Свое дело выжигание по ткани. Выжигание по ткани. Мастер-класс по гильошированию

Существует несколько способов выжигания, точнее, несколько материалов, на которых можно выжигать. К таким материалам относится и ткань. Выжигание по ткани называется «гильоширование». С помощью такой техники можно создать очень красивые элементы декора одежды или интерьера. Это могут быть кружевные воротники, салфетки, скатерти, ажурное бандо, создание кружевных узоров на шторах и так далее.

Для начинающих подойдет создание объемных ажурных цветов, как, например, те, что представлены на фото.

Техника выжигания по ткани пришла к нам из Германии сравнительно недавно и пока еще не успела стать очень популярной. Однако все больше и больше рукодельниц начинают проявлять к ней интерес. И это неудивительно, ведь при гильошировании получаются такие красивые вещицы!

Необходимые материалы

Для работы в технике гильоширования нам понадобятся:

  • прибор для выжигания с прикрепленной к его петле иглой (например, от швейной машинки);
  • толстое стекло;
  • лампа или хорошее дневное освещение;
  • ткань, на которой мы будем выжигать рисунок;
  • трафарет, сделанный на ватмане (можно нарисовать самостоятельно или распечатать готовый шаблон из интернета).

До начала работы

Сначала выбираем эскиз будущей работы. Его можно скачать и распечатать или же нарисовать самостоятельно. Рисуем на плотной бумаге толстым карандашом или фломастером.

Когда он готов, выбираем ткань. Проглаживаем ее утюгом. И кладем на стекло.

Использовать нужно такие ткани, которые хорошо поддаются плавлению, например, капрон, шелк.

Теперь проверим готовность выжигателя. Для этого по заранее подготовленному ненужному отрезку той же ткани, которую мы используем для рисунка, проводим пробные прорезы и устанавливаем такой уровень температуры, какой для нас оптимален. Скорость движения иглы должна быть достаточной для того, чтобы прорезать ткань насквозь. Выжигание лучше всего начинать от центра изделия, чтобы ткань не сместилась. Также ткань стоит придерживать для этих же целей, слегка натягивая ее пальцами.

Может случиться так, что в процессе работы на кончик иглы налипнут расплавившиеся остатки ткани, что ухудшит качество выжигания. В этом случае необходимо счистить ненужное наждачкой или лезвием бритвы.

Существует два способа выжигания деталей.

При первом ткань кладут на стекло, при этом трафарет размещается под ним. Лампа располагается снизу, таким образом подсвечивая контур трафарета на ткань. Такой способ подходит, когда требуется создать ажурные узоры.

Второй способ более удобен в тех случаях, когда нужно выжигать много одинаковых деталей, например, лепесточков цветка. Тогда трафарет кладут на ткань, фиксируют его булавками и выжигают по контуру, чтобы получить отдельный элемент. В нашем мастер-классе мы будем изготавливать объемный цветок, поэтому воспользуемся вторым способом.

Ход работы

Сперва уточняем количество и форму лепестков, делаем выкройку. Схему увидите ниже.

Переносим выкройку на ткань, фиксируем английскими булавками и аккуратно вырезаем по периметру каждый лепесток. Затем, когда все лепестки и другие детали выжжены, мы должны собрать наш объемный цветок и зафиксировать.

Можно слегка сшить нитками в тон ткани, можно склеить горячим клеем.

Такой цветок можно носить как самостоятельное украшение или же прикрепить цветок к тканевой основе и создать целую картину.


Видео по теме статьи

Также обязательно смотрите видео-ролики, подобранные к этой теме.

Похожие статьи:

Сейчас трудного кого-то удивить подарком. Но хочется ведь сделать эксклюзивный подарок? На помощь может прийти урок, благодаря которому можно научитьс...

Мастерить закладки для книг своими руками – приятное занятие. Любой книголюб знает, что закладка – это не только отметка в книге, но и приятное ее укр...

Гильоширование представляет собой технику выжигания узора по ткани. Делается она с помощью специального аппарата. Рукодельницы выжигают только по синтетическим тканям, все дело в том, что работать с натуральными тканями не получится, ткань должна плавиться, но не гореть. Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Сама история возникновения это искусства полностью не известна. В Германии в 70-е гг. XIX в. Была похожая ручная техника выжигания по ткани, которая называлась пиротехникой.

Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей – гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. В 1990 году З.П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение.

Гильоширование – применительно к обработке ткани, используется как название способа обработки синтетических тканей, основанного на сварном соединении деталей. В его основе лежит свойство синтетических тканей плавиться при определенной температуре, что позволяет вырезать сквозные узоры и соединять отдельные детали раскаленной иглой.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно быстро изготовлять разнообразные красивые изящные изделия; имитировать многие виды традиционного декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, аппликация и т.д.); использовать в творчестве мотивы народных промыслов, не связанных с обработкой тканей, таких как ростовская финифть, хохломская роспись, гжель; изменять фактуру тканей.

Освоив гильоширование можно изготовить различные дополнения к одежде: воротники, жабо, жилеты, платья и блузки могут быть украшены «вышивкой». Аксессуары - декоративные платочки, броши, серьги, искусственные цветы. Гильошированием можно воспользоваться при создании подарков и сувениров: косметичек, обложек и закладок, картин, панно. Дом можно украсить шторами, абажурами, салфетками.

Что нужно знать для освоения техники гильоширования

1. Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

2. В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу.

3. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

Для работы необходимо:

1. Ткань. Подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
2. Эскиз. Готовый или сделать рисунок самому, на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером.
Можно взять рисунки для ришелье, рисунки из детских раскрасок.
3. Выжигательный аппарат.

4. Копировальный столик.

5. Инструменты. Ножницы, картон, фольга, пинцет с острыми кончиками (для снятия мелких вырезанных деталей), маленькие кусочки ткани (используют для снятия нагара с горячей иглы) и мелкую наждачную бумагу или натфель (для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари).

Гильоширование – это довольно молодой вид рукоделия, который является не чем иным, как техникой выжигания по ткани. Она появилась только в 80-х годах прошлого века, и, тем не менее уже достаточно популярна!

Тонкости процесса

Гильоширование представляет собой технику выжигания узора. Делается она с помощью специального аппарата. Чаще всего рукодельницы выжигают по шелку или по любым другим синтетическим тканям. Все дело в том, что работать с натуральными не получится, ткань должна плавиться, но не гореть.

Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Что нужно знать для освоения техники гильоширования

Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

Чтобы освоить гильоширование, вам будет нужен прибор для выжигания. Также для работы необходимы другие инструменты: ножницы, пинцет, альбом с плотными листами бумаги, наждачная бумага для очистки иглы в процессе работы.

В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

Мастер-класс по гильошированию

Если вы хотите научиться данной технике, то для вас будет полезен мастер класс по гильошированию.

Перед началом работы вам необходимо будет выбрать подходящий эскиз. Если вы хотите нарисовать его самостоятельно, то желательно за основу взять картон.

Подберите синтетическую ткань, которая хорошо плавится и просвечивается. Тщательно прогладьте ее, сложите пополам, прикрепите к краям картона, где нарисована схема для гильоширования.

Приобретите специальный копировальный столик с подсветкой, которым обычно пользуются художники. По своей сути, он является стеклянным коробом с матовой стеклянной поверхностью, внутри которого встроены лампы.

С помощью этого столика вы можете начать выжигание по ткани. Для этого положите на стеклянную поверхность с подсветкой эскиз, а на него – ткань. Начинать работу нужно будет с середины изделия, это позволит избежать смещения в дальнейшем.

Возьмите выжигатель, включите его в сеть. Для начинающих гильоширование может быть весьма сложным, не забудьте проверить готовность иглы к работе на кусочке ткани. Сделайте пробные надрезы, и установите нужный для вас уровень температуры, используя регулятор напряжения.

Во время работы держите выжигатель так, чтобы кончик иглы был прямо перпендикулярен стеклу. Слегка дотрагиваясь иглой до ткани, делайте сквозные прорези. Двигая иглу, натягивайте ткань на том месте, где вы делаете прорез.

В процессе выжигания рисунка на горячей игле будет оставаться слой расплавленной ткани. Из-за этого ширина надреза будет становиться с каждым разом все больше, и качество работы ухудшится. Поэтому не забывайте наблюдать за кончиком иглы, периодически очищать его с помощью наждачной бумаги, кусочком натуральной ткани или лезвием.

Научившись данной технике, вы сможете осуществлять следующие процессы:

  • резка ткани сплошной линией;
  • выжигание маленьких отверстий;
  • формирование разрезов разной величины;
  • формирование точки любого размера;
  • спаивание нескольких слоев ткани с использованием элементов узора;
  • создание элементов для украшения, среди которых – точки, обколка, бусинки;
  • обработка краев изделия «зубчиками » и «фестонами ».


Также можно соединять элементы ткани «мережкой ».

Делать это можно двумя способами:

  • Линии контура нескольких слоев ткани выжигаются одновременно. По образованной линии разреза получается образование плотного сварочного шва.
  • «Точечная сварка ». С помощью иглы осуществляются легкие касания к нескольким слоям ткани так, чтобы в том месте, где вы касаетесь, ткань оплавилась, но при этом не было сквозного отверстия.

С помощью этих двух способов можно изготавливать различные изделия: салфетки, воротнички одежды, кружева для отделки, декоративные платочки, и даже картины, созданные гильошированием. Поверьте, с помощью этой техники можно изготовить массу всего интересного.

Для того чтобы процесс выжигания по дереву прошел успешно, вам нужно запастись прибором для выжигания по дереву. На конце прибора должна быть острая игла. Температура иглы не должна превышать отметку в 300 градусов Цельсия. Также вам понадобится ткань, на которой вы будете выжигать. Встарь мастерицы использовали натуральный шелк, мы вместо шелка берем любую искусственную или синтетическую ткань.

Если вы хотите заниматься гильошированием всерьез, соорудите копировальный столик. Копировальный столик представляет собой деревянный каркас с укрепленным на его поверхности стеклом. Внутри каркаса устанавливаются две лампочки, выключатели от которых выводятся наружу. Чтобы столик не перегревался, проделайте в деревянном каркасе несколько вентиляционных отверстий.

Начинаем работу

Выберите или придумайте рисунок. Нарисуйте изображение темным фломастером или маркером на листе ватмана. Затем подберите кусок искусственной ткани, прогладьте его утюгом и иголочками прикрепите к ватману поверх рисунка. Положите эскиз с тканью на стекло копировального столика, включите лампочки. Лампочки будут просвечивать, и рисунок будет вам отлично виден сквозь бумагу и ткань.

После установки копировального столика возьмите в правую руку карандаш аппарата для выжигания по дереву и включите устройство в сеть. Иглу нужно держать перпендикулярно рисунку, выжигание следует начинать от середины эскиза к его краям. Проверьте температуру иглы на кусочке такой же ткани, как та, над которой будет проводиться операция. Сделав несколько пробных прорезов, приступайте к работе.

Процесс выжигания

Держите иглу так, как держите шариковую ручку, только без наклона, перпендикулярно стеклянной поверхности копировального столика. Касайтесь ткани иглой, регулируя нажим и внимательно следя за тем, что получается. Ткань нужно прорезать насквозь в строго определенных местах. Для того чтобы ткань не смещалась, перед каждым прорезом ее слегка натягивают пальцами левой руки.

В процессе выжигания на кончик иглы налипают частицы расплавившейся ткани. Эти частицы могут деформировать и испортить рисунок. Во избежание порчи регулярно осматривайте кончик иглы. Если вы увидите, что игла испачкалась, очистите ее, воспользовавшись куском хлопчатобумажной ткани, наждачной бумагой или лезвием.

При помощи горячей иглы можно не только делать прорезы, но и резать ткань, выжигать небольшие отверстия, сваривать вместе куски ткани, наносить орнамент: точки, бусинки, обколку. Опытные мастерицы умеют проводить точечную и сплошную сварку деталей, делать «мережку» и формировать прорезы различной степени сложности.

Учимся выжигать по ткани: используем в работе техинку гильоширования

Применяя технику гильоширования создаются невероятной красоты ажурные украшения для вашего гардероба или интерьера: кружевные воротнички, салфетки, шторы, скатерти, ажурное бандо, разнообразные панно. Некоторые мастера сочетают выжигание с изготовлением тканевых цветов, таким образом они создают необычайно прекрасные ажурные объемные цветы, как представленные на фото ниже:

Для начинающих заниматься выжиганием по ткани нет необходимости в большом наборе различных сложных приспособлений. Чтобы вступить на творческий путь в гильошировании достаточно иметь хорошее освещение рабочей зоны, толстое стекло (не менее 5мм толщиной) и прибор для выжигания по ткани (который практически ничем не отличается от выжигателя по дереву, разве что на место насадки необходимо поставить очень тонкую, на пример швейную, иглу).

Не стоит забывать о том, что для выжигания по разным тканям необходимо использовать разные температуры нагревания иглы. Лучше заранее подобрать подходящую температуру на пробном кусочке используемой ткани.

Существует два основных способа выжигания по ткани:

  1. Ткань кладут на стекло, а трафарет фиксируют под стекло и снизу подсвечивают лампой, чтобы тень трафарета падала на рабочую ткань. Этот способ используется, когда с цельной ткани необходимо прорезать большое количество отверстий, создавая некоторый ажурный узор.
  2. Второй способ лучше использовать когда необходимо выжечь из ткани много одинаковых деталей, например, лепестков для будущего объемного цветка. В этом случае трафарет кладут прямо на ткань и аккуратно выжигают по его периметру.

Прежде чем создать объемный цветок необходимо определиться с видом цветка. Внимательно посмотрите в интернете рисунки с изображение выбранного цветка. Уделите внимание форме его листочков и лепестков. Все эти детали будет необходимо отразить на выкройках. Выглядеть это будет примерно так:

После выжигания необходимого количества деталей из них можно собрать объемный цветок, зафиксировать его и использовать, как самостоятельное украшение- например, брошь.

А можно припаять лепестки на тканевую основу, и таким образом создать целую картину:

Разберем основные примеры салфеток в технике гильоширования

Внимания достойны не только объемные украшения, но и прекрасные ажурные салфетки, созданные при помощи все того же выжигателя.

На салфетках, скатертях и прочих декоративных элементах можно создавать не просто повторяющиеся цикличные узоры, но и настоящие тематические рисунки.

Но не все салфетки, созданные при помощи гильоширования представляют из себя перфорированную ткань. Замечательно выглядят салфетки, на которые припаяны лоскутки других тканей, создавая настоящие картины и имитируя различные эффекты в зависимости от способа припоя и обработки этих самых тканей.

Ниже приведены некоторые схемы, которые помогут начинающим набить руку и развить навыки для того, чтобы в будущем создавать настоящие шедевры:

Видео по данной тематике статьи

Представляем вам несколько хороших видео мастер-классов, из которых вы узнаете как создать салфетку, оригинальный узор и объемные цветы из ткани при помощи выжигателя: