Что делать, чтобы быстрее запоминать информацию. Как быстро усвоить материал Как дает возможность лучше усвоить

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

В институте или в школе человеку не дают знаний о том, как сделать усвоение информации более продуктивным. Многие преподаватели считают, что в головах их подопечных должен сохраниться абсолютно весь материал по прочтению книги и максимум что они делают так это рассказывают об основных мнемонических приемах запоминания. Такая методика имеет право на жизнь, однако она демонстрирует жуткую неэффективность. В школе и институте мы в основном зазубривали огромный объем информации, а после уроков и экзаменов моментально забывали ее. Нужно понимать, что одного прочтения недостаточно, чтобы запоминание и усвоение информации было эффективным. В первую очередь необходимо понять некоторый материал. В том случае, если объем необходимой информации достаточно большой, есть вероятность потратить на его изучение уйму сил и времени.

Техника SQ3R позволяет сделать усвоение информации при чтении текста эффективней на порядок. Данная методика дает возможность читать больше книг извлекая максимум пользы от изучения, а также структурировать и проработать определенную информацию. SQ3R предоставляет шанс усвоить те знания, которые соответствуют вашим конкретным задачам.

SQ3R – метод, который позволяет человеку сделать запоминание текстовой информации гораздо продуктивней, при этом извлекая максимальную пользу от чтения . Чаще всего он используется тогда, когда вы читаете не столько для удовольствия, сколько при необходимости получения определенных знаний или навыков. Также SQ3R применяется при изучении языков. Улучшение запоминаемости текста позволяет быстрее прогрессировать.

SQ3R являет собой аббревиатуру порядка обработки информации, который состоит из 5 шагов: Survey, Question, Read, Recall и Review.

Для эффективной работы с системой SQ3R используйте следующую инструкцию:

  1. Survey (Оценить). Быстро просмотрите текст с целью получения общих преставлений о нем. Бегло просканируйте заголовок, оглавление, введение, подзаголовки, первые и последние предложения глав. Затем оцените, насколько информация может быть полезна. Если вы придете к выводу, что текст для вас не несет нужной ценности, то можно смело откладывать его в сторону.
  2. Question (Задайте вопросы). На этом этапе вы получите возможность тщательнее разобраться в том, что вы ожидаете получить от данного текста, а также он позволит структурировать в будущем потребляемую информацию. Не будет лишним записать все вопросы, которые стали причиной того, что этот текст оказался в ваших руках. Можно записать те вопросы, которые возникли в процессе прочтения текста. При необходимости можно еще раз просмотреть его. Мысленно перестройте вопросы в заголовки и подзаголовки. Для этого можно использовать вопросы, которые содержатся непосредственно в тексте. Постарайтесь понять основную цель, которая побудила вас найти конкретную информацию.
  3. Read (Прочтите). Займитесь чтением выбранного текста, концентрируя при этом внимание на тех его частях, которые считаете максимально ценными для себя и отвечающими на ваши основные вопросы.
  4. Recall (Вспомните). По прочтению раздела или главы постарайтесь сформулировать основные моменты, которые отвечают на поставленные вопросы. Сделать это можно или вслух, или письменно. Оцените, каким образом они согласуются с остальным материалом. Это позволяет эффективнее воспринять информацию.
  5. Review (Пересмотрите). Чтобы запоминание информации было эффективней, стоит перечитывать или пересматривать текст после изучения. Также достаточно продуктивно практиковать обсуждение полученных знаний с другими людьми. Повторное изложение материала позитивно отражается на его усвоении.

Интересно было бы узнать, каким образом вы усваиваете прочитанный текст и как по вашему

Хотя есть множество разных типов процессов, связанных с памятью, существует несколько основополагающих правил, которые могут облегчить усвоение новой информации.

Сосредоточение внимания

Один из основных факторов, определяющих наши знания, — на что мы направляем свое внимание. Вспомните, когда вы в последний раз были на вечеринке — такой, на которой гости, разговаривая друг с другом, образуют небольшие группы. Представьте себе, что вы стоите вместе с двумя своими знакомыми и разговариваете о погоде. Рядом с вами образовалось несколько других маленьких групп, участники которых ведут свои разговоры. Если кто-то, стоящий поблизости от вас, но разговаривающий не с вами, упомянет ваше имя или заговорит о чем-то, вас интересующем (например, «А вы слышали последние новости о Дебби и Стэнли?»), это обязательно привлечет ваше внимание. Однако, если тот же человек, стоя от вас на том же расстоянии и говоря тем же голосом, будет рассказывать о болезнях деревьев, вы, скорей всего, пропустите его слова мимо ушей, если только тема болезни деревьев не представляет для вас какого-то особого интереса. А что будет происходить в том разговоре, участником которого вы были до этого? Если вы ответите: «Ничего особенного», вы окажетесь правы. Когда вы переключаете свое внимание на более интересную для вас тему, вы перестаете следить за ходом предыдущего разговора. Если в этот момент человек, с которым вы начали беседовать, прервет свою речь и спросит: «А что вы думаете по этому поводу?», вы можете оказаться в неловком положении, поскольку нить разговора была вами потеряна.

Только что описанный феномен получил название ЭФФЕКТА ВЕЧЕРИНКИ. Многим людям он знаком по собственному опыту. Он указывает на несколько важных особенностей внимания:

1. Если вы не проявите внимания, вы не усвоите информацию. Давайте рассмотрим описанную ситуацию еще раз. Когда вы следили за разговором о погоде, вы не знали ничего или почти ничего о содержании бесед, которые велись вокруг вас. Когда вы переключили свое внимание на более интересный разговор, вы забыли о разговоре про погоду. Таким образом, внимание играет огромную роль при запоминании, поскольку именно оно определяет, что будет воспринято информационной системой человека.
2. Наша способность перерабатывать информацию имеет свои пределы. Мы не в состоянии следить одновременно за всеми разговорами, ведущимися вокруг нас.
3. То, на что человек направит свое внимание, зависит от его индивидуальности. Если бы вы не проявили интерес к «последним новостям о Дебби и Стэнли», восхищаясь вместо этого прекрасной погодой, вы бы не переключили свое внимание на другой разговор и смогли бы ответить на вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?» не только беспомощной улыбкой.

Если вы хотите узнать о памяти как можно больше, чтобы, используя полученные знания, развить собственную память, тогда вам придется направить свое внимание на... внимание. Многие люди жалуются на то, что они сразу же забывают имя человека, с которым их знакомят. Вероятнее всего, они не сосредоточивают свое внимание на имени человека в момент знакомства. Если информация не воспринята, она не отложится в памяти. Когда вы знакомитесь с кем-то, неплохо повторить вслух имя человека, чтобы удостовериться, что вы его правильно расслышали и что вы зафиксировали на нем свое внимание. Нужно выработать привычку контролировать свое внимание. Если ваши глаза перемещаются по строчкам текста, а ваши мысли направлены на что-то другое, вы должны сознавать, что не воспринимаете изучаемый материал, и необходимо направить повторные усилия на его усвоение.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ СМЫСЛА

Понимание и память — понятия, тесно связанные друг с другом, так как возможности памяти увеличиваются, если воспринимаемый материал является значимым для вас, а информация, имеющая смысл, легче сохраняется в памяти, чем сведения, значение которых нам не ясно. Если вы находитесь на уроке в классе или изучаете учебный материал по книге, т.е. воспринимаете информацию, которая представлена в виде сложного прозаического текста и которую вам потребуется воспроизвести через какое-то время, вам следует проследить, много ли и что именно вы понимаете. Я советую вам делать паузу в конце каждого раздела и передавать своими словами, устно или письменно, то, о чем вы только что прочитали. Если вы не можете осмысленно подвести итог каждого раздела сразу же по его прочтении, тогда вы не сумеете сделать этого и потом. Вы должны понимать то, что вы изучаете, и принять меры, если смысл от вас все-таки ускользнул. Это хороший способ проверить, насколько вы были внимательны. Если вы закончили чтение раздела книги и не имеете ни малейшего понятия о только что прочитанном, вам следует вернуться к самому началу раздела и вникнуть в его содержание.

Учителя, занимавшиеся с вами в начальной школе, хорошо понимали ту роль, которую играет при запоминании значимость информации, когда советовали вам «вникать в прочитанное». Мы можем придать информации значение, проделав с ней некоторые операции. Например, изучая что-то, попробуйте соотнести это с уже вам известным. Свяжите изучаемую тему с конкретной ситуацией или обобщите полученную информацию своими словами. Цель этих действий — приложить собственные усилия к переработке материала.

Убедительным подтверждением правила, гласящего, что все, что способствует лучшему пониманию, способствует и развитию памяти, явился эксперимент, который поставили два психолога Брэнсфорд и Джонсон (BransfordJ. D. & Johnson, 1972), предложившие вниманию студентов колледжа следующий отрывок. Прочитайте его сами, а затем посмотрите, многое ли вы смогли запомнить.

*Порядок работы весьма прост. Сначала вы сортируете вещи на несколько стопок в зависимости от их особенностей. Разумеется, может, будет достаточно и одной стопки — все зависит от того, каков объем работы. Если вам нужно куда-то сходить ввиду отсутствия под рукой необходимых средств, то это будет следующим шагом, в противном случае вы можете приступать к работе. Важно не переусердствовать. То есть лучше обработать за один раз слишком мало вещей, чем слишком много. При небольшом объеме работ это предупреждение может показаться излишним, но если взять на себя слишком много, это легко может повлечь за собой ненужные осложнения. Ошибка может также привести к дополнительным денежным расходам. Правила работы с соответствующими механизмами должны быть четкими и ясными, и мы не будем здесь на них останавливаться. Поначалу вся процедура может показаться довольно сложной. Вскоре, однако, она станет неотъемлемой частью вашей жизни. Трудно представить, что в ближайшем будущем необходимость в выполнении этой работы отпадет, хотя кто знает...*

Вероятно, вы запомнили немногое из этого отрывка. Я также не уверена, что вы поняли, о чем идет речь. Я бы хотела, чтобы вы прочитали этот текст снова, на этот раз зная, что его заголовок: «Стирка белья». Теперь он должен запомниться лучше, потому что заголовок создает необходимые условия для его понимания. Когда текст предваряется какой-то информацией, читателю проще вникнуть в его содержание. ПРЕСУППОЗИЦИЯ — предварительная информация — играет роль проводника, помогающего изучающему представить себе, что его ждет впереди, и связать представленную информацию с другими темами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗУЧЕНИЯ

Попросту говоря, не надо ничего зазубривать наспех. Изучаемый материал скорее отложится в вашей памяти, если вы станете осваивать его в несколько приемов. Данное правило верно и в том случае, когда вы овладеваете каким-то моторным навыком, например, учитесь отбивать теннисный мяч ударом слева, и когда запоминаете, как выводятся химические формулы, и когда учитесь пользоваться новым техническим устройством. Распределите время, имеющееся у вас на ознакомление с учебным материалом, таким образом, чтобы извлечь из процесса изучения максимальную пользу. Если вы можете позволить себе потратить на подготовку к экзамену только 5 часов, разбейте это время на части и изучайте учебный материал в течение 3-4 дней, вместо того чтобы использовать все эти часы сразу. Разумеется, время, отводимое на каждое занятие, должно быть достаточно продолжительным, чтобы вы могли обобщить прочитанную информацию. Это время зависит от многих факторов, включая сложность осваиваемого материала, его объем и вашу способность концентрировать свое внимание.

УПОРЯДОЧЕНИЕ

«Наведи порядок у себя в комнате!» Думаю, что не найдется человека, который не слышал бы (или не произносил бы) этих слов. Фразу: «Ты ничего не найдешь в этом хаосе» можно отнести и к тому, как человек хранит в памяти воспринятую информацию. Хотя сравнение памяти с комнатой, в которой царит беспорядок, представляет из себя сильное упрощение, наведение порядка (организация) поможет не только быстрее найти парные носки, но и извлечь из памяти нужную информацию.

Я бы хотела пояснить эту мысль на примере с двумя списками слов. Просмотрите первый из них, задерживая свой взгляд на каждом слове приблизительно одну секунду, затем закройте его чем-нибудь и выпишите слова, которые вы сумели запомнить.

Девушка
Сердце
Дрозд
Фиолетовый
Палец
Флейта
Голубой
Орган
Мужчина
Ястреб
Зеленый
Легкие
Орел
Ребенок
Рояль

Теперь просмотрите второй список, прикройте его и выпишите все те слова, которые вы смогли запомнить.

Зеленый
Голубой
Фиолетовый
Мужчина
Девушка
Ребенок
Рояль
Флейта
Орган
Сердце
Легкие
Палец
Орел
Ястреб
Дрозд

Нет сомнений, что во втором случае вы запомнили больше слов, чем в первом. Может быть, вы и не заметили, что оба списка были идентичными, за исключением лишь одного: слова были представлены в них в разном порядке. Вы можете подумать, что во втором случае вы показали более высокий результат потому, что слова были вам уже знакомы. Все правильно. Дополнительное время, потраченное вами на изучение слов, могло частично повлиять на улучшение результата. Но основная причина вашего прогресса в том, что слова во втором перечне были расположены по категориям. Исследования показывают: если слова в каком-либо списке группируются по категориям, они запоминаются в два-три раза лучше, чем в том случае, когда они расположены произвольно (Bower & Clark, 1969). Если слова выстроены в случайном порядке, как в первом списке, они лучше вспоминаются в том случае, когда у человека достаточно времени, чтобы самому разбить их на категории (Bousfield, 1953).
Вы можете воспользоваться этим правилом, упорядочивая материал, который вам требуется изучить. Если вы знакомитесь с какой-нибудь классификационной системой при подготовке к занятиям по биологии или со свойствами металлов в курсе естественных наук, изучайте за один раз лишь какую-то одну категорию. Обращайте внимание на то, как группы соотносятся между собой, подмечайте сходства и различия внутри категорий и между ними. Систематизируйте изучаемый материал и связывайте между собой родственные объекты.

СОЗДАНИЕ КЛЮЧЕЙ ДЛЯ ПОИСКА В ПАМЯТИ

Возвомжно такое случалось и вами. Старательный студент, посвятивший массу времени подготовке к экзамену, обнаруживает, что он не может вспомнить правильный ответ, но стоит ему сдать экзаменационную работу, ответ сам собой возникает у него в голове. Или же стоит ему услышать ответ, он тут же понимает, что он его «знал», но не мог вспомнить, когда это было необходимо.

Подобная «забывчивость» может иметь весьма неприятные последствия. Знания, которые не удается воскресить в памяти, когда в этом возникает необходимость, называются пассивными. Психологам известно очень многое о забывании. Известен им и ряд приемов, позволяющих получить в нужный момент доступ к информации, которой вы «владеете». Мы знаем, что ваш подход к изучению какой-то информации очень сильно влияет на то, сможете ли вы ее вспомнить в случае необходимости.
Когда вы припоминаете что-то, ваши действия являются реакцией на некоторый ключ. Например, я вам говорю: «Назовите приемы, облегчающие запоминание». В данном случае слова «приемы, облегчающие запоминание» подсказывают вам, что нужно вспомнить. Когда вы изучаете что-то, вы должны одновременно обращать внимание на возможный ключ, который пригодится, когда понадобится вспомнить изученное. Старайтесь выявлять причинно-следственные связи. Задайтесь вопросом, каким образом только что воспринятая вами информация соотносится с другими концептами. То, о чем я сейчас говорю, лежит в основе принципа специфики кодирования, идея которого состоит в том, что материал проще вспомнить, пользуясь теми же ключами, которые использовались при его изучении.

Вы можете воспользоваться принципом специфики кодирования для развития своей памяти, создавая самые разные ключи в процессе изучения чего-либо. Таким образом вы сможете избежать проблем, связанных с пассивным знанием. Задавая себе вопросы «почему?», «когда?» и «как?» и развивая взаимосвязанные структуры знаний, где изучаемое связывается с уже известным, вы будете способны реагировать на большое количество ключей, облегчающих поиск. Изучение, способствующее углубленным знаниям, даст вам возможность получать непосредственный доступ к имеющейся у вас информации в ситуациях, когда она необходима. Обязательно сосредоточивайте свое внимание на ключах, которые скорее всего вам встретятся, когда вы будете что-то припоминать.

ПОВТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Когда вы прекращаете изучать материал? Если этот вопрос касается конкретного случая, например вашей подготовки к экзамену по литературе, тогда правильней всего будет ответить: когда вы знаете материал в совершенстве, изучив его в несколько приемов. Рассмотрим пример с ребенком, изучающим таблицу умножения. Наступает момент, когда он наконец заполняет все эти клеточки без ошибок. Если ребенок остановится на этом, выяснится, что, повторяя эту таблицу через какое-то время, он начнет ошибаться. Ребенок должен снова и снова изучать таблицу, так, чтобы мог повторить ее без ошибок много раз, причем между учебными занятиями должны проходить достаточно продолжительные промежутки времени. Тогда он непременно вспомнит правильный ответ, когда в этом будет необходимость.

УЧЕТ ПОБОЧНЫХ ФАКТОВ

Существует множество факторов, имеющих мало общего с процессом познания, но отражающихся на способности обучаться. Необходимо уметь распознавать эти факторы, с тем чтобы можно было их устранить. Допустим, вы пытаетесь изучить что-то (что угодно), но чувствуете себя усталым из-за недосыпания или из-за чрезмерной нагрузки (скажем, вы только что пробежали марафон). Ваша способность сосредоточиться, запомнить и сохранить информацию не может от этого не пострадать. Кроме того, на нее может неблагоприятным образом повлиять употребление вами лекарств, ваше излишне возбужденное или подавленное эмоциональное состояние («Я это никогда не выучу, а значит, завалю экзамен, и все посчитают меня тупицей, после чего мне придется всю оставшуюся жизнь торговать гамбургерами» и т.д.), недостаток времени на изучение материала, плохое знание основ изучаемого предмета и многие другие причины Мне бы не хотелось повторять слова вашей мамы, но все-таки: позаботьтесь о себе, правильно питайтесь, делайте физические упражнения, не экономьте на сне и обращайтесь за помощью к специалистам в случае проблем с вашим физическим и эмоциональным здоровьем. Нет смысла осваивать навыки мышления, если большую часть времени вы будете поддерживать свое здоровье с помощью лекарств или пребывать в состоянии перевозбуждения.

Хорошая память - предмет для гордости. В современный век мы ежедневно воспринимаем тонны информации. Вот только запомнить удаётся не всё. Что и говорить, в последнее время люди привыкли всё заносить в телефонные памятки. Но всё-таки самый мощный и надежный жёсткий диск, который невозможно взломать, - это наш мозг. Однако, чтобы запоминать информацию, нужна хорошая память и следование кое-каким хитростям. Впрочем, обо всём по порядку.

Использование памяти

Как быстрее запоминать информацию? Невозможно найти ответ на этот вопрос, не разобравшись со своими способностями, данными природой. Всё дело в том, что практически у всех нас развито несколько видов памяти. Но один из них - сильнее всего. Итак, вот все её виды:

  • визуальная (зрительная);
  • аудиальная (слуховая);
  • тактильная (кинестетическая);
  • вкусовая и обонятельная.

Последний вид памяти считается наименее практичным, потому что вкус и запах реже всего выступают в роли ведущих анализаторов. Однако все перечисленные виды соединяются в один вид памяти - образный. Изображение, звук, ощущение, запах и вкус - всё это способствует созданию в нашем воображении определённой картины.

Также есть словесно-логическая память, двигательная (моторная), эмоциональная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная и оперативная. Но запоминанию способствует, естественно, первая из этого списка.

Образный метод

Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный.

Запоминание - это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.

Вот простой пример. Слово sleeve , которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve . А всё благодаря созданию связи между ним и образом.

Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит - это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.

Ассоциации

Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.

Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах - дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах - номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова - главный помощник каждого из нас.

Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке - O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь» . И по такой схеме можно запомнить практически всё - начиная датами, заканчивая формулами.

В процессе учения

Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.

Самое главное - установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации - с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.

Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.

Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное - поставить себе цель и следовать чёткому плану.

Самовнушение

Как быстро запомнить «большую» информацию? Вопрос, поставленный таким образом, волнует всех студентов накануне экзамена или зачёта. Объём информации (к тому же не самой интересной) велик, а времени нет. Что делать? Ответ прост. Надо увлечься.

Каждый ведь замечал, насколько незаметно летит время во время прогулок, путешествий, развлечений! И потом мы всё вспоминаем в удивительных подробностях. Всё потому, что было интересно. Готовясь к завтрашнему экзамену, нужно увлечься предметом. «Да зачем он мне нужен!», «Я всё забуду через день!», «Скучнее ничего на свете нет!» - все эти отговорки студентам знакомы. Но учить надо, потому придётся внушить себе, что предмет и информация представляют небывалый интерес. Нужно попробовать найти в нём что-то цепляющее или, может, полезное. Или внушить себе, что сегодня ничего из занятий, кроме учения данного предмета, недоступно. И обязательно найти мотивацию. Можно пообещать себе устроить праздник после успешной сдачи экзамена. В предвкушении информация запоминается действительно лучше.

Основательный подход

Есть люди, которых не интересует, как быстро запомнить большой объем информации. Им важно, чтобы те или иные данные надолго сохранились на их внутреннем «жёстком диске».

Для этого необходимо использовать комбинированную технику быстрого и детализированного чтения. Итак, сначала - детальное ознакомление с материалом. Кто-то читает 2-3 страницы, чтобы понять, с чем он имеет дело. Другие выхватывают текст с разных частей книги (конспекта или иного источника информации). Впрочем, это уже индивидуальный вопрос. Смысл поверхностного чтения - не запоминать текст, а знакомиться с ним.

А вот потом наступает время детализированного метода. Он подразумевает медленное, вдумчивое прочтение всей имеющейся информации и её параллельный разбор. Можно выделять сложные слова или интересные фразы, перечитывать то, что не удалось понять с первого раза.

Параллельно желательно делать заметки и даже зарисовки. А ещё говорить с собой. Рассуждать вслух очень полезно, поскольку задействуется слуховая, вербальная и визуальная память. К тому же сильнее активируется внимательность, ведь чтение вслух невозможно без концентрации.

Полезные хитрости

Как научиться быстро запоминать информацию? Надо усвоить одно простое правило. Нужно кричать! Доказано - информация быстрее укладывается в мозг, если человек её выкрикивает.

Эмоции тоже помогают. Особенно экспрессия. Жесты, фразы, мимика - и всё, что способно её выразить. Можно даже сценку разыграть перед зеркалом.

И ещё, нельзя сидеть на месте. Если учить что-то, наворачивая круги по комнате, то удастся активизировать работу мозга и, соответственно, свою способность к запоминанию информации.

Кстати, если есть возможность сменить обстановку, нужно ею воспользоваться. И желательно променять комнату на природу. Свежий воздух и отсутствие бетонных четырёх стен поспособствуют более активному запоминанию.

Активное повторение

Это ещё один неплохой способ быстро запомнить информацию и перенести её из временной памяти в долговременную.

В самом начале речь шла об образах и связях. С их помощью действительно можно быстрее запомнить информацию. Но! Если этими связями человек пользоваться не будет, то они просто разрушатся со временем. Вот и причина, по которой мы забываем то, что раньше помнили. И чем слабее, невнятнее была связь - тем быстрей она разрушится.

Потому надо пользоваться этим методом. Повторять связи, обновлять зрительные образы и делать их более яркими. И вот вывод: запоминание - это не постоянный зубреж и просматривание внешних источников, а регулярное извлечение из памяти созданных когда-либо образов. И лучше потратить немного времени для того, чтобы их придумать, и потом запомнить информацию на всю жизнь, чем заучивать её часами, и забыть через день.

Выработка привычки

Есть люди, для которых быстро запомнить нужную информацию - раз плюнуть. А всё потому, что они постоянно следует вышеупомянутым рекомендациям (и ещё некоторым, которые придумывают сами). Эти люди тренируют свою память и совершенствуют способность, данную природой. И для них не актуален вопрос, касающийся того, как быстро запомнить информацию перед экзаменом или то, что они увидели мельком. И в этом - главный секрет.

Надо выработать в себе привычку ежедневно что-то запоминать или выучивать. Причем с помощью вышеперечисленных методов. Они действенные, проверенные многими. К тому же способствуют развитию мышления и словесно-логической памяти.

Продолжим говорить о работе с информацией, о том как лучше усвоить информацию. Но сперва расскажу маленькую историю. Однажды случайно в трамвае я увидела на стекле цитату. Знаете, во многих городах есть социальные программы, в рамках которых в общественном транспорте на окна наклеивают выдержки из книг, цитаты великих людей, факты истории.

За окном мерно проплывали серые облака, от чего наклейка на стекле сливалась с небом. Но мне безумно хотелось посмотреть, что же там написано. Меня как будто тянуло к ней. Я сделала пару шагов ближе к месту, откуда слова были более четко видны и прочла

«Знать, но не применять подобно тому, как пахать, но не сеять».

Я так и не смогла увидеть, чья это цитата. Но эта фраза просто вонзилась в мою память. В этих нескольких словах отражалось мое видение знаний! Как точно они попали в самую суть того явления, о котором рассуждали.

Распахать мысли, растревожить разум, задеть чувства может даже посредственная информация. Что угодно может нас разволновать — книга, статья, телепередача, вебинар, маленькая цитата в трамвае. Но если мысль, заложенная автором и понятая нами не применяется, то подобно распаханному (но не засеянному) полю наши мысли открыты ветрам, уносящим плодородный слой почвы, и сорнякам, так быстро восходящим на подготовленной земле.

Чем больше мы узнаем, но не применяем, тем все больше мы зарастаем информационными сорняками, тем меньше шансов, что по-настоящему ценная информация будет нам ПОЛЕЗНА. Именно поэтому я столько говорю не просто о чтении, а об усвоении информации.

В прошлой статье я начала разговор об усвоении информации. Сейчас мы его продолжим. Напомню один простой, но очень действенный совет.

Если вы увидели в книге совет, который вам полезен, положите книгу в раскрытом виде страницами вниз. И пусть она лежит у вас до тех пор, пока вы не опробуете этот совет на практике. Не продолжайте читать книгу и не начинайте новых, пока не воплотите в жизнь то, о чем узнали.

А теперь давайте подумаем, что значит усваивать информацию? Для меня усвоение складывается из нескольких составляющих. Вот они.

А теперь поговорим о том, как же нам воплотить все эти составляющие на практике.

Как запомнить факты, понять смысл информации

Замечали ли вы, что каждый текст воспринимается и запоминается по-разному? Что-то мы схватываем на лету, а что-то не можем понять и запомнить с десятого раза. Прежде чем мы перейдем дальше, давайте разберемся, почему так происходит.

У любой информации можно выделить 2 основных критерия, важных для усвоения. Известность информации и степень ее образности. Если грубо оценивать, то информация может быть известной, частично известной или неизвестной; может быть образной, частично образной или абстрактной. Конечно, в реальности может быть множество промежуточных вариантов.

Итак, взгляните на схему, в которой отражено, как сочетание каждого из критериев дает нам легкость в чтении и запоминании или, наоборот, воспринимается нами очень тяжело.

Теперь вы понимаете, что все виды информации по своему восприятию разные. Какой вывод из этого можно сделать? Не относитесь ко всей информации одинаково строго. Сложная и новая для вас информация, изобилующая терминами, абстрактными понятиями и закрученными словесными конструкциями читается медленно и усваивается плохо. Не требуйте от себя запомнить эту информацию быстро.

Чаще всего все проблемы возникают именно при работе со сложной и новой информацией. Что же можно сделать?

Как усвоить информацию сложного содержания

1 — Ставить цель чтения. Об этом мы подробнее говорили в прошлой статье о . Сама постановка цели уже способствует тому, что ваш мозг ищет в тексте то, чего вы хотите. Вы капитан корабля, задайте цель вашего морского путешествия.

2 — Если ваша цель — понять ключевой смысл, основные мысли и идеи, то действуйте по алгоритмам работы с информацией. Спиральный алгоритм (), дифференциальный алгоритм, интегральный алгоритм. Потренируйтесь их использовать на 10-15 текстах и после этого вычленение основных идей у вас будут получаться почти автоматически. Задача капитана в том, чтобы каждый член команды делал то, что он умеет делать, чтобы достичь общей цели.

3 — Для того, чтобы облегчить восприятие новой информации, найдите по этой теме небольшие данные «для чайников». Простое и краткое изложение основных идей. А уж потом принимайтесь за более сложные вещи. Капитану нужна карта новой местности, чтобы сориентироваться, куда плыть. Без карты в новом месте легко заблудиться.

4 — Увеличивайте образность текста. Пытайтесь представить в картинках, звуках и ощущениях тот материал, который читаете. Даже если он очень абстрактный. Придумывайте образы на основные термины и понятия. Любой капитан знает неповторимые и запоминающиеся элементы местности (чудные горы или скалы, особая необычная бухта или три маленьких острова, стоящих в ряд). Именно они как маячки, помогают ориентироваться в водах мирового океана и не сбиться в пути.

И тогда ваш корабль познаний достигнет своей намеченной цели.

Применение информации

Это не все, но самые первые упражнения, которые помогут вам разобраться в сложном материале. Что же делать дальше? Как же усвоить информацию полнее? Конечно же применять.

Что можно сделать?

  • Если это возможно, то сразу примените совет, измените что-то в своем поведении, воплотите физически в действии то, о чем прочитали.
  • Если не возможно воплотить идею прямо сейчас, то запишите план внедрения ваших новых действий.
  • Перескажите то, о чем прочитали. Безумно действенный метод. Особенно он эффективен тогда, когда вы заранее знаете, что будете пересказывать.
  • Выпишите цитату или интересную мысль, если она вам понравилась.
  • Сделайте конспект или интеллект-карту материала. Это поможет как структурировать материал, так и запомнить его.

Итак, я написала уже столько советов, что вы будете не в состоянии применить их все сразу. Поэтому на этом заканчиваю, чтобы вы могли усвоить материал и начать его применять в жизни. Очень надеюсь, что эти советы помогут вам лучше усваивать информацию.

В следующий раз мы продолжим тему, а пока у вас есть время усвоить информацию про усвоение информации .

До встречи!

Данная статья входит в цикл статей о работе с информацией

2. Как усвоить информацию [вы ее только что прочитали]