Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста Обучение детей вязанию крючком с 8 лет

Многие мамы увлекаются рукоделием, мастерят для своих маленьких модниц эксклюзивные наряды ручной работы. Конечно же, девочки хотят полностью соответствовать и подражают в этом своей маме или бабушке. Тяга к вязанию и другим видам рукоделия иногда просыпается достаточно рано.

Когда взрослые сидят за вязанием, девочки часто обращаются с просьбой научить их этому делу. Но как маленькому ребенку объяснить основные правила вязания, показать узоры, которые можно связать спицами, или орнаменты крючком?

Безопасные принадлежности

Безопасность — главное в процессе обучения

Современная промышленность выпускает множество принадлежностей для рукоделия, которые являются относительно безопасными при использовании детьми.

Выбирайте крючки и спицы с защитными наконечниками или тупыми сторонами. Объясните юной рукодельнице, что для ребенка в любом случае представляет опасность занятие такого характера. Будьте предельно внимательны и не оставляйте без присмотра с острыми предметами.

Способы обучения

Освоить вязание спицами достаточно просто. Начните с элементарных вещей. Смастерите кукле шарф или подушку для любимого мишки.

Множество мастер-классов, доступных в Сети, придутся как нельзя кстати. Научите правильно держать спицы, удобно располагать нитки на пальцах, не торопите ребенка и не сердитесь, если не сразу получается. Инициатива, проявленная в обучении, не должна зачахнуть из-за сложностей освоения.

Вязать простые вещи самостоятельно девочка сможет спустя несколько занятий.

Как вязать крючком - 1 урок

1 Урок. Подробное вязание крючком для начинающих.

Носочки крючком для новорожденных | Как связать носочки крючком

Как вязать носки крючком? Мастер класс How to croсhet soсks

Варианты изделий, связанных крючком, поражают своим разнообразием и ажуром. Но не стоит начинать со сложных схем. Научите, как нужно держать крючок, как набирать петли, постепенно усложняйте задачу. Не заставляйте ребенка доделывать то, что ему пришлось не по душе.

Что может ребенок связать сам

Раз уж проявился интерес к такому кропотливому занятию, то вязать лучше полезные и нужные для ребенка вещи. Например, это могут быть:

  • Одежда для кукол;
  • Фенечки;
  • Шарфы;
  • Игрушки (мини-игрушки, связанные крючком, станут уникальными предметами гордости любой маленькой рукодельницы);
  • Цветочки и прочие предметы декора.

Всегда помогайте и объясняйте, если у ребенка возник вопрос, как правильно связать тот или иной элемент. Возможно, на ваших глазах растет будущий знаменитый модельер.

Такой вид рукоделия, как вязание, был всегда в почете. А вязаные вещи обычно красивы и необычны. Вязание снова в моде, и многие впервые пробуют взять в руки спицы и крючки. Попробуйте и Вы вместе с ребенком приобщится к этому полезному увлечению.

Вязание – это процесс получения вязаных вещей из непрерывной нити с помощью ручных инструментов, таких, как спицы и крючок.

Узнать больше о всех видах полезного рукоделия с детьми Вы можете в статье .

Зачем детей учить вязать?

Какая польза от обучения вязанию? А польза, несомненно, есть:

  • Вязание отлично тренирует маленькие пальчики детей, развивает их мелкую моторику.
  • Вязание учит усидчивости, терпению, ведь не так просто связать даже шарфик для куклы!
  • Развивается художественный вкус ребенка, его фантазия.
  • Тренируется память малыша.
  • Занятия вязанием прекрасно сближают ребенка и помогающую ему маму или бабушку.
  • Вязаные вещи – это уникальные подарки Вашим родным, которыми малыш будет ужасно гордится.

Виды вязания

Самые распространенные виды вязания, которые хороши для детей – это:

  1. Вязание на спицах. Используются такие виды петель, как изнаночная, лицевая, кромочная и накид. С их помощью можно связать любую вещь.Существует два способа вязания на спицах:
    • Английский способ. Рабочая нить удерживается правой рукой, и при получении новой петли, цепляется правой спицей.
    • Континентальный (немецкий) способ. Рабочая нить удерживается в левой руке, и цепляется правой спицей.
  2. Вязание крючком. Более легкий способ вязки. Используются такие виды петель, как столбик без накида и столбик с накидом, полустолбик и воздушная петля.

Что Вам понадобится

Для начала определите с малышом, каким способом Вы будете вязать: на спицах или крючком. Начните с одного вида вязания. В каждом способе есть свои сложности и достоинства.

Вам понадобятся:

  • Спицы. Для ребенка выберите деревянные или пластмассовые, средние по толщине (№3) спицы. Отлично, если Вы вместе пойдете их покупать. Лучше, если спицы будут именно детские и яркие.
  • Или крючок. Подойдет обычный, средний по толщине.
  • Пряжа. Выберите шерстяную гладкую, крученную в одну нить. Цвет должен быть светлым, не режущим глаз.
  • Руководство по вязанию. В интернете и журналах их множество.

Как обучать ребенка вязанию

Знакомить кроху с вязанием можно в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно усидчив и внимателен, чтобы вникнуть в сложности техники. Причем увлекаться вязкой могут как девочки, так и мальчики.

При обучении вязанию на спицах:

  • сначала покажите ребенку, как набирать петли;
  • затем покажите, как вязать петли лицевые;
  • вместе освойте платочную вязку;
  • после приступайте к технике изнаночных петель;
  • и, наконец, покажите, как вязать простую резинку и чулочную вязку;
  • позже осваивайте вязку кос и жгутов.

Когда ребенок будет легко справляться с разными видами петель, то попробуйте связать самое простое – шарфик для куклы.

Затем можно попробовать связать изделия из нескольких деталей: полочек, спинки и рукавов. Пусть это будет одежда для любимых кукл.

Попробуйте связать небольшие игрушки. Помогайте и подсказывайте малышу.

Когда ребенок все освоит, то можно переходить с двух на четыре спицы.

При обучении вязанию крючком:

  • покажите, что крючок нужно держать, как карандаш;
  • руки не должны быть напряжены;
  • покажите, как вязать первую воздушную петлю;
  • затем цепочку воздушных петель;
  • переходите ко второму ряду;
  • освойте петлю подъема.

  • Не спишите с освоением этапов, занятия должны быть не более чем по полчаса.
  • Будьте терпеливы и не ругайте за спутанные нитки, чаще хвалите маленького вязальщика.
  • Проводите обучение в форме игры, рассказывая сказки.
  • Следите за тем, чтобы рукодельница или рукодельник сидели прямо, крючок или спицы держали правильно, а нитки лежали в корзинке на полу.
  • Побуждайте ребенка к вязанию, покупайте журналы по вязанию и вместе выбирайте интересные модели.
  • Вязаные шедевры бережно храните.

Будьте терпеливы, последовательны и старательны, и тогда вязание станет самым любимым увлечением Вашего ребенка!

Александра Народицкая для сайта “Креативные мамы”.

Наверняка, вам очень повезло, и вы научились вязать благодаря своей бабушке или маме. Или, быть может, сами осваивали спицы или крючок. Вязание – очень увлекательный процесс, с помощью которого можно создавать поистине уникальные, неповторимые по своей красоте вещи. И понятно, что такому полезному рукоделию вы захотите обучить своего ребенка.

Сегодня вязание вновь становится модным. Даже звезды берут в руки спицы или крючок и рукодельничают в перерывах между съемками. Совсем недавно еще вязание, шитье или вышивание были заброшены, и считались уделом бабушек и старых дев. А еще раньше, в век пышных платьев и корсетов, балов, джентльменов и светских раутов рукодельничать было не просто модным. Практически все поколение семьи собиралось вместе со своими подругами дял того, чтобы в общем кругу вязать, шить или вышивать, обсуждая светские сплетки, пока мужчины расслаблялись за стаканчиком крепкого…

На сегодняшний день любое рукоделие кроме удовольствия может принести еще и дополнительный доход. К примеру, которых очень проста, можно сделать практически за пару часов, а такие уникальные вещи, сделанные своими руками, очень ценятся. Так же легко и просто связать шарфик с шапочкой, штанишки или летнюю маечку. А какие красивые и очень сейчас популярные вязаные купальники можно смастерить всего за несколько вечеров!

Научить вязать девочку – это не только дань моде. Это еще и способ в наш компьютерный, суперсумасшедший век найти время для того, чтобы побыть вместе, уделить родному человечку время, внимание, которым он бывает обделен. Кроме того, этот процесс еще прекрасно развивает моторику, учит концентрации и усидчивости, развивает творческие способности и тренирует память.

Для того, чтобы научить вязать девочку , дочку ли, племянницу или просто ребенка подруги, нужно знать несколько важных правил, чтобы этот процесс протекал как можно более увлекательно.

Перво-наперво, должен учитываться возраст ребенка. Очень хорошо начать обучение с шести лет или старше, когда уже есть некоторая усидчивость.

Перед тем, как начать свой первый урок, следует разрешить выбрать ребенку пряжу. И решить, с чего вы будете начинать: со спиц или крючка. Выбирая пряжу, подскажите мягко ребенку, что с твердыми нитками будет намного легче справиться новичку, нежели с чем-то пушистым или блестящим. Кроме того, важен и цвет. Пусть он для начала будет светлым и приятным на глаз.

Имейте также в виду, что лучше для начинающей рукодельницы будет учиться на деревянных или пластмассовых спицах или крючке. Есть даже специальные наборы для детей с яркими и красивыми «приборами».

Теперь, начиная самое важное, показывая, как держать спицы (крючок), как вывязывать первый ряд, как продолжать работу, следует набраться терпения. Не стоит впадать в уныние, если сначала все проходит не так легко и гладко, как представлялось. Даже у самого талантливого ребенка сразу ничего не получится. Вспомните свой первый опыт, и тогда поймете, как следует обучать девочку (или мальчика) вязанию.

Пусть самым первым изделием, которое девочка свяжет, будет шарфик для любимой куклы. Потом можно приступить и к более сложным для ребенка проектам, например, тем же пинеткам, или шарфику для нее самой. А потом можно будет и приступить к вязанию .

Обучая ребенка азам вязания постарайтесь, чтобы этот процесс не превратился в рутинное, скучное времяпровождение, когда ребенок будет только ждать возможности поскорее отделаться. Придумайте, как провести это время весело, но с пользой, легко и непринужденно, так, чтобы маленькая ученица спешила бы на каждый новый урок.


Просмотров: 6711 / 940

Татьяна Литвинова

У каждого человека есть своё увлечение. Я люблю вязать . Работая в детском саду, я поняла, что вязание – это очень востребованный вид деятельности. Начала я с того, что вязала куколкам наряды , салфеточки, покрывала. Потом пришла в голову идея создать магазин, в котором все товары вязанные . Позже появился вязанный кукольный театр , вязаные картины и многое другое. «А почему бы не научить этому увлекательному занятию детей?» - однажды подумала я. Ведь вязание не только доступно для старших дошкольников , но и очень полезно. Развивается мелкая моторика руки, а это находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Также развивается эстетическое восприятие, формируется потребность творчески проводить свободное время и многое другое.

Обучение дошкольников вязанию я организовала в форме занятий кружка. Путем проб и ошибок поняла, что освоить вязание крючком детям легче , чем спицами. Предпочтительно работать с шерстяной пряжей средней толщины.

Первые занятия я посвятила знакомству с материалами и технике безопасности. Основной задачей первого этапа обучения является формирование у детей интереса и желания научится вязать . В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок , набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок .

Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно, ведь повторюсь, детям так важно сразу видеть результат своего труда! Вот примеры интегрированных занятий (вязание и аппликация ) . Сначала дети вырезают ствол и ветви дерева, наклеивают их на основу, а потом украшают его осенними листочками из разноцветных вязанных первых петелек .

Или вот такой замечательный подсолнух, спрятавшийся за забором.

Для колючего ежа не достаточно нескольких петелек. Чтобы создать такого Колюнчика нужно иметь достаточное мастерство. Ребенок уже овладел техникой создания первой петельки, можно двигаться дальше!


Следующий этап, ребенка нужно научить вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки , приклеенные на клей ПВА.


В этой же технике можно сделать улитку.


Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву» , «Сложи из цепочки цифру» , «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.

Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.


Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида. Обвязав небольшое колечко , получаются милые кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры! Например, корзина с цветами.

Или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли) .

Никого не оставят равнодушным ветка красной и чёрной смородины.

В заключении хочется отметить, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики, я решаю сразу несколько задач : косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовлю к овладению навыками письма, развиваю эстетическое восприятие окружающей действительности.


Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года - в старшей и подготовительной группах.

Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.

Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.

На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.

При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.