Как развивать малыша с рождения. Агу-уроки или во что играть с грудничком. Когда начинать занятия

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Кишечные колики у новорожденных: что делать маме и какую первую помощь оказать ребенку

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

У многих молодых родителей возникают следующие вопросы: В какие игры можно играть с новорожденным? Как развивать малыша уже с рождения?

Очень правильно, что родители уже с самого рождения задумываются о развитии своего ребенка. Для новорожденных существует целая серия игр.

Развивающие игры для детей от рождения до 2 месяцев

Посмотрю и увижу

Цель игры: развитие зрительных реакций.

: яркая игрушка.

Ход игры: малыш лежит на спине, мама или папа медленно перемещает яркую (желательно звучащую) игрушку перед глазами ребенка на расстоянии 30 см, то останавливая перемещение, то возобновляя движение. Игрушку можно двигать вверх, вниз и по кругу. Если ребенку трудно фиксировать взгляд на движущемся предмете, необходимо остановить его движение, а свободной рукой слегка зафиксировать положение головы малыша в сторону нахождения игрушки. Через некоторое время передвижение следует возобновить.

Совет родителям. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что родители, играя с ним, получают удовольствие.

Зарядка

Цель игры: развитие движений, усвоение соотношения частей тела, привитие навыков общения.

Стол, застеленный мягкой пеленкой, бодрая музыка.

Ход игры: малыша укладывают на спину, потягивают, проводя руками от головы до кончиков пальцев ног, после чего выполняют упражнения для мышц верхнего пояса.

1-е упражнение: массаж кистей рук, ладошек, пальчиков.

2-е упражнение: поднимают руки малыша вверх, вниз, скрещивают перед грудью и разводят в стороны.

3-е упражнение: сгибают руки в локтевом суставе, затем выпрямляют, повторяют медленно несколько раз.

4-е упражнение: подносят к рукам ребенка свои указательные пальцы, он обхватывает их и подтягивается, затем малыша опускают на спину.

Упражнения для мышц нижнего пояса.

1-е упражнение: массаж стоп, пальчиков и пяточек.

2-е упражнение: сгибание ног в тазобедренном суставе и обратно, сгибание можно проводить без отрыва от поверхности стола ягодичек и с их отрывом.

3-е упражнение: «велосипед», это упражнение можно выполнять, напевая песенку:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края.

Хорошие соседи,

Веселые друзья.

Упражнения для мышц спины (ребенка укладывают на живот).

1-е упражнение: малыш самостоятельно пытается поднять голову, но быстро устает. Голову можно немного поддержать, дать ей опору (положите под подбородок небольшую мягкую или резиновую игрушку).

2-е упражнение: осторожно поднимать ножки малыша вверх, затем опустить.

Заканчивается зарядка потягиванием от головы до пяточек.

Я летаю и смотрю

Цели игры: развитие анализаторов, знакомство с окружающим миром.

Ход игры: мама или папа берет ребенка на руки (лучше всего под мышки) или как самолетик, придерживая за грудь и живот, поднимает перед собой и ходит по комнате, приговаривая:

Летела сова,

Веселая голова.

Летела, летела,

На дубок села.

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять полетела.

Нужно останавливаться перед различными предметами, находящимися в комнате, при этом необходимо озвучить все то, мимо чего «пролетает» малыш.

Летаю, смотрю,

Себе говорю:

Вот стол, кровать,

Продолжаю летать.

Какой (-ая) я на ощупь?

Цели игры: развитие тактильной чувствительности, познание окружающего мира, развитие мелкой моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яркие игрушки из различных материалов (мягкая, резиновая, пластмассовая игрушки), кусочки материала (шелка, шерсти, хлопка, меха), деревянная и металлическая ложка, мягкое покрывало.

Ход игры: положите ребенка на спину на мягкое покрывало, которое вы расстелили на полу, сядьте рядом с ним, немного поговорите с малышом, расскажите ему о том, чем вы будете сегодня заниматься: «Нас окружают разные вещи, они не похожи друг на друга, давай попробуем узнать, какие они».

Как у нашего малыша,

Ручки цепки и крепки,

Руки быстры и игристы.

Что этим ручкам поднести?

Мама или папа подносят любую игрушку или какой-либо иной предмет. Убедитесь, что ребенок прикоснулся к предмету, потрогал его. Если этого не получается, попытайтесь проделать это несколько раз, чтобы ребенок смог потрогать предмет. Называйте предмет и его характеристики:

Маленькие ручки,

Погладили Зайчишку (название игрушки),

Зайчишка пушистый,

Зайчишка мягкий.

Если ребенок крепко схватил игрушку и не отдает, не пытайтесь отнять ее силой, просто как можно больше рассказывайте о том предмете, который попал «в плен».

Совет для родителей. После любой игры, если ребенок прикасался к предметам, необходимо вымыть руки малыша.

Радость общения

Цель игры: навык общения с родителями.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мягкое одеяло, яркие игрушки, тихая, спокойная музыка.

Ход игры : расстелить мягкое одеяло на полу, положить ребенка сначала на спину. Лечь рядом с ним, разговаривая, показывать ему яркие игрушки. Затем перевернуть его на живот и лечь «нос к носу», поглаживая малыша по спине, при этом можно спеть колыбельную песенку, если по времени ребенку пора спать, или рассказать простейшую сказку («Колобок», «Теремок»).

Глазки, нос

Цели игры: знакомство ребенка со своим телом, развитие анализаторов, навыков общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяло.

Ход игры: малыша укладывают на одеяло, папа или мама садятся около него и начинают игру: прикасаются к носу и говорят:

Аленкин (имя ребенка),

Куда едешь?

Что везешь?

Что возьмешь?

Что купишь?

Калач да блин.

С кем съешь?

Не ешь, не ешь один (папа или мама нежно треплет ребенка за нос).

Игру продолжают, дотрагиваясь до ушей, глаз, рук и т. д.

Совет для родителей. Если ребенок в процессе игры начинает капризничать, сопротивляться или выказывать неудовольствие, занятия стоит прекратить.

Умываемся, закаляемся

Цели игры: развитие анализаторов, знакомство ребенка со своим телом, развитие тактильной чувствительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяло, мягкое полотенце, приготовленная вода для умывания или закаливания.

Ход игры: утром, когда малыш проснулся, положите его на мягкое одеяло, переоденьте, умойте, при этом ласково разговаривая с ним. Говорите ребенку, что все рады, что он проснулся. Каждое свое действие сопровождайте объяснением:

Мой маленький проснулся,

Нежно улыбнулся,

Сказал «а», «у»,

А скоро скажет «агу».

Когда вы переодеваете ребенка, сделайте ему «потягушеньки», прочитайте маленькое стихотворение, упоминая его имя (стихи с упоминанием имен вы найдете в главе «Бабушкин сундук»):

На березу лез Денис,

На веревочке повис,

А все думали: качели —

И качались две недели.

Умывая ребенка, пойте ему песенку из стихотворения «Мойдодыр».

Рано утором,

Рождение ребенка – это самый счастливый день для родителей. Но с его рождением появляются обязанности. Среди них важное место занимает развитие ребенка.

Уже с первых дней жизни ребенка надо заниматься его умственным и психологическим развитием. А маленький человечек развивается в играх.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был самым умным, самым сообразительным. Для этого надо заниматься с малышом ежедневно, уделяя для этого хотя бы 10 – 15 минут в день.

Дети от 0 месяцев до 1 года.

Психологи доказали, что если с первых дней жизни малыша показывать ему разные цвета и вслух их называть, то, когда он научится говорить, ему не составит труда их запомнить. Но делать надо это ежедневно. Также дело обстоит и с числами, и с буквами.

Хорошим подспорьем для развития являются пальчиковые игры. Самые знакомые для нас это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока - белобока».

Такие игры развивают моторику пальцев, а моторика в свою очередь развивает головной мозг ребенка. Поэтому пальчиковые игры, не только интересны, но и полезны. Для каждого возраста есть свои пальчиковые игры. Чем взрослее ваш малыш, тем сложнее становятся игры.

Пальчиковые игры также полезны для развития речи ребенка. Ведь когда мы выполняем действие, мы все это проговариваем вслух, в стихотворной форме. А, как известно, стихи запоминаются легче, чем обычная речь. Также такие игры учат ребенка усидчивости и внимательности, а это понадобится ему в детском саду и школе. В пальчиковые игры можно играть уже с 3 месяцев.

Чтобы у ребенка развивалась моторика пальцев, можно сшить несколько мешочков и заполнить их разными вещами. Например, один мешочек заполните горохом, другой рисом, третий ватой, четвертый крупными, но не острыми камешками и так далее. Дайте такие мешочки в руки малышу, пусть он их ощупывает.

Такое упражнение очень полезно: это и массаж для маленьких пальчиков, и познание окружающего мира. Такие мешочки можно давать уже с 4 месяцев.

Дети от 10 месяцев очень любят рассматривать книги. Желательно, чтобы эти книги были яркими и красочными. Чтобы текста там было меньше, а рисунков больше. И еще желательно, чтобы там были различные животные, но не экзотические, а нашего региона. Читайте вместе, придумывайте по рисункам разные истории. Рассказывайте с разной интонацией, мимикой, жестами.

Дети также очень любят кукольные театры. Им интересно, когда игрушка разговаривает с ними.

Иногда дети не слушают своих родителей, в этой ситуации могут помочь именно игрушки. Они с удовольствием слушаются их. Если ваш ребенок не желает есть, то посадите рядом его любимую игрушку и покормите сперва его, а потом ребенка.

Но не у всех есть средства покупать малышу разнообразные куклы. Не расстраивайтесь, их можно сделать самим. Например, из носков. Пришейте на носок пуговицы вместо глаз и носа и наденьте носок на руку – вот вам и игрушка. Пришейте из другого материала ушки – вот вам и собачка. Есть старые перчатки – отличная игрушка. Сделайте из цветной бумаги глаза и нос и приклейте – получаются отличные братья-молодцы. Завяжите на мячик платок – вот вам и девочка. Сделать можно много игрушек, здесь главное фантазия. Вы фантазируете, а ребенок развивается.

Прогулки на улице играют важную роль в познавании малышом окружающего мира. Показывайте, рассказывайте все, что видит ваш малыш на улице. С малых лет учите ценить и беречь природу.

«Деревья нельзя ломать, им больно», «Птичек надо кормить» - такого рода выражения развивают речь, а впоследствии и любовь к природе. Конечно, просто замечательно, если у вас есть какие-нибудь домашние питомцы. Они очень хорошо влияют на детей и учат их ответственности.

Общение с другими детьми, тоже очень хорошо помогает развитию малыша. В играх они учатся общаться с другими людьми, понимать, уступать друг другу, отстаивать свои права, выражать свои эмоции. Ребенок научится не бояться людей. Поэтому, чем раньше вы познакомите своего ребенка со сверстниками, тем лучше для него.

Дети от 1 года и до 2 лет

Детям от 1 года и до 2 лет уже можно давать карандаши и бумагу. Но надо сразу научить ребенка, что писать надо только на бумаге. В этом возрасте ребенок уже умеет делать прямые и круговые линии. Рисуйте вместе, используйте разноцветные карандаши и хвалите ребенка за его успехи. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся рисунки: солнышко, дерево, цветочек, птичка и т. д. В 2 года можно уже учить рисовать красками. Дети очень любят возиться с пластилином.

Надо просто следить за ними и направлять их. В рисунках, лепке выражаются фантазии, желания и стремления ребенка. Поэтому чем чаще ребенок рисует, тем легче его понять взрослым.

Покупайте ребенку разнообразные игрушки (если вам это позволяют ваши финансы). Мальчику тоже иногда надо поиграть с куклой, а девочке с машинками. И в этом нет ничего плохого. Дети должны развиваться со всех сторон.

Дети от 2 до 3 лет


Дети от 2 до 3 лет уже становятся самостоятельными. За ними просто уже надо следить и направлять их деятельность. Именно в это время у них начинает развивается собственное «Я» и в этом их надо поддерживать. Пусть долго, но сам одевается и раздевается. Пусть весь измажется, но будет кушать сам. Подавлять желание «Я сам» ни в коем случае нельзя. В этом возрасте также можно продолжать играть в пальчиковые игры. Но ребенок должен сам все действия и слова проговаривать. Рисунки и лепки уже более сложные.

К этому возрасту ребенок уже должен, если не разговаривать, то хорошо повторять все слова.

У ребенка обязательно должен быть свой уголок, свой стульчик, свой столик, место, где он сможет уединиться, место, где его никто не потревожит. То есть у ребенка должна быть своя частная территория, куда можно будет проникать лишь с его разрешения. Это помогает ребенку развиваться психологически, он сможет чувствовать себя полноценной личностью.

С ребенком надо общаться на его уровне, то есть, принимать и понимать его взгляды и нравы. Воспринимать его надо, как личность, а не как частную собственность.

За шалости можно иногда и простить ребенка. Радуйтесь и хвалите своего ребенка даже за самые маленькие достижения. Это стимулирует их в дальнейшей, более серьезной работе. Все это поможет ребенку стать полноценным человеком и членом общества.

Развитие ребенка с первых дней жизни лишь на первый взгляд кажется делом бесполезным. Еще бы, покормили, уложили спать и выдохнули с облегчением - так думают безответственные мамочки. А те, что желает воспитать всесторонне развитого малыша, должны понимать, что развивать ребенка необходимо с самых пеленок, ведь именно в этот момент формируются первые навыки малыша, постепенно происходит его адаптация к жизни в новом, более агрессивном, нежели материнская утроба, мире.

Как развивать ребенка с рождения:

Первый месяц жизни малыша считается периодом адаптации к условиям нового мира, в то время как на втором месяце ребенок начинает познавать мир с помощью зрения, слуха и даже некоторых движений. Именно в двигательной активности заключается развитие ребенка.

Родители должны не только полагаться на естественный процесс роста крохи и следующих из него привычек, но и обязаны помогать ребенку развивать новые движения. К примеру, в развитии ребенка на 2-ом месяце обязательно нужно выкладывать малыша на жесткую ровную поверхность, чтобы он приподнимал голову. Таким образом, родители развивают у ребенка физическую активность и двигательные функции. Развивая ребенка таким образом, следите, чтобы он не ударился, ведь долго удерживать головку такие крохи пока еще не могут.


Начинать такие тренировки нужно с нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если малыш ни в какую не хочет поднимать голову (ленивыми детки могут быть с рождения), задача родителей в развитии ребенка привлечь его внимание, так, необходимо разговаривать с малышом, ожидая реакции на звук голоса или же показывать ему яркие игрушки.


В первый месяц жизни ребенка принято пеленать, чтобы он себя не будил, не принимал неправильное положение или же ненароком себя не поцарапал. Однако со второго месяца важно приучать малыша к свободной одежде, которая не будет сковывать его движения. Постепенно ребенок должен привыкать к собственным жестам и не бояться их. Пеленать ребенка можно ночью, чтобы обеспечить более спокойный сон, а вот в период бодрствования лучше отдать предпочтение свободным распашонкам и ползункам. Помните, тугое пеленание плохо может сказаться на развитии ребенка, это может проявиться в плохой координации движений.

Развивать ребенка нужно всесторонне, речь идет о двигательной, зрительной, слуховой активностях, а также возможности издавать звуки. В возрасте 1 месяц ребенок уже начинает фокусировать взгляд на ярких и больших предметах. Помочь развить это умение помогут игрушки, подвешенные над кроваткой. Хорошо, если погремушки над кроваткой будут вертеться, таким образом, малыш сможет провожать их взглядом и фокусировать взгляд.

Мобили над кроваткой помогают развивать ребенка не только в плане зрения, но и в плане движений. Ведь, наблюдая за движущимися игрушками, происходит активная тренировка мышц шеи. Ребенок в 2 месяца уже начинает не только поднимать голову, но и вращать ею. С 3-месячного возраста малыш начинает не просто сопровождать взглядом карусель с игрушкой, но и впервые тянется к ней ручками.


Человеческая речь - то, с чем ребенок, а в будущем взрослый человек, будет сталкиваться с первых дней жизни. Поэтому рекомендуется развивать ребенка с помощью своей речи еще в утробе. После рождения звук голоса матери и отца также должен быть слышим ребенком ежедневно. При этом очень важна интонация, ни в коем случае не кричите на ребенка, ваш голос должен быть нежным и ласковым.

Тренировать слух ребенка можно не только с помощью собственного голоса, но и благодаря игрушкам. Ребенок в 2-3 месяца очень чутко реагирует на звук погремушек. А успокаивающая музыка в карусели над кроваткой может не только увлечь малыша, но и помочь ему заснуть.


Обычно звуки, которые издает малыш, получаются непроизвольно. Специально учить этому не нужно. Но раньше услышать агуканье младенца помогут частые разговоры мамы и папы с младенцем. Мамино «агу» спровоцирует ребенка к повторению данного звука, и ребенок начнет вас радовать не только плачем, но и другими, более приятными для материнского слуха, звуками.

Чтобы развивать ребенка с первых дней жизни, вам не понадобится обзаводиться огромным арсеналом разнообразных игрушек. Лучше приберегите деньги на будущее. Развивающие игрушки для ребенка должны быть максимально простыми, без лишних деталей, легкими в весе. Игрушка помогает малышу тренировать моторику ручек и пальчиков. Важно, чтобы погремушка для развития ребенка не была слишком массивной, в противном случае он попросту не сможет обхватить ее ручками. Подбирайте игрушки исходя из возраста малыша. Помните, что погремушки перед использованием обязательно прокипятить, чтобы удалить остатки заводской пыли и микробов.

Развивающие погремушки для детей не должны издавать слишком резких звуков. Идеально подойдут игрушки, имитирующие естественные шумы.


Погремушки в развитии ребенка в первые месяцы жизни используются, конечно же, для привлечения внимания и тренировки глаз. Затем функция игрушки становится более значительной, ведь малыш начинает ее трогать, держать в руках, двигать ею и даже пробовать на вкус.


Сначала ребенок, скорее всего, будет только смотреть на игрушку, но постепенно его нужно учить к ней прикасаться. Для этого погремушку можно вложить малышу в руку самостоятельно, хватательный рефлекс, присущий крохе, сделает свое дело, а затем ребенок, приучившись к звуку, исходящему от погремушки, научится сам брать ее в руки.


Как говорилось выше, покупая игрушки для развития ребенка, старайтесь не игнорировать музыкальные карусели над кроваткой и гирлянды для коляски. Помните, что игрушки предназначены не столько для досуга малыша, сколько для развития ребенка. Именно с их помощью он получает первоначальную информацию о мире. С ними он постепенно начинает познавать звуки, тактильные ощущения, зрительную информацию. Использование погремушек в развитии ребенка это также тренировка самостоятельности крохи.