От ненависти до дружбы художественные примеры. Сочинение по направлению "дружба и вражда". Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

Лучше открытый враг,
чем коварный друг.
Г. Сенкевич

Кто такой друг? А кто такой враг? Почему самым опасным врагом можно считать того, кто выдает себя твоим другом? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

Друг - это тот человек, который без лишних слов и раздумий придет к тебе на помощь, который скажет в глаза правду, осудит твой плохой поступок и никогда не предаст. А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на недоверии, неприязни и ненависти. Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь от того человека, который назвался другом, вошел в доверие, мы не ждем удара в спину. Фальшивый будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и поставить подножку, предать. Верность моих суждений можно подтвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

Вспомним произведение замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова «Бывшему другу». Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он всецело доверял, считал «чуть ли не братом своим», делился с ним своей печалью, рассказывал о своих врагах. Герой и подумать не мог, что тот, кого он считал своим другом, окажется лживым и подлым. Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг «ставил капканы» и мечтал поссорить с друзьями. Автор ругает себя за свою наивность и простодушие, за свое доверие. «Был друг - и нет. Утешусь. Не беда» - говорит он, имея в виду то, что самое страшное для него не потеря друга, а то, что теперь в каждом человеке поэт будет сомневаться и видеть в нем врага. Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». По моему мнению, стихотворение Расула Гамзатова как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели.

В качестве ещё одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, не сразу распознав истинного лица Швабрина, поначалу доверился ему. Оба они молоды, происходят из дворянского сословия. У них схожие интересы, и они тесно общаются. От лица Гринева автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока Гринев не признается Швабрину в своих чувствах к Маше Мироновой. Именно в этот момент Швабрин начинает показывать свою эгоистичную и мелкую душу. Он, услышав признание Гринева, оклеветал Машу. Когда крепость захватили бунтовщики, он сразу же преходит на их сторону. Алексей Швабрин думает только о себе по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче...свою шею выкупят моею головою». Так, автор нам показывает, что один раз предавший человек, легко предаст и во второй раз.

В заключение хочется сказать, что самым опасным врагом является тот, кто действует исподтишка, наносит удар в спину, и этим человеком может оказаться «друг». Очень важно уметь выбирать друзей, а если ты их нашел, то нужно дорожить этими отношениями и беречь их.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению

«Дружба-вражда»

Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека

в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друзьях.

Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные

личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии,

искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

В мировой художественной литературе, в том числе и русской, мы

можем найти немало примеров, раскрывающих тему дружбы и вражды.

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух

старых друзей-Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича

Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский

отличался гордостью и решительностью характера, за это его ценил и

уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и

Кирила Петрович скучал, когда рядом не было сослуживца. Автор объяснил

их дружбу тем, что оба они были ровесниками, имели одинаковое

воспитание, рано овдовели и воспитывали по одном ребёнку. Всё это

сближало их. Все соседи-помещики завидовали их согласию и дружбе.

Но однажды в их дружеских отношениях наступила пора раздора и

страшной жестокой вражды . Произошло это, когда Парамошка, слуга

помещика, во время осмотра любимой псарни Троекурова оскорбил

Дубровского, унизил его достоинство. «Нечаянный случай всё расстроил и

переменил». Покинув Покровское, Андрей Гаврилович потребовал, чтобы

слуга явился на суд. Но своенравный богач не захотел серьёзно разобраться в

этом, а начал беспощадно мстить Дубровскому, ещё сильнее унижая его.

Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему же между бывшими

друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его

надменность и высокомерие не дали ему остановиться и поразмыслить над

всем, что произошло. А вспыльчивость и горячность помещика подлили

масла в огонь. И началась убийственная месть...Удовлетворённый жаждой

мести, Троекуров понимает, что он натворил. Опомнившись, Троекуров

хотел исправить такое положение. Но было поздно. Он довёл друга до

сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся

в том, что любая вражда не делает добра.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим

пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким.

Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб

другого». Рабские отношения не могут поддерживать дружбу, это

унизительно. В душе герои не питают тёплых отношений друг к

другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет

прощать слабости, уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный.

Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. Разве это

дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя

наружно мы в дружеских отношениях». И мы ещё раз убеждаемся в том, что

дружба очень нуждается в проявлении добрых человеческих чув ств и

качеств , в искренности. А Грушницкий? Совсем другой человек:

восторженный, мягкотелый, не обладает яркими чертами, завистливый,

тщеславный, злобный, многословный. «Говорит он скоро и вычурно».

Грушницкий-юнкер, ему двадцать один год. Как мы можем назвать

отношения этих героев?

Их противостояни е М.Ю. Лермонтов показывает в главе «Княжна

Мери». Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь

возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль является

развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. В чём

дело? Какова причина такого печального исхода? Никаких рабских

отношений в дружбе быть не может. Мы понимаем, что человек прежде

всего сам должен быть другом . А у Печорина этого понимания нет, поэтому

у него не было настоящих друзей. Только тёплые человеческие отношения

укрепляют дружбу, а не превращают её во вражду.

Итак, рассуждения по теме привели меня к выводу о том, что дружба,

безусловно, является драгоценным даром. И человек, который умеет ценить

дружбу, не желая сеять вражду, заслуживает его. И хочется надеяться на то,

что среди наших современников будет больше таких людей, среди которых

будет процветать культ святой дружбы.

Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину. Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:

Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.

В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», - звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга?.. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает:

Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…

И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.

Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.