Кукла зачем все. Нужно ли мальчикам играть в куклы? Правила создания обережных куколок

Есть такая профессия: кукольник. С тех пор, как один человек захотел сказать всем остальным что-то сокровенное о себе и о них, появилась эта древняя специальность.

Давным-давно, когда не было ни книг, ни телевизора, ни кино, а музыку потребляли, как редкий деликатес, в специально отведенных для этого местах – родились куклы. Возможно, вначале это было так. Чтобы развлечь детей, хозяйка зажигала вечером свечу и начинала двигать пальцами возле нее, а на стене появлялись забавные силуэты кроликов, смешных людей и собак. Затем из тряпок, кожи и дерева стали делать подобие различных животных и людей. Вот как возникла кукла и как возникла игра.

Те роли, которые не могли себе позволить люди, куклы часто брали на себя. Люди делали кукол-богов для ритуальных шествий и действий, инсценировки божественных событий. Потому что актеры по разным причинам боялись брать на себя роли богов в таких «спектаклях». Даже название «марионетка» пошло от куклы, изображавшей деву Марию. Кукла может больше, чем актер, хотя как раз по самой своей сути кукольник – это актер широчайшего профиля. С помощью своих кукольных персонажей мастер-кукольник имеет уникальную способность иносказательно говорить о том, о чем прямо, что называется – «в лоб», сказать нельзя.

Обычному человеку при слове «кукла» сразу вспоминается время, когда все мы играли в одну и ту же игру – детство, играли и во взрослых, и в куклы. Но не так все просто. Потому что есть куклы, сделанные не всегда для детей, даже и вовсе не для них – а потому, что без кукол невозможно. Такие куклы создаются художниками.

Куклы Катерины Петрик ворвались в нашу обыденность так, словно в душной комнате открыли форточку. На выставке «Рождественские сны» они расцветили тусклые зимние дни зарядом импрессии, взрывом цвета пробудили чувства, лежащие на высотах человеческих душ. Ведь что такое импрессионизм? Это запись прекрасных случайностей, динамика настроений: спокойствия, солнца, лета, зимы, дождя и грозы. Вот и получается, что эти куклы – не объекты, а впечатления.

Катерина Петрик – талантливая киевская художница. Она закончила театрально-декоративное отделение Академии художеств Украины, училась в итальянской академии искусств и московской школе кукольного дизайна, работала над созданием коллекций ювелирных изделий. Создает и выставляет своих авторских кукол всего несколько лет, но ее уникальные куклы уже есть в частных коллекциях Украины, США, Франции, Италии и Канады.

Можно, конечно, полюбопытствовать и узнать, что куклы делают из фарфора – тончайшего материала, по которому когда-то весь мир сходил с ума, он был дороже золота. Катины куклы созданы при помощи цернита – низкотемпературного фарфора, похожего на кожу, глаза их – редчайший австрийский хрусталь, реснички – специальный нежнейший шелк. Платья – вообще отдельная тема, они сшиты из антикварных, как говорят «поживших» тканей, и это делает кукол еще уникальнее. Но хочется говорить не об этом, а о том, что куклы Катерины Петрик – это не совсем и куклы в обычном смысле слова. С ними хочется разговаривать, хочется назвать их «существами», уж очень сильная от них исходит одухотворенность. Они, скорее, эльфы или вейлы, волшебные создания, дающие нам, людям, возможность разговора более глубинного и доверительного. Беседа с домашним эльфом может быть иронической, сострадательной или веселой, но в любом случае это не просто разговор с неодушевленным предметом или символом. Каждая такая кукла помогает в этом разговоре находить новые, еще неоткрытые пласты.

Для Катерины кукла – возможность разговаривать посредством своих работ с людьми о чем-то сокровенном, скрытом, что не всегда можно выразить словами – даже тогда, когда тебя нет рядом, нет твоего реального присутствия. Это дает художнику определенную свободу. Слово – оно обязывает, а визуальное искусство говорит на своем языке и дает уникальную возможность каждому человеку понимать его по-своему. Например, с тех пор как Вивальди написал свои «Времена года», многие люди видят и воспринимают природу через эту музыку. А Катя Петрик создала посредством кукол образы времен года. Причем они – состояния, а не, скажем, портретное сходство с кем-либо. Ведь авторские куклы бывают разные: портретные, шаржевые, копирующие детей со всеми их складочками, – словом, любые. Для художника важны не детали оформления, важен образ. А образ – это состояние.

Катерина может сделать куклу-грусть или куклу-радость, главное – чувствовать это состояние. Тогда оно визуализируется и вдыхается в куклу. Можно состояние выразить и цветом в живописи, для нее это тоже легко. Но ее кукла отличается именно тем, что она выражает состояние автора на данный момент. Если зимой Катерине нестерпимо захочется зелени, она может сделать зеленую травяную куклу. Куклы по временам года – это именно состояния тех времен года, не больше и не меньше. Ностальгическое состояние может выражаться и так: вот проходит лето, и Катя предчувствует, что зимой будет по нему скучать. Тогда она делает свою куклу-лето подобно тому, как варенье из розовых лепестков консервируют на зиму. Вот и в куклу: все собрать, все запахи и цвета, все цветения и жужжания – и лето остается. Можно зимой любоваться этими цветами, этой гаммой и палитрой, и оживают твои летние восторги. С помощью такой куклы можно остановить мгновенье, говорит художница, и это огромное удовольствие.

А еще Катя признается, что лично для нее кукольное творчество было неким спасением. Каждого человека гипнотизирует среда, на него транслирует свои штампы система: бизнес, карьера – обычная формула, по которой большинство людей сейчас живет. Катерина не хотела становится частью этой системы-матрицы, и чтобы не раствориться, не получить эту программу в мозг, ей нужно было закрыться и делать что-то свое. Остановиться на секунду, послушать, что у тебя внутри. Как и всякий художник, который пишет картины не только для кого-то, но и для себя, она делает эти куклы, потому что не может иначе. Это как бы ее личный долг матрице, ее спасение и ее защитная стена.

Интересно, что множество театров кукол, начиная от итальянских и заканчивая японскими, не оказали на Катерину влияния большего, чем музыка, живопись, мода, архитектура и другие виды искусства. Она не уделяет специального внимания именно театрам кукол, и ее куклы никак не связаны с ними. Однако некоторое влияние на нее, как выяснилось, оказал венецианский карнавал, костюмированное действо «комеди дель арте», вообще итальянское искусство.

Можно отрицать необходимость романтики во взрослой жизни, но нельзя отрицать такую серьезную составляющую жизни, как игра. Звучит странно, однако психотерапевты давно знают, что у людей, недоигравших в детстве, могут быть психологические проблемы. То есть детство на то и дано человеку, чтобы играть. Взрослым, усталым и издерганным, тоже доступна реальность, именуемая игрой. Когда Катя Петрик делает кукол, она забывает обо всем, погружаясь в состояние творчества. Потом приходят люди и говорят, что кукла, оказывается, говорит им что-то свое, им кажется, что она идет куда-то, а еще она, дескать, ручки сложила так-то, потому что стесняется. А художница говорит, что и не предполагала ничего такого... И так целые истории про Катиных кукол рассказывают. Будто бы ее кукла «Ангел» благотворно влияет на ауру семьи, а кукла «Ночь» покровительствует добрым снам. Куклы, несмотря на свою статичность, оживают в фантазиях людей. Зрители их оживляют своим впечатлением – и это люди взрослые, абсолютно серьезные. Куклы провоцируют игру воображения.

В современном же доме кукла становится модной и весьма престижной деталью интерьера, как картина или скульптура. Однако, чтобы вписаться в интерьер, она должна соответствовать обязательному условию – быть произведением искусства, а не предметом дешевого массового изобилия. Это именно авторская кукла. Порой одна такая кукла в доме становится коллекционным вариантом, потому что создается художником-профессионалом, в единственном экземпляре. Автор от начала и до конца делает куклу своими руками, не доверяя никому даже незначительные детали. Он сам одевает ее, выискивая на рынках и аукционах старинные ткани, кружева, бижутерию. Процесс рождения такой куклы длится долго, и готовая кукла «от кутюр» стоит немало. Да, дорого, но ведь это высший класс!

Не случайно во всем мире люди разного уровня состоятельности приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и старинные монеты, потому что авторская кукла становится своеобразным вложением капитала и ее стоимость со временем возрастает. Очень крупные коллекции кукол собрали, например, голливудские звезды Деми Мур и Грейс Келли. Принцесса Диана тоже собирала кукол. Самой выдающейся коллекцией в мире принято считать собрание известной парижской галеристки Дины Верни, ее коллекции пятьдесят лет, в ней много редких и дорогих кукол.

Каждый коллекционер хранит их по-своему. Но ясно одно: кукла делает дом неповторимым, непохожим ни на какой другой. Как любая вещь ручной работы, она несет в себе мощный энергетический заряд, создавая в доме особую ауру. И нужны определенные знания, интуиция и хороший вкус, чтобы поселить такую куклу в своем доме. Возникает ощущение полностью живого существа в доме. Потому что они, как вполне реальные живые создания, занимают какое-то пространство, в том числе и эмоциональное. Когда куклы «уезжают» на выставки, когда Катерина их долго не видит, она признается, что скучает по гипнозу их взглядов.

Современная авторская кукла, какой она видится нам, зрителям, часто апеллирует к состраданию, стремится вызвать сочувствие к людям, симпатию к их душевным порывам и уважение к их чувствам. Как ни парадоксально это звучит, куклы-впечатления, созданные Катиной фантазией и эмоциональной избыточностью, оказываются способны вдохнуть в нас, людей, чуть больше тепла. Смотришь на «Украинскую мадонну»: мечтательный взгляд куда-то в небо и внутрь себя, по-детски оттопыренные, безумно трогательные розовые ушки, беременный живот и внутри его ребеночек. Ее мадонна – почти девочка. И оттого еще больше трогают душу эти беззащитные ручки-веточки, огромные удивленные глаза.

Изумительное по цвету и подробностям вышивки платье. Очень изящная, нежная. Земная и неземная. Трудно поверить до конца, что она – кукла. Может, все-таки эльф? Выберет себе человека и заговорит с ним...


На фото: «Украинская мадонна», «Ангел», «Яблочный спас».


Текст написан в 2004 году для киевского журнала «Натали» и тогда же опубликован.

К выбору куклы необходимо подойти особенно ответственно, поскольку при помощи игры девочки не только развиваются, но и формируют важные социальные роли и навыки.

Куклы до года

Для столь раннего возраста детские психологи советуют приобретать куклы из мягкого, высококачественного материала. Маленькие дети познают окружающий мир не столько при визуальном, как при тактильном контакте, поэтому чтобы малышке нравилось трогать куклу, она должна быть приятной на ощупь. Кроме того, у игрушки должно быть доброе и яркое лицо с выразительными глазками и улыбчивым ротиком. Когда ребенок ещё совсем маленький, ему необходима кукла, на которой было бы удобно изучать и показывать ручки, ножки, глазки, ротик, носик, ушки. Такая кукла будет полезна девочкам, поскольку послужит заменой человека не только для игры, но и для обучения. Чтобы ребёнок не травмировал себя во время игры, формы приобретаемой куклы должны быть округлыми. Также очень важно, чтобы игрушка не включала мелких и острых деталей, которые малышка могла бы случайно проглотить или же которыми могла бы поранить себя во время игры.

Куклы от года до трёх лет

Обычно до трёх лет девочке хватает одной куклы, напоминающей ей саму себя по возрасту. В этот период предпочтения девочки отличаются тем, что ребёнку становиться уже не интересно просто сжимать куклу в ручках, покусывать или трясти. В этом возрасте малышек привлекает возня с одеждой. Так как маленькие барышни обожают одевать своих кукол, в игрушечном арсенале должна появиться игрушка с некоторым количеством вещей, которые легко снимаются. Так как раздевание куклы дается значительно проще - сосредоточенно сопя, юная стилистка справится с задачей самостоятельно - а вот чтобы одеть игрушку, без помощи взрослых ребёнок вряд ли обойдётся. Упростить задачу помогут кукольные наряды, которые не содержат пуговиц, молний и дополнительных деталей.

Куклы от трёх до четырёх лет

Специалисты утверждают, что в этом возрасте малышки начинают осознавать свою половую принадлежность и подражать поведению мам. У малышек начинают формироваться задатки материнского инстинкта, поэтому, как правило, они относятся к кукле, как к младенцу.

Девочке доставляет удовольствие заботиться о своей кукле, кормить, переодевать, выводить на прогулку, рассказывать сказки и укладывать спать. Исходя из этого, своевременным будет приобретение пупса, который имитирует действия новорожденного: плачет, кушает, пьёт и спит. Также не помешает в дополнение к игрушке приобрести набор одежды, коляску, бутылочку и прочие необходимые атрибуты.

Выбирая игрушку, позаботьтесь о её размере. Если кукла будет слишком большой, малышке будет неудобно с ней возиться. Слишком маленькая игрушка будет просто не интересна. Желательно, чтобы размер пупса приблизительно соответствовал размерам новорожденного ребёнка. Также важно, чтобы игрушка была простой и удобной, изготовленной из качественного материала.

Куклы от пяти до семи лет

Когда девочка подрастает, у куклы появляется новая миссия - кукла становиться подружкой. Так как в этом возрасте у девочек закладываются представления о стиле, красоте и моде, немаловажную роль начинает играть внешность игрушки. Выбирая куклу, следует обратить внимание на её лицо, длину волос, сменный гардероб. Кроме самой куклы, девочке могут понадобиться прилагающиеся атрибуты, например: кукольный домик, машина для куклы, косметический набор и прочие. Самостоятельно разобраться в сегодняшнем разнообразии игрушек достаточно сложно, поэтому желательно заранее расспросить у девочки, что именно она хотела бы получить в подарок, а ещё лучше отправиться за покупкой вместе, чтобы малышка выбрала самостоятельно ту игрушку, которая ей приглянулась. В свою очередь Вам следует обратить внимание на качество, а также целесообразность предполагаемой покупки.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Кукла-реборн отличается от живого младенца только одним – абсолютной неподвижностью. Она не двигается, не дышит и не моргает, но во всем остальном – в весе, росте, гладкости кожи, блеске глаз – неотличима от настоящего ребенка. Этих кукол придумали для детей – просто как очередную занимательную игрушку, чтобы развлекать малышей. Однако, как выяснилось, для этой цели реборны совершенно не подходят.

«Детям такие игрушки не нравятся, – рассказывает психотерапевт Варвара Сидорова. – С ними ведь невозможно играть: совершать нужное количество действий и манипуляций, фантазировать, придумывать. Натурализм и сходство с живым ребенком привлекают скорее внимание взрослых».

Реборны с их преувеличенной натуралистичностью, так похожие на живого, но странно и жутковато неподвижного младенца, у многих вызывают оторопь и желание отвернуться. Но есть люди – и их много, – которые ценят реборнов именно за предельное сходство с новорожденными и готовы заплатить за куклу немалые деньги. «Люди приобретают их в стремлении удовлетворить свои желания. Некоторым хочется нянчить ребенка и заботиться о нем, но по каким-то причинам на живого младенца они не решаются, а другие сами нуждаются в тепле и заботе – и делают с куклой то, что хотели бы, чтобы делали с ними: кутают, баюкают, качают на ручках, нянчат...» – говорит Варвара Сидорова.

Безопасность и предсказуемость

Женщины с удовольствием играют с реборнами, наряжают их в красивую одежду, кормят, баюкают и катают в коляске. Они обожают этих «детей», которые – о, чудо! – не плачут и не заставляют вставать по ночам… Получается удобный, приятный и безопасный способ почти побыть матерью. «Это действительно очень привлекает, – утверждает Варвара Сидорова. – С куклой можно поиграть и убрать ее в ящик. А живые дети требуют внимания, ответственности, поглощают ресурсы, время и силы. Кроме того, дети – это навсегда. А реборны никогда не вырастут, не изменятся, не покинут свою хозяйку. Все безопасно и предсказуемо. Они не скажут обидных слов, не причинят боли. За них не надо бояться, от них нечего ожидать. И ни в какой ситуации нельзя почувствовать себя плохой матерью».

С другой стороны, почему бы тогда женщинам не поиграть с другими куклами, тоже милыми и натуралистичными, но не с младенцами? «В любых играх происходит имитация жизни и тренировка определенных переживаний, – отвечает Варвара Сидорова. – Играя с реборном-новорожденным, женщина получает в гомеопатической дозе все то, что она получила бы от настоящего младенца. Она может с удовольствием позволить себе побыть нежной и заботливой. Кроме того, младенец – это трогательная нежность, беззащитность, бантики, кружавчики, красота… Поэтому уход за малышом всегда вызывает приятные эмоции – умиление, восхищение. Получая эти переживания в микродозе, женщина восполняет какой-то внутренний дефицит».

Антураж такой игры и возможность творить тоже обладает своим очарованием. Женщина может создавать разных младенцев с разными характерами, придумывать им судьбы и семьи. Это занятие становится чем-то вроде написания рассказов или сказок, только используются при этом не слова, а материальные объекты.

Реборна может приобрести и женщина, которая еще не стала мамой, но много думает об этом и «примеряет» на себя будущее материнство. Играя, она будет осваивать навыки практического ухода и вживаться в роль мамы. Кстати, в качестве «тренажера» реборны используются в группах подготовки беременных к рождению младенца.

Больше чем игра?

А что, если игра затянется? «В подобной игре нуждаются люди с эмоциональными дефицитами, которые можно восполнять, заботясь о кукле, – поясняет Варвара Сидорова. – Если речь идет о реборнах, то чаще всего это дефицит заботы, нежности, безопасности, умиленного любования. Иногда это потребность в уважении и признании себя значимой в качестве заботливой матери».

В этом случае реборны могут снизить давление неосуществленной потребности, но не могут удовлетворить ее вполне. При этом очень часто речь идет о людях, которые пережили травму в близких отношениях, нередко в раннем детстве, и по каким-то причинам эта травма не была залечена. «Куклы в этом случае «обезболивают» глубокое отчаяние, настолько привычное, что человек сам его уже не замечает. Просто чувствует, что после игры с куклой становится лучшее, приятнее», – говорит психотерапевт.

Именно поэтому требовать от человека, чтобы он немедленно прекратил играть с искусственным младенцем-реборном, попросту жестоко. Как отбирать лекарство у больного – или мел у человека, которому не хватает кальция. Нас это шокирует, нам странно и неловко наблюдать эти отчаянные попытки восполнить нехватку, но человек получает от этого облегчение. «Даже если человек не осознает глубины того, что с ним происходит, его нельзя лишать возможности играть. От этого он станет только несчастнее, – отмечает психотерапевт. – Лучше, не отменяя «обезболивающего», обратиться к специалисту, чтобы по-настоящему залечить ту душевную рану, которая осталась воспаленной и болит».

Представьте себе женщину, которая катит по парку коляску с ребенком. Ведь и она тоже утверждает себя в качестве матери, пожинает плоды отношения ребенка к ней как к маме, и именно в этом у нее есть потребность. Что, если она сможет получить все то же самое, но в другом виде? Скорее всего, со временем увлечение реборнами пройдет, а женщина перейдет в другую категорию – сказочницы или будущей мамы, готовой к новому этапу жизни.

Славянские самодельные куклы-обереги всегда играли значимую роль в жизни людей на Руси. Помимо их основного предназначения — охранять и оберегать, с куклами играли дети, ими украшали убранство дома. Наши предки были уверены в том, что куклы-обереги имеют влияние на жизнь, здоровье, судьбу и благополучие людей. Поэтому куколки изготавливались как символы обряда или хранительницы домашнего очага, их часто преподносили и в качестве подарков. Делались такие куколки из различных материалов, например, из ткани, кожи, глины или соломы.

Чтобы нагляднее показать, какие именно обереги делали к определенному поводу, приведём несколько примеров.

На праздники, связанные, например, со сменой времен года или сбором урожая, делались соответствующие обрядовые куколки. У каждой была своя роль и своя участь — одни сжигали, другие сохраняли — набивали крупой и ставили в доме для привлечения достатка.

На свадьбу для молодоженов изготавливались куколки «Неразлучники», которые символизировали целостность семьи.

Если в семье не было детей, но супруги очень хотели стать родителями, то мастерили куклу-оберег на беременность — «Московку». Считалось, что она символизирует дух материнства и единства семьи.

Ещё для скорейшего рождения ребенка женщины изготавливали для себя «беременную» куклу. Её особенность в том, что это обычная куколка, в подоле которой спрятана кукла «Пеленашка». Так же считалось, что этот оберег отводит порчу, сглаз и прочие беды от новорожденного.

Куклы «Пеленашки»

Для деток делались обереги «Зайчики». Они помогали деткам не скучать, если приходилось оставлять их в одиночестве.

Оберегом на здоровье служила кукла «Кубышка». Она должна была сидеть на мешочке с целебными травами. А если кто-то болел, нужно было пройти с куклой по всему дому, потирая пальцами этот мешочек, а затем положить куклу в постель к больному, чтобы изгнать дух болезни.

Для достатка делали куклу «Крупеничку» и куклу «Мужик-богач».

Чтобы дом не оставался без хозяина, когда тот надолго уезжал, на его место обязательно сажали обережную куклу.

Вы можете посмотреть видео от Первого Музея Славянской Мифологии, в котором рассказывается про изготовление обереговой куклы.

Существуют и многие другие куколки-обереги. Подробнее с каждой из них мы знакомимся в статье Славянские куклы-обереги из ткани: их значение и как делать их своими руками

Правила создания обережных куколок

И в наше время изготавливают обережных кукол. Но прежде, чем делать куклы-обереги своими руками, ознакомьтесь с некоторыми значимыми правилами!

1. Успокойтесь, сконцентрируйтесь, читайте молитву или наговор

Для начала успокойтесь, уединитесь и сконцентрируйтесь на том, что вы будете делать. У вас должно быть исключительно хорошее настроение и спокойное состояние. Включите расслабляющую музыку или напевайте сами какую-нибудь добрую песню. Также можете читать молитву, заговор или просто проговаривать вслух для кого и зачем вы собираетесь делать эту куколку.

Например, при изготовлении куколки «Шестиручки» можно наговаривать:
«Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен, пригожен и всем доволен… и т. д.».

Можно крутить пальцами голову куколки и произносить:
«Светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью».

Делая грудь у куклы, думайте о счастливом материнстве, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

Вообще текст наговора можете произносить любой, главное чтобы он вел к желаемому результату.

2. Делать обереги можно только женщинам

Во время изготовления оберегов в помещении не должно быть мужчин, т. е. «мужской энергии». А если все-таки присутствие деток-мальчиков неизбежно, то сначала займите их своими делами, а потом начинайте работу с куклой. Мальчики не должны стоять рядом и видеть процесс работы!

3. Кукол-берегинь делают на коленях

Делайте куклу-оберег на коленях или, как говорили раньше, «в подоле», т. е. в своем личном пространстве. Стол же является общим местом и на него можно положить только ткань и инструменты, используемые в работе.

4. Обереги делаются из натуральных материалов

Для создания кукол берите только натуральные ткани, например, хлопок, лен или шерсть. Не используйте в работе трикотаж! На тканях не должно быть кромок или старых швов. Если делаете куклу на подарок, используйте новую ткань или ткань от старой одежды того, кому будете делать куклу. Для себя же берите ткань от вещей, которые использовались вашей семьей.

Обязательное правило: лицо у куклы должно быть белым, чтобы через него никто не смог перенести злые мысли на хозяина оберега. К тому же, белый цвет символизирует чистоту помыслов.

5. В работе нельзя применять иголку и ножницы

Делая кукол-берегинь, не применяйте иголки, ножи, клей и ножницы. В старину говорили, что кукла должна быть «не резаная, не колотая», чтобы не навредить здоровью того, кому делается оберег.

Ткань рвите руками. Если делаете из толстой ткани, то сначала надрежьте край ткани, а дальше рвите вручную. Все манипуляции с ножом и ножницами делайте до начала работы с куклой. Тело для куклы завязывайте, а не сшивайте.

Исключение составляет только мешочек для куклы «Крупенички-Зерновушки», который сшивается сбоку.

Причём одежду для кукол тоже нужно мастерить без использования иголки. А украсить её можно кружевом, вышивкой и тесьмой.

Ниточки так же обрывайте руками или перекусывайте зубами.

6. Священное число — 3

Когда завязываете ниточки, завязывайте их 3 раза. Число 3 всегда было магическим для славян и они считали, что кроме надежности, 3 узла придают надежности наговорам, а также служат защитой от любого негатива.

7. Кукла должна быть аккуратна и плотно набита

Помните, что кукла-оберег должна получиться аккуратная и плотная. Наполнитель во всех частях тела куклы должен быть уложен упорядоченно. Тело делайте особенно прочное и плотное. Куклу-скрутку, например, катайте ладонью на коленках до тех пор, пока она не станет плотной.

Если что-то не получается, кукла растрепалась или разваливается, лучше переделайте всё заново. Не оставляйте торчащие нитки, расходящиеся концы и растрепанные подмышки. Обязательно осматривайте куклу после окончания каждой детали, чтобы сразу подправить, закрепить нить, подвернуть лишнее внутрь. Чем аккуратнее кукла, тем она больше защищена от негативного внешнего воздействия.

Если вдруг в процессе работы случайно оборвется нить или никак не удается расправить складку, проговорите: «Несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делается оберег) обойдёт».

8. При создании оберега важен добрый посыл

В процессе работы вкладывайте в куклу-оберег светлые образы — это намного важнее, чем техника изготовления. Поэтому очень важно делать обереги только тем, кому от души желаете добра, тем, кого любите! А если нужно сделать оберег кому-то постороннему, то сначала проникнитесь образом этого человека, пожелайте ему добра и только тогда приступайте к изготовлению.

Рубрики