Ношение на руках - первый шаг к слингу. Какие занятия помогут ребенку развить моторику

Здоровье детей в руках взрослых

Дети — это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития должно быть важнейшей задачей всех сообществ.

дошкольника

Ребенок дошкольного возраста очень подвержен различного рода инфекциям, он испытывает разные нагрузки и находится в постоянном контакте с большим количеством людей. Чаще всего ребенок подвержен простудным заболеваниям, ОРЗ, гриппу, ангине, ветрянке, краснухе. Также возможно заражение педикулезом и конъюнктивитом.
Залогом сильного иммунитета в таких

случаях является соблюдение следующих условий:
1. Ребенок нуждается в хорошем ночном сне. Доказано, что недосыпающие дети хуже развиваются, тяжелее переносят физические нагрузки, и соответственно чаще подвержены болезням. Поэтому требование ложиться спать в 10 часов вечера актуально и для дошкольников, младших школьников, и для подростков.
2. Мытье рук. Это очень понятное и доступное средство профилактики заражения вирусными заболеваниями. При этом нужно помнить, что эффект эта процедура приносит, если продолжается не менее 20 секунд. А если у ребенка нет возможности вымыть руки, то это можно сделать с помощью антибактериальных салфеток.

3. Завтрак. Полноценный завтрак поможет ребенку получить заряд энергии на весь день, а если дополнить его витаминами, то поможет стимулировать иммунитет и повысить сопротивляемость болезням.

Дополнительными мерами по сохранению

здоровья ребенка являются:
1. проведение всех необходимых прививок при отсутствии врачебных ограничений. По данным ВОЗ, среди не привитых детей в возрасте от 3 до 18 лет заболеваемость коклюшем в 6 раз выше, чем у привитых, а заболеваемость корью - в 22 раза.
2. посещение окулиста. Сам ребенок может не заметить того, что у него ухудшается зрение. Об ухудшении зрения могут свидетельствовать следующие признаки:
- ребенок стал ближе садится к телевизору или сильно щурится;
- при чтении он теряет то место, где читал, или пальцем водит по строчке;
- трет глаза или жалуется на свет.
Если у вашего ребенка есть такие признаки к окулисту нужно сходить обязательно. Также обязательное посещение окулиста рекомендуется тем детям, которые уже носят очки. Осмотр окулиста с целью профилактики можно проходить раз в 2 года.
3. чаще измерять ногу и менять обувь. По мнению специалистов, детям в возрасте от 4 до 9 лет следует измерять ногу и при необходимости подбирать обувь раз в 4 месяца, а после 10 лет это нужно делать раз в 6 месяцев. К школьной обуви предъявляются большие требования по комфорту и носкости, поскольку в этот период все еще продолжает формироваться ступня, а обувь испытывает большие нагрузки.
4. держать контакт, с воспитателем. Обо всех проблемах со здоровьем, каких-то дополнительных требованиях должны быть уведомлены медсестра и воспитатели.

Часто у мам возникает вопрос, стоит ли отправлять ребенка в сад, если он жалуется на недомогание. Рекомендации врачей таковы: если температуры тела выше 37 градусов, была рвота или диарея, тогда ребенку лучше остаться дома. Также можно оставить дома, если ребенок кашляет, чихает или у него насморк, для того, чтобы он не стал источником заражения.
И всегда нужно помнить, что детский сад - это ваш союзник в борьбе за сохранение здоровья ребенка.



Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский


Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.


Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев . В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение "Причёсывание" : руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая".

Упражнение "Утёнок"
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение "Киска"
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! -
Позвала котенка... (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! -
И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать "каракули".

Основные этапы развития моторных навыков руки

8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) - точный "пинцетный захват".

8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать "каракули".

12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой ! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Комментарии к статье
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

15.10.2005, 20:50
Natali2004

Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня. 01.11.2006, 18:49
Елена

А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует - это "сорока-ворона", но не надолго. Что делать не знаю. 20.12.2006, 21:34
Дарья

Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами 05.02.2007, 07:06
Татьяна

Спасибо, очень хорошая статья.
У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками 08.05.2007, 09:22
маша

Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся. 23.05.2007, 22:37
Женя

Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы. 20.01.2008, 10:23
елена

занимаюсь массажем ручек с рождения
у вас узнала много новых упражнений
спасибо 25.03.2008, 10:18
OLGA

Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика. 07.04.2008, 22:49
Иннусик

Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а "сороку" не любит.Завтра с утра начнем упражнения. 11.04.2008, 21:20
Анастасия

Статья замечательная
ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.
Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных? 09.10.2008, 17:43
алена

моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо 16.10.2008, 13:49
ирина

Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное. 17.07.2009, 13:11
Алла

Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать. 27.07.2009, 16:26
Мамочка

А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес. 02.08.2009, 08:25
Юлькин

Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес...наверстаем:) 08.08.2009, 19:21
суслова лена

спасибо за статью 17.11.2009, 01:16
Елена К

Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо. 01.11.2010, 14:33
Natali

Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной "Пальчиковая гимнастика", вышедшей 5ю годами раньше статьи. 07.11.2010, 23:24
Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

Ответ Natali.
Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.
* * *
"Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Нам не нужно подробно объяснять, какое большое значение имеет для отца и матери воспитание ребенка. А законы хирогномии помогут им познать не всегда ясно проявляющийся характер ребенка, как и его умственные задатки и способности, душевное состояние и наклонности.

Большой палец

Обратимся к созданным законам хирогномии относительно членов большого пальца детской руки (рис.36).

Если мы находим руку ребенка, у которой развитие трех членов большого пальца гармонично, то можно из этого заключить, что у данного ребенка будет живой рассудок и инициатива, поддерживаемая соответственным количеством разумной воли.

Смотря по тому, будет ли один или другой из этих членов большого пальца обнаруживать не гармоничное развитие, то есть будет больше или меньше, чем этого требует правильная нормальная пропорция, соответственно этому у данного ребенка будет господствовать или рассудок, или инициатива, или воля. Следовательно, задача воспитателя – усилить целесообразным обращением менее развитую способность, ослабить ту, которая превышает другие.

Так, ноготной перстный член большого пальца, если он узок, строен, тонок и короток (рис.37), обнаруживает у ребенка минимальную способность к любым решениям, склонность подчиняться чужим мнениям или предрассудкам. Такой ребенок мнительный и нерешительный. Все это явления, которые при неумелом воспитании могут повести к нравственному падению.

В этом случае воспитатель должен укрепить в ребенке самосознание, ослабить его подчиненность и развить его волю.

Такой большой палец реже у мальчиков, чем у девочек в возрасте, когда обыкновенно наступает половая зрелость, часто бывает причиной тех любовно-сумасбродных экстравагантных случаев, которые доставляют столько забот родителям и врачу.

Познакомившись с этими наклонностями задолго до наступления опасного периода, можно успешно противодействовать им и таким образом спасти от угрожающей им гибели много невинных детей.

Маленький большой палец вообще всегда признак терпеливости, исключительности вследствие подчинения чувствам; такие дети рассуждают потом, а действуют более под влиянием моментального внушения, чем разумного размышления.

Большой величины большой палец указывает на противоположное; такие дети руководствуются более своим разумом, чем чувством. От этого происходит то, что они любят одиночество; уединяются и избегают забав и обществ своих сверстников; одним словом, такие дети живут более в кругу идей, чем чувств.

Для выбора призвания детям с малым большим пальцем нужно избегать роли руководствующих лиц, так как они не будут хорошо себя чувствовать вследствие своей господствующей чувствительности, и не будут соответствовать предъявленным им требованиям. Совсем обратный случай будем иметь с детьми, у которых большой палец велик. Они как раз подходят к такому призванию, где должен занимать место мужчина с умом и душой, с энергией и самосознанием.

Если детская рука соединяет в себе гладкие пальцы с малым большим, то из этого всегда можно заключить о скрытом даровании к разного рода искусствам. Гладкие конические перстные члены есть признак того, что умственные способности их владельцев направлены на идеальное.

Но не следует мешать детям, если у них маленький большой палец руки соединен с гладкими остальными, отдаться какому-нибудь из изобразительных искусств, так как они могут на этом поприще многое сделать.

Если у детской руки рядом с гладкими острыми пальцами еще и великий большой палец, то это означает дар к такому роду искусства, которое отличается методом, логикой и исследованием.

Если мы находим у детской руки рядом с малым большим пальцем гладкие и острые пальцы, то это признак, что данный ребенок имеет особый дар к поэзии. Было бы очень прискорбно, если бы мы зарождающийся талант, проявляющийся упомянутыми признаками, хотели подавить и позволили бы погубить.

Если ребенок в своей руке соединяет великий большой палец с угловатыми лопаточными пальцами, то это означает склонность и превосходные способности для научной жизни. Также следует заметить, что те руки, которые снабжены «великим большим пальцем», обнаруживают у ребенка большую силу воли, и поэтому эти дети легче переступают те рамки, в которые они поставлены своей природой.

Если мы, наконец, находим у ребенка большой палец, обозначенный таким образом, как на рис. 42, то это признак необыкновенно сильно развитого упрямства. На этот признак следует обратить внимание и таким образом надлежащими мерами подавить обозначенных упрямцев, потому что упрямство может, между прочим, дать повод ко взрыву припадков неистовства.

Пальцы

Ребенок с коническими пальцами приносит с собой на свет определенно выраженное расположение и талант к искусству. Но обладателям таких пальцев свойственны и другие черты характера, которые не должны быть вместе развиваемы, так как они, если своевременно не позаботиться об их ограничении, бывают поводом дурных душевных пороков. Это легкомыслие, страстность, опрометчивость, сладострастие и высокомерие.

Эти наклонности становятся заметными у ребенка с гладкими коническими пальцами уже в ранней молодости и часто служат поводом к неприятностям в школе и в общении с другими детьми и товарищами. Поэтому очень важно их своевременно обуздать путем строгого разумного влияния, – главным образом страстность и сладострастие, которые ведут за собой все другие пороки.

Совсем устранить врожденных наклонностей нельзя, как и нельзя переменить врожденной формы пальцев; но созданием нравственного базиса очень даже возможно создать им противовес, что устраняет грубые выходки вредных страстей, или, по крайней мере, отчасти их нейтрализовать.

Детей с угловатыми пальцами (рис. 34) целесообразнее готовить к такого рода призваниям, которые требуют точности, понимания деталей.

Они при надлежащем воспитании станут хорошими учениками, регулярно посещающими школу, никогда не опаздывающими и не пропускающими учебных часов, и они проявят уже в молодые годы решительную склонность к педантизму.

Детям с угловатыми пальцами прежде всего надо будет внушить расположение к пребыванию в обществе товарищей, потому что хотя у них есть задаток стать дельными, славными людьми, но они всегда делаются скучными, беспомощными, неуклюжими в обществе. Каждый их будет уважать и ценить, но редко кто-нибудь будет любить. И здесь задача разумных родителей и воспитателей – развить товарищеские чувства, отучить детей от этого недостатка, который в позднейшие годы может им доставить не только много заботы, но и вреда.

Дети с подобными пальцами склоняются к господствующим теориям и методам; понимание возвышенной поэзии и искусства у них отсутствует. В то же время они проявляют необыкновенные способности к изящным и практическим наукам.

У детей, пальцы которых оканчиваются лопаточкой (рис.35), больше задатка к торговле и изворотливости, чем к занятиям. Они более ловки на деле, чем на словах, более просты и искренни, чем изящны и галантны.

Они более практики, чем теоретики, могут что-нибудь устроить или привести в исполнение, чем вдаваться в теории.

Дети с такими пальцами имеют только то общее с детьми, у которых пальцы угловаты, что их ум направляется в сторону материального, действительного, ощутительного, в то время как дети с коническими пальцами живут в области прекрасного, идеального, не реального и не материального.

Поэтому, чтобы подготовить детей с угловатыми или лопаточными пальцами к жизни не только практически, но и возбудить их чувственную жизнь, рекомендуется так руководить воспитанием, чтобы на уроках более обращать внимание на идеальную и красивую сторону вещей.

Если мы обратим внимание на только что указанные основные положения, то легко поймем, что дети с угловатыми, лопаточными пальцами должны быть воспитаны к призваниям техника, ученого, технического чиновника.

Шишковатые пальцы, нарисованные на рис.57, приближаются по своей форме к лопаточным, однако отличаются от них.

О детях с такими пальцами следует сказать, что им присуща любовь к физическому и духовному движению, они выделяются сильным стремлением к независимости, имеют талант к механическим изобретениям, наконец, они большие любители животных, поэтому часто хорошие наездники, жокеи и т.п.

При их воспитании следует обратить главное внимание на то, чтобы немножко подавить особенно сильно развитое чувство независимости, а также стараться наложить узду на их отчаянную храбрость.

Совсем гладкие и лишенные узлов пальцы (рис.32 А) указывают на то же самое, что и коническая форма пальцев, и о чем мы уже достаточно говорили, именно – художнические задатки со всеми связанными добродетелями и пороками. Если оба признака встречаются вместе, то есть что пальцы детской руки и гладкие, и конические, то это верный признак, что данный ребенок в самой сильной мере имеет наклонности, таланты и недостатки, о которых здесь идет речь.

И, как ни определенна цель, к которой влечет их инстинкт, они все-таки в своем поведении более склонны опираться на внушения, чем на логические рассуждения, более на фантазию и чувство, чем на знание, более на синтез, чем на анализ.

Узловатые пальцы (рис.32 В) обнаруживают всегда дух, полный спекулятивных идей, склонный к задумчивости и исследованию, который обладает любовью к правде и сравнительно проницательным умом. Поэтому в основу воспитания ребенка с такими пальцами нужно класть натиск на практическую сторону существующего, так как их ум преимущественно работает спекулятивно теоретически.

Дети с узловатыми руками особенно способны к тем родам призвания, которые требуют проницательного спекулятивного ума и предъявляют большие требования к логическому мышлению, одним словом, к тем постам, где необходим до некоторой степени философский ум.

Сложение детской руки

Детская рука, которая мягко ощущается, как будто бы нет никаких косточек в ней, всегда признак сдержанного характера, мягкого существа и соответственно этому – с очень уступчивым образом действия, в то время как крепкая рука обнаруживает всегда более сильную волю и более непреклонный характер.

При том, конечно, надо обратить внимание, что детские руки, особенно в первых годах детства, всегда мягче и менее крепки, чем у взрослых; но при внимательности и опыте скоро можно будет найти существенные отличия.

Из этого следует основное положение педагогики, что с детьми с мягкими руками следует обращаться всегда мягче, чем с теми, у кого жесткие руки. Далее, что у первых следует прежде всего укреплять силу воли, в то время как по отношению к другим рекомендуется применять строгость – и если же мы имеем дело с умными, но строптивыми и злобными детьми – надо сломить до некоторой степени их упрямство путем разумного убеждения, потому что оно может легко выродиться в самодурство.

Мягким детским рукам соответствуют обыкновенно еще и другие свойства: равнодушие, легковерность, добродушие, веселое расположение духа, разговорчивость, сонливая леность и большая нежность, чем глубина в симпатиях. В то время как у детей с твердыми руками мы можем констатировать тщеславие, эгоизм, самомнение, большую физическую силу, быструю решительность, большую логичность, вообще – преобладание деятельности ума в противоположность чувству.

Умный учитель и воспитатель будет ребенка с жесткими руками реже хвалить и реже с ним соглашаться, чем с мягкорукими детьми, чтобы, с одной стороны, смягчить тщеславие и самомнение, с другой стороны, чтобы победить скромность и недостаток самопознания. У первых следует обратить большее внимание на повышение чувственной жизни, у других следует именно это подавлять, но зато поднимать чисто умственную сторону душевной жизни.

Теплым и мясистым рукам соответствует также более сонливое, ленивое, слабовольное поведение, в то время как холодные и худые руки всегда обнаруживают более энергичное и более упрямое существо.

Крепкие руки, которые, однако, не должны быть слишком жесткими, как и эластичные руки, у которых нельзя заметить бессилия, обнаруживают обыкновенно более обширную и энергичную деятельность ума, чем все другие руки, так как они заключают в себе способность к теоретизированию и приведению в исполнение.

Но ведь вовсе небезразлично, соединена ли мягкая или жесткая рука с угловатыми, коническими или лопаточными пальцами; одно дает свой особый отпечаток другому.

Так, например, ребенок, руки которого большие и лопаточные, но и мягкие, будет редко любить деятельность, в то время как он необыкновенно любит смотреть на деятельность других.

Будучи детьми, такие люди внимательно следят за играми других, но сами не принимают участия в них. Взрослыми они будут любить смотреть в кофейне, в танцевальном зале, как другие играют или танцуют; но им трудно понять, каким образом можно лично принимать участие в этом.

Такие личности подходят ко всем тем родам занятий, где им самим придется по возможности меньше заниматься, но притом будут окружены живой деятельностью и движением.

Величина детской руки

Большая рука, в общем, принимается за признак начинающегося развития; такие руки обыкновенно находим у народов, которые как в душевном, так и в практическом отношении стоят на низкой ступени культурного развития. И у детей большая рука указывает только на большую силу, но ни в коем случае не на более сильное духовное развитие.

Маленькие руки, если они обнаруживают некоторую ширину и узловатые, четырехугольные пальцы, есть признак мелочной души.

Если у ребенка большие руки, которые, однако, не полны и мягки, но изрезаны, сухи и жестки, то это признак нездорового телосложения, не допускающий никаких хороших суждений относительно душевных способностей ребенка. Там, где встречается этот признак, обязанность родителей прежде всего заботиться, чтобы ребенок развивал физически свое тело и силу, хотя бы на время умственное развитие немножко отстало. В старшем возрасте подобные руки почти всегда признак скрытого и меланхолического существа, вместе с тем показывает склонности к магическим искусствам.

Большие детские руки с ладонью средней величины указывают всегда ум, который достигает известного совершенства. Такие дети имеют скорее наклонность к превосходному, чем к великому, они поэтому, несмотря на величину руки, способны к изящным ручным работам и делают много на поприще механических наук и ремесленных искусств.

Если этот вид руки соединен с артистическим типом, то это признак, что данный ребенок, если он отдается искусству, достигнет многого изображением деталей. Такие дети становятся хорошими живописцами цветов, животных и тихой жизни, а также могут превосходно работать в области пластической орнаментации.

Типы рук и особые хирогномические признаки у пальцев детской руки

Так как мы уже дали исчерпывающие объяснения типов рук и их значение и так как эта система сохраняет свое действие относительно детской руки, то здесь оговорим лишь некоторые признаки, которые принимаются во внимание при определении детской руки и имеют одинаковое значение для всех видов рук.

Если ребенок имеет стройные и эластичные пальцы, которые легко можно отгибать, то следует предполагать у ребенка остроумие, жажду знаний и ловкость. И если этому желают пойти навстречу, то следует подготовить ребенка к тем родам занятий, которые опираются на ручную ловкость, но требуют также и остроумия, и комбинационного таланта.

Если пальцы конические и притом гладкие, то перед нами ребенок, которого лучше всего следует определить к ремесленным искусствам и механике.

Если пальцы имеют различную форму ноготных перстных членов, то это следует рассматривать как дурной признак, так как этим указывается многосторонность, развивающаяся за счет основательности. Это ведет к нерешительности характера и незначительной душевной твердости.

Хироманты обозначают таких типов как пустых болтунов. Если не позаботиться смягчить эти свойства путем хорошо обдуманного, старательного воспитания, то обыкновенно эти люди ведут несчастную, безрадостную жизнь, даже иногда стараются эту безотрадную жизнь покончить самоубийством.

Если будем держать детскую руку, пальчики которой закрыты против света, и пальцы окажутся не прозрачными, не просвечивающими даже слабую тень того розоватого отлива, известного как цвет мяса, то нужно побеждать склонность к скупости. Если пальцы мясисты и идут параллельно в своих контурах, то воспитатели должны так возбуждать сердце ребенка, чтобы повысилась естественная доброжелательность, чем смягчается жадность и скупость.

Детская рука с короткими и толстыми пальцами указывает на жестокий характер. И у детей с такими руками мы обыкновенно находим тенденцию расправляться бессердечно с маленькими животными.

Эта наклонность должна быть по возможности подавлена, и здесь снова надо влиять на сердце ребенка и повысить его доброжелательность.

Длинные, весьма неподвижные пальцы детской руки обнаруживают дипломатические способности, хитрость, лживость, даже склонность к обману. Детей с такими руками крайне тяжело воспитывать, потому что они представляются родителям и воспитателям совсем иными, чем они есть в действительности.

Здесь дело воспитателя строгостью действовать для исправления ребенка. Если у таких рук ноготные, перстные члены тупы, то это признак склонности к воровству, которое даже может сделаться манией, и в таких случаях следует действовать не только строгостью, но и повышением нравственного чувства.

Гладкие, но прозрачные пальцы – признак благосклонного характера, но также любопытства и необдуманности. У детей признаки любопытного характера проявляются рано, но часто их не понимают, и они бывают восхваляемы родителями за любознательность. Поэтому родителям и воспитателям нужно своевременно обратить внимание на данный признак у детей, чтобы уничтожить это тягостное невежество, которое может быть впоследствии поводом к очень неприятным конфликтам.

Если мы найдем у детской руки гладкие и конусообразные пальцы, которые до некоторой степени напоминают артистический тип руки, то не ошибемся, если примем болтливость, ветреность, бессмысленность за самые бросающиеся в глаза черты характера.

Эти черты только в самых редких случаях поддаются влиянию воспитателей и только упражнениями душевной деятельности могут быть устранены. Во всяком случае, и здесь следует рекомендовать строгость и медленное чтение превосходных сочинений.

Сильные и узловатые пальцы у детской руки, как уже следует из изложенных основных положений, всегда можно считать признаком ума и способности быстро усваивать что-либо . Дети с такими руками, безусловно, способны к наукам, и их не следует удерживать от занятий научного характера.

У этих детей мы должны победить лишь то, что они слишком много занимаются и сидят над книгами, вследствие чего забывают о своем физическом развитии. Нужно обращать внимание, чтобы строго соблюдалось целесообразное распределение времени так, чтобы физическое движение и наука соответственно сменяли друг друга.

За непреложный знак быстроты и буйности следует принимать походку с размахиванием руками, а также то же самое указывает нам частое открывание и закрывание рук.

Если ладонь мягка, то это позволяет нам узнать физическую и душевную леность – дурное свойство, которое, как известно, часто ведет к порочности.

Признак сильно отражающейся чувственности – несколько линий на ладони, из которых самая значительная так называемый пояс Венеры. Эта линия обнаруживает чувственные наклонности, и ее значение повышается, если сильно развит мякиш большого пальца на ладони и изрезан многочисленными глубокими бороздами. Это дурной признак. Если пояс Венеры – двойной, тогда обнаруживается склонность к самому неестественному распутству, и если к этому присоединяются признаки сладострастной руки, то значит есть стремление к безусловному удовлетворению страстей.

Часто встречается, что лежащий напротив мякиша большого пальца холм Луны, находящийся у края ладони ниже мизинца, слабо развит и покрыт многочисленными складками кожи. Это признак нервной наклонности и, соединяясь с другими уже упомянутыми признаками, означает нервную чувственность.

Если мы на детской руке найдем эти признаки или хотя бы один из них, то можно заключить о чувственной наклонности. Чтобы своевременно ее смягчить в дурных последствиях, родители или воспитатели должны обращать прежде всего внимание на то, чтобы не допустить влияния дурного общества на малышей, потому что это по большей части повод, который приводит дурную наклонность к совершенному развитию и яркому проявлению.

Средством против проявления неестественной чувственности могут служить холодные обтирания, не слишком теплая одежда и постель, устранение пищи с перцем, возбуждающих книг и движение на свежем воздухе в допустимой мере. Все эти средства вместе служат лучше, чем увещевания и поучения.

Из всех пороков, которые пристают к детям, первое место занимает чувственность. Часто она достаточно рано замечается и дает впоследствии, в годы полового созревания, повод к неестественным порокам.

Дальнейшим главным признаком чувственной наклонности, помимо уже сказанного, следует считать короткий ноготной член большого пальца и слабо развитый второй член большого пальца. Оба эти свойства означают беззаботность, недостаток нравственной сдержанности и логического мышления. Если же к тому налицо гладкие, остроконечные другие пальцы, то это еще более усиливает упомянутую наклонность, ибо эта форма пальцев принадлежит сладострастным рукам.

Рука об руку с чувственностью обыкновенно идет лживость. Для обнаружения лживости хиромантия имеет средство, которое дает возможность легче всего констатировать наличность этой дурной привычки у детей. Главные признаки – снова короткий большой палец, очень острые другие пальцы и сильно развитый холм Луны. Сильно расходящиеся пальцы позволяют также легко узнать склонность ко лживости.

Поэтому следует прежде всего, если мы имеем дело с умным ребенком, ясно ему излагать некрасивость этого недостатка с нравственной точки зрения. Можно попытаться посредством совета дельного врача излечить этот нравственный недостаток гипнотическим лечением, однако с этим должно обращаться весьма осторожно.

Лучше всего попытаться отучить ребенка от этой дурной привычки путем энергичного убеждения: ведь строго выраженное слово любимого воспитателя или отца имеет также супестивное действие. Если мы встретим детскую руку, у которой большой палец относительно ноготного члена до того короток, что имеет форму мякиша, притом пальцы гладки и их концы лопаточны, то это позволяет, в особенности если цвет кожи темноватый и рука кажется более худой, чем толстой, узнать склонность к гневным вспышкам.

Вспыльчивость также порок, который способен, как и чувствительность, подрывать здоровье ребенка. И часто становится опасным для физического и духовного развития.

Ведь есть дети, у которых вследствие неразумного воспитания и непростительной уступчивости со стороны родителей вспышки гнева становятся до того сильны, что их последствием являются припадки задушения и конвульсии.

Благодаря нашим хиромантическим признакам мы в состоянии заблаговременно узнать эту страсть и не допустить ее роста, или совсем устранить – путем своевременного и надлежащего воспитания. Если другие детские пороки обыкновенно вредят только самому ребенку, то вспыльчивость заставляет страдать еще несколько лиц.

Кроме хирогномических признаков вспыльчивого характера, цвет лица тоже имеет значение. Обычно это бледный, серо-зеленый цвет лица, который при малейшем возбуждении переходит в красноватый, но чаще же становится еще бледнее, если следует ожидать вспышки гнева.

Другой, к сожалению, часто появляющийся недостаток – леность. Нельзя не знать, что эта болезненная физическая склонность должна быть устранена. Как признак лености, хирогномы приводят мягкие толстые руки, довольно большие, в которых первый член большого пальца очень короток. По большей части, с этим признаком соединяется остроконечность пальцев и их гладкость.

Однако следует заметить, что остро законченные пальцы ясно обозначают своеобразную разновидность лености – «глазение». Такой ребенок отличается недостатком понимания причинности и рефлексии, упуская из виду интересы материального мира.

Главным средством борьбы с леностью следует назвать усиленное физическое движение, холодные обтирания. Если ребенок честолюбив, то следует и это свойство целесообразно использовать, так как он не выносит, если ему ставят в пример других или больше хвалят, чем его. Он старается тогда превзойти приведенный пример.

Если у ребенка слабо развит холм Меркурия, то есть то основание пальца, которое принадлежит мизинцу, то это указывает на отсутствие способностей и таланта к наукам. Кажущуюся леность в учении следует отнести к неспособности. В таком случае было бы прямо преступным по отношению к малышу принуждать его к учению.

Два находящихся в близком родстве недостатка детей, идущих рука об руку, это завистливость и жадность. Здесь надо заметить, что, конечно, есть дети, которые жадны и завистливы, потому что жадность без зависти немыслима, но завистливые дети не всегда могут быть жадными.

Жадность обнаруживается хирогномами посредством рук, которые кажутся принадлежащими не ребенку, а взрослому лицу, так как они сухие, очень худые и узловатые. Искривленность ногтей у пальцев – одно из самых характерных черт жадности. Большой палец у такого ребенка кажется сильно загнутым относительно внутренней поверхности руки.

Также скрывание большого пальца в зажатом кулаке есть признак жадного, грязного характера, причем это можно также рассматривать как признак слабости воли. Это привычка, от которой следует детей заблаговременно отучать, потому что сжимание кулаков всегда считается признаком грубости, нахальства.

Как зависть и жадность – родственные нравственные недостатки, так и их хирогномические признаки довольно подходят друг к другу. Следовательно, зависть будет обозначаться худой, когтеподобной, отвратительного цвета рукой.

Лечение и здесь сообразуется с индивидуальностью детей. У доброго ребенка, чтобы он потерял эти страсти, надо задевать прежде всего его чувственную сторону: ему следует говорить, как некрасиво завидовать другому лицу, побуждать его к благотворительности.

Совсем наоборот следует поступать с ребенком не мягкого сердца. Строгость и наказание должны занять свои права.

Дальнейший недостаток – это обжорство. Дети, когда начинают сильно расти и становиться более худыми, бывают буквально напихиваемы едой заботливыми матушками, бабушками и тетушками... Таким образом, многие дети искусственно становятся обжорами, ко вреду для их телосложения и душевных свойств. Само собой понятно, что с детьми, у которых есть наследственное или врожденное расположение к обжорству, бывает еще хуже. Но разумный воспитатель может учесть эти обстоятельства, тем более если он узнает наличность подобных наклонностей посредством хирогномических признаков.

Дети, имеющие врожденную наклонность к упомянутому недостатку, обладают руками, пальцы которых у третьего члена очень толсты, коротки и сидят на кажущихся распухшими, жирных и красноватых руках...

Теперь мы подходим к самому дурному из пороков: к стремлению присвоить себе чужое добро. Есть дети, у которых наклонность к желанию обладать до того интенсивна, а сдержанность воли так мала, что даже сознание несправедливости не удерживает их от того, чтобы обращать в свою собственность то, что им нравится.

Если у детской руки пальцы длинные, сухие и худые, есть узлы, а ноготные, перстные члены оканчиваются лопаточно, то это безусловно признак коварства. Наклонности к воровству следует искать на холме Меркурия. В таких случаях он мягок, у основания мизинца довольно выдающийся, развит и изрезан многочисленными решетообразно скрещивающимися линиями.

Если к тому же ребенок, рассматриваемый нами, имеет очень подвижные глаза, неуверенный взгляд его блуждает и не в состоянии вынести сильного взгляда другого, то можно считать, что склонность к упомянутому недостатку налицо. Тем более если к названным признакам присоединяется острый подбородок, полузакрытые ресницы, светлые брови и круглые плечи.

Чтобы победить эту нравственную слабость, нужно прежде всего обратить внимание на то, чтобы поднять нравственные понятия ребенка. Никогда не стоит забывать, что эта наклонность может в дальнейшем стать манией (клептоманией).

Этим заканчиваем мы хиромантию детской руки, которая в соединении с системой типов

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.