Гендерный признак пассажира не соответствует выбранному купе. Мужские и женские купе. Что значит мужские и женские купе

Сразу в нескольких регионах России железнодорожники вводят в действие новую услугу. В состав поездов дальнего следования включены специальные вагоны, где мужчины и женщины едут отдельно. Пассажиры получили право выбирать между "мужскими" и "женскими" купе. Наибольшим спросом пользуются билеты в отдельные купе у женщин. Между тем Федеральная пассажирская дирекция ОАО "Российские железные дороги" еще не давала своим подразделениям никаких указаний по изменению в правилах продажи билетов. Местные железнодорожники вводят разделение пассажиров по полам на свой страх и риск. Интересно, что чем дальше рельсы от Москвы, тем меньше желающих продавать билеты мужчинам и женщинам раздельно.
Одними из первых разделять в поездах мужчин и женщин начали кассиры Горьковской железной дороги. Никакой особой социологии железнодорожники при этом не проводили. Просто дали задание кассирам обратить внимание на то, как часто у них спрашивают билеты в купе, где поедут только женщины или наоборот. В результате нововведение заработало в фирменных поездах московского направления - "Ярмарка" и "Нижегородец". Кассиры и работники справочной службы предупреждают людей, что они могут воспользоваться правом ехать в "женском" или "мужском" купе. На стоимость проезда желание ехать в "женском" или "мужском" купе никак не влияет. Кассиры говорят, что особым спросом пользуются "женские" купе. Мужчинам все равно, с кем проводить ночь.
"Это удобно, если пассажиры разных полов не хотят ехать в одном купе. Зачастую женщинам особенно боязно ехать с незнакомыми попутчиками мужского пола. Мы это понимаем. И перенимаем европейские стандарты, которые предусматривают охрану и защиту пассажира", - заявил "Известиям" заместитель начальника ГЖД по пассажирским перевозкам Владимир Каляпин.
Разделение купе по половому признаку уже более пяти лет применяется и в двух фирменных поездах Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, следующих в Москву и Петербург. Сделано это было по инициативе самих пассажиров. "При покупке билетов пассажиры сразу просят разместить их либо в "женском", либо в "мужском" купе, - говорит начальник резерва проводников петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров Михаил Васильев. - Большим спросом такая услуга пользуется у женщин. В "своих" купе им удобнее переодеваться, отдыхать. Спрос на эту услугу большой, но пока мы не можем увеличить количество таких купе".
Между тем руководство компании ОАО "РЖД" в Москве оказалось не готово комментировать действия своих подчиненных. Часть чиновников узнала о "самодеятельности" регионов от корреспондента "Известий". Часть убеждена, что разделение по половому признаку как раз не соответствует мировым стандартам, и только в России до этого додумались. Единственный официальный комментарий дал замглавы Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД" Вячеслав Ершов. Он признал, что вопрос прорабатывается, и отметил, что "технологически продавать билеты отдельно мужчинам и женщинам будет сложно".
Заметим, что на ГЖД технологические вопросы решили самостоятельно. "Компьютерная система "Экспресс-3" работает так, что женщина не может получить билет в "мужское" купе, и наоборот, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы ГЖД Алексей Сяганов. - Кассир просто не видит в списках свободных мест, например "мужские" места, если билет покупает женщина". Впрочем, ГЖД пока остается исключением из правил. Здесь не скрывают, что инициативу дорога проявила без согласования с ОАО "РЖД".
Поддержать эксперимент готовятся Северо-Кавказская и Северная железные дороги. По прогнозу дирекции по обслуживанию пассажиров Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, до половины купе в формируемых на юге страны поездах будут уже в предстоящем году комплектоваться по половому признаку. Начнется эксперимент со скорого поезда N 3 "Кисловодск-Москва", где раздельные купе появятся в вагонах СВ. Северная дорога начнет разделение пассажиров в архангельских поездах.
Зато женщинам Дальнего Востока и Красноярского края, скорее всего, придется ездить по-старому. Из 17 железных дорог России далеко не все заинтересованы в распространении чужого опыта. В частности, на Красноярской железной дороге раздельных купе для мужчин и женщин не будет. "Это неоправданно в первую очередь с точки зрения экономики, - заявили "Известиям" в пресс-службе магистрали. - Красноярская железная дорога - одна из самых протяженных в России. Здесь много крупных станций, где выходит и садится много пассажиров. Не будем же мы говорить людям: у нас нет для вас билета, потому что вы мужчина или женщина. Согласитесь это, по меньшей мере, смешно".
На Дальнем Востоке тоже скептически отнеслись к этой идее. "К нам из Москвы никаких указаний не поступало. Впрочем, я что-то слышал об этой идее, но только посмеялся, - сообщил "Известиям" начальник пресс-службы Дальневосточной железной дороги Геннадий Ведерников. - Все не так просто. Ведь все билеты, будь то в Хабаровске, в Архангельске, в Нижнем Новгороде или в любом другом городе, продаются через единую общероссийскую систему "Экспресс", которая задействована в главном вычислительном центре РАО "РЖД" в Москве. Значит, нужно специальное программное обеспечение".
Отметим, что РЖД перевозят сейчас около 1 млрд. пассажиров в год. На ДВЖД считают, что "рассортировать" всех по нужным купе невозможно. Например, если в купе взяла билеты семейная пара, то на два других места кого к ним подселять - мужчин или женщин? Или не пускать мужа с женой в одно купе и пусть они неделю с востока на запад страны едут по отдельности?! Все эти проблемы должны обсуждаться только руководством ОАО "РЖД".

21/02/2014

Уже 7 лет назад на железных дорогах России ввели право пассажиров на выбор, в каком купе ему ехать – женском, мужском или смешанном. Сейчас, по данным РЖД, правом выбора пользуется только 7 процентов пассажиров, но с каждым годом это количество по чуть-чуть но растет – на 1-2% в год.


О дни эксперты говорят, что сама по себе эта идея была мертворожденной и никому не нужной. Другие - что железная дорога сознательно ограничивает возможность выбора купе.

Как сообщили нам в управлении Октябрьской железной дороги, в каждом поезде дальнего следования, обслуживающего маршруты на Северо-Западе, один купейный вагон выделяется для разбивки его на мужские и женские купе (в плацкартных вагонах такая услуга и не предполагается). И этого одного вагона - вполне достаточно. В 2012 году к услугам пассажиров ОЖД имелись 817 тысяч раздельных купе. Услугу реализовали на 74 процента. В 2013 году из предложенных 900 тысяч мест в купе с признаком «мужское/женское» было реализовано 96%. Если спрос начнет возрастать, под раздельные купе станут выделять больше вагонов. В основном, услуга пользуется спросом на направлениях: Петербург - Москва, Петербург - Адлер и Петербург - Мурманск.

Проще всего выбрать гендерное купе, если бронировать билет на сайте РЖД (операторы в кассах о такой возможности не напоминают - пассажир должен сам проявлять активность). Можно, подобрав поезд, кликнуть схему вагона и сделать то или иное купе мужским (тогда оно будет синим) или женским (красным) - это если купе еще свободны - или присоединиться к уже определившимся в поле.

Удивительно, но по статистике прошлых лет, мужские купе пользуются большей популярностью, чем женские. Мотивации у пассажиров такие: не придется уступать нижнюю полку, женщины болтливы, они чаще едут с детьми.

Психолог Елена Кудрявцева объяснила «Городу 812», почему раздельные купе не пользуются большим спросом: «Потому что организация хромает на две ноги. Я три раза брала билеты специально в женское купе - и моими соседями оказывались три мужика. Грош цена вашей статистике, особенно в той части, почему женщины, мол, не пользуются этой услугой».

Психологическое объяснение этому казусу дал проректор Университета путей сообщения Игорь Киселев:

Разделение по полу в купе людям кажется надуманным и навязанным. Есть такое понятие - хронотоп, то есть единство места и времени, которое обуславливает поведение человека. В метро, например, не курят даже самые заядлые курильщики. У них в голове крепко сидит истина: в метро курить нельзя. Выбор попутчиков в купе - услуга невостребованная, она вступила в противостояние с нашими традициями. Да, в арабских странах даже в метро мужчины и женщины порознь ездят. Но в Европе раздельных купе очень мало.

- Какое новшество, на ваш взгляд, стоило бы внедрить в поездах вместо этого ненужного разделения?

Хотелось бы ввести поезда, из которых меня не будут выставлять в 6 утра. Поезда-гостиницы. Скажем, экспресс «Нью-Йорк - Вашингтон» прибывает в 8 утра, но вы можете не покидать вагон до полудня, как будто это обычный отель. И это освобождает пассажира от необходимости снимать номер в отеле. Скажем, ваши командировочные обязанности закончились в два часа дня, поезд только вечером, гулять по городу холодно. Но если поезд подадут за 3-4 часа до отъезда, можно отправиться туда и сидеть в теплом вагоне… Поезд-гостиница может успешно конкурировать с самолетом, но для этого РЖД должны стать еще богаче, чем сейчас. Нужны дополнительные приемо-отправочные пути, платформы, где этот поезд будет отстаиваться.

- Почему бы не внедрить для начала такую мелочь как розетка у каждого пассажира в купе? Как заряжать телефон?

Это довольно легко достигается в поездах нового поколения, просто у нас их еще мало. А в обычных вагонах сложное электрообеспечение: система питания связана с аккумуляторными батареями, подзаряжается только во время движения. На стоянках и при скорости менее 15 км/ч зарядка не идет… Пока старые поезда не будут вытеснены современными, о розетках забудьте. Довольно легко добиться установки в вагонах кофейного автомата. А вот микроволновок, чтоб получать горячие обеды, у нас не будет. Проще уж наладить снабжение готовыми обедами из вагона-ресторана. Вообще, я сейчас готовлю публикацию серии статей о современных вокзалах: мне кажется, у нас чересчур много попыток создать там всякие излишние удобства, и они не оправдываются.

Идеальный вокзал - тот, которого мы не замечаем: шагнул из вагона метро на перрон - и все… Поэтому меня очень пугает перспектива появления на Финляндском вокзале магазина duty free, единственного железнодорожного магазина в таком роде. Это убьет саму идею скоростного сообщения с Финляндией. Преимущество этого поезда в том, что я могу прийти за 3 минуты до отправления и спокойно ехать. А они заставят приходить на полчаса раньше, чтобы успеть у всех проверить паспорта. Паспортный контроль в самом поезде придется отменить, потому что посещать магазин беспошлинной торговли может только тот гражданин, в чьем паспорте уже стоит штамп о пересечении границы. Значит, сначала у нас будет паспортный контроль, потом для желающих - магазин, а потом уже поезд. Куда логичней, мне кажется, было бы сделать магазин в самом поезде.

7520

Пассажиры по достоинству оценили несколько лет назад введенную железнодорожным ведомством услугу - разделение купе в поездах дальнего следования на мужские и женские. Но вправе ли пассажир требовать обязательного соблюдения этого условия?

Умейте «читать» билеты!

- Кассир сказала, что билет на обратный путь из Москвы с дополнительным сервисом - горячим питанием, чему я был очень рад. Семинар заканчивался поздно, я не успевал перекусить, поэтому очень рассчитывал на ужин в поезде, который отправлялся в 10 часов вечера. Но проводники, разносившие контейнеры с продуктовым набором, меня обошли стороной, сказав, что мой билет без питания. Было очень обидно, от голода я не мог уснуть. Приехав, ругать кассиршу не стал - сам виноват, может, что-то не так понял, да и надо было самому как следует изучить билет, но не всегда понятны обозначения на нем.

Иван СОРОКИН, Сокольский район.

Получив билет в кассе, сразу же проверьте все обозначения, чтобы понять, все ли ваши пожелания учтены. Если вы не желаете, чтобы в стоимость поездки входили дополнительные опции, такие, как горячее питание, напитки, то выбирайте билеты с обозначением 2Л, 2К, 2Д.
Во всех остальных категориях купе оказываются услуги, которые отличаются между собой. Шифр 2Э на РЖД обозначает вагон эконом-класса, в стоимость которого входит постель, горячее питание, чай или кофе, дорожный санитарно-гиенический набор, тапочки и полотенце.
2Б аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
2К предусматривает кондиционер и биотуалет, можно провозить домашних животных, но дополнительные услуги в стоимость не входят.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Надо быть женщиной!

Вообще-то, дело запутанное, давайте разбираться!

Итак, кейс такой: в некоторых вагонах ФПК (основной пассажирский железнодорожный перевозчик, дочка РЖД) можно выбрать место в купе по гендерному признаку. Но систему, видимо, не до конца продумали, поэтому случается такое:

Сегодня муж мой собирался в командировку, скинул мне картинку с таким текстом:

"В этом вагоне 16 свободных мест.

При этом для мужчин доступно только 5 из них. А для женщин – все.

Если 5 мест из смешанных купе выкупят – то мужчины не смогут уехать. И это при наличии свободных мест".

В общем, меня ситуация заинтересовала, и я попробовал узнать, как обстоят дела с покупкой билетов в такие вагоны.

Захожу на сайт РЖД, делаю вид, что хочу купить билет из Екатеринбурга в Новосибирск. Поезд №100Э Москва – Владивосток, вагон №9, отправление 19 декабря в 12:10. И что я вижу? Оказывается, свободные купе можно обозначить как мужские. То есть мужчины при желании и должной оперативности тоже могут захватить почти весь вагон и не пустить к себе в купе женщин. Поэтому исправление, предложенное пользователем в комментарии выше, было бы очень кстати. Пусть система запрещает помечать свободные купе как М или Ж, пока в тех купе, что уже отмечены как М или Ж, ещё есть свободные места. Когда такое купе заполняется, М или Ж "перескакивает" на свободное купе, и так далее.

Теперь едем из Москвы в Казань. Поезд №076Э Москва – Нерюнгри, вагон №9, отправление 13 декабря в 13:10. Здесь два мужских купе, три женских, остальные смешанные. Поскольку оба мужских и одно женское купе в этом вагоне полностью свободны, делаем вывод, что их помечают как М и Ж не покупатели билетов, а сама ФПК.

Решил заглянуть в двухэтажный вагон. Поезд №024М "Москва – Казань", вагон №6, отправление 13 декабря в 23:08. Здесь уже сами пользователи назначают гендерный признак свободных купе. И происходит как раз то, чего опасались пикабушники. Например, 9-е место занято, а 10, 11 и 12 свободны. Но если ты мужик, ты не сможешь купить билет на одно из них.

Можно выбрать место в смешанном купе...

Либо самому назначить гендерный признак, если купе ещё пустое. Но чисто мужских купе в этом вагоне пока нет. Видимо, это потому, что многим мужчинам больше нравится ездить в купе с девушками, чем с другими мужчинами.

Кстати, нашёл ещё один баг. Сейчас система РЖД позволяет мужчине купить место в женском купе, если при заполнении личных данных он укажет, что он женского пола)))

Понятно, что при рассадке женщины выгонят непрошеного попутчика из купе, либо его пересадит проводник, но странно, что этот момент не продумали. Наверное, должен быть какой-то анализ по ФИО пассажира, чтобы система не позволила ввести ему неверные данные. При этом пометить пустое купе как женское почему-то не получается, то есть какой-то запретительный алгоритм всё же существует. Но как быть, если человек ощущает себя женщиной в теле мужчины? Ладно, ладно, мы же в России, у нас тут о таком не то что говорить – даже думать не принято. ;)

В целом ситуация не кажется мне какой-то вопиющей. Во-первых, услуга выбора мужского или женского купе работает, как правило, только в одном вагоне на состав. Во-вторых, надо просто допилить систему – и всё будет нормально.

Но что вы думаете насчёт дискриминации? Мужчины, нарушают ли женщины ваши права? Не охуели ли они захватывать себе купе и ездить в них в одиночку?

Женщины, нарушают ли мужчины ваши права? Не охуели ли они присваивать купе статус "смешанное" и харассить вас по полной, угощая чаем с лимоном и финским сервелатом?

Пишите в комментах!