Социологические проекты для дошкольников. Проект социализации детей дошкольного возраста (область социальной действительности "родной город"). Взаимодействие с педагогами
Светлана Устинова
Проект по социализации «Страна добра»
Проблема успешной социализации дошкольников
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта , системы социальных связей и отношений . В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения , необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Воспитание личности - всегда было сложной задачей.
Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Одна из главных целей - способствовать успешной социализации ребенка .
Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.
В детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации , непрерывного социально -личностного развития, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Именно социально-личностное развитие , целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.
От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников .
Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций,.) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
Развитие социальных навыков детей . Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения , чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.
Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника :
Понять и помочь – основной принцип педагога;
Позитивное отношение к жизни;
Стремление к лучшему;
Формирование творческой активности;
- доброжелательное отношение ;
Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
Создание и обеспечение условий социально -личностного развития ребёнка дошкольника
Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица , с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться :
Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
Детский сад (в первую очередь воспитатели) ;
Общество (сверстники, друзья) .
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации ) . Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт , учится социальному ориентированию . Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения
Отсюда главная задача : создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Вот почему одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.
Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.
Для решения задачи было принято решении о разработке и реализации проекта «Страна добра » .
Реализация проекта «Страна добра »
Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум , дальнейшему освоению культуры. Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.
Информационной основой социального воспитания является процесс ознакомления детей с социальной действительностью , так как адекватность жизнедеятельности человечества современному миру напрямую зависит, в первую очередь, от степени информированности о современном состоянии окружающего мира, а затем и от готовности действовать определенным образом на основе имеющейся информации.
Во время реализации проекта , особое внимание уделялось пространству развития детства : поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые психические качества, позволяющие ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации .
В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие , потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир , социальная компетентность ребенка рассматривается как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.
Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности воспитательная работа направлялась таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигалась благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагоги определяли тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы создавались в нравственно-этические ситуации как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимала совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.
Кроме того, были созданы условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Игровые обучающие ситуации проводились в форме увлекательных и познавательных игр, т. к. игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Поэтому в проект были включены упражнения когда, детям предлагалось мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.
Трудности, с которыми столкнулись педагоги при реализации проекта :
Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;
Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;
Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;
Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых.)
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
Описание материала : Предлагаю вам педагогический проект "Все работы хороши, выбирай на вкус!" для детей старшего дошкольного возраста.Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Он поможет педагогам познакомить детей с различными профессиями, используя разнообразные формы работы с детьми, их родителями и социумом.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта:
1) по количеству участников: фронтальный.
2) по содержанию: интегративный.
3) по продолжительности: краткосрочный (в течение октября 2015 года).
4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.
5) по доминирующему виду: ребенок, общество и культура.
Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
I. Целеполагание
Актуальность
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Цель
: формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Формирование знаний о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Формирование уважительного отношения к труду взрослых.
4. Формирование понятий о значимости родителей в жизни общества.
5. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
6. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх о профессиях.
7. Воспитание гордости за родителей и уважение к ним.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.
4. Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.
5. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
6. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей – полицейский, водитель, работник почты, журналист и т.д.
7. Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.
II. Разработка проекта
1.Определение сроков проекта: разработать и реализовать проект в течение октября 2015 года.
2.Обратиться за помощью к родителям (законным представителям): Волковой Н.А., Старушонковой В.Н., Меркушевой Ю.А., Коротиной Н.Л.,Колобову Н.К.
3.Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта:
Т.В.Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях», 2005г., Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?», 2007г., О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду; Образовательная область «Чтение художественной литературы»,-М.: Издательство «Скрипторий».
4.Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему «Профессии».
5.Подготовить перспективный план работы по проекту.
6.Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.
7.Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:
1) Словесные:
беседы
чтение художественной литературы
дидактические игры
развлечения
моделирование ситуаций
наблюдения
2) Наглядные:
сбор иллюстраций, фотографий
рассматривание иллюстраций
пример взрослых
3) Практические:
создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
моделирование ситуаций
8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями и общественностью, способствующие реализации проекта:
Формы работы
С детьми:
1.Организованная образовательная деятельность
2.Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
3.Экскурсии
С родителями:
1.Анкетирование
2.Консультации
3.Творческие мастерские
4.Презентации
С общественностью:
1.Экскурсия на работу к родителям
2.Экскурсия в библиотеку
3.Встреча с интересными людьми
Перспективный план
1.Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии».
2.Беседа с детьми о профессиях, загадывание загадок о профессиях.
3.Чтение книг С.Михалкова «А что у вас», В.Маяковского «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла».
4.Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню.
5.ООД по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные».
6.Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
7.Виртуальная экскурсия на почту.
8.Драматизация отрывков из художественных произведений: К.И.Чуковского «Айболит», С.Я.Маршака «Почта», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
9.ООД по социализации «Профессия полицейский».
10.Дидактические игры: «Кому что нужно», «Профессии», «Кому нужны инструменты?", "Угадай профессию", "Что лишнее?"
инструменты?»
11.Экскурсия в библиотеку.
12. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Почта»,
«Библиотека», «Кондитерская».
13. Слушание песен о труде, разучивание частушек о профессиях.
14. Знакомство с пальчиковыми играми на тему «Профессии».
15. Экскурсия на работу к родителям.
16. Конкурс рисунков «Моя мама на работе».
17. Составление рассказов о профессиях своих родителей.
18. Разучивание стихов о профессиях, знакомство с пословицами и поговорками о труде.
19. Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда?»
20. Презентация детско-родительских проектов.
21. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Презентация проекта
1.Проведение интегрированной ООД по художественному творчеству (лепке) «Поможем кондитеру испечь пирожные».
2.Выставка детско-родительских работ по художественному творчеству (рисованию) «Моя мама на работе».
3. Выступление педагога на педагогическом совете с опытом работы по теме «Знакомство детей с профессиями».
4. Участие в окружном конкурсе педагогических проектов «Все работы хороши-выбирай на вкус!»
Выставка книг по теме "Профессии"
Дидактические игры на тему "Профессии"
Игра "Угадай профессию"
Игра "Отгадай профессию по действию"
Игра "Что лишнее"
Пословицы и поговорки о труде
Альбом "Профессии наших родителей"
И.Н. Агафонова, канд. психол. наук, доцент, заместитель заведующего ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга
М.В. Михайлова,
Н.А. Князева, заведующий ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга
С.С. Кулькова,
Е.Н. Куликова, воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга
С.П. Салимзянова, музыкальный руководитель ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга
И в старом красоту находим - хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.
В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского) понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта». Отсюда особое значение социализации для поддержания конструктивной стабильности и позитивного развития общества в целом: люди активно воспроизводят то, что усвоено, интериоризировано. Важнейшим компонентом интериоризируемого социального опыта являются социальные ценности, в т. ч. гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека.
В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах.
Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и одними из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников.
Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства (когнитивный, мыслительный компонент) с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмом и т. п.), но и для позитивных эмоциональных переживаний, эмоционального включения (эмоциональный компонент), собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций (поведенческий компонент).
Чем более широкими, многоаспектными и яркими будут эмоциональные переживания детей в процессе подготовки и участия в празднике, чем больше им будет предоставлена возможность активно действовать, взаимодействовать с другими воспитанниками, проявлять себя, тем большим будет включение, принятие, интеграция в национальную культуру, а тем самым и становление национальной и культурной идентичности ребенка.
Другими словами, должны быть активно задействованы эмоциональный и поведенческий компонент интериоризации национальных культурных ценностей.
Наиболее эффективным средством достижения этой цели являются организация и проведение народного праздника в форме партнерского педагогического проектирования. Это форма проектной деятельности, субъектами которой являются два и более педагога, объектом - две и более группы детей, предметом - любая педагогическая задача.
Сущностное отличие партнерского проектирования, с нашей точки зрения, состоит именно в его направленности на несколько групп детей, что создает для них возможность расширения привычного социума, знакомства и взаимодействия с ранее незнакомыми или менее знакомыми сверстниками, возможность интеграции и взаимодействия в большой социальной группе (в отличие от обычной ситуации включенности в собственную детскую группу как малую психологическую группу).
Рассмотрим народный праздник в детском саду как результат партнерского проектирования педагогов и совокупность задач , которые могут быть решены в рамках этой формы работы на примере праздника «Колядки, колядки - собрались ребятки», сценарий которого представлен в приложении.
Данный народный праздник планировался в ДОО как совместная досуговая деятельность с воспитан никами подготовительной и младшей групп. Были определены следующие цели праздника:
- знакомство с традициями празднования Святок, характерными элементами народной культуры (колядование, ряженье, припевки-колядки, загадки, танцы, гадание), что послужит когнитивной основой становления национальной идентичности детей;
- обеспечение многоплановой поведенческой активности воспитанников, связанной с народным святочным фольклором, их активное взаимодействие в большой разновозрастной детской группе, что послужит поведенческой основой становления их национальной идентичности;
- создание условий для получения дошкольниками широкого спектра позитивных эмоций от участия в празднике, которые станут эмоциональной основой становления их национальной идентичности.
Опишем различные стороны, аспекты поведенческой активности детей, обеспечиваемые партнерским проектированием, которое в нашем случае ориентировано на работу с двумя разновозрастными группами. Все эти аспекты активности дошкольников (и, соответственно, результаты социализации) связаны с тем, что во время праздника происходит выход ребенка за границы привычного социума, в большую социальную группу, взаимодействие осуществляется с детьми другого (старшего или младшего) возраста.
Первая составляющая совместной деятельности детей и педагогов и соответствующий результат социализации - подготовка старших дошкольников к проведению праздника для малышей как основа развития их социального смыслообразования и социальной мотивации.
Подготовка праздника для малышей прежде всего позволяет активизировать и воспитывать важнейшие социальные мотивы деятельности и соответствующие личностные качества. Среди них забота о младших, обучение (передача знаний малышам), ответственность за успешную подготовку и осуществление общего дела (проведение праздника).
Именно это социальное содержание подготовки к мероприятию следует считать центральным, смыслообразующим и важнейшим компонентом подготовки старших детей к взаимодействию с малышами, которое обеспечивается педагогами.
Вторая составляющая совместной деятельности педагогов и детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к празднику для малышей обеспечивает еще один важный эффект социализации. Он состоит в том, что ребенок не просто выучивает припевку-колядку, но готовится как мастер публичного выступления. Чтобы в процессе праздника обеспечить получение им позитивного опыта, у воспитанника следует развивать умение выступать публично (т. е. перед группой людей). Естественно, эта цель не обозначается ребенку, главное содержание для него - рассказать малышам колядку так, чтобы им было интересно и понятно.
В ходе развития у детей умения выступать публично важно показать им возможность и необходимость того, чтобы их слова (вербальная коммуникация в терминах психологии) соответствовали их костюму, интонации, мимике, жестам и движениям (невербальной коммуникации в терминах психологии). Для того чтобы это было понято каждым воспитанником и освоено, необходимо задать соответствующие вопросы. Например, если ребенок будет выступать в костюме медведя, можно спросить:
- Как ты думаешь, каким голосом, как говорит медведь? (Низким голосом, медленно). Скажи таким голосом… (Если ребенок не отвечает, говорит сам педагог либо спрашивает у другого воспитанника).
- Как ты думаешь, как двигается медведь, как держит лапы? (Идет медленно, переваливаясь, косолапя, лапы в стороны). Выйди как медведь, рассказывая свою колядку.
- Какой твой медведь (по характеру), что он чувствует, когда говорит колядку, какое у него при этом лицо? (Например, сильный и добрый, хочет развеселить). Расскажи колядку как сильный, добрый и веселый медведь…
Важно отметить, что в развитии умения выступать публично учитывается необходимость индивидуализации: каждому ребенку подбирается роль, с которой он может справиться успешно на текущем этапе индивидуального развития.
Для младших детей приход старших воспитанников и последующий праздник - сюрприз, но и они тоже знакомятся и разучивают колядки, загадки, припевки, игры и танцы, связанные с Колядой.
В ходе данного праздника дети старшего дошкольного возраста получили реальный опыт оказания помощи и проявления заботы. В частности, ярко это было выражено в момент, когда они помогали малышам надеть костюмы (ряженье) и сделать грим, а также в процессе подготовки и дарения подарков. Младшие воспитанники смогли почувствовать эту заботу и проявляли доверие к старшим детям.
Кроме того, воспитанники старшего дошкольного возраста получили опыт обучения младших, передачи им своих знаний, почувствовали социальную значимость передачи знаний, принятие и внимание со стороны малышей.
Праздник позволил детям не только рассказать те колядки, припевки, загадки, которые они выучили, но и активно взаимодействовать в процессе танца, подвижных игр, пения, отгадывания загадок. Отметим, что младшие дошкольники в завершение праздника рассказали колядки, которые знали, «зарядились» праздничной атмосферой и легко справились с достаточно сложной психологической задачей - выступить перед большой группой детей.
Таким образом, проведенный праздник как педагогический партнерский проект не только способствовал формированию у детей широкого спектра позитивных социальных и эстетических эмоций, опыта разнообразного социального взаимодействия в большой разновозрастной группе, но и позволил заложить основу для развития их культурной, национальной идентичности.
Приложение
Сценарий совместной досуговой деятельности «Колядки, колядки - собрались ребятки»
Действующие лица:
ряженые, Медведь, Коза
Цыганка - воспитанница младшей группы
А также:
воспитатели и дети подготовительной и младшей групп в костюмах ряженых (колядующих и животных)
(Дети подготовительной группы в костюмах колядующих и животных стучатся в дверь к воспитанникам младшей группы, выкрикивая колядки в сопровождении шумовых музыкальных инструментов.)
Дети: Коляда, коляда!
Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Дай бог тому, кто в этом дому!
Ярче, звездочки, светите,
Укажите нам пути!
Разрешите, разрешите,
Разрешите нам войти.
(Помощник воспитателя младшей группы открывает дверь, вбегают ряженые (дети подготовительной группы) и продолжают выкрикивать колядки.)
1-й ребенок: Коляда, колядин!
Я у батюшки один,
По колено кожушок,
Дайте, дайте пирожок!
2-й ребенок: Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину!
3-й ребенок: Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку,
Масляну головку!
4-й ребенок: Открывайте сундуки -
Доставайте пятаки!
5-й ребенок: Открывайте коробейки -
Доставайте копейки!
6-й ребенок: Что есть в печи -
В мешок мечи!
Воспитатель младшей группы:
Проходите, гости дорогие! Я догадалась, что вы пришли к нам колядовать. Расскажите об этом обычае.
Давайте сядем рядком
Да поговорим ладком.
(Все дети рассаживаются в русской избе, оборудованной в группе. Воспитанник подготовительной группы рассказывает о колядках.)
Ребенок: Недавно был праздник Рождества Христова, а сейчас начались Святки. Не было на Руси более веселого праздника, чем этот. В некоторых местах Святки называли Колядой. Празднование продолжалось две недели, от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января). Во время Святок молодежь и дети наряжались в костюмы Коляды и разных животных, например медведя и козы. Поэтому их называли ряжеными. Коляду никто никогда не видел и не мог сказать, как она выглядит. Поэтому костюм Коляды, колядующего можно придумывать самому. Главное, чтобы он был радостным, необычным, шутейным. Колядующие стучались в дома, пели колядки, шутили и выпрашивали у хозяев угощение. Хозяева ждали ряженых, были им рады и щедро одаривали. Во время Святок еще устраивались гадания.
Хотите посмотреть, как это происходило в старину? (Включается видеозапись.)
Воспитатель младшей группы (обращается к младшим детям):
Что-то наши детки пригорюнились. Наверно, вы тоже хотите нарядиться красиво и забавно?
Дети: Да, мы тоже хотим колядовать.
Воспитатель младшей группы (обращается к старшим детям):
У нас есть костюмы для колядования. Помогите, пожалуйста, малышам выбрать костюмы и нарядиться.
(Дети подготовительной группы выбирают себе каждый по ребенку из младшей группы, беседуют с ними и помогают надеть костюмы. Воспитатель помогает сделать грим. После того как все нарядятся, входит Медведь - воспитанник подготовительной группы.)
Медведь: А я Мишка-медведь,
Буду я сейчас реветь.
Очень сладости люблю,
Без конфет я не могу.
(Медведь ревет, рычит, пугает детей.)
Воспитатель младшей группы:
Мишка, Мишка, не реви,
Лучше с нами попляши!
Медведь: Что ж, ребята, в круг вставайте
И за мной все повторяйте.
(Под русскую народную мелодию «Валенки» все дети танцуют и повторяют движения за Медведем.)
Медведь: Поплясали мы на славу,
На потеху, на забаву.
Воспитатель младшей группы:
А теперь, ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
Слушайте внимательно -
Отгадаете обязательно.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Ответ: сосулька.)
Все лето стояли - зимы поджидали,
Дождались поры - помчались с горы. (Ответ: санки.)
Без рук рисует, без зубов кусает. (Ответ: мороз.)
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица.
Ничего весь год не шьет,
А в иголках целый год! (Ответ: елка.)
Воспитатель подготовительной группы:
А теперь воспитанники подготовительной группы загадают вам загадки.
1-й ребенок: Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится. (Ответ: лыжи.)
2-й ребенок: Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Ответ: снег.)
3-й ребенок: С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые... (Ответ: снежинки.)
4-й ребенок: Ветви белой краскою раскрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Ответ: зима.)
(На середину групповой комнаты выскакивает Коза - воспитанница подготовительной группы.)
Коза (говорит и пляшет):
Ой, скачу, скачу, скачу,
Я капусты хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра.
Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.
Я скачу, скачу, скачу,
Серебра хочу!
(Коза пляшет, спотыкается и падает.)
Воспитатель младшей группы:
Что случилось, почему Коза упала? Может ей помочь подняться? (Обращается к детям подготовительной группы.)
1-й ребенок: Это особенная коза. Она встанет только тогда, когда ей подарок подарят или угостят на славу.
Воспитатель младшей группы:
А что же она любит?
2-й ребенок: Нашей Козе не много надо:
Ведерко гречки да горшок овса,
Поверх него - колбаса
Да три кусочка сала.
Воспитатель младшей группы:
Чтобы Коза встала,
Надо еще и сала?
Ну и Коза!
Ты здесь Ваньку не валяй,
Поскорей давай вставай
И лучше с нами поиграй!
Массовая игра «Шалунишки»
Дети встают, образуя два круга, и под русскую народную мелодию «Ой вы сени, мои сени» двигаются в хороводе. Коза перебегает из круга в круг, приплясывая. По окончании музыки дети, стоящие в кругу, в котором окажется Коза, придумывают и выполняют задания: пищалки, пыхтелки, кричалки, хохоталки, обнималки, поскакалки и т. д.
Воспитатель младшей группы:
Молодец, Коза! А чем вы нас еще потешите?
Дети подготовительной группы:
Мы споем для вас частушки.
Воспитатель младшей группы:
А хотите, мы вам подыграем? Только вы помогите малышам выбрать музыкальные инструменты и приготовиться.
(Дети подготовительной группы помогают малышам выбрать музыкальные инструменты. Затем старшие дошкольники поют частушки, а младшие воспитанники им подыгрывают.)
1-я девочка: Уж я так устроена -
Петь, плясать настроена.
Один день не попляшу,
На другой с ума схожу.
2-я девочка: На столе стоит стакан, а в стакане тесто.
До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.
3-я девочка: По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела.
1-й мальчик: Купи, тетя, мне коня - золотые ножки!
Буду девочек катать по большой дорожке.
4-я девочка: У моего миленка плохая кобыленка.
Она стояла у горы - ее заели комары.
5-й девочка: Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась - платье съела...
Что же я наделала?
2-й мальчик: У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Воспитатель младшей группы:
Как вы нас повеселили! Теперь малыши хотят спеть для вас песню про Коляду и поиграть с вами.
(Воспитанники младшей группы исполняют песню «Коляда, коляда» и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Дети: Коляда, Коляда, (Идут.)
По дорожке шла, (Подходят к детям из подготовительной группы.)
Топорок нашла.
Дубок секла, (Секут дубок в парах.)
Пирожок пекла, (Пекут.)
На пенек села, (Присаживаются.)
Пирожок съела («Едят пирожок».)
Воспитатель младшей группы:
Молодцы, малыши! А давайте-ка еще побалуемся, силушкой померяемся!
Игра «Перетягивание каната»
Медведь и Коза договариваются с детьми, кто будет в их команде. По сигналу участники команд начинают перетягивать канат.
Воспитатель младшей группы:
Устали? Давайте присядем, отдохнем. (Педагог выключает свет и зажигает свечи.)
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
А вы хотите узнать будущее? Сейчас наша цыганочка вам погадает.
Цыганка: В этой маленькой корзинке -
Что угодно для души.
Кому вынется - тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.
(Дети подготовительной группы достают из корзинки разные предметы, цыганка объясняет им, что они означают, предсказывает будущее.)
Цыганка: Лента - будет тебе дальняя дорога.
Денежка - будет в семье достаток.
Картошка - к крепкому здоровью в новом году.
Матрешка - ожидает вас прибавление в семействе.
Гвозди - часто на пороге будут гости.
Скрепка - к новой дружбе крепкой.
Веревка длинная - к долгой жизни.
Ключик - к новоселью.
Конфетка - к сладкой жизни в новом году.
Пуговица - к новому гардеробу, обновкам.
Воспитатель младшей группы:
А мы с ребятами тоже разучили колядки.
(Воспитанники младшей группы вместе с педагогом поют колядки.)
1-й ребенок: Динь-динь-динь - звенят звоночки.
К вам пришли сыны и дочки.
2-й ребенок: Вы колядников встречайте,
Их улыбкой привечайте.
3-й ребенок: Пришла Коляда - отворяй ворота.
4-й ребенок: Дайте коровку - масляну головку.
5-й ребенок: Открывай сундучок - доставай платок.
6-й ребенок: Не дашь мне ватрушки - получишь по макушке.
7-й ребенок: Не дашь пирога - уведу корову за рога.
Воспитатель младшей группы:
Да, попели мы на славу,
На потеху, на забаву.
Ну, ребятки, где мешок?
Есть здесь сдобный пирожок,
И бараночки, и конфеточки -
Угощайтесь, деточки.
Воспитатель подготовительной группы:
Мы тоже к вам не с пустыми руками пришли, приготовили угощение.
(Воспитанники подготовительной группы достают угощение из мешка малышей, а дети младшей группы - из мешка старших детей.)
Дети подготовительной группы:
Мир и счастье вашему дому,
А мы пойдем к другому.
(Воспитанники подготовительной группы возвращаются в свою групповую комнату под музыку М. Дунаевского из к/ф «Ах, водевиль, водевиль...».)
Цели:
- научить вычислять площади прямоугольников и квадратов;
- совершенствовать навык перевода одних единиц измерения площадей через другие;
- научить находить равные фигуры;
- пропедевтика решения задач с элементами ОГЭ и ЕГЭ;
- совершенствовать
Аннотация
Проект «Я и ДРУГИЕ» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В проекте представлены разделы по социализации дошкольника.
Введение в проект
Актуальность
Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.
Цель.
Создание условий для социально - личностного развития воспитанников, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.
Задачи:
1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
2. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.
Новизна проекта:
Социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.
Участники проекта:
Дети;
Педагоги ДОУ;
Родители.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
- Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;
- Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
- Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития детей.
- Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.
Перспектива.
Обобщение опыта работы, организация семинара по теме проекта.
Этапы реализации проекта (2015 - 2017 гг)
Этап |
Цель |
Форма |
Срок |
Ответственные |
Вводный |
Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв-ление трудностей по вопросам социализации детей. |
Анализ психолого-педагогической литературы по социальному развитию детей дошкольного возраста |
Сентябрь - декабрь 2015г. |
|
Основной этап |
Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ. |
Круглый стол |
Январь - июнь |
|
Итоговый |
Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса. |
Презентация социально-педагогических проектов педагогов ДОУ |
Сентябрь 2016 г. - |
Список литературы
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М., 2001.
- Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.
- Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М., 2002.
- Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.
- Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.: ил. - ISBN 5-09-011523-0.
- Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2004. - 48 с. (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 33).
- Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Мой организм. - М., 2001.
- Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / Сб. научных трудов «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников». - М., 2001.
- Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с. / Серия: Ребенок XXI века от рождения до школы. Программа «Я - человек» («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 87.)
- От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под редакией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М. : Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
- Сушкова И. В. «Социально-личностное развитие. Анализ программ
средняя группа
Тип проекта : информационно - исследовательский долгосрочный, групповой
Срок проведения: 5 месяцев
Участники: дети, педагоги, родители
Гипотеза : Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Актуальность:
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.
Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Ребенок в окружении людей».
Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.
Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей.
Предполагаемый результат: Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».
План реализации проекта:
Подготовительный этап.
№ |
Мероприятия |
ответственный |
||
1. |
Подборка материала по теме проекта |
воспитатели | ||
2. |
Планирование деятельности по теме |
Систематизировать полученный материал |
воспитатели | |
3. |
Познакомить родителей с проектом |
Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта |
воспитатели | |
Диагностика социально- нравственного развития детей (Приложение №1) |
Выявить уровень социально-нравственного развития |
воспитатели |
Основной этап
Мероприятия |
ответственный |
|||
Беседы: «Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Поведение в общественных местах», «Мои лучшие качества», «Хорошие поступки», «Задушевные посиделки». |
Выявить у ребенка отношение в семье, отношения в группе, уточнить поведение, которое считается нормой поведения в социуме, выявить самооценку ребенка. |
воспитатели |
||
Занятия: «На чем мы ездим», «Поведение в общественном транспорте», «Как я помогаю взрослым», «Во что я люблю играть», «Я такой», «Наша дружная семья», «Наше настроение», «Наш любимый детский сад» |
Развитие социально-личностных качеств: трудолюбие, сопереживание, эмоциональное восприятие, взаимопомощь. |
воспитатели |
||
Изодеятельность: “Я в детском саду”, “Мое настроение”, “Как я дома помогаю”, “Подводное царство» |
Развитие умений и навыков, воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца. |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Социально – ролевые игры : «Семья», «Аптека», «Кафе», «Магазин», «Автобус», «Детский сад», «Шофер», «Доктор» |
Развить сюжет игры, игровой диалог, формировать культуру общения между детьми |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Дидактические игры : Как избежать неприятностей? Кто в домике живёт Найди отличия Собери картинку Первая помощь Профессии Основы безопасности |
Уточнить знания детей о разнообразии профессий |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Слушание сказок: Как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим |
Воспитатели, родители |
в течение проекта |
|
Экскурсии: В костюмерную В прачечную |
Расширить кругозор детей, воспитывать культуру поведения. |
воспитатели |
||
Игры на комуникотивно-эмоцианальную сферу: Подвижная игра “Морские волны”, “Большой круг-маленький круг”, “Зеркало”, “Строители” , “Ожерелье”, «День рождение»; Сказкатерапия: «Волшебная история», “Я все смогу” |
Развитие эмоционально-коммуникативной сферы |
воспитатели |
в течении проекта |
|
Развлечение : |
Развитие речи и интеллекта, воспитание выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. |
воспитатели |
||
Рассматривание альбомов: « Профессии», «Правила поведения с незнакомыми людьми», « Строение тела», «Как вести себя в детском саду», «Первая помощь» |
Воспитание чувство ответственности |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Работа с родителями : Папки- передвижки: Социально-личностное воспитание. Учим ребенка общаться. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка Совместное издание альбома: «Вот я какой» и коробочек «добрых дел»- (для детей) |
Пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей |
Воспитатели, родители, дети |
||
Встреча с интересными людьми: Кастеляншей, Прачкой |
Формировать представления о данных профессиях |
воспитатели |
||
Мероприятие: «День добрых дел»- родители занимаются ремонтом игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. |
Создание положительной атмосферы и уюта в группе |
воспитатели, родители |
Заключительный этап
мероприятия |
ответственный |
|||
Проект-слайд шоу: «Социально-личностное развитие в группе» |
воспитатели |
|||
Повторная диагностика социально- нравственного развития детей |
Выявить изменения |
воспитатели |