Какие камни не подделывают. Как отличить натуральный камень от искусственного? Сравнение природных и синтетических минералов

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

Создавая наши украшения, мы думаем не только об удобстве и красоте браслетов, но и прежде всего о тех полезных свойствах, которыми обладают самоцветы. Именно поэтому мы всегда выбираем исключительно натуральные камни, предварительно убедившись и проверив их подлинность.

Прогресс не стоит на месте и в настоящее время имитации камней стали настолько распространенным явлением, что иногда даже специалистам трудно отличить подделку без специального оборудования. Мы немного расскажем о том, какими способом Вы можете проверить натуральность некоторых камней. Остановимся сначала на самых распространенных способах подделки:


  • обычное подкрашенное стекло или пластмасса выдаются за натуральный камень

  • дешевые минералы выдаются за более дорогие и редкие

  • каменная крошка прессуется, окрашивается и выдается за натуральный камень

Как ни парадоксально, но подделки на первый взгляд очень часто выглядят красивее настоящих камней, и, в принципе, если Вам просто нужно новое и недорогое красивенькое украшение, то они вполне могут выполнить эту функцию. НО… Хоть однажды почувствуйте на ладони холодную тяжесть натурального камня, которая через несколько минут сменится теплой невесомостью, согревающей тебя на протяжении всего дня; присмотритесь, какими причудливыми узорами покрыт каждый камешек (а ведь второго точно такого же нет, не было и никогда не будет!); задумайтесь над тем, сколько тысяч или даже миллионов лет он медленно рос в глубинах нашей планеты, впитывая в себя ее природную силу, красоту и энергию. И после всего этого Вы, скорее всего, не согласитесь на хоть и недорогую, но штампованную в тысячах экземплярах подделку, сделанную за несколько секунд на заводе. И стоит ли говорить о том, что вышеуказанные имитации не обладают теми чудесными свойствами, которыми с давних времен люди наделяют самоцветы во всем мире. Да и долговечность этих имитаций не сравнить с натуральными камнями. В то время, как прессованные камни довольно быстро от носки начинают терять свой изначальный цвет, крошатся и облущиваются, а стеклянные имитации разбиваются, натуральные камни на протяжении долгих лет продолжают радовать своих владельцев и помогать им:)

В настоящее время, довольно редкими, но чаще всего подделываемыми полудрагоценными камнями являются лунный камень, малахит, бирюза, янтарь, авантюрин, горный хрусталь.

А сейчас о том, как можно попробовать отличить натуральный камень от стекла или пластмассы. Что же должно насторожить при выборе украшения? Во-первых, легкость изделия. Пластмасса намного легче камня и очень быстро становится теплой в руке, в то время как камень будет нагреваться достаточно медленно, и его вес вы сразу почувствуете, даже если это всего лишь несколько небольших камней (кроме янтаря, о нем в следующий раз подробнее!). Во-вторых, одинаковость цвета и рисунка каждой бусины. Каждый природный камень уникален и имеет свои особенности, это может быть внешний рисунок или неоднородность внутри. А если все камни в изделии выглядят как братья-близнецы, то вероятнее всего перед Вами стекло или пластмасса. Со стеклом, правда, немного сложнее. Со временем можно научиться отличать стекло от камня по внешним признакам, зная особенности минералов. Однако по температуре оно похоже на камень. Но если все-таки геолог внутри Вас победит эстета, то можно попробовать пойти на крайние меры и расколоть бусину. Края у стекла будут очень острые, ими легко можно пораниться, в отличие от камня, сколы которого можно запросто потрогать.

Мы очень надеемся, что эта информация поможет Вам при выборе украшений из полудрагоценных камней.

А в будущих постах мы подробнее расскажем о том, как отличить от подделки малахит и янтарь, а также некоторые другие камни.

Золото и драгоценные камни всегда привлекали людей. Они не только их украшали, но и были надежным средством инвестиций и сохранения капитала, что нередко толкало нечестных на руку торговцев на подлог и обман. Несколько советов о том, как распознать подделку и избежать покупки "кота в мешке", в беседе с корреспондентом "РГ" раскрыл индийский ювелир Мохаммед Амир.

Амир далек от высокой моды. Его изделия не демонстрируют на подиумах и не предлагают богатейшим людям всего мира. Он создает свои маленькие шедевры для обычных людей. Свадьбы, дни рождения, юбилеи - у него найдутся подарки на любой случай и карман. Если не знать точно, где магазин Амира, найти его будет трудно, ведь рынок, где он работает, очень популярен среди туристов и в простонародье прозван "Яшкой". Ювелирных лавок здесь так много, что разбегаются глаза.

На витрине его небольшого магазина не так много украшений, но по мере разговора с клиентом из его потаенных закромов появляются все новые предметы роскоши. Еще больше у него драгоценных камней. Разной формы, разного качества и цены. Многие клиенты приходят именно за камнями и под них заказывают себе украшения.

В Индии все ювелиры так делают, как вы? На витрине выставляют что похуже, а самые интересные вещи держат в кейсе?

Амир: Нет, просто магазин небольшой и витрины не могут все вместить. Хотя те изделия, что подороже, мы предпочитаем не выставлять напоказ с точки зрения безопасности.

А ваша семья давно занимается ювелирным бизнесом?

Амир: Истоки берут свое начало с момента прихода в Индию моголов (XVI век. - Авт.). Но так гласит семейная история. А так я четко могу сказать, что последние 300 лет все мои предки, включая отца, деда и т.д., были ювелирами. Сейчас бизнес продолжаю я вместе с братьями.

Вы из какой-то специальной касты или так просто сложилось?

Амир: Да, наша каста Шеих-Лахори. Все, кто к ней принадлежит, занимаются ювелирным делом.

Скажите, пожалуйста, под силу обычному человеку, т.е. не ювелиру, отличить хороший драгоценный камень от плохого?

Амир: Во-первых, если вы собрались купить камень или украшение, всегда спрашивайте сертификат. Если магазин хороший, вам обязательно представят такой документ. У меня он есть на все изделия с драгоценными камнями. Если же его нет и вы все-таки хотите приобрести украшение, внимательно присмотритесь к камню. Конечно, это непросто, но все равно, подержав его на свету, вы сможете понять, мутный он или прозрачный, есть ли сколы и царапины, трещины и т.д. Камень также можно взвесить: настоящий природный камень всегда тяжелее искусственного.

А на индийском рынке много искусственных камней?

Амир: Да, нередко встречаются подделки, поэтому нужно быть внимательнее. Причем вас могут обмануть не только при покупке дешевого украшения, вы можете потратить несколько тысяч долларов и остаться ни с чем. Поэтому выбирайте надежное место.

Что такое "гретые" камни?

Амир: Камень нагревают, чтобы он быстрее созрел и набрал более насыщенный цвет. Например, все рубины, которые продаются в делийских магазинах, - "гретые". Они настоящие, вам даже выдадут на них сертификат, но свой цвет они приобрели искусственным путем. Есть небольшая доля бирманских рубинов, они сильно отличаются от других темно-красным цветом и ценой. Они в разы дороже.

Другая категория камней - "обработанные". Например, есть настоящий природный камень, но у него один небольшой изъян - пустота внутри. Тогда ее вычищают и заполняют подкрашенным жидким стеклом. Оно застывает, и камень готов. Он тоже настоящий, но с нюансом.

В делийских магазинах продают изделия из местных камней или вы их импортируете?

Амир: Большинство камней привозные. В основном африканские, а также привозят из Юго-Восточной Азии. В Индии камни практически не добывают.

Но все же есть камни, о которых с уверенностью можно сказать, что они из Индии?

Амир: Существуют кашмирские топазы и изумруды. Они очень высокого качества и очень дорогие. На рынке их встретить можно редко. Но полудрагоценные камни, например, гранат, лунный камень, черный оникс, кошачий глаз производятся в основном в Индии.

Можно ли по огранке определить стоимость камня?

Амир: Арифметика простая: чем меньше граней, тем камень дешевле. Для бриллианта, например, максимальное количество граней 57. Такой камень будет дорогим. Другие камни тоже имеют свои способы огранки, поскольку все они отличаются по своим физическим качествам. Но эта задача под силу только специалисту. Простому человеку трудно будет сразу определить тип огранки, а считать грани он вряд ли будет. (Смеется.)

Какие камни сегодня в моде?

Амир: Конечно, бриллианты. Они всегда в моде. У нас, например, все бриллианты африканские. Сапфиры, рубины тоже популярны. Среди полудрагоценных камней на первом месте голубой топаз.

А российские бриллианты у вас есть? У нас в Якутии много алмазов добывают...

Амир: Нет, может, в будущем появятся.

Какие камни вы посоветуете покупать в Индии?

Амир: Качественные. (Смеется.)

А что скажете о жемчуге?

Амир: Жемчуг весь речной, из Китая. Морской бывает редко, он намного дороже и обычно привозится на заказ.

Расскажите о золотых сплавах... Какие используют в Индии для ювелирных изделий?

Амир: Мы добавляем в золото медь и серебро, поэтому индийское золото мягче и легче обрабатывается.

Пробы ставите?

Амир: На золотые изделия обязательно ставится правительственная проба. Она наносится лазером и помимо чистоты металла наносится также символ фирмы, где изделие было произведено. Наш символ - звезда. В других магазинах собственные символы. По нему можно узнать историю украшения по государственному реестру, где отмечены все ювелирные компании. Крупные, естественно. Если такой пробы нет, тогда лучше подумать, покупать ли украшение. Но на серебряные изделия я пробу ставлю свою, чтобы не платить пошлину государству. Серебро не очень дорогое, и получается невыгодно платить дополнительно за пробу.

А серебряные изделия вы тоже изготавливаете?

Амир: Да, но не очень много.

А их тоже подделывают или это нерентабельно?

Амир: Да, конечно. Надо быть осторожнее. Порой вам могут продать серебряный столовый набор, где серебра всего 50%, а возьмут как за 875-ю пробу. Здесь желательно купить одну ложку из набора и отнести в лабораторию для анализа. Но это займет 1-2 дня. Поэтому есть другой способ. Если ложка гнется и не ломается, значит, в изделии серебра много и проба высокая, а если ломается, значит, пополам с другим металлом.

Правда, что для сглаживания недостатков ювелирных изделий их покрывают родием?

Амир: Слой родия обычно наносят на золотые и серебряные изделия не только чтобы скрыть изъяны работы ювелира, но и придать блеск украшению. Ничего плохого в этом нет, но необходимо помнить, что у некоторых людей на него бывает аллергия.

А как можно проверить изделие на наличие родия?

Амир: Такие изделия сразу заметны. У них неестественно яркий блеск. Они не тускнеют. Также нужно помнить, что за слоем родия может скрываться подделка. Так вам могут подсунуть, например, медное или бронзовое кольцо, вместо золотого, и узнаете вы об этом только через год, когда слой родия постепенно сотрется.

Вы работаете в ювелирном бизнесе уже много лет, кто ваши покупатели?

Амир: На нашем рынке в основном бывают туристы из России и стран СНГ. Я даже русский язык немного выучил специально для них.

Не секрет, что женщины любят драгоценные камни. Некоторые мужчины (а может и большинство), надо сказать, тоже понимают толк в драгоценностях, стремясь выгодно инвестировать в золото-бриллианты или же просто порадовать свою любимую.

Делая инвестиции в бриллианты стоит быть внимательным: есть специальные инвестиционные, а не ювелирные бриллианты.

Правила игры сейчас диктует потребитель, потому что предложение на ювелирном рынке очень сильно превышает спрос. Ювелиры заинтересованы в каждом клиенте, ведь украшение не является предметом первой необходимости, и покупателя нужно успеть заинтересовать, иначе он может потратить деньги на что-то другое, более необходимое.

Потребность приобрести ювелирное изделие с драгоценным камнем возникает по особым поводам: к свадьбе, юбилею, дню рождения и к другим праздникам. Изучив, или , мы обычно переходим к следующим вопросам:

— как отличить натуральный камень от синтетического?

— как отличить натуральный драгоценный камень от подделки?

Чтобы ответить на первый вопрос, сперва сделаем краткий обзор, какие минералы на ювелирном рынке чаще всего реализуются.

Сравнение природных и синтетических минералов

Приобретая драгоценный камень, хочется быть уверенными в том, что он – натуральный. Однако многие готовы покупать и носить синтетические аналоги, например, синтетические рубины или бриллианты и в этом нет ничего плохого. У каждого свой вкус и предпочтения. Главное – чтобы под видом природного Вам не продали синтетический, потому что это мошенничество и обман покупателя.


Уважающие себя ювелирные дома и бренды не вводят потребителей в заблуждение и не будут выдавать один камень за другой. На обман могут идти мелкие производители или продавцы, которые на вопросы: какой самоцвет вставлен в изделие? и кто производитель?, отвечают: «не знаю», и начинают туманно рассуждать о долгом пути из Ирана через Австралию, в ходе которого сведения о производителе безвозвратно утеряны. На бирке таких продавцов скромно указан вид изделия (серьги, например) и цена. Может еще быть от руки написано – «рубин», но, как можно понять из вышесказанного, написать можно все, что угодно, и обычно — тот камень, с которым больше всего внешнее сходство.

Обман при реализации синтетического камня может заключаться только в завышенной цене. Если изделие с искусственно выращенным хризобериллом продается за 10 долларов, то никакого мошенничества в этом нет. Другое дело, если за то же изделие запросят в 10 раз больше, 100 долларов, например, выдавая, таким образом, за натуральный самоцвет.

В ювелирных магазинах, как правило, не указывается какой камень – натуральный или синтетический, особенно, если изделия относятся к так называемой «бюджетной» нише. Но продавец, конечно же, легко подтвердит происхождение камней из лаборатории и даже грамотно даст понять почему синтетические камни лучше натуральных.

А вот созданный синтетическим образом бриллиант – – даже дороже своего природного «родственника».

Итак, вот как соотносятся цены на природные и синтетические камни:

Синтетические и натуральные камни - отличия по цене

Камень Натуральный неограненный Натуральный ограненный Синтетический неограненный,
цена за 1 карат
Синтетический ограненный,
цена за 1 карат
Рубин от 10 $ и выше в зависимости от качества
75- 915 $ - низкого качества;
1455-4375 -
хорошего качества;
11250-23150 $ - отличного качества -
0,01-0,02 $ 1-2 $
Сапфир от 10 до 75 $ - низкого качества
от 75 до 150 $ - хорошего качества
от 150 $ и выше - отличного качества
Васильковый - с тепловой обработкой - от 300 $, без - от 1000 $
Высокого качества крупные сапфиры - до 30 000 $
1-2 цента 3-5 $
Изумруд от 10 $ и выше 350-375 $ - низкого качества
620-2700 $ - хорошего качества
5000-8500 $ - отличного качества
5-8 $ 30-85 $
Алмаз (Муассанит) от 4 $ с характеристикой 1/1 - 35 000 $ нет на рынке 70-150 $
Александрит от 100$ 1500 - 6000 $ 6 $ 20-30 $
Кварц (аметист, цитрин) от 10 $ за килограмм! в зависимости от вида и обработки - от 10 $ 0,1 $ 2-5 $
Опал от 5 $ за шт. в зависимости от качества и вида - от 10 $ - 3-5 $
В таблице сделано сравнение по цене на натуральные и синтетические камни

Можно сделать вывод, что натуральные самоцветы имеют очень большой разброс цен из-за своей индивидуальности. В отличии от них, синтетические — при идеальных чистоте и цвете гораздо доступнее по цене (за исключением муассонита).

Как отличить драгоценный камень от подделки?

Гораздо хуже, если вместо одного природного камня, дорогого по определению, продавец предлагает другой, тоже природный, но по цене в разы дешевле. Тут в помощь могут прийти информация о том, какие камни чаще всего подделывают и на что обратить внимание при их покупке.

Итак, самые распространенные подделки, это:

– ее подделывают чаще всего. Более половины выдаваемых за бирюзу самоцветов – это подделки. Материалы, которые используют для подделки – стекло, пластмасса, дешевый минерал говлит. Кроме того, подделки изготавливаются из порошка бирюзы или ее мелких частиц, которые склеивают. Отличить такие подделки в домашних условиях довольно сложно от натурального минерала. Понятно, что дома можно с тыльной стороны поцарапать камень, чтобы убедиться в его натуральности, а при выборе в магазине вам вряд ли дадут царапать изделие и проводить с ним другие манипуляции. Поэтому просто знайте, что натуральную бирюзу найти очень сложно и лучше не приобретать ее на рынке или с рук.

– за рубин обычно выдается корунд. Натуральный рубин очень дорогой, к тому же на вид он далеко не идеален – мутноват, не особенно чист, не говоря уже о скромных размерах. Если перед Вами прекрасного качества рубин по доступной цене – это или синтетический рубин, или же подделка. Поэтому основное правило определения подлинности рубина – соответствие цены и качества. Так, кольцо с рубином, имеющим характеристики по цвету и чистоте 3/3 и величиной в полкарата будет стоить около 300 долларов.

Есть всего несколько камней, подделки которых довольно легко отличить

Вернее, конечно – т. Во-первых, законодательство регламентирует производство и маркировку изделий с бриллиантами и, тем самым, потребитель в значительной степени защищен. Кроме того, всем известно простое свойство бриллианта царапать стекло, а также игра лучей в нем – ее просто невозможно подделать, а вот рассмотреть в качественном бриллианте множественное преломление лучей и потрясающую игру света – очень легко.

Также легко отличить натуральный опал от его имитации – у него расплывчатые границы узоров, в отличие от четких в подделке, а сами узоры никогда не повторяются друг с другом, следует внимательно их рассмотреть. Кроме того основной фон опала натурального остается без изменений, не зависимо от рисунка. Есть еще способ, придуманный многие столетия назад (видимо уже тогда занимались подделками камней) – надо посмотреть через опал на солнце, натуральный камень отбросит свечение одного оттенка, а поддельный – яркие многоцветные блики.

Циркон – его можно узнать «на глаз», не прибегая к каким-либо манипуляциям совсем. Для натурального циркона свойственен блеск, похожий на алмазный и одновременно смоляной или жирный. Блеск плюс цвет – и циркон легко определяется.

Я очень люблю натуральные камни и во время путешествий по Индии всегда покупаю их для себя, на подарки и на продажу, драгоценные и полудрагоценные, ну и разумеется что бы купить , а не подделку надо хоть немного разбираться в природных камнях и их свойствах.
Давеча позвонила подруга мамы и пожаловалась, что половине ее камней - как оказалось при тестировании - подделки, и даже не камни, а просто пластмасса.
Вот решила написать очень простые советы как отличить на ходу натуральный камень от подделки: пластика, стекла, керамики, поскольку к сожалению и в России, и даже в Индии подделывают не только драгоценные камни, но даже и полудрагоценные, поделочные.

Предисловие. Цена камня

Натуральный камень с огранкой или отшлифованный не может стоит 10 копеек, просто потому, что его обработка стоит дороже, так что если вы хотите купить дешевку - вы априори получите подделку.
Сразу отмечу, что такие натуральные камни как бирюза или малахит стоят не просто не дешево, а довольно дорого, потому что их почти не осталось в природе. Подделывать бирюзу научились еще в средние века, так что дешевой бирюзы просто не бывает, все что продается в не-ювелирных магазинах и кусками по 1 см. - подделка. То же касается дешевого янтаря, сейчас научились в поддельный янтарь из пластика пускать пузырьки и замурововать в нем насекомых.

А теперь простые способы отличить натуральный камень от подделки на слух, на вес, теплом. Для образца возьмите гарантированно натуральный природный камень, например, небольшую гальку с дороги, с ней вы можете сравнить качества камня который вы хотите купить.

Проверка натурального камня теплом

Натуральные камни и жемчуг в отличие от подделок всегда холодные, а пластмасса и керамика теплые изначально!
Приложите камень к губам или подбородку, несколько секунд он будет оставаться прохладным, а вот пластмассовая подделка сразу нагреется, и керамика тоже нагреется, правда медленнее.

Натуральный камень на слух

Натуральные камни издают при постукивании по стеклу или металлу характерный звук, которые отличает их от подделок. Опять же сравните звук покупаемого камня с образцом - галькой, если вам подсунули подделку вы услышите разницу.

Натуральный камень на вес

Природные камни всегда тяжелее пластмассы и большей части керамики, тут для проверки вам придется найти камушек такого же размера как и покупаемый и сравнить вес.

Натуральный камень ногтем

Все минералы отличаются своей твердостью, драгоценные камни 1 класса с высокой твердостью я трогать не буду, а вот про некоторые популярные недорогие и не очень дорогие камни немного расскажу.
Гранат, турмалин и кварц (авантюрин, агат, горный хрусталь, аметист, цитрин, кошачий глаз, соколиный глаз, тигровый глаз) имеют твердость 7 и царапают стекло.
Опал, рутил и полевые шпаты (лунный камень, адуляр, солнечный камень и др) имеют твердость 6, царапают стекло, но их можно поцарапать напильником.
Гематит, лазурит, апатит имеет твердость 5, они уже не царапают стекло, наоборот, при усилие их можно оцарапать стекляшкой или ножом.
Флюорит имеет твердость 4, поцарапать его стеклом и ножом легко.
Кальцит (исландский шпат, атласный шпат, оникс мраморный, мрамор и др) имеют твердость 3, так же как и серебро, золото чуть тверже.
Гипс имеет твердость 2 и его можно поцарапать ногтем. Гипс ассоциируется с переломами, однако этот минерал образует очень красивые кристаллы и массивы, его используют для украшений и поделок, обрабатывая сверху прочным лаком. Таким образом, чудесный селенит с шелковистыми переливами вполне могут выдать за более дорогой и твердый лунный или солнечный камень.

Правда царапать надо тоже уметь, учитывая кристаллическую структуру камня, так что лучше попросить продавца продемонстрировать твердость выбранного камня, у нормальных продавцов всегда есть для этого специальные карандаши или тестеры.

Продвинутые способы отличить камень от подделки описаны в статье , а один из примеров диагностики с применением свойства люминесценции я описала в статье

PS Буду благодарна тем, кто поделится своим опытом проверки или другими способами отличить камень от подделки