Славянские мужские стрижки: история и фото. Арийские прически. Какие бывают мужские прически У древних русичей были длинные волосы

Мужские славянские прически резко отличаются от стрижек других народов, они выражают саму Россию, которая объединяет традиции и культуру Востока и Запада.

На Руси считалось, что стрижка отражает в первую очередь духовность человека, его нравственность. Именно поэтому за шевелюрой тщательно следили, и не изменяли стиль в зависимости от веяния моды. Прическа предназначалась для направления внутренней силы человека в верное русло.

Мужские славянские стрижки не отличались особой оригинальностью. Чаще всего мужчины предпочитали волоски средней длины. Люди верили, что короткая стрижка лишает богатырской силы, а человека со слишком длинными волосами могли принять за маргинала – человека, предающего свою страну. Славянские стрижки для мужчин высоких и низких сословий не отличались, чаще всего носили шевелюру средней длины, перевязанные тесьмой на лбу. Это довольно символично, ведь каждый мужчина на Руси – герой, готовый к подвигу и защите своей страны. Для того чтобы было удобней носит шлем, воины отращивали чуб на макушке, сворачивая его особым образом для смягчения трения о голову.

Уход за волосами

Славяне всегда ухаживали за шевелюрой, часто мыли голову, не допуская неприбранных грязных волосинок. Чаще всего для ухода использовали натуральные ингредиенты, а именно:

  • простоквашу,
  • желток от яйца или хлеб, специально размоченный.
  • Промывали волосы при помощи отваров из различных трав, кстати, эти же травы помогали осветлять волоски, если появлялась седина.

Шевелюру всегда тщательно расчесывали гребнями, а для создания причесок использовали ленты.

В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.

Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.

Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.

С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались ".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.

Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.

У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.

В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».

У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет ". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет".

У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак ". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.

Мы все привыкли, что пейсы это вид причёски свойственный лицам придерживающимся ортодоксального иудейского вероисповедания, а между тем, пейсы это была самая обычная для центральной Европы причёска, их совсем недавно носили даже славянские крестьяне в словакии, национальные герои и гусары. Про гусар я знал, но увидеть фото словацких крестьян с пейсами я не ожидал, а ведь это было совсем обычное дело ещё сто лет назад, правда пейсы, для удобства в работе, заплетали в косы, но дела это особо не меняет.
1.

Кадр из старого фильма, на них национальный герой словаков, славянин Яношик. Дальше будет ещё интересней.

2.

Это тоже кадр из фильма про славян.

3.


А это уже не кино а жизнь, на фото начала прошлого века словацкие крестьяне, пейсы у них как у Яношика.

4.

5.

6.

А это русские гусары, Лейб-гусарский полк. Надо заметить, что такая причёска, с пейсами, в то время была почти у всех гусар Европы.

Первые гусары появились около 1500 года в Венгрии, гусарская форма ни что иное как венгерский народный наряд. Слово гусар по-венгерски означает летучий всадник. Гусары тех времен сильно отличались от привычного нам образа гусаров. Он носили звериные шкуры. Как правило, леопардовые. Кроме того, ранние гусары носили крылья. В прямом смысле.

7.

У нас в России гусары появились в первый раз в царствование Императора Петра Великого, в 1723 году. В 1762 году, в год вступления на престол Императрицы Екатерины II (скончавшейся в 1796 году), русских гусарских полков было уже числом 12.

Отличительная черта гусар того времени была та, что они носили длинные усы и виски, между тем как всем другим войскам так волосы отпускать не дозволялось, а приказано было носить напудренные парики.

9.

Особой причёской для гусар были локоны.

9.

10.

11.

12.

Интересно выглядят и русские новгородцы на немецком изображении XIV века. Все с пейсами заплетёнными в косы.
13.

14.


Русские охотники продают меха. Штральзунд 1360 - 1370 годы. Причёска у этих русских охотников с пейсами как у словацкого Янушека из начала.

15.

Вот так вот.

Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду - она считалась красой и честью любого мужчины.

О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян - скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.

Варяги

На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, - то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.

Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода - заплетена в косу.

Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.

Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Колдуны

В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла - от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни - ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.

Миряне

В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд - пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.

После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо.

В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».

Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.

Вопрос о внешности предков всегда интересовал людей!
Ведь интересно же узнать, как выглядели твои пращуры и насколько были похожими на нас.

Волосы в древности играли сакральную функцию и всегда связывались с богами и высшими силами.

Египтяне брили головы и носили парики, так как это считалось признаком высокого происхождения. Греки брили усы, но оставляли бороды и волосы средней длины, чтобы не походить на варваров.
Германцы и кельты напротив носили длинные волосы и бороды, потеря которых была страшным позором!

А что же славяне?
Интересно, что проживая между длинноволосыми германцами и не менее длинноволосыми скифами и сарматами, ранние славяне не переняли этот обычай.

О них пишут как о людях которые носят короткие стрижки (пресловутый "под горошок") или средней длинны каре, но неизменно имеют бороды.

В более поздний период, княжения Святослава, среди славян получил распространение обычай обривать головы, оставляя длинный чуб, а также усы. Либо норманнская мода на косматую голову и окладистую бороду.

Вероятно, бритье головы было заимствовано у тюрок: булгар, печенегов и гуннов, которые спустя и полтысячи лет будут сбривать волос на голове и носить усы-подковы. С ними славяне часто союзничали и воевали, отчего обычаи могли понравиться.