Проект по правовому воспитанию для школы. Проект по правовому воспитанию старших дошкольников "откуда мы родом". Продукт проектной деятельности

г. Тамбов.

«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши

не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,

как наши чувствования: в них слышен характер

не отдельной мысли, не отдельного решения,

К. Д. Ушинский

Актуальность проблемы

Правовое воспитание детей и защита их прав - это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:

-социально -экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;

Институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;

Снижается воспитательный потенциал семьи .

В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты » - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.

Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности , связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления , военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети - это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их ?

Цель и задачи проекта

Цель проекта - сформировать азы социально -нравственного сознания и правовой культуры дошкольника .

Задачи проекта :

1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности ;

2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека ;

3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод , ответственности;

4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека , формировать основы толерантности;

5. воспитывать любовь к семье , родному дому, детскому саду, городу;

6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

Участники проекта :

старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги

Планирование реализации проекта

Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями

Цикл занятий:

«Мой дом - моя семья»,

«Улицы родного города»,

«Моя Родина - Россия».

Беседы на социально - нравственные темы .

Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.

Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).

Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).

Детский кружок «Изучаем свои права ».

Оформление альбомов:

«Наши права »,

«Моя семья»,

«Мой город»,

«Моя Родина».

Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:

«Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,

«Новый сквер»,

«Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,

«Знаете ли вы своего ребёнка?».

Изучение социального статуса семьи .

Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».

Мини-проект детей - родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»

Выставка плакатов-проектов

«Каким я бы хотел видеть наш город».

«Земля - планета, на которой мы живём».

Родительское собрание «Я и мой ребёнок».

Устный журнал «Растим патриотов».

Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка ».

Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.

Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я - счастливая семья», «Я люблю свой город».

Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка

«Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка », Закон «Об образовании».

Семейная диагностика.

Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта . Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.

Консультации.

«Факторы риска нарушения прав детей ».

Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».

Педагогический совет.

«работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».

Работа творческой группы.

Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».

Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».

Деловая игра «Знаем ли мы права детей

Диагностика профессиональных качеств педагогов.

«Стиль общения с детьми».

«Какой Вы воспитатель

Семинар-практикум

«Охрана прав и достоинства ребёнка».

Этапы реализации проекта

Проект носит долгосрочный характер - 1 год.

1. Информационно-подготовительный.

Изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.

Заключение договоров с социокультурными организациями ;

Проведение диагностического этапа исследования;

Изучение отношения родителей к социально нравственному , правовому воспитанию детей ;

Деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей

2. Поисково-внедренческий.

Семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;

Театрализация, досуги, игры;

Составление генеалогического дерева своей семьи;

Продуктивная деятельность детей;

Изучение прав в кружке «твои права »;

Конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;

Мини-проект «Великие имена»;

Акция «Добрые дела»;

Оформление альбома «Моя семья», «Мой город».

3. Рефлективно-обобщающий.

Презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;

Оформление стенда для родителей «Дети имеют права »;

Выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;

Выступление на форуме «С чего начинается Родина?»

Выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;

День открытых дверей ко Дню семьи.

Управление обеспечения проекта

Использование методической литературы.

Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права », «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».

Оценка эффективности проекта

Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.

Анкетирование.

Мониторинг.

Положительная оценка коллег и родителей.

Предполагаемые результаты проекта

Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.

Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.

Перспективы реализации проекта

Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания , чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.

Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.

Результативность

1. Сформированы первоначальные азы правового сознания .

2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.

3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.

4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.

Проектная работа

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Старший воспитатель МБДОУ № 20 "Ёлочка" г. Зеленодольска РТ

Вахрамеева Ф.В.

1. Введение.

Человек должен знать свои права и уметь уважать права других людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо с дошкольного возраста. С детства нужно развивать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Практическая ценность проекта заключается в том, что он даст возможность формирования активной жизненной позиции у детей, пробудит желание к самосовершенствованию.

Цель: формирование правосознания ребенка.

Задачи:

    Познакомить детей с основными документами по защите прав человека;

    Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;

    Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);

    Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
    активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора;

    Провести разъяснительную и информационную работу с педагогами и родителями по соблюдению прав ребенка.

Ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что в процессе реализации проекта:

    Повысится уровень правовой культуры родителей.

    Сформируется организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.

    Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники: дети 4-7 лет, педагоги, родители.

Подходы педагогического коллектива: комплексный, средовой, интегрированный, информационный.

2. Этапы проекта.

Организационный этап.

Определены формы работы:

1. Анкетирование родителей.

2. Проведение обучающих семинаров для педагогов.

3. Организация работы с детьми на базе группы правовой направленности.

4. Принятие правового календаря.

5. Проведение групповых родительских собраний.

6. Освещение вопросов правовой культуры на сайте ДОУ.

Составлен перспективный план реализации проекта, включающий в себя:

Работу с воспитанниками,

Работу с родителями (законными представителями),

Работу с педагогами.

Изучена литература, пополнена библиотека педагогического кабинета по данному направлению:

Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Сост. Р.А.Жукова.- ИТД "Корифей". - 112 с.

Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.

Правовое воспитание. организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А.Харитончик. - Учитель, 2009. - 228 с.

Журнал "Дошкольная педагогика" - № 5 - 2011, № 9 - 2011.

Журнал " Воспитатель ДОУ" - № 6 - 2008, № 12 - 2012, № 1 - 2013, № 4 -2013, № 2 - 2014, № 7 - 2014.

Журнал "Дошкольное воспитание" - № 8 - 2014.

Журнал "Управление ДОУ" - № 6 - 2002, № 3 - 2005, № 3 -2010, № 6 -2013.

Журнал "Справочник старшего воспитателя" - № 6 - 2010, № 6 - 2012.

Продуктивный этап:

Примерный перспективный план

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации прав ребенка»

Январь

Воспитатель

Обновление документов в приемных групп

Январь

Заведующий

Старший воспитатель

Оформление информационного стенда о проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО Российской Федерации» в фойе детского сада.

Февраль

Старший воспитатель

Республиканский семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей ДОУ ЗМР РТ по теме Правовое воспитание детей в условиях ДОУ» (из опта работы)

Апрель

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Анкетирование родителей по проблеме охраны прав ребенка в семье.

Май

Воспитатели группы

Газета МБДОУ «Ёлочка» на тему «Дети и их права»

Май

Воспитатели групп

Май

Музыкальные руководители, инструктор

воспитатели.

Проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей.

Июнь

Старший воспитатель

воспитатели групп, специалисты.

Реализация образовательной деятельности с детьми в группах.

Октябрь – май

Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп.

Проведение конкурса «Лучший правовой уголок»

Ноябрь

Заведующий

Старший воспитатель

Члены комиссии

Оформление презентации об опыте работы ДОУ по правовому воспитанию детей.

Ноябрь

Воспитатели

Обновление страницы сайта детского сада о реализации проекта.

Декабрь

Старший воспитатель

Презентативный этап:

Материал обобщен:

на муниципальном семинаре Клуба молодых специалистов г.Зеленодольска,

материалы семинара размещены в сборнике МОиН РТ, УО ИК ЗМР РТ "Путь к мастерству",

на республиканском семинаре-практикуме для старших воспитателей и воспитателей ДОУ ЗМР РТ по теме Правовое воспитание детей в условиях ДОУ». Семинар был высоко оценен коллегами: старшими воспитателями, воспитателями, педагогами-психологами. Многие педагоги взяли на вооружение формы работы с родителями.

Заключительный этап:

За 2 года реализации проекта:

    Проведены консультации по темам:

    «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения».

    «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» и другие.

    Проведен педагогический совет на тему «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста».

    Семинары-практикумы по статьям Конвенции о правах ребенка.

    В педагогическом кабинете оформлен раздел методической литературы по правовому воспитанию дошкольников.

    С детьми проводились беседы «Моя семья», «Мое имя» и т.д.

    Ежегодные праздники в «День защиты детей», игровые занятия, посвященные «Всемирному Дню ребенка»

    Завершен проект «Корни каждого – в историях и традициях семьи»

    Реализован проект «Я - гражданин Зеленодольска».

    Оформлены «Правовые уголки» в приемных групп.

    Проведено анкетирование родителей «Защита прав ребенка в семье», «Воспитание у детей поликультурности». Обработав анкеты, выяснилось, что родители неравнодушны к данной проблеме. Родители осознают, что нарушение достоинства ребенка приводит к психологической травме.

    Подготовлены и проведены собрания на темы:

    «Родителям о правах детей»

    «Дети и их права»

    «Правовое воспитание детей»

    «Защита прав и достоинств ребенка».

    • В 2013 году создана профильная группа № 11.

    На сайте детского сада открыта проектная страница.

Заключение.

Образование в области прав человека предполагает не только овладение информацией о самих правах и способах их реализации. Чрезвычайно важно сформировать эти права. Задача педагогов – организовать работу в учреждении в соответствии с международными нормами прав ребенка, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, (мы регулярно проводим социальный опрос и оформляем социальные паспорта семей групп, есть уполномоченный по охране прав детства) в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей.

Приложение:

Консультация для воспитателей

«Как познакомить детей дошкольного возраста

с Конвенцией о правах ребенка».

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., стало предметом пристального внимания педагогов буквально в последние несколько лет. Можно сказать, что в нашей стране и в системе дошкольного образования сделаны только первые шаги в этом направлении.

Знакомство самих детей с их правами это – сложная работа. Сложность связана, прежде всего, с трудностью осознания ребенком дошкольного возраста абстрактного понятия «право».

Работу можно построить на хорошо знакомой сказке А.Толстого «приключения Буратино», составив на ее основе «сказку на новый лад» - продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам их Страны Дураков, в которой никто не имеет представления о правах человека, а тем более – о правах детей. Кроме того можно разработать серию демонстрационных плакатов, с помощью которых можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. На плакатах изобразить сказочных антропоморфных животных (а не людей или детей), которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей.

Детей нужно знакомить со следующими статьями:

    Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

    Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

    Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

    Дети имеют право на медицинский уход.

    Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

    Дети имеют право на отдых.

    Дети имеют право на бесплатное образование.

    Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

    Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

    Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедывать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

    Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Главная цель : дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о Конвенции о правах ребенка, познакомить с основными правами ребенка.

Программу можно построить на блоках, органично связанных друг с другом:

    Билль о правах ребенка.

    Ребенок в мире взрослых.

    Быть здоровым – мое право.

    Ребенок и культура.

    Первые шаги в социальном мире.

Каждая тема преподносится детям в игровой форме.

Параллельно должна вестись работа с родителями: анкетирование, которое позволит выявить отношение родителей к нарушению прав ребенка, юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность. Проведение проектов по проблеме защиты прав ребенка. Организовать дискуссионные, интеллектуальные клубы и гостиные для родителей по обсуждению статей Конвенции, метолов и приемов доступного преподнесения материала ребенку.

Планируется и проводится работа с детьми вне основных проблемных занятий, включающая в себя предварительную (предшествующую) и последующую работу. Предварительная работа включает в себя чтение литературных произведений, раскрывающих смысл некоторых статей, постановку спектаклей, экскурсии и т.п. А последующая работа – подготовку и презентацию проектов, оформление «своей» Конвенции о защите прав ребенка и т.п.

Тезис: Дети имеют право на медицинский уход.

Занятие «Если что у вас болит, вам поможет Айболит».

Задачи: сформировать у детей представления об условиях сохранения и укрепления здоровья.

Художники

Композиторы, музыканты, певцы

Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и приносит пользу для здоровья

Клоуны, актеры

Создают хорошее настроение

Физкультурники, тренеры

Проводят физкультурные занятия и спортивные тренировки, позволяющие сохранить здоровье.

Тезис: Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Занятие «Цветик-самоцветик».

Задачи: помочь детям научиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки по собственной воле в отношении детей-инвалидов (по сказке «Цветик-семицветик»).

Дети вместе с педагогом заполняют волшебные лепестки и собирают Цветик-семицветик:

2-й лепесток – делиться игрушками;

3-й лепесток – относиться с уважением, не смеяться, не убегать, не дразнить;

4-й лепесток – помогать передвигаться (в коляске или переводить через дорогу);

5-й лепесток – помогать одеваться;

6-й лепесток – рассказывать смешные истории;

7-й лепесток – делать подарки.

ПРАВОВОЙ ЛИСТОК

Календарь правовых дат:

XXI век – Век ребенка

В числе первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н.Вентцель и Януш Корчак, активно боровшиеся против насилия над личностью ребенка. К.Н.Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Примечательно, что много позже провозглашенные им идеи, права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. «Декларация о правах ребенка» принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. Декларация – это заявление от имени государства, правительства, организации, торжественное провозглашение основных принципов, а так же документов, в котором они изложены.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «мировой конституции прав ребенка» - «Конвенции о правах ребенка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах ребенка была подписана 61 страной. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка 13 июня 1990 г., а 14 июля того же года она вступила в силу для Российской Федерации. Международный год ребенка, отмечавшийся в 1979 г., способствовал созданию документа на основе более прочных юридических гарантий и норм. Таким документом стала Конвенция ООН о правах ребенка, на разработку и принятие которой потребовалось целых 10 лет.

24 июля 1998 г. в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года. К моменту его принятия отдельные права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции РФ, в гражданском и Семейном Кодексах РФ.

Анкета для родителей детей 6-7 лет

«Воспитание у детей поликультурности»

Уважаемые родители просим Вас ответить на вопросы анкеты:

    Считаете ли Вы важным и необходимым рассказывать ребенку о стране, в которой он живет?

    Считаете ли Вы важным и необходимым говорить ребенку о его национальной принадлежности?

    В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о своей национальной принадлежности?

____________________________________________________________

    В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о других национальностях?

________________________________________________________________

    Как вы понимает е термин «поликультурность»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кому принадлежит ведущая роль в воспитании поликультурности у детей? ____________________________________________________________

    Считаете ли Вы возможным пребывание в одной группе детского сада с Вашим ребенком воспитанников разных рас, национальностей, вероисповедания?

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

"Права ребенка"

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалость не корите.

Ни родитель и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодня – это «модная» тема.

Сейчас выпускается множество книг, затрагивающих тему о правах ребенка. Но это мало способствует изменению правовой культуры, которой наше государство, к сожалению, не может похвастаться. Изменить эту ситуацию могут только реальные дела.

И этим реальным делом в нашем детском саду является проектная работа в рамках проекта ЮНЕСКО «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Сегодняшнее время ставит конкретные задачи перед сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, которые обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

«Дети не будущие личности: они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» (Януш Корчак).

Календарь правовых дат

21 век – Век ребенка

В числе первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Примечательно, что много позже провозглашенные им идеи, права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «мировой конституции прав ребенка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах ребенка была подписана 61 страной. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка 13 июня 1990 г., а 14 июля того же года она вступила в силу для Российской Федерации. Международный год ребенка, отмечавшийся в 1979 г., способствовал созданию документа на основе более прочных юридических гарантий и норм. Таким документом стала Конвенция ООН о правах ребенка, на разработку и принятие которой потребовалось целых 10 лет.

Следует обсудить, чем Конвенция отличается от Декларации.

Характеризуя Конвенцию о правах ребенка, надо иметь в виду:

    Ее уникальность. Ведь это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми.

Документ содержит 4 основных документа, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

    Ее социально-нравственное значение. Этот документ базируется на примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым признакам.

    Ее педагогическая роль. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить свои взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.

Конвенция – это правовой документ высокого международного стандарта.

24 июля 1998 г. в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». К моменту его принятия отдельные права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции РФ, в гражданском и Семейном Кодексах РФ.

Значение Конвенции состоит и в том, что в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Задания для педагогов:

    Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка:

а) Федору Михайловичу Достоевскому

б) Антону Павловичу Чехову

в) Максиму Горькому

    В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

б) в 1959 г.

    В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

в) в 1989 г.

    Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет (ст. 2)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

    Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители

в) члены правительства

    На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство (ст. 20)

7. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)

в) которая не соответствует интересам и склонностям ребенка

    Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

а) чувства страха перед наказанием

б) осторожности в реализации своих желаний

в) чувства достоинства и значимости (ст. 40)

9.ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

б) 18 лет (ст. 1)

10.Правомерно говорить, что:

а) есть такие права ребенка, которые важнее других

б) права ребенка неделимы

в) права взаимодействуют и подкрепляют друг друга.

11.Право ребенка на сохранение своей индивидуальности включает:

а) предпочтение определенного рода занятий;

б) гражданство (ст. 8)

в) имя и семейные связи

12. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если:

а) материальное благополучие семейной пары из другой страны несравненно выше, чем достаток семьи, которая могла бы обеспечить воспитание ребенка в стране его происхождения;

б) обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным (ст. 21).

13. Каждый ребенок имеет право на:

а) самый высокий уровень жизни в стране

б) уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

в) карманные расходы.

Елена Гавриленко
Проект по правовому воспитанию «Правовой ликбез»

Тема проекта : «Правовой ликбез »

Актуальность темы проекта

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребёнка. Необходимо приучать дошкольников соблюдать правила , помогающие жить дружно : не обижать друг друга, помогать друг другу, знать свои права и уметь уважать права других людей . Знание прав - щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Обладание правами даёт ребёнку возможность само реализоваться, раскрыться как личности. Что знают дети о своих правах ?

Данный проект призван систематизировать знания детей и их родителей основных прав и обязанностей (в доступной форме, с привлечением наглядного материала) .

Цели и задачи проекта :

Цель проекта : Формирование у детей правовой компетентности , понимание и осознание своих прав и свобод , на основе Конвенции ООН о правах ребёнка .

Задачи проекта :

1. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребёнок – Семья – Социум» ;

2. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения ;

3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

4. Формировать чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово, осознания своих прав и свобод ;

5. Активизировать словарь ребёнка в связи с расширением его кругозора;

6. Воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к достоинству и личным правам другого человека .

7. Отработать систему повышения уровня правовой культуры родителей и приобщить к участию в жизни д/сада, через реализацию проекта «Правовой ликбез » .

Вид проекта : информационно – практический.

Участники проекта : дети подготовительной группы и их родители.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Срок реализации проекта : сентябрь – май.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный :

Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта ; изучение и анализ научно-популярной и художественной литературы для детей; наблюдения, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые) . Подбор иллюстраций, дидактических игр.

Консультация для родителей «Роль семьи в правовом воспитании ребенка » .

2 этап – основной :

Беседы : «Какой он, воспитанный человек , «Что такое праздник?» , «как играть веселее одному или с ….?» , «Какие бывают поступки?» , «Как можно знакомиться?» , «Расскажи о своей любимой игрушке (игре, занятии и другое) ».

Чтение стихов, пословиц, сказок, мораль которых формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм :

Право на жизнь и свободу : «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок» , «По щучьему веленью» , «Морозко» .

Право на медицинское обслуживание : «Айболит» К. И. Чуковский.

Право на жизнь и свободу выбора : русская народная сказка «Царевна лягушка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

Право на личное имущество , защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Право на неприкосновенность жилища и имущества : В. С. Михалков «Три поросёнка» , М. Пляцковский «Как две лисы нору делили» , русские народные сказки «Три медведя» , «Заюшкина избушка» , Н. Носов «Огурцы» .

Право свободно передвигаться и выбирать место жительства : В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница» , А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» , «Двенадцать месяцев» , «Морозко» , Ш. Перро «Золушка» .

Право на труд : русская народная сказка «Репка» .

Право искать убежище от преследования в др. странах : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу : «Лягушка-путешественница» .

Право на свободное мнение и уважение другого : М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать» , К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» .

Игры и тренинги :

«Семья – 7 Я!» , «Маленькие дизайнеры» , «Ласковые имена» , «Разноцветный букет» , «Комплименты» , «Семейный альбом» , «Солнечный зайчик» , «Пирамида Любви» , «Согласование действий» .

«Свеча» , «Придумай для других хорошие слова» , «По мотивам сказки Кот, Лиса и Петух» , «Удиви товарища» , «Встреча гостей и хозяев» , «Ссора» , «Как вести себя при прощании» .

Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей :

«Обратись по имени» . ПС,: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя .

«Я имею право… » ПС.: дать правовые знания .

«Я не должен…» ПС.: разграничивать понятия «могу» , «должен» , «хочу» ; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

«Кто права нарушил ПС.: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права . Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права .

«Колобок» ПС.: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

Спортивные игры :

«Карусели» , «Русские горки» , «Хлибчик» , «Кулачки и ладошки» и «Найди пару» .

Познавательная деятельность

«Учимся сотрудничать» ПС.: формировать навыки коллективной деятельности; воспитывать умение считаться с мнением и интересами других, справедливо разрешать споры и конфликты; помочь детям осознать и принять правило : «мы дружные ребята, не ссоримся, радуемся успехам товарища» .

«Ты скажи мне, как тебя зовут?» ПС.: познакомить детей с правом каждого человека на имя; дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.

«Где эта улица, где этот дом?» ПС,: закрепить знание детьми своего домашнего адреса; помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой домашний адрес.

«Большая семья» . ПС.: закрепить знания детей о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.

«Игралочка – чудесная страна» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на игру, расширять представления о важности периода детства, закрепить знания об их правах и обязанностях .

«Мой детский сад» . ПС.: уточнить знания детей о праве каждого человека на образование, помочь понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование чрезвычайно важно и интересно.

«Мое свободное время» . ПС.: формировать у детей представление о свободном времени и его использовании. Помочь ребятам осознать свое право на отдых .

«Мой уголок» . ПС.: дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого человека нужны хорошие условия : дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта. Подвести детей к пониманию того, что дом, одежда, игрушки необходимы детям так же и для осуществления их прав на уединение и собственность.

«Мое любимое занятие» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на выбор любимого занятия. Развивать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.

«Кто где живет» . ПС.: познакомить детей с разными странами и народами.

Литература : С. Козлова «Мы имеем право » .

Продуктивная деятельность.

Тематика по изобразительной деятельности : «Автопортрет» , «Портрет друга» , «Любимый герой» , «Мой дом» , «Мой любимый уголок» .

3 этап – заключительный :

Оформление выставки детских работ «Портрет друга» , фотоальбома «Мы – друзья» ;

Изготовление лепбука «Мои права и обязанности » ;

Театрализованное представление «Мы тоже имеем права » . Литература : С. Козлова «Мы имеем право » стр 175.

Краевое государственное казенное образовательное

учреждение для детей–сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 21»

Социально педагогический проект

по правовому просвещению воспитанников детских домов

Васильева Анжела Николаевна

социальный педагог

КГКОУ Детский дом 21

2013

Пояснительная записка

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений общественного воспитания. Одним из важнейших вопросов успешной постинтернатной адаптации является правовая компетентность выпускников детских домов. Разработку проекта по правовому просвещению воспитанников детских домов обусловили следующие факторы: социальная актуальность и педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая база.

Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Анализ результатов анкетирования воспитанников, бесед показали, что дети в недостаточной степени знакомы со своими правами, безграмотно защищают противозаконные поступки той микросреды в которой жили до поступления в детский дом. В некоторых случаях собственный опыт ребенка имеет случаи негативной окраски.

Основная стратегия моей деятельности: дать необходимые знания по формированию устойчивой правовой грамотности.

Проект: «Лесенка прав и обязанностей»

Цель проекта: способствовать формированию у детей, воспитывающихся вне семьи осознанного отношения к своим правам и обязанностям в соответствии с восхождением на каждую ступень правовых знаний, исходя из возрастных особенностей развития личности.

Задачи проекта:

Формирование активной жизненной позиции;

Содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков;

Ознакомление с основными документами по защите прав детей, с Российским законодательством, отраслями права, устройством государства;

Обучение применения норм законов в реальной жизни;

Оказание помощи в поисках достойного выхода из сложных жизненных ситуаций.

Участники проекта: воспитанники, проживающие в детских домах.

Кадровое обеспечение проекта: педагогический коллектив учреждения.

Тип проекта: социально-педагогический, долгосрочный.

Проблемно-ориентированный анализ:

Правовая некомпетентность относится к характерным затруднениям выпускников в период постинтернатной адаптации.

Актуальность правового воспитания на современном уровне объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны и т.д.). Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, и в первую очередь воспитанникам детского дома, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Особую обеспокоенность вызывает распространенность алкоголизма, наркомании среди подростков. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей. Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста, с самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь, и продолжать на протяжении всего периода взросления воспитанника, более углубленно изучая нормативно-правовые документы: семейный, административный, гражданский, уголовный, жилищный кодексы и т.д.

Защищая будущее выпускников, мы пытаемся предотвратить потерю ребенком жилья, прав и свобод, придерживаясь правила: «Незнание законов – не освобождает от ответственности».

Проект «Лесенка прав и обязанностей» предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию подрастающего поколения. К реализации проекта привлечены педагоги учреждения, правоохранительные органы, общественные и молодежные организации.

Описание проекта:

стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Проект обеспечивает владение информационно – правовыми знаниями детей-воспитанников детского дома. Проект рассчитан для воспитанников от 7 до 16 лет, но в данный момент реализуется для детей 7-11 лет, т.к. учреждение только в следующем году будет воспитывать детей младшего и среднего звена.

Поставленные цели решаем через проведение бесед, обзоров, ролевых игр, театрализации, выступление агитбригад обсуждения книг, статей правовой тематики. Исходя из особенностей психофизиологии данного возраста наиболее эффективная форма изложения – это сказки, истории, рассказы. В рамках проекта проводятся конкурсы сказочных историй, рассказов и плакатов на тему «Я – ребенок, я – человек, я - гражданин», выпуск тематических закладок, буклетов, разработка и внедрение игровых электронных технологий.

Формы и методы работы с детьми были выбраны, с учетом специфики жизни в детском доме, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали: словесные, наглядные (демонстрация плакатов), использование карманных книжек, карточек (иллюстраций); использование технических средств – проектор, компьютер; просмотр кино- и телепрограмм); практические (игры, анализ и решение противоправных ситуаций, социальные экскурсии).

Особое внимание уделено форме театрализованных представлений, особенностью, которых является привлечение воспитанников для обыгрывания нужного материала. Проведение работы по усвоению правового материала проходит в двух направлениях:

с детьми, которые демонстрируют, инсценируя нужный материал, т.к. они проживают это, пропуская через себя,

с ребятами, для которых проводятся эти занятия, в процессе чего им приходится вспоминать изученное ранее, соотносить факты, ассоциировать себя с героями, отвечать на вопросы, а значит думать.

Рабочий план реализации проекта

I этап:

Организационная работа:

Создание условий для проведения проекта;

Сбор методических материалов для проведения мероприятий;

Подбор электронных пособий;

Составления плана.

II этап:

Реализация проекта:

Проведение бесед, ролевых игр, конкурсов, социальных экскурсий;

Издание наглядно - зрительных пособий для проведения мероприятий с воспитанниками: «Конвенция ООН» в стихах и картинках, карточки и раскраски для индивидуальной работы и закрепления материала;

Издан ие "Справочник а ребенка", содержащ его алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.

Создание мультимедийных электронных игр;

Сроки реализации проекта: 2011-2016 года

Цикл познавательных бесед: «Права ребенка – твои права»

Цели:

Обобщить знания об основных правах ребёнка;

Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

Выработать правила поведения;

Воспитать нравственные качества личности воспитанника;

Познакомить с возрастом наступления уголовной ответственности;

Углубить знания об уголовном наказании несовершеннолетних;

Создать представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;

п/п

- право на гражданство; - право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов; - право посещать детский сад; - частичная дееспособность; - право посещать школу; - право самостоятельно заключать: - мелкие бытовые сделки; - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями; - право выражать свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода; - право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы; -право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

Право вступать в детские общественные объединения.

- обязанность иметь паспорт гражданина Российской Федерации; - право на совершение сделок (с письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов); - право распоряжаться своими доходами; - право авторства произведения; - право на открытие вкладов в кредитных учреждениях; - право на трудоустройство в свободное от учебы время (с согласия одного из родителей); - право требовать отмены усыновления; - право управлять велосипедом при движении по дорогам; - право вступать в молодежные общественные объединения. - ответственность по совершенным тобой сделкам; - право на управление мотоциклом, мотороллером и другими видами техники; - право на получение образования; - право на выбор учебного заведения; - право на обучение по общей учебной программе, право на ускоренный курс обучения; - право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений. Обязанности: - соблюдение устава общеобразовательного учреждения; - добросовестное отношение к учебе; - бережное отношение к имуществу школы; - уважение чести и достоинства других учеников и работников школы; - выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Дисциплина в школе;

«Правовая игротека»

п/п

III этап:

Подведение итогов проекта

Проведение исследования «Ребенок и закон»;

Презентация "Справочника ребенка";

Организация круглого стола со специалистами участвовавшими в реализации проекта .

Конкретные ожидаемые результаты

В результате полной реализации проекта:

Системный подход к решению проблемы;

Повышение правовой грамотности и уровня информированности воспитанников;

Формирование нравственно-этического и духовного развития воспитанников;

Умение найти достойный выход из проблемных ситуаций, используя полученные знания;

Формирование нового типа развивающей среды в детских домах для содержательного досуга детей и определения жизненных приоритетов у подрастающего поколения;

В заключении можно сказать следующее, в результате промежуточного исследования, видна положительная динамика освоения воспитанниками правового материала. В ходе полной реализации проекта по правовому воспитанию и формированию правовой грамотности воспитанников детского дома станет их готовность к самостоятельной жизни. Неграмотные в правовом отношении действия могут повредить ребенку, создать угрозу его здоровью и безопасности, нанести ему моральную травму.

Наша работа и знание законов поможет ребенку выбрать достойный способ поведения, правильную ориентацию со всеми социальными институтами.

Литература

    Конвенция ООН.

    Семейный кодекс РФ.

    Жилищный кодекс РФ.

    Уголовный кодекс РФ.

    Административный кодекс РФ.

    Шабельник, Е.С. Ваши права /Е.С. Шабельник.– М.: Вита Пресс, 1996.

    Антонов, В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. – М: Вита-пресс, 1996

    Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.

    Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66.

    Электронный сборник «Школа права – Буратино»/ Центр развития гражданских инициатив-В. 2004.

    Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.

    Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.-С. 115-129.

Используемые Интернет ресурсы:

Тип проекта: социальный проект, отражающий проблемы, волнующие подростков

I этап.

Проблема:

На уроках обществознанческого цикла изучаются вопросы права. Учащиеся знают, что такое право, знакомятся с отраслями права, с основными положениями Конституции РФ, с правами ребенка, имеют представление о правовой культуре. Но в жизни детей возникает множество проблем, связанных с взаимоотношениями со взрослыми людьми, родителями, сверстниками, осознанием своей неполноценности или внутреннего страха.

Тех знаний, которые ребята получают на уроках обществознания, политики и права им недостаточно, так как там познаются только теоретические основы. А как же быть с практическим применением правовых знаний?

Проведя анкетирование, среди старшеклассников школы (272 чел.), по данному вопросу, я получила следующие результаты:

Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что подавляющее большинство старшеклассников не знакомы с основными документами школы - Уставом школы и локальными актами; не знают к кому обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций, как достойно выйти из них. Так же многие не знают своих прав и обязанностей.
Следовательно, учащиеся школы недостаточно грамотны в сфере правовых отношений.

Итак, возникла проблема: низкая правовая культура школьников. Просто знаний по праву недостаточно, нужно нечто более высокое по уровню, более соответствующее сложностям времени, в котором мы живем. Это – овладение правовой культурой. Правовая культура не может быть полноценной без усвоения элементов нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства – являются её основными добродетелями.

Необходимо овладеть основами правовой культуры, юридическими знаниями и развивать правовые чувства (чувства справедливости и уважения к праву), чувство законности.
Овладеть правовой культурой школьников нашей школы, призвано объединение «Правовая служба школы».

Пролема: низкая правовая культура школьников.

Цели проекта:

  • формирование устойчивого правосознания школьников;
  • расширение правовой базы знаний;
  • разрешение конфликтных ситуаций в школе

Задачи проекта:

  • изучить международные и российские законодательные акты, защищающие права и свободы человека.
  • познакомить учащихся с Уставом школы и локальными актами.
  • изучить права и обязанности школьников.
  • улучшить моральный климат в школе.
  • создать страницу в Интернете на школьном сайте «Правовая служба школы».

Ожидаемые результаты:

  • овладение учащимися школы умением практического применения правовых
  • знаний в жизненных ситуациях;
  • формирование в каждом ученике гражданско-патриотической,
  • нравственной позиции, уважение к правам и свободам человека, толерантного
  • отношения к окружающим.

II этап.

Обучение членов команды

Команда Определение обязанностей и их распределение
1. Журба И.В . учитель истории, права, руководитель объединения Руководит объединением учащихся «Правовая служба школы»; проводит теоретические занятия по изучению правовых вопросов; готовит членов службы для проведения единых классных часов.
2. Тушенцова Юлия, председатель объединения Отвечает за посещение объединения «Правовая служба школы»; проводит анкетирование среди учащихся школы; ответственная за проведение классных часов.
3. Грищенко А., 10 «А» кл., Барсегян С ., 9 «Б» кл. редколлегия Один раз в четверть выпускают газету «Вы спрашивали? Правовая служба отвечает!». Раз в месяц выпускают информационный бюллетень.
4 . Миненко К ., 9 А» кл., Ячменева С ., 10 «А» кл. Отвечают за разбор почты «Ящика доверия»
5 . Проценко Е. М., школьный психолог Проводит консультации, тренинги, помогает в разборе почты «Ящика доверия»

III этап .

Разработка системы оценки проекта

  1. Провести тестирование среди членов объединения «Правовая служба школы» по теоретическим вопросам.
  2. На педагогическом совете и советах старшеклассников подводить итоги проведения тематических единых классных часов по формированию правовой культуры школьников.
  3. После каждого проведенного мероприятия, на заседаниях «Правовой службы», проводить анализ проделанной работы, стремиться к высоким результатам.
  4. Наградить учащихся за активное участие в работе объединения почетными грамотами и благодарностями.

IV этап.

Формирование общественного мнения

  1. Выступить на школьной конференции о проблеме низкой правовой культуры школьников и создании объединения «Правовая служба школы». Предложить избрать в состав объединения по два представителя от каждого класса (с 8 по 11 кл.)
  2. Выступить на заседании педагогического совета о значимости работы объединения «Правовая служба школы», регулярно давать информацию об общих проблемах учащихся, поступающих из почты «Ящика доверия».
  3. Вести правовое просвещение учащихся школы и их родителей через систему единых классных часов, родительских лекториев, внеклассных мероприятий.
  4. Привлекать к работе, в период изучения теоретических правовых вопросов, сотрудников правоохранительных органов.
  5. Через газету «Вы спрашивали? Правовая служба отвечает!» раскрывать наиболее значимые вопросы по формированию у учащихся правовой культуры.

Определение необходимых ресурсов:

  • Материальные:
    • юридическая и методическая литература;
    • правовые документы;
    • бумага для офисной техники;
    • краска для принтера;
    • компьютер.
  • Ресурсы социального партнерства:
    • встречи с работниками правоохранительных органов;
    • работа в тесном контакте с психологом школы;
    • получение квалифицированной помощи от юристовпрактиков.
  • Перспективы дальнейшего развития
    • расширение сферы деятельности Правовой службы школы, постановка дополнительных целей и задач, связанных с оказанием всемерного содействия в социализации личности в условиях законности и правопорядка по принципу «Школа – территория закона»;
    • введение Правовой службы в органы школьного самоуправления как министерства Юстиции.

Нормативно-правовая база:

1.Всеобщая декларация прав человека.
2. Конституция РФ.
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Устав школы.
5. Локальные акты школы.
6. Закон «Об образовании».
7. Положение «Об итоговой аттестации учащихся».
8. Кодекс об административных правонарушениях РФ
9. Трудовой кодекс РФ
10.Уголовный кодекс РФ

Список использованной литературы: Великородная В.А., Жиренко О.Е. , Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию» М. ВАКО, 2006.