Инкрустация соломкой. N инкрустация соломкой – интересный и своеобразный. Творческий процесс и подготовка к нему


Инкрустация соломкой

В инкрустации соломка применяется как декоративный материал. Сначала из древесины изготовляют изделие, затем его поверхность грунтуют, окрашивают, после чего украшают соломкой.

Для инкрустации (аппликации) используют солому ржаную, овсяную, луговых злаков. Заготавливают ее впрок в период молочно-восковой спелости, в июле - августе: нарезают, просушивают 2-3 дня, ножницами удаляют колоски, узлы-коленца и листья, затем сортируют по длине, толщине, цвету и хранят в сухом темном месте.

Чтобы придать стеблю более равномерный оттенок, удалить пятна, сероватости, соломку предварительно отбеливают. Для этого готовят следующий состав (г): вода - 1 л; 15%-ная перекись водорода - 150; аммиак - 20; каустическая сода - 40. Соломку погружают в теплый (не ниже 30-35°С) раствор и держат в нем под грузом от 10 мин до 1,5 часа, постоянно перемешивая. Затем вынимают и не менее двух раз промывают в холодной воде, добавив в последнюю воду уксус.

Хорошо отбеливается солома и раствором гидроперита (18 таблеток на 3 л воды). Соломку погружают в раствор и отбеливают на медленном огне в течение 1 часа, постоянно перемешивая.

Цветную соломку получают путем окрашивания анилиновыми красителями для тканей. В красящий раствор кладут немного соли, чтобы закрепить краску, а также добавляют уксусную эссенцию. Для получения необходимого тона рекомендуются следующие составы (на 5 л воды):

для светлого тона: 1-3 г красителя; 7 г соли; 2 г уксусной эссенции;
- для среднего тона: 3-6 г красителя; 12 г соли; 4 г уксусной эссенции;
- для темного тона: 6-10 г красителя; 15 г соли; 5 г уксусной эссенции;
- для черного тона: 10-12 г красителя; 25 г соли; б г уксусной эссенции.

Перед крашением соломку можно подержать в содовом растворе (1 столовая ложка соды на 2 л воды) - тогда оттенок будет более равномерным.

Соломку загружают в металлическую емкость с горячим красящим раствором, закрывают крышкой и кипятят в течение 20-90 мин, постоянно перемешивая деревянной палочкой. Достают соломку из остуженного раствора, не менее двух раз промывают в холодной воде и кладут на 10-15 мин в уксусный раствор (2 столовые ложки уксусной эссенции на 5 л воды) - это закрепит краску, и она не будет прилипать к пальцам во время работы. Затем соломку ставят на торец, когда стечет вода, раскладывают тонким слоем и сушат при комнатной температуре сутки. Сухую крашеную соломку хранят в пучках в сухом месте.

Можно сделать соломку коричневой, если подержать ее несколько минут под горячим утюгом или в горячей духовке.

Кроме соломки для выполнения инкрустации необходимо подготовить клей, нитролак, морилку, нитроэмаль, шлифовальную шкурку, шпаклевку и другие материалы, о которых речь пойдет дальше, а также различные инструменты и приспособления.

Основной инструмент для выполнения инкрустации - скальпель и нож-резак (косячки), заточенные под углами 30, 45, 60°. Понадобятся также полукруглые стамески, пробойники для изготовления криволинейных элементов, перочинный нож, карандаш, кисти, линейка, угольник, циркуль, рейсмус. Из вспомогательных принадлежностей необходимо иметь клееварку, баночку для лака, ванночку с губкой, пропитанной водой, абразивные бруски для заточки инструментов, пресс (груз) для склеивания.

Перед началом работы соломку смачивают водой, чтобы она стала более податливой, меньше ломалась. Затем лезвием ножа разрезают стебель вдоль волокон и выпрямляют на деревянном бруске, проводя ножом с внутренней и внешней сторон в направлении от себя под углом примерно 30°.

Можно разгладить расщепленную соломку на бумаге горячим утюгом несколько раз с обеих сторон, получив таким образом блестящую соломенную ленту. В этом случае рекомендуется соломку перед расщеплением предварительно пропарить в течение 20-30 мин.

Качественно обработанная соломка после выпрямления совьется в кольцо.

Подготовленную таким образом соломку сортируют по оттенкам.

Рисунок для инкрустации обычно выполняют в натуральную величину. Переводят на декорируемую поверхность с помощью копировальной бумаги остро заточенным карандашом. Намечают только основные линии, так как мелкие детали лишь загрязняют основу.

Инкрустацию соломкой можно выполнять по грунту или по лаку.

Техника инкрустации по грунту. Состав грунта (г): клей столярный - 400; вода - 500; черный краситель - 8; глицерин - 40; моющее средство "Экстра" - 8. Грунт наносят двумя тонкими слоями с промежуточной и окончательной сушкой в течение 4 - 5 часов и осторожно шлифуют вдоль волокон мелкозернистой шкуркой. Выкладывая орнамент, полоску соломки держат в левой руке, скальпель - в правой (рис. 54, а). Грунт под соломку в месте их соединения надо слегка смочить водой указательным пальцем правой руки. Скальпелем отсекают от полоски необходимый элемент узора и осторожно притирают к плоскости тупым концом рукоятки или лезвием скальпеля под углом 30°.


Рис. 54. Приемы работы с соломкой при инкрустации (аппликации): а - отсекание элемента узора от ленты соломки; б - прием работы с кисточкой.

Готовую инкрустированную поверхность покрывают нитролаком не менее двух раз, хорошо просушивая каждый слой.

Техника инкрустации по лаку. Декорируемую поверхность тщательно грунтуют и шлифуют - она должна быть гладкой, блестящей и сухой. В качестве фонового покрытия рекомендуется применять морилки, гуашь с добавлением клея ПВА, нитроэмаль. Наносят его быстрыми движениями кисти сначала вдоль волокон, затем - поперек. Изделие хорошо просушивают в течение 3 - 4 часов и покрывают нитролаком НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-228 (кистью, тампоном или краскораспылителем) не менее двух раз с промежуточной и окончательной просушкой. Элемент узора приклеивают смесью нитролака и растворителя (1:3), нанося ее на инкрустируемый участок маленькой кисточкой с мягким ворсом. При этом в правой, рабочей, руке держат и скальпель и кисточку, зажав ее между указательным и средним пальцами (рис. 54, б).

Техника набора элементов. Инкрустировать начинают с центра, постепенно передвигаясь вправо, влево, вверх и вниз. Простые узоры составляют из различных сочетаний геометрических элементов: квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников (стежек).

Набор простых цепочек показан на рис. 55. Выполняется он следующим образом. На подготовленной поверхности проводят девять пар параллельных направляющих линий на расстоянии 10 мм одна от другой. С помощью линейки или циркуля делят поверхность пополам и проводят перпендикуляр. Между первыми двумя линиями располагают цепочку из квадратных ромбов. Для этого от полоски соломки отсекают ромб и наклеивают его так, чтобы верхний и нижний углы совпали с перпендикуляром и лежали не ниже и не выше направляющих линий. Затем одинаковыми квадратными ромбами заполняют полоску вправо и влево от центрального ромба. При этом необходимо следить, чтобы углы ромбов соприкасались.


Рис. 55. Набор простых цепочек: а - из квадратов, 6 - из ромбов; в - из треугольников; г - из полосок (стежек); д - из параллелепипедов.

Цепочку "зигзаг" набирают из узких ромбов.

Набор цепочек из прямоугольников (стежек) и квадратов составляют так. Проводят на поверхности две горизонтальные прямые на расстоянии 21 мм одна от другой. Разделяют отрезок по горизонтали пополам и наклеивают полоску соломки шириной 5 мм так, чтобы отсеченный прямоугольник (стежка) соломки длиной 13-15 мм лег на середину горизонтали. К четырем углам стежки приклеивают четыре квадратика со сторонами 2 мм. Соединяют квадратики стежками шириной 2 мм. Повторяют этот элемент сначала влево по направляющей, затем - вправо.


Рис. 56. Набор сложных цепочек: а - из больших и малых квадратов; б - из квадратов и полосок (стежек); в - из квадратов и ромбов; г - из ромбов и стежек; д - из ромбов, квадратов и стежек.

Сложные цепочки (рис. 56) набирают на основе простых, как правило, наращивая отдельные геометрические элементы вверх и вниз от центра.

Каймой (рис. 57) украшают боковые стороны крышек шкатулок, сундучков, рамки. Она составляется из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор. Набирают ее из полосок не длиннее 250 мм.


Рис. 57. Кайма.

Часто орнамент строится из квадратных, ромбических, треугольных сеток, заполненных розетками. Сетки (рис. 58) вычерчивают с помощью рейсмуса, линейки, угольника и циркуля. Тонкие (1-3 мм) полоски соломки наклеивают на плоскость сначала по горизонтали, затем по вертикали. Стыки аккуратно подрезают, они должны быть чистыми и плотными. Свободное пространство сетки заполняют розетками (рис. 59). Они представляют собой условно изображенный раскрытый цветок из пяти, шести, восьми и более лепестков. Чаще всего розетка набирается из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из которых служит ячейкой для ромба. Полоски соломки могут либо плотно прилегать друг к другу, либо образовывать ажур с дополнительными элементами.

В сюжетных композициях иногда необходимо заполнить большую часть поверхности сплошным настилом соломки. Для этого полоски шириной 5-10 мм наклеивают вплотную друг к другу, без зазоров, меняя направление (по вертикали, горизонтали, диагонали), на увлажненный инкрустируемый участок и осторожно притирают. Соединения в местах срезов должны быть плотными и чистыми.

Инкрустация соломкой особенно хороша, когда в ней сочетается тонкий ажурный рисунок и сплошной настил. Очень важно также, в каком направлении кладется полоска, так как это создает особую игру света, блеск.

Освоив технику выполнения элементов набора инкрустации и приобретя практический навык, можно создать интересные, неповторимые композиции с растительными, зооморфными и другими мотивами.

Аппликация соломкой. Основой для нее могут быть дерево, фанера, древесноволокнистая плита, ткань, картон, плотная бумага. Инструменты, вспомогательные принадлежности те же, что и в инкрустации.


Рис. 58. Сетки.

Техника аппликации соломкой заключается в следующем. Основу, например фанеру, хорошо шлифуют шкуркой, намазывают черной или коричневой гуашью, а затем столярным клеем. Когда клей высохнет, через копирку переводят рисунок на подготовленную основу, а также на тонкий лист бумаги. Расщепленную и разглаженную соломку определенного оттенка наклеивают (способом настила) с помощью эмульсии ПВА на соответствующие элементы узора, скопированного на бумагу. Затем последовательно вырезают эти элементы ножницами и наклеивают на рисунок основы. Готовую аппликацию разглаживают вдоль волокон и на 10-15 мин прижимают грузом.

В аппликации используются самые разнообразные виды орнамента и приемы декорирования, схожие с инкрустацией. В этой технике выполняют декоративные панно, рамки, открытки, закладки, декор для предметов бытового и сувенирно-подарочного назначения.


Рис. 59. Розетки.

Эффектно смотрятся в аппликации сочетания плоских, ажурных элементов узора с объемными. Этот прием часто применяют при создании растительных и сюжетных композиций.

Существует множество вариантов объемных цветов. Начинать рекомендуем с самого простого (рис. 60). На тонкий лист бумаги наклеивают цветную или естественного золотистого цвета ленту соломки. По заранее приготовленному шаблону вырезают маникюрными ножницами лепесток цветка. Середину лепестка надрезают в виде треугольника примерно до центра. Надрезанные половинки склеивают, полученный лепесток приклеивают к основе.


Рис. 60. Объемные элементы, применяемые в аппликации соломкой.

Декоративные элементы выполняют в форме кисточек, "солнышек". Для "солнышка" 5-6 хорошо пропаренных влажных соломин длиной 30-50 мм связывают посередине. Иголкой осторожно разделяют каждую соломину на тонкие полоски шириной 1-1,5 мм. Отгибают верх и низ заготовки, соединяют концы, расправляют их равномерно по окружности, концы ровняют ножницами. Готовый элемент проглаживают утюгом или кладут под пресс.

Для кисточки соломины также перевязывают посередине, затем отгибают у основания, снова перевязывают, расщепляют, расправляют и кладут под пресс.

Для изготовления различных предметов прикладного назначения с одинаковым успехом используются как сам ствол дерева, так и наросты на нем (кап) и на корнях (капокорень).

Древесина капа благодаря свилеватому расположению волокон и различных включений темного цвета отличается необыкновенно красивой текстурой. Кроме того, из-за отсутствия прямослойности она обладает высокой прочностью и твердостью, после столярной обработки не трескается, не коробится, не разбухает, не ссыхается, хорошо полируется. Значительная твердость капа позволяет изготовлять из него изделия с тонкими стенками (3-4 мм), легкие и изящные, а также применять в них внутренние шарнирные устройства (так делают секретно раскрывающиеся шкатулки, сигаретницы и т.п.).

Благодаря богатству узорного рисунка древесины при янтарно-желтом цвете полированной поверхности кап считается одним из лучших материалов для создания изделий утилитарно-декоративного характера: различных шкатулок, ларцов, чаш-конфетниц, блюд для фруктов, пудрениц, портсигаров, мундштуков, трубок, шахматных досок, спичечниц и др.

Процесс изготовления изделий из капа состоит из ряда последовательных операций: разметки, распиловки, пропарки, сушки, столярной обработки, полировки и в некоторых случаях лакировки. Основной инструмент - набор различных по ширине и конфигурации стамесок и электродрель.

Кап распиливают на пластинки толщиной, зависящей от размеров предполагаемого изделия. Обычно на свежем срезе капа рисунок бледный. Чтобы выявить текстуру, пластины пропаривают. На дно кастрюли слоем около 20 мм кладут мокрые опилки, на них размещают пластинки капа, покрывают их слоем влажных опилок и ставят кастрюлю в духовку на 2-3 часа. В процессе пропарки естественный краситель, содержащийся в капе, растворяется в воде и после просушки текстура материала окрашивается в красивые цвета - от золотисто-янтарного до темно-шоколадного. Пропаренный кап сушат в течение недели. После этого из заготовок можно вырезать, вытачивать и склеивать различные изделия, о которых говорилось выше. Отделывают их полированием, при необходимости покрывают спиртовым шеллачным лаком.

Начинающему резчику можно посоветовать сделать из капа предмет несложной формы, например вазочку-тарелку. На заготовку карандашом наносят контуры изделия. Затем ненужные части штрихуют и удаляют стамеской. На грубо обработанную поверхность повторно наносят рисунок изделия и снова обрабатывают ее: в намеченных углублениях просверливают отверстия и дальше работают стамесками. При этом нужно учитывать направление волокон, их переплетение и зигзагообразное расположение, во время строжки следить за тем, чтобы не получилось сколов.

Обработанная режущим инструментом поверхность получается несколько шероховатой, поэтому ее необходимо отшлифовать. Шлифуют обычно шкурками трех видов: крупной на тканевой основе, мелкой и бархатистой на бумаге.

После шлифовки изделие можно покрыть тончайшим слоем лака, затем намазать разогретым пчелиным воском и натереть суконной тряпочкой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» ГОРОДА КЕМЕРОВО

Инкрустация соломкой

Образовательная деятельность: Аппликация из соломки

Возраст детей: 11-12 лет

Ф.И.О. педагога: Суслякова Лидия Яковлевна

Отдел: Декоративно-прикладной

Составила: педагог

дополнительного образования

Суслякова Лидия Яковлевна

Кемерово 2016

Конспект занятия по теме:

«Инкрустация соломкой»

Цель: - освоение учащимися орнаментов, способов выполнения инкрустации, технологии выполнения инкрустации «маркетри» и «интарсия».

Задачи:

Научить составлять эскиз орнамента для оформления изделия прямоугольной формы в стиле «инкрустация»;

Развивать навыки работы с соломкой, фантазию, эстетический вкус;

Воспитывать ответственность за выполняемую работу.

Наглядность:

Доски разделочные, инкрустированные соломкой;

Куклы в инкрустированной одежде;

Инкрустированные яйца и деревянные ложки;

Образцы орнаментов в прямоугольнике.

Оборудование:

Коробка из-под конфет;

Подготовленный формат;

Клей ПВА;

Кисточки;

Ножницы;

Салфетка;

Картон;

Наклеенные полоски соломки.

Тип занятия : комбинированный.

Основные понятия: инкрустация, маркетри, интарсия.

Ход урока:

Действия педагога

Действия учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие;

Проверка готовности к занятию;

Сообщение темы занятия, постановка целей.

Что нового узнаем на занятии?

Чему научимся?

II. Инструктаж по ТБ.

Правила ТБ при работе с ножницами.

(Приложение 1)

Учащиеся повторяют правила

III. Изложение нового материала .

    А вы, знаете, какой скоро будет праздник?

Да, это праздник Святой Пасхи и сейчас проходит страстная неделя подготовки к этому празднику. Обычай красить и украшать яйца начался с того момента когда Мария Магдалина (это святая последовательница Христа) сообщила императору Тиберию новость о воскрешении Христа и именно в этот момент поднесла яйцо ему в подарок. Но император не поверил в это и сказал, что скорее яйцо изменит цвет, нежели воскреснет умерший. После этих слов яйцо окрасилось в красный цвет. С тех пор крашеное яйцо считается символом вечной жизни, а красить и украшать яйца на Пасху стала традицией многих народов.

Я покажу вам образцы яиц инкрустированные соломкой (Приложение 2)

Вы уже знаете, что искусство мозаики из соломки зародилось в Белоруссии и совсем недавно в 2-х заброшенных церквах в Брестской области Белоруссии были обнаружены алтарные двери, сделанные в 18 веке. Так вот эти поистине царские врата были инкрустированные соломой

Первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера - краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины.

Инкрустация – украшение изделий узорами из соломки, кусочками, которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу.

На деревянной основе вырезались желобки, в которые потом вклеивалась соломка.

Инкрустировать значит вырезать.

Современная техника инкрустации соломкой отличается от старинной тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу а наклеиваются на её поверхность и называется это – аппликацией.

Маркетри - фон полностью закрывается.

Интарсия - большая часть основы открыта и служит фоном.

2. Виды орнамента:

Геометрический, цветочный, комбинированный.

Показ образцов орнаментов и работ. (Приложение3)

Учащиеся называют праздник Святой пасхи

IV. Закрепление нового материала.

Фронтальный опрос.

Какие виды аппликации вы знаете?

Как называется вид аппликации, в котором, большая часть фона открыта?

Назовите виды орнаментов?

Учащиеся отвечают:

маркетри, интарсия.

Учащиеся отвечают: интарсия.

Учащиеся отвечают:

геометрический, цветочный, комбинированный.

V. Практическая работа.

1. Составление геометрического орнамента. Выбрать орнамент из технологической карты (Приложение 4).

2. Вырезание деталей аппликации. Соломка легко режется ножницами на прямоугольные отрезки, квадратики, ромбики. Сложнее вырезать из нее треугольники и пирамидки. Почти невозможно пользоваться орнаментными рисунками с элементами круга, овала, полукруга.

3. Наклеивание деталей аппликации на полоску из картона

Выбрав рисунок и разметив его, начинайте оклеивать изделие, постепенно вырезая из соломки нужные геометрические формы, наклеивая на нужные места.

4. Действия самоконтроля:

Во время выполнения работы, следить за осанкой;

Детали аппликации должны быть симметрично расположены;

Клей наносить равномерно, в умеренном количестве, сразу после наклеивания

Удалять остатки клея салфеткой.

Оклейка изделия геометрическим рисунком может быть только тогда хорошей, когда она будет выполнена точно по разметке, одинаковой формы и одного размера.

Учащиеся выбирают орнамент из технологической карты.

Вырезают детали и наклеивают их на полоску картона.

VI. Подведение итогов занятия.

1. Уборка рабочих мест.

2. Анализ работ.

3. Рефлексия (Приложение 5).

Остров разочарования

Остров невезения

Остров непонимания

Остров надежды

Остров хорошего настроения

Учащиеся убирают рабочее место, складывают в коробочки остатки соломенных ленточек, инструменты, приспособления, анализируют сделанную работу и заполняют анкету.

Приложение

Остров разочарования

Остров невезения

Остров непонимания

Остров надежды

Остров хорошего настроения

Приложение 1

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Инкрустация соломкой

Инкрустация соломкой – это аппликация из мелких повторяющихся деталей, которые используют в качестве декоративного материала. По всей вероятности, мастера-краснодеревщики первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор, они владели техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. Сущность маркетри состоит в том, что детали в виде элементов, вырезанных из тонкой стружки, наклеивают на поверхность деревянного изделия. Изредка в музеях можно встретить самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, которые относятся к XVIII в.

Современная инкрустация соломкой характерна тем, что отдельные элементы не врезаются в деревянную основу, а только наклеиваются на ее поверхность. Каждый элемент, вырезанный из соломки, поднимается над фоном. Только в некоторых случаях элементы плотно подгоняют друг к другу, обычно же большая часть основы остается открытой и служит фоном. Тогда как в инкрустации (в настоящем понимании этого слова) для каждого соломенного элемента узора нужно было бы вырезать специальное гнездо, в которое его потом вклеивают. Слово «инкрустация» означает вырезывание (от итальянского «инкрустио» – вырезать). Эта техника основана на замечательном свойстве соломки: в зависимости от изменения угла зрения, выклеенный из нее рисунок переливается как перламутровый. Этот эффект объясняется неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки на поверхности соломин просвечивают бороздчатые волокна, идущие вдоль ствола. Они отражают световые лучи в зависимости от своего угла наклона по отношению к источнику света. Когда соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон, она кажется темной, словно пригашенной. Когда же свет падает перпендикулярно волокнам, то соломина как бы светится за счет отраженных лучей. Это естественное явление легко смоделировать, располагая пластинки из соломин под разными углами. Для того чтобы отделать инкрустацией небольшое изделие, его нужно оклеить многими десятками или сотнями вырезанных из соломы элементов с различным направлением волокон. И если чуть-чуть повернуть инкрустированный соломкой предмет, то инкрустация замерцает и станет переливаться.

Основным инструментом, применяемым при инкрустировании соломкой, является нож-косяк. Желательно иметь в своем распоряжении несколько ножей с разными углами наклона лезвия, которые можно изготовить из старых скальпелей или же полотен слесарной ножовки. Для рукоятки лучше взять прочную и однородную древесину лиственных пород: березы, бука, груши, яблони. Для клееной рукоятки ножа нужны две дощечки толщиной около 7 мм, с тщательно отшлифованными широкими гранями – они должны плотно прилегать друг к другу.

На шлифованной грани одной или двух дощечек вырезать гнездо по форме ножовочного полотна. При сборке полотно вложить в готовое гнездо, смазать грани столярным или эпоксидным клеем, крепко зажать дощечки в тисках. После высыхания клея дощечки образуют монолитный деревянный блок. Его надо обработать для придания будущей ручке удобной и красивой формы. Ручка должна постепенно сужаться в сторону лезвия, а сверху иметь скошенный торец, который необходим для разглаживания приклеиваемых соломин.

Для нанесения на инкрустируемое изделие различных параллельных линий можно применить рейсмусы заводского или собственного изготовления. Рейсмус – это колодка со сквозными отверстиями, в нее вставлены один или два стержня с вбитыми на концах прочными иголками. Перпендикулярно к стержням должно располагаться отверстие, в него вбивают клин, фиксирующий стержни с иголками в нужном положении.

Соломку расщепляют на полоски одинаковой ширины при помощи специальных резачков, имеющих вид круглой деревянной палочки с двумя тонкими иголками на конце (остриями наружу). Расстояние между иголками должно быть равным ширине соломенных полосок. Необходимо иметь несколько резачков с разным расстоянием между кончиками иголок. Для расщепления соломины одновременно на 2–3 одинаковые полоски нужно применить резачок с 3–4-мя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга.

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

Инкрустация по грунту

Инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Принцип выполнения инкрустации "по грунту". Место, где необходимо наклеить элемент инкрустации, вырезанный из соломы, слегка смачивают водой с помощью кисти или пальца. Благодаря содержащемуся в нем глицерину и мылу, смоченный грунт почти мгновенно разбухает и становится липким. Пока он сохраняет вязкость, к нему прижимают и разглаживают деталь, вырезанную из соломки. Ее притирают сверху торцом рукоятки ножа-косяка. Через некоторое время грунт снова затвердевает и накрепко схватывает посаженную на него соломку.

При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Поскольку лак, используемый для грунтовки, прозрачный, изделия из дерева предварительно окрашивают различными морилками, анилиновыми (текстильными) красителями, гуашевыми красками, а также тушью. Чтобы усилить сцепление древесины с гуашью, в нее добавляют немного клея ПВА. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. В этот момент на него накладывают кончик соломенной полоски и отсекают от нее (в зависимости от необходимости) ромбик, квадратик, треугольник и т. п. Посаженный на лак элемент узора разглаживают торцом рукоятки ножа-косяка, стараясь как можно плотнее прижать его к поверхности украшаемого предмета. Также наклеивают следующий и все остальные элементы узора. При этом следят, чтобы уголки геометрических соломенных фигурок совпадали с нанесенными вспомогательными линиями.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Г) центричное построение – элементы узора располагают на одной прямой, но в разных направлениях от точки центра

Д) свободное распределение узора по всей поверхности. Используют в ассиметричных композиция, чаще сюжетного характера.

Технология инкрустации

Основной инструмент, применяемый при инкрустировании соломкой, - нож-косяк. В распоряжении мастера должно быть несколько ножей с разными углами наклона лезвия. Необходимо, чтобы ручка постепенно сужалась в сторону лезвия, а сверху имела бы скошенный торец - его используют для разглаживания приклеиваемых соломин.

При нанесении на инкрустируемое изделие всевозможных параллельных линий применяют рейсмусы, как заводского изготовления, так и самодельные. Рейсмус состоит из колодки со сквозными отверстиями, в которые вставлены один или два стержня с вбитыми на концах прочными иголками.

Для расщепления соломки на полоски одинаковой ширины применяются специальные резачки. Каждый резачок представляет собой круглую деревянную палочку, на конце которой - две тонкие иголки остриями наружу. Расстояние между ними должно быть равным ширине соломенных полосок. Таких резачков, имеющих разное расстояние между кончиками иголок, нужно иметь несколько. Чтобы расщепить соломину сразу на две или три одинаковые полоски, применяют резачок с тремя или четырьмя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга.

Чтобы вырезать из соломы одинаковые элементы узора, имеющие форму круга, овала, цветка и т. п. применяют специальные пробойники из стальных трубок. Соломенные элементы выталкивают из пробойников и из толстой проволоки.

Клей или лак на инкрустируемую поверхность наносят с помощью мягкой кисточки, связанной из беличьего волоса. Чтобы кисть было удобно держать в руке, ее длина должна быть не более 150 мм.

Основные приемы работы

Разметка. Рисунок на фоновую основу не переносят. Размечают основные линии рисунка при помощи циркуля и линейки, пользуясь тонкой иглой. Окружности и дуги размечают при помощи циркуля или измерителя.

Расщепление стебля . Соломину расщепляют, разглаживают в ленту, а затем разделяют вдоль на полоски требуемой ширины. С помощью резачков из заготовленного материала нарезают калиброванные, то есть имеющие определенную ширину, полоски.

Заготовка элементов. Одинаковые элементы будущих узоров (ромбики, треугольники, квадраты, трапеции и параллелограммы) отсекают от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же непосредственно на инкрустируемой поверхности. Соломенную полоску прижимают к древесной поверхности левой рукой, а в правой держат одновременно нож-косяк и кисть

Инкрустируют, начиная с основного элемента (розетки), постепенно продвигаясь вправо, вверх, влево.

Основные мотивы инкрустации

Цепочки – узкие ленты, состоящие из однородных или повторяющихся геометрических элементов. Различают цепочки простые – состоящие из одинаковых элементов, сложные - состоящие из элементов различных, но повторяющихся в определенном ритме. Сложные цепочки обычно чуть шире.

Кайма – узор для украшения краев и боковых стенок изделий. Строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор (бывает простая и сложная)

Розета – условно изображенный раскрытый цветок из 5-8 лепестков. Розетами заполняют квадраты сеток, но они могут являться серединами узоров. Размечают розеты при помощи циркуля, ограничивая окружность краев лепестков и деля ее на равные части по количеству лепестков.

Сетки – плоскости, разделенные на ячейки различной формы узкими соломенными полосками или цепочкам, которые образуют раппортный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Для выполнения сеток тонкие полоски (1-3 мм) наклеивают сначала по горизонтали, затем – по вертикали, подрезая в местах пересечения.

Настилы – участки, полностью закрытые соломенными лентами, расположенными в различных направлениях

Растительные и зооморфные мотивы - стилизованные изображения растений и и з частей, а также животный и человека. В инкрустации они имеют стилизованную геометризированную форму.


Окончательная отделка инкрустации подразумевает удаление следов разметки, пятен клея, а также последующее лакирование работы. При этом поверхность соломки приобретает защитный слой становится более глянцевой и яркой, а слой лака маскирует следы разметки иголкой..