Дед мороз в бурятии. Какие Деды Морозы живут в России? Станет ли Сагаан Убугун новым брендом республики

Дед Мороз - главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг. Сейчас же стало обычным приглашать Дедушку Мороза и Снегурочку домой, детям это приносит много радости.

Дед Мороз - старик в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубе.

У многих народов России имеется собственный аналогичный персонаж. Как называют и как выглядят Дедушки Морозы у разных народов России?

Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи. Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.

Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай. Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово. А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали - Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались, и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма исчезла. И пошел алангасар тогда бродить по свету, ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу, и предложил стать его помощником. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол Бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.

Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай. Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка. Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.

Осетинский Дед Мороз - Артхурон. Осетинский Дед Мороз - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как "Огонь Солнцевич". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.

Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя. В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде, Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза и Лумудыр. Марийского Деда Мороза зовут Йушто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр (Лум?дыр). Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик. Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».

Карельский Дед Мороз - Паккайне. Карельский Дед Мороз, точнее Морозец, рыжий, задорный персонаж. В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – веселый, озорной характер. Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли "веселым Морозцем". Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину – в Олонец, где устраивали состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.

Казачий Дед Мороз. Особые приметы: красный кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка. Место жительства: г. Калининград. Если вы встретите этого чудаковатого старичка, не удивляетесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет. На детсадовских елках Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущим защитникам отечества рассказывает о патриотическом воспитании. Потому как «воспитания любви к Родине у подрастающего поколения на основе традиционных и общечеловеческих ценностей» - одна из семи целей, которые ставит перед собою Всемирный Казачий Дед Мороз.

Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ. Кабардино-Балкарский дед мороз Уэс Дадэ (“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.

Бурятский Дед Мороз - Саган Убугун. Белый Старец Бурятии - Саган Убугун - является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом. Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю – 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Итак, Деды Морозы разных народов России:

Алтайский край Дед Мороз - Соок-Таадак
Байкальский Дед Мороз
Башкирский дед Мороз - Кыш Бабай
Бурятский Дед Мороз - Саган Убугун - Белый Старец
Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ
Казачий Дед Мороз
Казахский Дед Мороз - Аяз-ата и Кыдыр-Ату
Калмыкский Дед Мороз - аав Киитн (дед Холод)
Карельский Дед Мороз - Папакайне
Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза и Лумудыр
Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя
Осетинский Дед Мороз - Артхурон
Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай
Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай
Чувашский Дед Мороз - Х?л Мучи
Якутский Дед Мороз - Чисхан или Эхээ Дыыл, снегурочка - Харчаана
Ямало-Ненецкий Дед Мороз - Ямал Ири.

Деды Морозы в других странах:

в Азербайджане — «?axta Baba» (Шахта? Баба?, дословно - «Дед Мороз», тот же Дед Мороз, но в голубом) и «Qarq?z» (Гаргыз, Снегурочка).
в Албании - «Babadimri»
в Армении - «Kaghand papi», чаще «Dzmer Papi» (Дзмер папи, дословно - «Дед Зима») и «Dzyunanushik» (Дзюнанушик, дословно - «Снегурочка»)
в Афганистане - «Baba Chaghaloo»
в Белоруссии - «Зюзя» или «Дзед Мароз»
в Болгарии - «Дядо Коледа» или «Дядо Мраз»
в Бразилии - «Papai Noel»
в Великобритании - «Father Christmas»
в Венгрии - «Mikulás» или «Télapó»
во Вьетнаме - «Ông già Nô-en»
в Германии - «Weihnachtsmann» или «Nikolaus»
в Греции - «Агиос Василис», (Святитель Василий)
в Грузии - «Tovlis papa», «Tovlis babua»
в Дании - «Julemanden» или Юлениссе (швед. Julenissen)
в Египте - «Papa Noël»
в Израиле - «Ханукальный Гарри» (у евреев), «Баба Ноэль» (у арабов-христиан), «Дед Мороз» (у выходцев из стран СНГ)
в Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми[источник?]
в Индонезии - «Sinterklas»
в Ираке и Южной Африке - «Goosaleh»
в Иране - «Baba Noel»
в Ирландии - «Daidí na Nollaig»
в Испании и Латинской Америке - «Pap? Noel»
в Италии - «Babbo Natale»
в Кыргызстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «Аяз Кыз»(Снежная дева, Снегурочка)
в Казахстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «А?ша?ар» (Белоснежка)
в Каталонии - «Pare Nadal»
на Кипре - Василий
в Китае - «Шэнь Дань Лаожэнь»
в Латвии - «Ziemassv?tku vec?tis» или «Salavecis»
в Литве - «Kal?d? senelis» (Каледу сянялис - рождественский дедушка) или «Senelis Šaltis» (Сянялис Шальтис - дедушка мороз)
в Монголии - Увлин Увгун
в Нидерландах и Бельгии - Синтерклаас (нидерл. Sinterklaas) и Керцман (нидерл. Kerstman)
в Норвегии - Юлебукк (швед. Julebukk - букв. Рождественский козёл) или Юлениссе (швед. Julenissen)
в Польше - «?wi?ty Miko?aj» или «Dziadek Mr?z» или «Gwiazdor»
в Португалии - «Pai Natal»
в Румынии и Молдавии - «Mo? Cr?ciun» (Мош Крэчун). Он очень похож на русского Деда Мороза.
в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине - «Deda Mraz»
в США и англоязычной Канаде - «Санта-Клаус»
в Таджикистане - «Бобои Барф?»
на Тайване - «Sèng-t?n L?-jîn»
в Турции - «Noel Baba»
в Узбекистане - «Qor bobo» (Корбобо - дословно «Снежный Дед») или «Ayoz bobo» (Аёз бобо - «Дед Мороз»)
на Украине - «Святий Миколай» и «Дід Мороз»
в Финляндии - «Йоулупукки» (фин. Joulupukki). Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом
во Франции и франкоязычной Канаде - «Le P?re No?l» (Пер Ноэль)
в Чехии и Словакии - «Je??šek»
в Чили - «Viejito Pascuero»
в Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар
в Шотландии - «Daida?n na Nollaig»
в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

Бурятия приняла у себя одного из самых долгожданных гостей - Деда Мороза из Великого Устюга. К этому визиту в республике готовились больше трех лет - дольше, пожалуй, здесь ждут только президента России. Сначала было сложно изыскать необходимые средства (как-никак затраты на приезд самого известного дедушки России нужны немалые, правительству республики пришлось раскошелиться на 1 млн рублей), потом какое-то время у Мороза не находилось окна в плотной программе елок и подарков - страна-то немаленькая. И вот, наконец, свершилось: 6 февраля Дед Мороз со своими помощниками прилетел в Бурятию. Правда, не на сказочной тройке, а на простом человеческом самолете.

Своего коллегу из Великого Устюга пригласил «бурятский дед мороз» Сагаан Убугун (Белый Старец). В центре - глава буддистов РФ Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев. Фото Зорикто Дагбаева

В аэропорту его встречало множество народу во главе с «бурятским дедом морозом» Сагаан Убугуном (Белым Старцем). Именно он в декабре прошлого года, на праздновании дня рождения Деда Мороза, вручил тому приглашение посетить республику у Байкала. Дата визита была выбрана неслучайно: 7 февраля буддисты всего мира встречают Новый год по Восточному календарю, а в Бурятии день наступления Сагаалгана - Белого месяца - официально признан нерабочим праздничным днем.

Отдыхать гость не стал, практически сразу после прилета направился по делам: на детские утренники. На следующий день Дед Мороз побывал у главы Бурятии Вячеслава Наговицына, где выяснилось, что в сказки верят даже президенты. «Дедушка, а ведь вы настоящий, я вижу, у вас глаза такие добрые», - сказал Вячеслав Владимирович и счастливо улыбнулся.

2,5 тысячи писем из Бурятии

Впрочем, убедиться, что Дед Мороз все-таки существует, смог не только президент республики, но и дети республиканских реабилитационных центров, к которым Дед Мороз приехал и подарил подарки, и даже журналисты, для которых специально устроили пресс-конференцию. Правда, вопросов сказочному дедушке представители республиканских СМИ, привыкшие к общению с более реальными и земными персонажами, задавали немного. И то сказать: как-то не очень удобно спросить у Деда Мороза, насколько возросло количество получаемой корреспонденции по сравнению с аналогичным периодом прошлого или увеличился объем отгружаемых подарков.

Впрочем, некоторые свои секреты Дед Мороз открыл сам: с Сагаан Убугуном он ровесник - обоим по 2,5 тыс. лет. Рассказал и про «объем корреспонденции», весьма значительный: ежегодно со всех уголков России и 15 стран мира он получает около 400 тыс. писем, то есть по 40-60 мешков в день. В прошлом году 2516 писем к нему пришло от детей из Бурятии. Все письма Мороз читает сам, и затем выбирает, какие просьбы исполнить, а какие нет.

Письма приходят разные, как и просьбы в них. Например, придет письмо, где написано: «Здравствуй, дедушка Мороз! Я учусь хорошо, занимаюсь спортом». Содержание вроде бы и хорошее, а в письме 47 ошибок - вот и получается, что мальчик хочет меня обмануть. Такие просьбы выполнять я не спешу. Или еще могут попросить: «пришли мне, пожалуйста, радиоуправляемую машинку лучше, чем у моего друга Вити» - такие просьбы я тоже не выполняю, - рассказал Дед Мороз. - А однажды пришло письмо от мальчика, который попросил прислать ему на Новый год еды - после розысков социальные службы установили, что письмо пришло от ребенка, который, оставшись с братом без родителей, вынужден был голодать и собирать еду в мусорных урнах. Братьев устроили в интернат.

Просьбы детей со временем меняются: как отметил Дед Мороз, в последние годы идет уклон в сторону здорового образа жизни. Ребята просят прислать, в основном, велосипед, коньки, лыжи, другие спортивные принадлежности. Есть и другая положительная тенденция - уже в сторону вежливости: если лет десять назад редкое письмо обходилось без слова «дай», сейчас очень редко дети забывают написать «спасибо».

Станет ли Сагаан Убугун новым брендом республики?

Сопровождавшие Деда Мороза не такие сказочные персонажи были более конкретны. Как отметил председатель комитета по туризму правительства Вологодской области Юрий Плеханов, на то, чтобы сделать из никому неизвестного городка Великого Устюга знаменитую Родину Деда Мороза, ушли миллионы рублей и 9 лет. В итоге количество туристов возросло в разы - только в прошлом году Великий Устюг посетило свыше 1,2 млн человек. Туризм по вкладу в ВРП Вологодской области занимает почти такое же место, как лесная и перерабатывающая промышленность.

Спорить с тем, что Дед Мороз не только самый известный дедушка России, но и один из ярких брендов страны, не приходится. Как отметил Юрий Плеханов, изображение Деда Мороза на коньках предложили даже использовать в качестве символа зимней олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 году.

По задумке одного из организаторов визита, Республиканского агентства по туризму, приезд Деда Мороза должен был способствовать также раскрутке бренда самой Бурятии - Сагаан Убугуна. Легенда о Белом Старце существует с древних времен, в XVIII веке Сагаан Убугун вошел в пантеон буддийских божеств как хозяин степей, лесов, рек и гор. После того как идея о развитии туризма в Бурятии стала обсуждаться все более активно, встал вопрос о необходимости собственного узнаваемого бренда. Вполне логично, что одним из наиболее вероятных кандидатов на эту роль стал именно Белый Старец. Этот процесс в самом начале: проект подобного рода требует огромных денежных вливаний, и пока у Сагаан Убугуна нет даже собственной резиденции. Да и сам Белый Старец, судя по всему, в роли бренда чувствует себя пока не очень уверенно, явно смущаясь соседством своего более известного товарища и о себе говоря исключительно в третьем лице.

Между тем ничего невозможного нет: та же Вологодская область на своем примере показала, как можно развивать туризм там, где нет никаких предпосылок для его развития. А у Бурятии, расположенной на берегу всемирно известного Байкала, в этом плане большой потенциал.

Каждый год с момента появления флешмоба «Гло­бальный ёхор» большое участие принимает в нём Белый Старец Сагаан Убгэн. Кто же он на самом деле? Сколько ему лет и как он появился в Бурятии? Разбиралась газета «Бурятия».

Заслуженный артист Рос­сии Дамбадугар Бочиктоев играет на сцене Бурдрамы уже 47 лет, из них 12 лет является Сагаан Убгэном. Ис­полнял эту роль он и рань­ше в представлениях.

«Создание местного но­вогоднего персонажа тогда было предложено город­ским отделом туризма, его поддержал республикан­ский комитет по туризму. Моя кандидатура была не единственной, выбрали из нескольких человек», - от­мечает Дамбадугар Доржи­евич.

Трое внуков артиста зна­ют, что дедушка – это Сагаан Убгэн, так как часто видят, как он надевает его наряд.

Представители туротрас­ли Бурятии получили раз­решение и благословение Сангхи на использование образа Сагаан Убгэна для проведения мирских ново­годних торжеств, и с 2008 года в Улан-Удэ реализу­ется проект «Сказочный Сагаалган». При этом орга­низуются различные культурные, этнотуристские и социальные мероприятия с участием Сагаан Убгэна (Бе­лого Старца) и приглашён­ных сказочных персонажей из других регионов и стран.

В дни Белого месяца Улан-Удэ в разные годы посещали Владыка холода - Чысхан из Якутии, Деды Морозы и Снегурочки из Салехарда, Костромы, Бе­лоруссии, Санта-Клаусы из Южной Кореи и Японии, монгольский «коллега» Ув­лин Увгун, святой Микулаш из Словакии и китайский Царь обезьян Сунь Укун. Дважды, в 2008 и 2017 го­дах, Бурятию посетил хо­роший друг Сагаан Убгэна – Дед Мороз из Великого Устюга.

Кстати, интересным фак­том стало то, что Сагаан Убгэн старше российского Деда Мороза примерно на 800 лет. Первое упомина­ние о нём относится где-то к 600-му году до Рождества Христова. А Дед Мороз – это прообраз Святого Николая, жившего гораздо позже.

На Сагаалган по пригла­шению Сагаан Убгэна никог­да не приезжают ряженые артисты. Все они – офици­альные представители ре­гионов и стран. В некоторых случаях по посещениям даже проводятся междуна­родные переговоры.

Деньги на дорогу в сказку

Наш Сагаан Убгэн тоже ездит в гости к своим «кол­легам», например, ездил к Деду Морозу в Великий Устюг, побывал на разных фестивалях – параде «На­Шествие Дедов Морозов» в Рыбнинске, которое прохо­дит там уже 9 лет, в Яма­ло-Ненецком округе у Ямар Ири, в Ярославле на проекте «Путешествие Деда Моро­за».

Как отмечает Дамбадугар Бочиктоев в образе Сагаан Убгэна он много ездил по стране, поэтому есть с чем сравнить.

«У нас каждый раз про­блемы с финансами, при­ходится то тут, то там клянчить, это плохо. Надо преодолевать непонимание отдельных чиновников, ко­торые вообще не понимают сущности Сагаан Убгэна», - говорит актёр.

Как он отмечает, Сагаан Убгэну нужен был бы свой бюджет. По сути, все годы проект осуществляет один спонсор – туристическая фирма «Спутник-Бурятия» под руководством Андрея Измайлова .

В прошлом году проект поддержал мэр Улан-Удэ Александр Голков , в этом – Глава республики Алексей Цыденов . Также Сагаан Уб­гэну часто оказывает под­держку предприниматель Вадим Бредний .

На поездку Старца на «Поле Чудес» также собира­ли всем миром, кто-то под­держал подарками, кто-то помог с проездом.

«Тогда в Москву пригла­сили региональных Дедов Морозов в количестве 9 человек, играют ведь по тройкам. Было 8 разных представителей регионов, разных Дедов Морозов, и Саган-Убгэн, который по своей сути не является Де­дом Морозом как таковым, он – божество добра и благоденствия, хозяин земли, покровитель всего живого на земле. Считается, что он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях тем, кто его почитает. Мы приняли приглашение, так как это был хороший повод «засветить­ся» на всю Россию, стать ещё более узнаваемым», - рассказывает Дамбадугар Бочиктоев.

Проект развивает инфраструктуру

В 2013 году в Этнографи­ческом музее народов За­байкалья торжественно от­крылась резиденция Белого Старца Сагаан Убгэна. Здесь была установлена «Сказоч­ная верста» - путевой знак, указывающий направление и расстояние до мест про­живания других сказочных героев в рамках федераль­ного проекта «Сказочная карта России». Этот ука­затель первый в Сибири, и всего таких «сказочных вёрст» по России пять.

Белый Старец в исполне­нии Дамбадугара Бочик­тоева признан почётным академиком Сказочной Академии «Лукоморье», учреждённой сказочными героями России в 2013 году.

В 2014 году межрегио­нальный проект «Сказоч­ный Сагаалган» был удосто­ен премии Правительства России в области туризма. Тогда его выдвижение под­держал Бурятский республиканский союз туринду­стрии.

За годы реализации про­екта образ Белого Старца стал известен далеко за пределами Бурятии. Теперь он почётный гость на всех праздничных мероприяти­ях, главным образом дет­ских. Высока и социальная значимость проекта. Сей­час Сагаан Убгэн с коман­дой выезжает на встречи с детьми не только по городу Улан-Удэ, но и в районы. Мероприятия проводятся для воспитанников детдомов, домов-интернатов, социально-реабилитаци­онных центров. Привлека­ются средства спонсоров для улучшения матери­ально-технической базы детских социальных учреж­дений, для приобретения подарков для детей, вруча­емых зимними сказочными волшебниками, проводятся конкурсы.

В начале 2018 года анали­тическое агентство ТурСтат составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в России. Рейтинг составлен по результатам анализа по­пулярности посещений ту­ристами резиденций Дедов Морозов.

В топ-5 попали Деды Мо­розы из Великого Устюга, Кыш Бабай (Татарстан), Пак­кайне (Карелия), Тол Бабай (Удмуртия). Бурятский Сага­ан Убгэн, или Белый Старец, в рейтинге занял четвёртую позицию.

Затем по посещаемости идут Деды Морозы из Юшто Кугыза (Республика Марий Эл), Якшамо Атя (Мордовия), ХельМучи (Чувашия), Ямал Ири (Ямало-Ненецкий АО) и Соок Ирей (Тыва).

«О бренде Сагаан Убгэна я всегда говорю, что его надо воспринимать не столько экономически, а сквозь при­зму продвижения Бурятии в Российской Федерации и за рубежом, - отмечает руко­водитель проекта «Сказоч­ный Сагаалган» Андрей Из­майлов. – Это как в культуре - спектакль может не оку­пить вложенных средств, но становится событием для мировой общественности. Ему начинают следовать, он становится культовым. Наш проект, так же, как и флеш­моб «Глобальный ёхор», сплачивает людей, служит хорошим информационным поводом, знакомит с тра­дициями и культурой, при­влекает туристов приехать в республику. Во время про­ведения встречи сказочных героев мы рассказываем о многих объектах туризма в республике, путешеству­ем в сёла. Так, гости с нами были не только в резиден­ции, но и в Кяхте, Заиграево».

С этим трудно не согла­ситься, каждый раз проект освещают многие феде­ральные СМИ, люди, прочи­тав о празднике, начинают интересоваться Бурятией в целом и приезжают в гости не только зимой, но и летом.

«Большую роль Сагаан Убгэн играет при создании положительного образа республики. Ведь зачастую на российском информа­ционном пространстве Бурятия может проходить через негативные примеры – убийства, драки, другой криминал, а такие сказоч­ные персонажи рассказы­вают о хорошем. Каждое наше мероприятие форми­руется на детское воспри­ятие, а дети – это будущие туристы. В своё время как минимум 150 тысяч подпис­чиков японского Санта Кла­уса узнали о нашей Бурятии, для японцев Бурятия стала открытием», - рассказал Ан­дрей Измайлов.

Проект со временем стал рождать другие, с новыми персонажами. Так, в Буря­тии появилась эвенкийская Матушка Зима Тугэни-Эни­кан, семейские Иван Трав­ник и Марья Крапивница со своими туристическими программами.

«Стоит появиться объек­ту, как вокруг него начинает расти своя инфраструктура, активизируются гостиницы, заполняются точки обще­пита, наш проект помогает развитию добрососедских отношений. На встречу приезжают представители Иркутской области, Деды Морозы ездят в отдаленные сёла с представлениями для детей. Так было в своё время с одним из проектов - Усан Лопсон Убгэном, в 2006 году в селе Дулан Кабан­ского района установили его статую. Теперь он давно живёт своей жизнью, во­круг него сразу появились ларьки, где туристы могли купить сувениры, поесть. Со временем это все более совершенствуется. Иркутя­не, понаблюдав за нами, со­здали своего Байкальского Деда Мороза в Слюдянке. Построили его резиденцию и развивают», - говорит Ан­дрей Викторович.

В этом году одним из гостей Сагаалгана будет финский Санта Клаус – Йо­улупукки. Как рассказал Андрей Измайлов, он сам выразил желание прие­хать. Об этом попросили его представители через Деда Мороза из Великого Устюга.

Он участвовал в от­крытии праздника на пло­щади Советов в 12 часов дня, потом в 12:45 в детском концерте-представлении в ФСК, затем снимется в праздничной передаче БГТРК и обязательно стан­цует в флешмобе «Глобаль­ный ёхор» на Театральной площади. В следующие два дня гостей ждёт экскур­сия в Иволгинский дацан, праздничные мероприятия в резиденции Сагаан Убгэна на Верхней Берёзовке, по­ездка в Кабанский район в резиденцию Усан Лобсона с представлением для детей.

Главную цель «Сказоч­ного Сагаалгана в Буря­тии» - пропаганду туризма в республике и как один из поводов «событийного» туризма - Сагаан Убгэн вы­полняет честно.

Но и сейчас его резиден­ция (эта одна юрта, речи о специальном комплексе, как в других регионах, нет) не может принимать гостей круглогодично. Для её раз­вития и постоянного функционирования требуются вложения.

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева




Дед Мороз - главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя.
Хотя Новый год мы уже встретили, но впереди ещё Рождество и Старый Новый год.
Говорят, что тем, кому не хватает сказки и праздничного настроения, стоит отправиться в гости к настоящему Деду Морозу. Но далеко не все из нас знают, где живут российские новогодние волшебники. А вот новогодние снежинки сделали подарок и подсказали эти самые адреса Дедов Морозов разных народов России. Записываем!

Всероссийский Дед Мороз


Место жительства: Россия, Вологодская область, город Великий Устюг

Вообще, до сих пор так и не выяснили, сколько лет главному Дедушке Морозу страны. Есть только день его рождения, который с 2005 года отмечается 18 ноября.


По наблюдению синоптиков, примерно в это время наступает в Великом Устюге настоящая зима. Говорят, что прообразом Деда Мороза стал почитаемый на Руси Николай Чудотворец.

Создание канонического образа Деда Мороза, как обязательного персонажа новогоднего праздника, произошло в советское время в 30-х годах ХХ столетия.
С 1937 года начали проводить для детей ёлки в Кремле, неизменным участником которых был сказочный Дед Мороз.


Постепенно сложился облик новогоднего волшебника – это старик с длинной белой бородой и посохом в руке, в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе до пят, подвязанной кушаком, в высокой шапке, рукавицах, валенках (изредка сапогах). Ездит на тройке лошадей.


В руках у него мешок с подарками. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубке.
Первые же годы советский Дед Мороз одаривал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек.
Сейчас стало обычным приглашать Дедушку Мороза и Снегурочку домой, детям это приносит много радости.


В 1999 году у главного волшебника России появилась резиденция в Вологодской области, неподалёку от Великого Устюга. Для Деда Мороза возвели роскошную усадьбу с сауной, зоопарком, рестораном, музеем ледяных скульптур и четырёхэтажным особняком.

А ещё в Великом Устюге открылась почта Деда Мороза, через которую дедушка стал получать письма от российских детей (говорят, что за год он получает более 100 тысяч писем).


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС
ДЕДА МОРОЗА В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ:
162340, Россия,
дом Деда Мороза
город Великий Устюг
Вологодская область
Электронное письмо Деду Морозу - http://www.pochta-DM.ru

С недавних пор у многих народов России появились собственные аналогичные персонажи Деда Мороза.


КАК НАЗЫВАЮТ И КАК ВЫГЛЯДЯТ ДЕДУШКИ МОРОЗЫ У РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ?

Башкирский и татарский дед Мороз - Кыш Бабай
Регион: Башкортостан, Татарстан
Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка.


У подножия горы Торатау в деревне Урман-Бишкадак в Ишимбайском районе появилась Главная Гостевая юрта Деда Мороза и Снегурочки (Кыш-Бабая и Кар Кызы), рядом расположился Ледяной городок.
Когда-то эта гора была священной у башкир, на ней праздновали календарные праздники.
Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года.
Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января.
А праздник этот назывался Нардуган.

Татарский и башкирский дед Мороз, Кыш-Бабай, отмечает свой день рождения в ночь с 21 на 22 декабря. Считалось, что именно тогда родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами («Кыш Бабай» его фольклорное имя).Кыш Бабай - мифологический татарский персонаж - аналог Деда Мороза. Бабай с башкирского и татарского языка переводится, как «старик».

Резиденция татарского Деда Мороза находится в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе Габдуллы Тукая.


Кыш Бабаю или татарскому Деду Морозу досталось действительно сказочное царство. В его распоряжении - деревянный терем‑дворец, огромный парк, горки, гостиница, ресторан и сувенирная лавка.


А еще вместе с ними живут всем известные сказочные существа - Баба Яга (по-татарски – Убырлы-Корчаг) и Леший (Шурале).


Татарский Дедушка самый доброжелательный, отвечает на все пришедшие письма: 422035, Татарстан, Арский район, с. Яна Кырлай, Кыш Бабаю и Кар Кызы.

Бурятский Дед Мороз - Сагаан Убугун - Белый Старец
Регион: Бурятия, Калмыкия
Место жительства:
671050, Республика Бурятия,город Улан-Удэ, Иволгинский дацан, Сагаану Убугуну.

Особые приметы: Устарца белая одежда, белая борода, а в руках посох с головой дракона.

Бурятский Дед Мороз – действует строго по согласованию с ламами буддистского монастыря. Величают его Белым Старцем. Буряты свято верят в то, что Сагаан Убугун встречался даже с самим Буддой Шакьямуни. Если прочитать сутру Белого Старца, станет понятно, что именно он наказывает людей за плохие поступки. «Навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь», - так гласит писание. Вместе с этим, Белого старца почитают как покровителя земледельцев. А еще говорят, что Сагаан Убугун уже родился стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.


Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю – 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.


Роль Белого Старца уже не первый год играет известный бурятский актер Дамбадугар Бочиктоев, который был даже награжден за свой талант орденом-медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

Карельский Дед Мороз - Паккайне
Регион: Карелия
Место жительства: Карелия, город Олонец
186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Свирских Дивизий, 1, Паккайне
Особые приметы: карельский Дед Мороз вовсе не старичок, а молодой красивый парень.

В Карелии новогоднего героя назвать Дедом Морозом – язык не поворачивается. Паккайне – самый юный Дед Мороз, с карельского имя молодого веселого паренька переводится, как Морозец. В декабре 2000 года он стал символом Олонецких игр, на которые съезжаются Деды Морозы со всей страны.
Кстати, Паккайне называют младшим братцем российского Деда Мороза.

- Как-то в начале зимы возвращался с ярмарки в Олонец торговый обоз, - так начинается легенда о Паккайне.
Мороз крепчал, а тут жена одного из купцов некстати начала рожать. Стужа закалила ребенка и он родился здоровым и крепким. За что и назвали его Морозцем.

Паккайне рос и развивался гораздо быстрее своих сверстников. За неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а уже через месяц - превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами, чтобы тот взялся за торговлю. Паккайне скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. А когда становилось ему скучно, отравлялся путешествовать.


До чего же любил Паккайне красоваться перед зеркалом! И в какое бы зеркало не заглядывал, отражение в нем оживало, и продолжало жить в том городе, в котором останавливался паренек. А с наступлением зимы все они отправлялись на родину Паккайне – в Олонец, где устраивали между собою состязания. Так они каждый раз выясняли кто из них настоящий Морозец.
Сам Морозец тоже участвовал в играх. Однако 1 декабря, в день своего рождения, он неожиданно превращался в младенца, который начинал стремительно расти, опять превращаясь в завидного жениха.

Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза
Писать письма можно по адресу: 425467, Республика Марий Эл, Сернурский р-н, с. Кукнур, Йушто Кугызе


Йушто Кугыза, переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр (Лумӱдыр).

Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик. Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза.

Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».

Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя, Якшам Атя


В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде, Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.


У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Масторава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живёт Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз Атя в праздничные дни живёт в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области, это этнографический комплекс “Эрзянь эрямо тарка” – “Мордовская усадьба”.

Осетинский Дед Мороз - Артхурон.
Осетинский Дед Мороз - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как "Огонь Солнцевич".

Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.
Когда своим новогодним Дедом осетины считали божество огня Артхурона, что значит Огонь Солнцевич, то для него пекли пироги, есть которые могли только члены семьи, угощать ими кого-либо постороннего было нежелательно. На рассвете каждая семья разжигала огонь. Молодежь обходила костры с песней «Сой-Сой». На столе центральное место занимал артхурон – пирог, символизирующий солнце.

Самый удачливый из семьи обходил хлева и задавал корм скотине, а глава семьи поручал их Фосы Фалвара (покровителю мелкого скота), просил Тутыра (пастуха волков) уберечь их от серых хищников, увеличить поголовье. На рассвете вновь разжигали костры. Соседи, односельчане шли друг к другу с поздравлениями.

Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай
Регион: Удмуртия
Живёт Тол Бабай в собственной усадьбе в удмурском селе Шаркан.
Письма ждет по адресу: 427070, Удмуртская Республика, с. Шаркан, ул. Ленина, 14, МАУ «КТЦ «Усадьба Тола Бабая»


Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе.



А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали - Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались, и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма – исчезла.


И пошел алангасар тогда бродить по свету ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу, и предложил стать его помощницей. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть.


За это Тол бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.

Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи или «дед-зима».


Только в словаре чувашского языка не найти такого понятия. Зато есть определение языческого праздника Сурхури, во время которого древние чуваши встречали Новый год. Сурхури переводится как «овечья нога». Отсюда, и главное гадание на праздник: чуваши, захмелев от пива, выходили в хлев и начинали ловить за ногу овечку. Попалась белая - удача ждет в новом году, черная - беда на пороге.
Дом чувашского Деда Мороза – Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива.


Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.

Якутский Дед Мороз - Чы Схаан или Эхээ Дыыл
Регион: Республика Саха (Якутия)
Место жительства: Республика Саха, Оймяконский улус, село Оймякон
Чы Схаан - живет в ледяной пещере на окраине Якутска. Принимает письма только на сайте pismo2014.ru.
Особые приметы: синий кафтан расшитый дорогими стразами, стеклярусом и бисером. На голове – шапка с длинными рогами.

В Якутии живет сразу два Деда Мороза. Один – злой, как холодный таежный ветер. Якуты верят, что Чысхаан несет с собой несчастье. Второго ласково называют Эhээ Дьыыл, то есть - Дедушка Мороз.


Кстати, этот самый дедушка вполне реальный человек. По паспорту его величают Гавриил Спиридонович Угаров. В свободное от «дедморозовских» дел, профессор, доктор биологических наук преподает в медицинском университете. Гаврил Угаров - автор фантастических рассказов и сказок.

Именно он 9 лет назад придумал образ доброгоновогоднего волшебника, который, как и его заграничные коллеги, разводит подарки для малышни на санях, запряженных оленями.

Как и положено, у Деда Дыыла есть своя Снегурочка – Харчаана.


Резиденция находится на полюсе холода в Оймяконе, где зимой температура воздуха опускается до минус 72 градусов Цельсия.

Отправиться туда решиться не каждый, поэтому гостей дедушка с внучкой принимают в Якутске. Эhээ Дьыыл официально включен в список мировых Дедов Морозов.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз - Ямал Ири.
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Место жительства: Ямало-Ненецкий АО, Приуральский район, Салехард, посёлок Горнокнязевск.
Это единственный сказочный герой, имеющий мобильный телефон: 8 922 054 44 45


Повелитель ледяного хребта (Полярного Урала), через который спускается на Ямальскую землю зима, живет в единственном городе мира, расположенном прямо на Северном Полярном круге.


Особые приметы: у Деда Мороза ненцев – длинные седые волосы. Носит он национальную северную одежду – малицу и кисы.

Верный друг Ямала Ири – Деда Мороза из Ямало-Ненецкого округа – не Снегурочка, как принято, а собака хаски!

Образ Дедушки Мороза придумали местные ребятишки.


У толстячка Ямал Ири, кроме чудесного посоха, есть ещё волшебный бубен из оленей шкуры для проведения обрядов. Говорят, что звуки бубна отгоняют злых духов от тех, к кому дедушка приходит в гости, дают заряд бодрости и положительной энергии.


Не смотря на то, что живёт он у самого края земли, это самый продвинутый новогодний старец: легко управляет не только оленей упряжкой, но и снегоходом. Работает персональный сайт Ямал ири, где можно поиграть в игры, узнать новости из жизни дедушки.


ТАКЖЕ СЛАВЯТСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕДЫ МОРОЗЫ:
- Алтайский край Дед Мороз - Соок-Таадак;
- Байкальский Дед Мороз;
- Дагестанский - Шахта Баба;
- Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ.
Кабардино-Балкарский дед мороз Уэс Дадэ (“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.
- Калмыкский Дед Мороз - Аав Киитн (дед Холод);
- Республика Коми Дед Мороз - Кодзыд Поль, в переводе Холодный парень. Можно поздравить Деда мороза из республики Коми, так как он наконец получил место под свою резиденцию в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района.
- Мурманский Дед Мороз - Мунь Каллса. Резиденция Муня Калласы открылась в 1990-е.
Пишут ему по адресу: 184506, Мурманская обл., Мончегорск, пер. Зеленый, 8, ФГБУ «Лапландский заповедник».
- Дед Мороз из Тувы - Соок Ирей. Соок Ирей живет по соседству с резиденцией президента республики.
- Чеченский - Гор Дада.

Так сколько же Дедов Морозов у нас в России? На этот вопрос трудно ответить. Скорее всего, ровно столько, сколько народов населяет нашу большую страну. Истории национальных Дедов Морозов тесно переплетены с культурой каждого народа. Некоторым сказаниям о волшебниках – сотни лет.


В Азербайджане - «Şaxta Baba» (Шахта́ Баба́, дословно - «Дед Мороз», тот же Дед Мороз, но в голубом) и «Qarqız» (Гаргыз, Снегурочка).
- в Албании - «Babadimri»
- в Армении - «Kaghand papi», чаще «Dzmer Papi» (Дзмер папи, дословно - «Дед Зима») и «Dzyunanushik» (Дзюнанушик, дословно - «Снегурочка»)
- в Афганистане - «Baba Chaghaloo»
- в Белоруссии - «Зюзя» или «Дзед Мароз»
- в Болгарии - «Дядо Коледа» или «Дядо Мраз»
- в Бразилии - «Papai Noel»
- в Великобритании - «Father Christmas»
- в Венгрии - «Mikulás» или «Télapó»
- во Вьетнаме - «Ông già Nô-en»
- в Германии - «Weihnachtsmann» или «Nikolaus»
- в Греции - «Агиос Василис», (Святитель Василий)
- в Грузии - «Tovlis papa», «Tovlis babua»
- в Дании - «Julemanden» или Юлениссе (швед. Julenissen)
- в Египте - «Papa Noël»
- в Израиле - «Ханукальный Гарри» (у евреев), «Баба Ноэль» (у арабов-христиан), «Дед Мороз» (у выходцев из стран СНГ)
- в Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми[источник?]
- в Индонезии - «Sinterklas»
- в Ираке и Южной Африке - «Goosaleh»
- в Иране - «Baba Noel»
- в Ирландии - «Daidí na Nollaig»
- в Испании и Латинской Америке - «Papá Noel»
- в Италии - «Babbo Natale»
- в Кыргызстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «Аяз Кыз»(Снежная дева, Снегурочка)
- в Казахстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «Ақшақар» (Белоснежка)
- в Каталонии - «Pare Nadal»
- на Кипре - Василий
- в Китае - «Шэнь Дань Лаожэнь»
- в Латвии - «Ziemassvētku vecītis» или «Salavecis»
- в Литве - «Kalėdų senelis» (Каледу сянялис - рождественский дедушка) или «Senelis Šaltis» (Сянялис Шальтис - дедушка мороз)
- в Монголии - Увлин Увгун
- в Нидерландах и Бельгии - Синтерклаас (нидерл. Sinterklaas) и Керцман (нидерл. Kerstman)
- в Норвегии - Юлебукк (швед. Julebukk - букв. Рождественский козёл) или Юлениссе (швед. Julenissen)
- в Польше - «Święty Mikołaj» или «Dziadek Mróz» или «Gwiazdor»
- в Португалии - «Pai Natal»
- в Румынии и Молдавии - «Moş Crăciun» (Мош Крэчун). Он очень похож на русского Деда Мороза.
- в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине - «Deda Mraz»
- в США и англоязычной Канаде - «Санта-Клаус»
- в Таджикистане - «Бобои Барфӣ»
- на Тайване - «Sèng-tàn Ló-jîn»
- в Турции - «Noel Baba»
- в Узбекистане - «Qor bobo» (Корбобо - дословно «Снежный Дед») или «Ayoz bobo» (Аёз бобо - «Дед Мороз»)
- на Украине - «Святий Миколай» и «Дід Мороз»
- в Финляндии - «Йоулупукки» (фин. Joulupukki). Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом
- во Франции и франкоязычной Канаде - «Le Père Noël» (Пер Ноэль)
- в Чехии и Словакии - «Ježíšek»
- в Чили - «Viejito Pascuero»
- в Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар
- в Шотландии - «Daidaín na Nollaig»
- в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

Послание финскому Санте вложите в международный конвер и отправьте по адресу: SANTA CLAUS, ARCTIC CIRCLE, 96930, ROVANIEMI, FINLAND.
Лапландскому Деду Морозу пишите на своём языке - и в ответ из Финляндии придёт красочное письмо на вашем родном языке.