требования к режиму дня и организации трудовой деятельности

    6.1. Организация режима дня подростков в лагере труда и отдыха предусматривает рациональную организацию трудовой деятельности, проведение физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, организацию экскурсий, походов, организацию перерывов для отдыха и приема пищи.

    6.2. Условия труда подростков независимо от выполняемых видов деятельности и сроков работы должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

    6.3. Не допускается привлекать обучающихся к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников и другим аналогичным работам.

    6.4. Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка.

    6.6. Во время работы подростки должны быть обеспечены спецодеждой, спец обувью и другими средствами индивидуальной защиты в зависимости от выполняемых видов работ.

    6.8. В теплое время года в зависимости от климатических условий выполнение сельскохозяйственных и других видов работ на открытых площадках следует проводить в часы наименьшей инсоляции. При температурах воздуха от 25 С до 28 С продолжительность работы подростков должна составлять не более 2,5 часов для лиц в возрасте от 14 до 16 лет, не более 3,5 часов для лиц от 16 до 18 лет с увеличением длительности перерывов на отдых.

    В дни с повышенной температурой воздуха (выше 28 С) необходимо принимать профилактические меры для предупреждения перегрева, тепловых ударов у подростков. В такие дни не проводят мероприятия с интенсивной физической нагрузкой; целесообразно в жаркие дни организовывать отдых и купание подростков в открытых водоемах, бассейнах.

    Мероприятия на открытом воздухе следует проводить в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, время их проведения необходимо сдвигать на часы с наименьшей инсоляцией.

    6.9. Начало рабочего дня подростков устанавливают с учетом климатических условий. В северных районах и районах умеренной полосы (I и II климатические зоны) для сельскохозяйственных работ и работ по благоустройству и озеленению территорий следует отводить преимущественно первую половину дня и начинать работу не ранее 8 часов. В южных районах (III-IV климатические зоны) из-за высоких температур воздуха и повышенной инсоляции в середине дня работу подростков организуют в 2 этапа с началом работы в 7-7.30 час. и последующим ее продолжением после перерыва в 16.00-17.00 часов.

    6.10. В летний период на начальном этапе работы для обеспечения адаптации к условиям трудовой деятельности продолжительность работы подростков в первые три дня целесообразно сокращать на 1,5 часа для подростков до 16 лет, на 2 часа для подростков старше 16 лет.

    6.11. Через каждые 45 минут работы подросткам необходимо устраивать 10-15-минутные перерывы для отдыха.

    6.12. При выполнении полевых работ на участках могут быть организованы специальные места (полевой стан) для кратковременного отдыха, которые рекомендуется оборудовать навесом для защиты от солнца и дождя.

    6.13. В местах организации трудовой деятельности подростков в наличии должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

    6.14. Для организации отдыха и проведения физкультурно-спортивных мероприятий используют парки культуры и отдыха, зеленые массивы, спортивные сооружения, бассейны, расположенные вблизи лагеря труда и отдыха, открытые водоемы. Организуют культурно-массовые мероприятия.

    6.15. Купание подростков в поверхностных водоемах организуют в специально отведенных местах. На берегу оборудуют защитные устройства от солнца.

    Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.

    6.16. Использование поверхностных водных объектов для купания подростков допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    6.17. При использовании плавательных бассейнов должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

    VII. Требования к санитарному содержанию территории, помещений

    7.1. Территория лагеря труда и отдыха должна содержаться в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно.

    7.2. Мусор собирают в мусоросборники и вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны средствами, разрешенными в установленном порядке, в соответствии с указаниями по борьбе с мухами. Не допускается сжигание мусора на территории лагеря труда и отдыха, в том числе в мусоросборниках.

    Выгребные ямы туалетов ежедневно заливают растворами дезинфицирующих средств.

    7.3. Все помещения лагеря труда и отдыха подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Уборку помещений проводят при открытых окнах и фрамугах.

    7.4. Для проведения уборки и дезинфекции помещений и оборудования используют моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке. При использовании моющих и дезинфицирующих средств соблюдают инструкции по их применению.

    7.5. Все виды дезинфекционных работ осуществляют в отсутствии подростков. Дезинфицирующие и моющие средства хранят в соответствии с инструкцией в местах, недоступных для подростков.

    7.6. При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) по предписанию должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в лагере труда и отдыха проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия.

    7.7. Места общего пользования (столовая, помещения медицинского назначения, туалеты, душевые, умывальные, комната гигиены девочек, спальни) ежедневно убирают с использованием моющих и дезинфицирующих средств и содержат в чистоте. Уборку обеденного зала проводят после каждого приема пищи; столы моют горячей водой с моющими средствами.

    7.8. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию: раковины для мытья рук и унитазы чистят ершами или щетками с применением чистящих и дезинфицирующих средств. Ручки сливных бачков и ручки дверей обрабатывают дезинфицирующим раствором.

    7.9. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку, использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

    7.10. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.

    Ветошь в конце работы замачивают в воде при температуре не ниже 45 С с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, ополаскивают, просушивают и хранят в таре для чистой ветоши.

    7.11. Постельные принадлежности, бывшие в употреблении (матрацы, подушки, одеяла) и спальные мешки перед началом каждой смены должны быть подвергнуты химической чистке или камерной дезинфекции в специализированных организациях.

    7.12. В помещениях и на территории лагеря труда и отдыха мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами проводятся специализированными организациями или специально обученным персоналом.

    В целях профилактики клещевого энцефалита в эпидемиологически неблагополучных районах по данному заболеванию необходимо организовать проведение противоклещевой обработки в местах планируемого пребывания подростков (парках, лесопарковых зонах и других зеленых массивах) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к профилактике клещевого вирусного энцефалита. Эти работы должны быть проведены не менее чем за 1 месяц до начала смены в лагере труда и отдыха.

    7.13. Перед открытием лагеря и по окончании каждой смены проводят генеральную уборку всех помещений лагеря, оборудования и инвентаря с последующей их дезинфекцией.

    Перерыв между сменами для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки составляет не менее 2 дней.

    7.14. Банные дни проводят не реже 1 раза в 7 дней. Возможность помывки в душе после работы должна быть предоставлена подросткам ежедневно.

    7.15. Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

    Грязное белье в специально отведенном месте складывают в специальные мешки (матерчатые, клеенчатые, пластиковые), которые после сортировки отправляют в прачечную.

    VIII. Требования к соблюдению санитарных правил

    8.1. Для обеспечения соблюдений требований настоящих санитарных правил руководитель лагеря труда и отдыха обеспечивает:

    Наличие в лагере труда и отдыха санитарных правил;

    Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника (в соответствии со штатным расписанием и списочным составом сотрудников) с результатами медицинских обследований;

    Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

    Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

    Наличие примерного меню;

    Наличие списка поставщиков пищевых продуктов и питьевой воды, расфасованной в емкости.

    8.2. Производственный контроль за качеством и безопасностью питания подростков осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в лагере труда и отдыха.

    Производственный контроль за соблюдением санитарных правил в местах трудовой деятельности подростков организует и проводит работодатель в соответствии с действующим санитарным законодательством.

    8.3. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил, организует профилактическую работу с подростками и персоналом по предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний, проводит осмотр подростков при приеме в лагерь (включая осмотр на педикулез перед приемом в лагерь труда и отдыха, и далее 1 раз в неделю), ведет учет заболеваемости.

    Медицинское обеспечение подростков лагеря труда и отдыха осуществляется медицинским персоналом, находящимся в штате указанной организации, либо может осуществляться медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений на основании договора.

    8.4. Во всех случаях возникновения инфекционных заболеваний, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель лагеря труда и отдыха обязан незамедлительно (в течение 1 часа) информировать орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.

    Лагерь труда и отдыха - распространенная ранее форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся старших классов городских школ работали в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность.

    Лагеря труда и отдыха создавались на базе колхозов , совхозов , лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создавали отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

    Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создавало необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяло для жилья здание, обеспечивало постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организовывало питание. Многие хозяйства строили и оборудовали для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Были и палаточные лагеря. Иногда учащихся размещали в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживали связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

    Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

    В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

    Высший орган самоуправления в лагере труда и отдыха - общее собрание. Текущей работой руководит совет (штаб) во главе с председателем (командиром). Совет распределяет работу между бригадами, организует соревнование, дежурство и самообслуживание в лагере, участвует в разработке распорядка дня, проводит политико-воспитательную, культурно-массовую, спортивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

    За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

    Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965–1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединявших около 3 млн школьников.

    В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводились смотры-конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждались призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

    Лучшие тарифы на детское такси в Москве и Московской области. Быстрая подача комфортных машин, вежливые водители и удобные детские кресла. Перевозка детей
    по очень низким ценам.

    Как организовать детский лагерь труда и отдыха

    Организовать детский лагерь достаточно сложно, особенно если это делается первый раз. Ведь очень важно подобрать такой вид отдыха, чтобы он понравился всем детям. Последние годы популярность приобретают летние лагеря труда и отдыха. Малыши на самом деле очень положительно относятся и к интересной работе, и к занимательным развлечениям. Таким образом, у них появляется возможность почувствовать себя взрослыми. Кроме того, дети учатся быть ответственными.

    Первое, что должны сделать организаторы, это заключить соглашение с сельскохозяйственной организацией, которая готова разместить школьников, а также дать им оплачиваемую работу. Договор обязательно должен содержать в себе информацию о том, что дети будут заниматься соответственно действующему закону, который регулирует трудовые взаимоотношения и социальное страхование. Рабочая неделя должна состоять максимум из шести дней.

    На весь срок пребывания детей в лагере должен быть закреплен конкретный объем работ. Расценки необходимо расписывать, беря во внимание существующие нормы. Договором должно быть предусмотрено, что окончательный расчет подготовиться за три дня до окончания лагеря, а накануне отъезда все участники получат средства в полном объеме.

    Оформленная и подписанная заявка на финансирование мероприятия подается в округ либо департамент.

    Заранее необходимо заключить и договор с транспортной компанией. Наряду с пассажирскими, понадобятся еще и транспортные услуги по перевозке грузов , так как для проведения летнего трудового лагеря придется брать много вещей. Важно выбирать ту компанию, которая действует на протяжении длительного периода и уже выполняла подобные заказы.

    Дети, желающие отправиться в лагерь, должны написать соответствующие заявления, подтверждающие, что они осознанно сделали свой выбор. Текст заявления должен вмещать информацию, о том, что школьник обязывается:

    • выполнить установленные нормативами работы;
    • соблюсти все правила и порядки;
    • принимать активное участие в жизни лагеря.
    Школьники являются несовершеннолетними, поэтому подписать заявление должны родители. Организаторы помимо заявлений должны собрать контактные данные родителей.

    Юные работники должны помнить, что им необходимо спецодежда, состоящая из двух комплектов. Нужны еще рукавицы, личные вещи, продукты питания. Комплектовать бригады необходимо перед отъездом. Особое внимание следует уделить досугу, чтобы детям не пришлось ходить бесцельно по территории лагеря.

    * Права на данные материалы принадлежат владельцам веб-сайта сайт.
    При любом воспроизведении просьба указывать источник в виде

    По словам многих детских психологов и педагогов, переходный возраст - это очень сложное и трудное время. Но это ещё и возраст, когда точно знаешь, что мир вокруг потрясающе интересен и просто-таки необъятен.

    Нынешним летом подростки, если повезет, смогут не просить денег у родителей, так как у них есть возможность отправиться в трудовой лагерь. Уже за полгода до начала каникул некоторые родители начали записывать туда своих чад. Давайте выясним, чем же привлекает подростков "работа летом".

    Трудовой лагерь - всё, как у взрослых

    "Работа за гроши" для молодых людей не самый лучший вариант. Тем не менее лагеря труда и отдыха (ЛТО), которые возродились относительно недавно после многих лет забвения, хоть и не сделают ваших детей миллионерами, но все же на них у родителей бешеный спрос. Подростки разделяют такую позцию. Так в чем же дело?

    От работ, которые выполняет ребенок, будет зависеть и его заработок, а также на него влияют и возможности, которыми располагает сам трудовой лагерь. То есть чем лучше устроишься, тем лучше платят, как и во взрослой жизни. Благо, сейчас выбор есть, в последние годы список предприятий, которые готовы предоставить рабочие места подросткам летом, значительно увеличился.

    И денежно, и приятно

    По словам специалистов в области образования, самый большой спрос — на детские трудовые лагеря, в которых выполняют посильную для их возраста работу: собирают спелые ягоды, пропалывают грядки. Конечно, собирать ягоды приятнее, чем пропалывать грядки, но за прополку платят больше. Кому что нравится. И главное, что это будет происходить среди сверстников. То, что больше всего нужно в данном возрасте - своя среда.

    Занимаем места

    Детские трудовые лагеря могут быть с дневным или круглосуточным пребыванием. В основном в них отдыхают и работают подростки в возрасте 14-18 лет. Можно также найти трудовой лагерь для школьников и в загородных оздоровительных учреждениях, здесь можно совместить и профориентацию, и отдых. Но на такое трудовое лето большой спрос, поэтому лучше договариваться раньше. Еженедельно проводятся культурно-массовые мероприятия, в том числе спортивные турниры и праздники. Летний трудовой лагерь для подростков, которые уже чувствуют себя почти взрослыми, - идеальный вариант. Многие дети с удовольствием идут туда, где можно попробовать свои силы в разной деятельности, которая будет полезна не только для них, но и для общества.

    Трудовые лагеря процветают

    Найти информацию и данные про каждый трудовой лагерь для подростков можно во всех городских и районных управлениях образования, а также и в обычных средних школах. Словом, и сами подростки, и их родители могут легко найти, куда можно обратиться с этим вопросом.

    Ребенок сам может выбрать, какой работой он может заняться. Предлагают занятость по благоустройству территории лагеря или предприятия: мелкий ремонт и строительство досуговых и спортивных площадок, хозяйственных помещений, поддержание чистоты в корпусах и на территории, Еще можно поработать в сельскохозяйственном секторе. Это уход за различными с/х культурами: посадка, прополка, полив.

    О чём не стоит забывать

    Конечно, трудовая подобная деятельность регламентируется нормативными документами по организации труда детей. Отдыхать и трудиться ребенка можно отправить не раньше, чем ему исполнится 14 лет. Трудовой лагерь для школьников предлагает занятость на основании гражданско-правовых договоров. Но заключение такого договора возможно только лишь с детьми, которым уже исполнилось 16 лет. Если ребенок младше, трудовой лагерь потребует письменное согласие одного из родителей или законного представителя. Также может потребоваться разрешение врача, подтверждающее, что нет проблем со здоровьем. Как и всегда, трудовой договор подписывается в двух экземплярах, один из которых остается у работника-подростка, а другой - у работодателя. По этому договору наниматель обязан выплачивать ребенку зарплату за работу в зависимости от ее сложности, качества, квалификации работника и с учетом фактически отработанного времени.

    Дети будут выполнять строго нормированную, посильную работу в условиях, которые оговорены специальными законами и нормативными актами. И вот даже при том что дети будут заняты размер заработка выплачивается соответствует доходам работников таких же категорий при полном рабочем дне. Также оплачивается труд школьников по сдельным расценкам, которые действуют для взрослых.

    Планы на ближайшее время

    Трудовой лагерь для школьников станет широко распространенным явлением. Такие места отдыха планируется открыть во всех регионах страны. И не только в городах, но в сельской местности, где дети часто помогают при сборе урожая или же по хозяйству. В стационарные оздоровительные учреждения можно отправить детей до 14 лет, а вот ребята постарше могут поехать в трудовой лагерь для подростков. В большинстве случаев это частные предприятия, которые сотрудничают с администрацией города или села. Разнообразные программы и виды работ, которые они предлагают, ориентированы на определенный возраст. В ближайшее время планируют создать трудовые лагеря, отправляя в которые детей, можно быть уверенным, что они будут среди сверстников, и им будут предложены работы с учетом их интересов и особенностей. Так как ребята будут заняты неполный рабочий день, они смогут на досуге сходить в кафе, посетить парк или прогуляться по магазинам. Конечно, до какой степени предоставлять ребенку свободу, следует оговаривать при подписании договора.

    Огромная польза

    Подчеркнем также и пользу от такой работы для подростков. Теперь у детей, вместо обычного шатания по улицам, будет Такой труд подготовит их к ответственности, которая ждет детей в дальнейшей жизни. Главные цели, которую преследует трудовой лагерь для школьников: формирование нормативного поведения, коррекция поведенческих стереотипов несовершеннолетних, приобщение к производственным отношениям и дисциплине, привитие трудового навыка. Не стоит забывать, что каждая семья - отдельный мир. Есть родители, которые могут отправить свое чадо на море, а другие думают, как его прокормить. Для таких семей летний трудовой лагерь - самый лучший вариант, потому что ребенка там покормят. Также нельзя сбрасывать со счетов и для подростков будет организована не более 4 часов в день по направлениям, которые сам ребенок и выбирает. Также очень важен и который в данном случае будет состоять из сверстников.

    Кто-то может сказать, что в трудовой лагерь в большинстве случаев будут отправлять городских детей, так как ребята, которые живут в селе, и так летом без работы не сидят. И в этом есть доля правды - городские подростки часто находятся без присмотра и без дела.

    Итоги

    В летних лагерях труда и отдыха, помимо физической работы, детей ждут также групповые и индивидуальные встречи, которые совмещают в себе просветительные и профилактические беседы. В любом случае подростки не будут предоставлены сами себе и смогут не только отлично отдохнуть, но и заметно прибавить в свой кошелек наличности, чем будут особенно гордиться. Именно в летних трудовых лагерях есть возможность для детей проявить свои таланты, научиться отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других, спорить и вместе достигать какой-либо цели.