Рождество в художественной литературе для детей презентация. Традиции святочных рассказов. Какие заповеди нарушает в ночь перед Рождеством Оксана

РождествоВ праздновании
Рождества главной
является идея любви
и милости, связанная с
рождением в мир
Христа-Спасителя,
освятившего Собой
человечество и всю
природу, и
победившего
демоническую силу.

Святочный рассказ

Исторически святочные рассказы
вырастали из фольклорной традиции и
связаны с устным жанром святочных
быличек, содержанием которых были
рассказы о том, что случалось в прежние
времена на Святках, о разных встречах с
нечистой силой в опасных местах, или во
время гадания, или на святочной
вечеринке. Эти устные святочные
рассказы стали прообразом литературного
святочного рассказа, но весьма
отдалённым.

Расцвет жанра святочного рассказа
наступает в ХIХ веке, и связано это с
освоением западноевропейской традиции
рождественского рассказа, который
пришёл в Россию с творчеством
Ч.
Диккенса.

Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс - один из самых известных
английских романистов XIX века.
Литературное наследие Диккенса бесценно,
неповторимо.

Рождественская песнь в прозе

Эбенезер Скрудж

С первых страниц перед нами
предстаёт портрет самого
настоящего исчадия ада главного героя рассказа
Эбенезера Скруджа. Авторские
оценки этого персонажа
недвусмысленно
свидетельствуют об этом
факте. «Это был старый
грешник - завистливый,
жадный, твердый, как
кремень, но никакое огниво не
могло высечь из него
благородной искры».

Дух Джейкоба Марли

В вечер сочельника
Скрудж возвращается
домой из своей
конторы. И дома перед
ним вдруг предстаёт дух
его покойного
компаньона Джейкоба
Марли, умершего в
сочельник семь лет
назад.

Дух Джейкоба Марли

Что же заставило
Марли навестить
Скурджа?
Очевидно, желание
предупредить
своего бывшего
партнёра о его
недалёком и
безрадостном
уделе.

Святочный дух прошлых лет

Он отправляет героя в
детство, самое
прекрасное время в
жизни Скруджа.
Скрудж обнаруживает
самого себя сидящим
одиноко за столом с
книжкой в руках в
плену
головокружительных
фантазий и детских
грёз.

Святочный дух прошлых лет

Затем святочный дух
переносит своего
подопечного ещё на
несколько лет
вперёд, к событию,
послужившему
источником
грехопадения
Скруджа. Молодой
Эбенезер отрекается
от любимой девушки.

Дух нынешних Святок

На второй день ровно в час пополуночи Скруджу является
второй дух. Это дух нынешних Святок.
Путники прибывают к дому Боба Крэтчита, клерка,
служащего в конторе Скруджа. Сын его, малютка Тим,
тяжело болен, но пока в силах вместе с остальными
членами семьи отпраздновать Рождество. По
возвращении из храма семья накрывает на стол, перед
трапезой совершается молитва.

Дух будущих Святок

Скрудж узнает от него
о горе в семье
Крэтчитов после
смерти малютки Тима.
А через некоторое
время ужасный дух
переносит нашего
героя сначала к
изголовью постели, на
которой в полном
одиночестве расстаётся
с жизнью сам Скрудж.

Скрудж очнулся рождественским утром.
Он испытывал состояние поглощённости
воздушной и лёгкой стихией, словно парил в
небесах, и этот факт нельзя не отметить,
памятуя о той знаменательной цепи, которая
опоясывала героя и не давала распрямить
спину, расцвести сердцу. Цепь грехов
исчезает, её звенья рассыпаются.

Скрудж сдержал
своё слово и спас не
только Тима, но и
уничтожил своё
одиночество,
откликнувшись
впервые за столько
лет на приглашение
своего племянника,
и навестив родных.

Н.С Лесков - один из главных представителей этого жанра в русской литературе

Само содержание праздника Рождества
и святых дней направляет человека к
поиску и утверждению идеи любви,
милости, доброты, сострадания.

Одним из важнейших признаков жанра
является обязательное присутствие
«чудесного элемента», но вполне
реального, хоть и удивительного.

В.А. Никифоров-Волгин

Серебряная метель

В основе рассказа повествование об
ожидании и встрече
Рождества, преданное
через детское сознание.
И тем не менее
присутствуют здесь и
черты рождественского
рассказа, вырастающие
из Священного
Предания, пусть не все в
явной форме.

Серебряная метель
Мотив чуда реализуется в неявной форме:
получения подходящих отметок за
арифметику и поведение. Но главное чудо
состоит в самом факте рождения Бога в мир,
Его явлении, которое совершается как «нечто
особенное», во время вечернего
богослужения, в присутствии благодати,
ощущаемое героем в храме. Изображается
чистое сознание ребёнка, сердечно
переживающего реальность евангельских
событий.

Святочные рассказы

Святочные рассказы писали очень многие
авторы. Образцы жанра оставили нам
большие писатели: Н. С. Лесков, А. П. Чехов,
А. И. Куприн.

«Чудесный доктор» А. И. Куприн

Рассказ Александра Куприна
«Чудесный доктор», написан
в 1897 году и, как и
большинство святочных
рассказов, основан на
реальных событиях.
В этом рассказе добрый
человек, случайно узнав в
сочельник о бедствиях
одной семьи, помогает
вылечить больную девочку
и накормить голодных
детей.

Публикации раздела Литература

Как Рождество пришло в литературу

Р ождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда - привычный сюжет в литературе различных жанров. Мы решили проследить за эволюцией этого мотива в русской литературе - и тем, как он трансформировался с течением времени.

Народные традиции

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место - отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя , который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них - колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере - это рождественский сочельник, колядование - это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования. При этом сопровождалось все песнями:

На сивом море
Корабель на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;
В перших воротейках
Месячок светичи,
В других воротейках
Сонечько сходит,
В третьих воротейках
Сам Господь ходит, ―
Ключи примая,
Рай вотмикая…

По старинному преданию, как пишет Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ» .

Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.

Православное Рождество

Василий Верещагин. Рождество Христово (фрагмент). Храм Христа Спасителя, Москва. 1875–1880

Другой традиционный образ, используемый в литературе, - Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными - а впоследствии и доминирующими.

С конца II до IV века Рождество как событие упоминалось в день Богоявления - 6 января, об этом пишет Климент Александрийский. Рождество как отдельный праздник, который отмечается 26 декабря, упоминается в середине IV века. В Римской империи 25 декабря праздновался языческий культ Непобедимого Солнца - день зимнего солнцестояния.

Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

Рождество в светской литературе

Александр Семенов. В Рождество. 1975

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе того времени, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах. Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

Святочный рассказ

Леонид Соломаткин. Славильщицы (фрагмент). 1868

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

«Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...»

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский, Антон Чехов , Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький . В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».

Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории. Формат святочного рассказа был удобен для обучения - сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.

В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели - и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков. В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

Структура традиционного святочного рассказа

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни) (фрагмент). 1935

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма - здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом. Зачастую авторы объясняли такой ход тем, что мистический флер Рождества берет начало в народных верованиях и обрядах, которые были популярны на заре христианства. Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» - так было удобнее всего разделить две реальности рассказа - ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа - путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь. В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета - благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

«Тимофей однажды в саду читал Евангелие. «Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимофей мне так говорит:
- Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности... И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так - в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, - я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло:
- Приду!»».

Случается, что само чудо - это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо - это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа. Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко. Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского . А иногда чудо - это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова , а иногда - лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений». Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество - время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа - писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни - например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Со звездой. Репродукция с картины Михаила Гермашева. 1916

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон». Уже позже авторы стали более изобретательны в сюжетных конвенциях святочного рассказа. Например, в рассказе «Художник и черт» действие начинается за четыре дня до Рождества.

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно». Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно - нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль - то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра. Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса - и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.

Рождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда - привычный сюжет в литературе различных жанров.

Мы решили проследить за эволюцией этого мотива в русской литературе - и тем, как он трансформировался с течением времени.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Трутовский Константин Александрович.
«Колядки в Малороссии» Не позднее 1864
Холст, масло. 66 x 97 см
Государственный Русский музей

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место - отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета.

Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них - колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере - это рождественский сочельник, колядование - это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях».

В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования. При этом сопровождалось все песнями:

На сивом море
Корабель на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;

В перших воротейках
Месячок светичи,
В других воротейках
Сонечько сходит,

В третьих воротейках
Сам Господь ходит,
Ключи примая,
Рай вотмикая…

По старинному преданию, как пишет Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий.

«Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые.

Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки.

И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ».

Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.

ПРАВОСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО

Image Hosted by PiXS.ru
Василий Верещагин. Рождество Христово (фрагмент).
Храм Христа Спасителя, Москва. 1875–1880

Другой традиционный образ, используемый в литературе, - Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными - а впоследствии и доминирующими.

С конца II до IV века Рождество как событие упоминалось в день Богоявления - 6 января, об этом пишет Климент Александрийский. Рождество как отдельный праздник, который отмечается 26 декабря, упоминается в середине IV века. В Римской империи 25 декабря праздновался языческий культ Непобедимого Солнца - день зимнего солнцестояния.

Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

РОЖДЕСТВО В СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Александр Семёнов. «В Рождество», 1975

Наряду с волшебными сказками по мотивам народных обычаев и рождественскими рассказами с каноническим сюжетом выделяют авторский рассказ, традиция которого пришла в Россию из Европы - вместе с традициями светского праздника как такового.

В первой половине XIX века авторы еще обращались к русскому Средневековью, фольклору и теме фантастического и сказочного. Например, в «Святочных рассказах» Николая Полевого («Московский телеграф», 1826, № 23, 24) сюжет рассказывает о событиях в Великом Новгороде.

В это время рассказы с рождественским сюжетом еще не приобрели массовой популярности - лишь во второй половине XIX века святочный рассказ оформился как массовый жанр.

Основателем жанра в данном случае считаются Чарльз Диккенс и Ханс Кристиан Андерсен. Сюжет сказки последнего - «Девочка со спичками» - просматривается у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке», а также в рассказе «Ангелочек» Леонида Андреева.

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе того времени, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах.

Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ

Соломаткин Леонид Иванович. «Славильщицы»

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

«Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления.

Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен…»

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький.

В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова.

А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».

Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории.

Формат святочного рассказа был удобен для обучения - сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.

В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели - и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков.

В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни) (фрагмент). 1935

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма - здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом.

Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» - так было удобнее всего разделить две реальности рассказа - ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа - путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь.

В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета - благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

«Тимофей однажды в саду читал Евангелие. «Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимофей мне так говорит:
- Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности…

И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так - в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, - я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло:
- Приду!»».

Случается, что само чудо - это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо - это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа.

Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко.

Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского.

А иногда чудо - это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова, а иногда - лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений».

Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество - время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа - писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни - например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Со звездой. Репродукция с картины Михаила Гермашева.
1916

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон».

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно».

Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно - нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль - то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса.

Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра.

Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса - и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.

Слайд 2

Отражение в повести славянских преданий и легенд (фантастика и реальность) Зло и добро в повести Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Слайд 3

Реальность – то, что действительно существует не в воображении Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное

Слайд 4

Перечислите героев повести «Ночь перед Рождеством»

Реальные герои Вакула Оксана Чуб Голова Дьяк Кум Ткач Кумова жена Дивчины Парубки Фантастические существа Черт Солоха («заодно с чертом») Пацюк («сродни черту»)

Слайд 5

Ночь перед Рождествомособенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа.

Что вы знаете о христианском празднике Рождество Христово и ночи перед Рождеством?

Слайд 6

В Рождественскую ночь колядующие носят с собой звезду, символизирующую Звезду Вифлеема, и небольшой вертеп.

Слайд 7

Дети и взрослые надевают маски и костюмы (стараются одеться так, чтобы их не узнали), собираются группами и ходят от дома к дому, распевая колядками (особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии).

Слайд 8

Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшего народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня… Маленькие окна подымались… и старухи высовывались из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу…

Слайд 9

В основу сюжета повести «Ночь перед Рождеством» лег народно-христианский праздник – Рождество Христово. Образ Христа Спасителя незримо присутствует на страницах повести, несет свет и добро людям, дарит надежду…

Слайд 10

Слайд 11

Символическое название повести «Ночь перед Рождеством»

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа…

Слайд 12

Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил, света и тьмы?

Злые силы накануне рождества ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей в последнюю ночь перед Рождением Христа нарушить христианские заповеди.

Слайд 13

Десять заповедей Закона Божьего 1. Я Господь Бог твой; да не будут у тебя богов иных, кроме меня. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лги. 10. Не пожелай чужого добра

Слайд 14

Какие заповеди мог бы нарушить в ночь перед Рождеством кузнец Вакула?

Хотел убить себя. Продать душу черту.

Слайд 15

Какие заповеди нарушает в ночь перед Рождеством Оксана?

Зависть Самовлюбленность.

Слайд 16

Как влияют на судьбу главных героев представители сил зла?

  • Слайд 17

    Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб - отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится. Кто и зачем украл месяц? За что черт мстил кузнецу? Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни попадя.

    Слайд 18

    Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? Звезды

    Слайд 19

    Что дает рассказчику и старухам основание считать, что «Солоха точно ведьма»?

    Слайд 20

    Как ведьма и черт попали в хату? Через трубу.

    Слайд 21

    Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью? Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой.

    Слайд 22

    Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? И как это характеризует его? Галушки, вареники со сметаной. Нарушил пост. Однако, что за черт! ведь сегодня голодная кутья; а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак: стою тут и греха набираюсь! назад!» - и набожный кузнец опрометью выбежал из хаты.

    Слайд 23

    Как можно укротить черта?

    Крестным знамением. Задание: Как Вакула укротил черта?

    Слайд 24

    Куда и зачем отправился Вакула, оседлав черта? К царице в Петербург за черевичками для Оксаны.

    Слайд 25

    ПОВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО НА БЕСЕ

    Иоанн (в миру Илья) (ум. 7. XI. 1186) - новгородский архиепископ. …Однажды, во время ночной келейной молитвы Иоанна, бес, искушая святого, забрался в его рукомойник. Но архиепископ перехитрил лукавого, осенив рукомойник крестным знамением, Иоанн заключил в нем беса. В награду за освобождение от заклятья бес в течение одной ночи переносит на себе Иоанна в Иерусалим и возвращает в Новгород. За время пребывания в святом городе Иоанн успевает помолиться у гроба Господня.