Рассуждения путь васи к правде и добру. Сочинение на тему "путь васи к добру и правде". Несколько интересных сочинений

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


«Путь Васи к правде и добру».

Цель: работа по развитию речи учащихся; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока.

1.Организация рабочего места.

Проверка д/з «Выставка рисунков».

2. Подготовка к написанию сочинения.

Тема «Путь Васи к добру и правде»

Беседа:

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более чёткого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: “...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом”. Говорить “вернула добрые отношения с отцом” - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились, и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: “Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе”. Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.

3.Идея сочинения.

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

- Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

План.

1.Вася-герой повести в «В дурном обществе».

2.Путь Васи к добру и правде.

3.Дружба с обездоленными детьми в жизни Васи.

Итог урока. Рефлексия.

Д/З написать сочинение.

По повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

В жизни каждого человека происходит множество разных событий. Они приносят нам как положительные, так и отрицательные эмоции. Но можно ли извлечь верный нравственный урок из того, что ты встречаешь на своем жизненном пути? Попытаемся найти ответ на этот вопрос на страницах книги Короленко «В дурном обществе».

Мальчик Вася, главный герой рассказа, за свою жизнь в городе Княжье-Вено видел
много пугающих вещей. Ведь он столкнулся с жизнью так называемого «Дурного общества», которая была совсем не легка.

Дурным обществом называли в его городе людей, которые не имели собственного дома и жили в подземелье около часовни. Все они с трудом перебивались ворованной едой и в целом влачили достаточно жалкое существование.

Главный герой знакомится с Марусей и Валеком, детьми главы «Дурного общества», живущими с людьми из подземелья. В них мальчик находит новых друзей, которые были ему так необходимы. Общаясь с детьми Тыбурция, Вася понимает, что жизнь этих людей трудна и часто безрадостна. Но они совсем не плохи и даже во многом более порядочны, чем другие горожане. Особенно сильное впечатление на мальчика производит тот факт, что Валек ворует еду, чтобы прокормить себя и сестру.

Видя, как нелегко приходится новым друзьям, Вася помогает им всем, чем может: приносит яблоки, часто играет с ними на горе, морально поддерживает ребят. Он твердо верит, что такие хорошие люди не заслужили тех испытаний, которые посылает им судьба. Вместе с тем герой видит, что в этом мире обездоленных есть место любви и заботе. Он осознает, что отец этих детей интересуется их жизнью и благополучием, любит их и старается подарить им хоть немного радости. Когда мальчик видит это, ему становится грустно от понимания того, что его собственный папа не уделяет ему и половины такого внимания.

Осенью Вася, видя, что Маруся тяжело заболела и увядает, можно сказать, прямо на глазах, старается помочь ей. И для того чтобы развеселить девочку хоть немного, он просит у своей сестренки красивую куклу и приносит Марусе. Когда девочка играет с куклой, ей становится лучше.

Когда Васю не выпускают из дома за то, что он общался с членами Дурного общества, он не перестает переживать за своих друзей и надеется, что у них все будет хорошо. И однажды все же убегает из дома, чтобы повидать их.

Но ни кукла, ни забота Тыбурция не помогли Марусе избежать ее горькой участи. Трагические события тех лет оставили неизгладимый след в душе главного героя.

Отец мальчика был поражен, когда узнал о том, зачем сыну нужна была кукла и какие ужасные вещи произошли с друзьями его сына. Он осознал, насколько сильно был не прав, уделяя Васе мало внимания, и стал больше общаться с ним.

Можно с уверенностью сказать, что жизненный опыт, который герой получил в ходе событий, описанных в рассказе Короленко, стал одним из шагов на пути к правде и добру. Все, что произошло в то время, научило Васю быть мужественнее, добрее и благороднее. Сделало его настоящим мужчиной и позволило построить хорошие отношения со своим отцом. Это доказывает, что сложный жизненный опыт помогает человеку построить свою судьбу достойно.

Путь к добру Васи был непрост. У него большая беда в жизни произошла. Он потерял маму. Остались лишь папа и младшая сестра. Но проблема ещё в том, что папа так сильно страдал… Из-за этого у него начались сложности с сыном. Просто дочка была похожа на маму. Папа девочку баловал. Конечно, Васе стало немного обидно. Он стал часто уходить из дома надолго. Его за это ругали, а он назло стал гулять ещё больше. И связался с плохой компанией. Там были в их городке и нищие, и разбойники. Все говорили, что Вася, значит, точно тоже станет бандитом. Отец не мог с ним поговорить нормально, а сразу начинал ругаться, поэтому Вася и возмущался, продолжал пропадать где-то.

Вася познакомился с детьми одного почти бандита (все этого человека боялись). Но у того была маленькая, которая напомнила Васе его сестре. Ему с ней няньки её почти не давали общаться. Опять же – им казалось, что он может на неё плохо повлиять! А он без неё скучал.

Так вот, та бедная девочка была совсем слаба и больна. И у неё совсем не было игрушек. Вася решил что-то для бедняжки сделать. И ему пришлось взять куклу сестры. Ну, украсть временно. Больная девочка обрадовалась такой красивой игрушке, улыбнулась. Ей даже немного лучше стало. Но это её не спасло… Хотя бы скрасило последние минуты.

А Васю обвинили в краже. Отец готов был его серьёзно наказать. А тут тот самый «бандит» пришел к ним в гости. Куклу вернул, поблагодарил Васю. То есть все разговоры были зря. Вася оказался на самом деле очень добрым и справедливым мальчиком. Думаю, что его отцу в этот момент стало стыдно за своё поведение. Отношения у них должны наладиться!

Всё может привести к хорошему. Вот я видел по телевизору, как один мальчик играл в компьютерные игры, его все ругали за это. А он подрос и выиграл кубок по этим самым играм. Выиграл очень много денег. И ещё развил в себе сообразительность и внимательность. И меня мама ругает за компьютер, а я вот стану чемпионом!

Главное, что Вася стремился делать добро. Он стремился помочь, а не стать плохим. И каждый тоже может стремится стать хорошим. Как я.

Сочинение рассуждение Путь Васи к правде и добру

В повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" показана жизнь низших слоев общества конца XIX века. Автору удалось передать атмосферу того времени; он открыл для нас мир нищеты и беспросветности бездомных людей, не имеющих крова над головой, еды и питья, но тем не менее, несмотря на все трудности и невзгоды, продолжающих бороться за жизнь.

Главный герой повести Вася в шестилетнем возрасте остался без матери, а отношения с отцом были очень сложными: родитель по отношению к сыну был суровым и равнодушным, думая, что мальчик не понимает его, не разделяет скорбь по матери. Вася же, глядя на постоянно угрюмого отца не мог «почувствовать в нем родную душу», пугался и робел. Поэтому мальчик начал часто убегать из дома, гулять по улицам, его стали называть «бродягой, негодным мальчишкой», укорять «в разных дурных наклонностях», так что и Вася, и его отец поверили в это.

Во время одной из таких прогулок Вася познакомился с людьми, которых в Княжье-Вено, именно в этом маленьком провинциальном городе происходили описываемые события, называли "дурным обществом". Это были воры, бродяги, бездомные, просящие милостыню на улицах. Но они открыли Васе глаза на вещи, которые он раньше не замечал. Все эти люди, несмотря на свое сомнительное прошлое и настоящее, нищету, не самый правильный образ жизни, смогли изменить его взгляд на окружающий мир, показали настоящую жизнь такой, какая она есть. Мальчик узнал, как живется людям за чертой бедности, впервые задумался о «взрослых» проблемах. Он увидел «черты тяжелого трагизма, глубокого горя и нужды», понял, насколько жесток и сложен мир, научился терпению, почувствовал себя нужным.

Новые друзья Валек и Маруся пробудили в душе Васи добро и сострадание. С ними пережил и радости, и горе, научился взаимопомощи и поддержке. Сравнивая свою сестренку Соню с Марусей, мальчик начал понимать, как счастливо и беспечно живет его сестренка и насколько беспросветна жизнь его маленькой подружки. Вася почувствовал, какая пропасть лежит между тем кругом, к которому принадлежит он сам, и «дурным обществом», а главное – несправедливость происходящего в мире.

В новых обстоятельствах Васе открылась истина, он взглянул на своего отца с другой стороны и понял его. Мальчик узнал, что, как сказал Тыбурций, его отец - «самый лучший из всех судей, начиная от царя Соломона», потому что неподкупен, справедлив и честен со всеми. История с куклой помогла отцу и сыну разобраться в своих чувствах. Отец осознал свою вину перед сыном, а Вася понял и простил его.

Возможно, влияние "дурного общества" могло быть пагубным для мальчика, но общение именно с этими людьми помогло сформировать и закалить характер Васи, изменить его взгляд на жизнь. Недаром Тыбурций сказал главному герою: «… это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня, - понимаешь?..». И вместе с героем мы понимаем, что эта дорога - путь к добру и правде.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Жестокость. Что такое Жестокость 11 класс ЕГЭ

    Мир, в котором мы живем очень жесток. Об этом свидетельствует все вокруг нас. Стоит просто посмотреть на людей. Почему люди такие обозленные? Почему такие жестокие?

  • Мой друг Вася от имени Валека (сочинение Короленко Дети подземелья)

    Меня зовут Валик. Я живу в городском подземелье с самого раннего детства из-за бедности. Родители мои умерли, зато у меня есть младшая сестричка, которую многие ласково называют Марусей. Жизнь у нас очень тяжелая, но мы, если быть честным, привыкли.

  • О чем мечтают герои комедии Ревизор сочинение 8 класс

    Мечты, мечты, в чём ваша радость? И у каждого они свои. Гоголь с присущей ему меткостью и точностью описывает мечты разных людей написанной комедии.

  • Анализ романа Воскресение Льва Толстого сочинение

    Произведение является одним из поздних художественных творений писателя, в котором автор раскрывает политические и социальные проблемы современного в тот период общества, показывая примеры обнищавшего крестьянства

  • История создания поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души»


Недавно мы познакомились с повестью В.Г. Короленко "В дурном обществе". Это произведение об искренней детской дружбе, о том, как она смогла изменить судьбу главного героя-мальчика Васи. Именно со знакомства с "дурным обществом" начинается для него путь к правде и добру.

Вася-сын городского судьи. У него есть свой дом и большой сад. Однако детство ребенка нельзя назвать счастливым.

Его мать умерла. Отец, из0за своего горя, не проводил с ним достаточно времени, он только иногда играл с сестрой Васи- Соней, потому что она была похожа на покойную жену. Поэтому, Вася воспитывался "...как дикое деревцо в поле", много времени проводил на улице, был предоставлен сам себе, никто особенно не беспокоился о нём.

Во время экскурсии в старую часоню происходит встреча Васи с Валеком и Марусей, которые были нищими.Но в их семье Вася нашел то, что ему так не хватало в родном доме - любовь. Его поразило то, как заботился о сестре Валек, как бережно относился к ней. У детей подземелья не было самого необходимого, зато их очень любил отец - Тыбурций. Вася же отзывался о своём отце с обидой. Но неожиданно узнал от Валека, какой он справедливый и честный человек.

Васе было жалко Марусю, которую он считал крошечным созданием, "...цветок, выросший без лучей солнца".

Ему "...становилось самому грустно и слёзы подступали к глазам".

Позднее, после смерти Маруси, о которой Вася заботился вместе с Валеком, Тыбурций рассказал отцу мальчика об их дружбе. Этот разговор поразил судью, и он посмотрел на сына совершенно другими глазами, понял, что Вася очень добрый, чуткий и действительно способный на сочувствие.

Дружба трёх детей имела большое значение. Именно она помогла главному герою вновь обрести отца и научиться лучше понимать людей, будучи милосердным.

Обновлено: 2017-12-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.