Маленькие мусульманские невесты (10 фото). Уж замуж невтерпеж В какой стране самые ранние браки

Многие наверное знаю, что раньше в большинстве стран женщины в обществе играли самую последнюю роль и о своих правах они даже не осмеливались думать. Основной задачей женщины было ублажать своего мужа, рожать детей и вести хозяйство. Грубо говоря, женщина была рабыней. Также, вы наверное знаете, что в средние века практиковались ранние браки и молодая незамужняя девушка лет 18 уже считалась старой девой.

К счастью, эти суровые времена прошли и теперь женщины имеют такие же права как и мужчины. Однако в некоторых уголках Земли женщина до сих пор остается товаром. К примеру, в мусульманских странах в небольших деревнях ранний брак является нормой и здесь родители выдают своих дочерей замуж чуть ли не с пеленок.

На фото снизу изображены супруги. Девочка в розовом, это Тагани, которая вышла замуж в 6 лет. Тагани вспоминает свои первые дни брака с 25-летним мужем Маджидом: “Каждый раз, когда я видела своего мужа, я пыталась спрятаться, так как мне было противно на него смотреть”. Вторая девочка на фото, Гхада, также является молодой женой и бывшей одноклассницей Тагани.

Для некоторых девочек ранний брак является спасением от полного контроля со стороны семьи. На следующей фотографии показано, как после празднования с родственниками , новоиспеченных йеменских жен Сидабу и Галлиях отправляют к их новым мужьям, предварительно одев на них паранджу.

Многие девочки, которые вступили в ранний в возрасте 14-16 лет даже никогда не посещали школу, однако у них есть еще надежда, что им все же удастся получить образование.

На следующей фотографии Асия. Ей 14 лет и она уже мать двоих детей. У Асии все еще есть кровотечение после родов и она чувствует слабость, но все же моет свою новорожденную дочь, а рядом играется ее 2-х летняя дочурка. У нее также как и у большинства молоденьких мам нет образования и она имеет смутные представления как ей сейчас позаботиться о себе и о своем здоровье.

На этой фотографии Нуджод Али и она выглядит счастливой, так как когда ей было 10 лет она сбежала от своего мужа-мучителя. Она добралась до суда в Сане (Йемен) и, в конечном итоге, ей удалось развестись и вернуться к семье, в школу. Эта молоденькая девочка стала национальной героиней и смелым борцом за права женщин в стране.

Здесь, кандагарская женщина-полицейский Малалай Какар арестовывает мужа, который систематически бил свою 15-ти летнюю жену ножом за то, что она отказывалась ему подчиняться. По словам Какар, с этим "нелюдям" ничего не сделают и скорее всего его отпустят, так как мужчина в этой стране царь и Бог.

На улице уже темно и большинство людей спят, но не эта маленькая девочка Раджини, которую разбудили, чтобы повести на ее свадьбу. В Индии детские брак незаконный, поэтому церемонии проводят в основном по ночам или ранним утром. Сам же брак становится тайной, которая хранится всеми жителями деревни.

Маленькая невеста Раджани и такой же маленький жених практически не смотрят друг на друга, в то время как перед священным огнем им проводят . Здесь, согласно традиции девочки невесты продолжают жить с семьей дома, пока не достигнут половой зрелости. После этого проводят другую церемонию, которая передает девочку в полное владение мужа.

А это небольшая непальская деревня, где ранний брак давно уже является обычной практикой, однако 16-ти летняя Сурита рыдает и кричит в знак протеста против своей свадьбы, но ее желание здесь никто не учитывает.

И опять Индия, на фото Сунил. Когда ей было 11 лет, ее родители решили выдать ее замуж и уже даже подготовились к свадьбе, но смелая девочка пригрозила им, что сообщит про них властям и им пришлось пойти девочке на уступки. Сейчас ей 13 и она учится в школе. Полученное образование даст ей преимущество перед другими девочками и возможно более светлое будущее, чем то, которым ее хотели наградить родители.

Если честно, для меня это просто шокирующая информация. Удивляют родители, которые соглашаются на ранний брак своих детей, отдавая их в руки неизвестно какого взрослого мужика. В нашей стране это называется педофилией и таких людей посадили бы в тюрьму, где они навряд ли прожили бы и неделю, а в мусульманских странах это нормальное явление. Безумный мир.

Cвадебные ритуалы в Раджастхане принято совершать ночью. А на сей раз темное время суток было вообще единственно возможным для церемонии – свадьба была незаконной и потому тайной для всех, кроме приглашенных гостей. Ближе к вечеру невесты, готовясь к бракосочетанию, обливались водой прямо на улице. Невест было три: 15-летняя Радха, 13-летняя Гора и Раджани, их племянница. Девочка пяти лет.

Соседки помогли малышке Раджани стянуть розовую футболочку с нарисованной на плече бабочкой и прикрыли моющихся девочек импровизированным занавесом из тканей для сари. Женихи тем временем ехали из далекой деревни. Никто из них не был достаточно богат, чтобы прибыть верхом на слоне или на скакуне в роскошной сбруе, как того требует традиция. Пришлось довольствоваться машинами. Ожидалось, что прибудут женихи изрядно навеселе.

Никто из жителей деревни прежде их не видел, кроме отца двух старших девочек, худощавого и прямого как палка седого крестьянина с длинными обвислыми усами. Этот крестьянин, которого я буду называть М., наблюдал, как вереница гостей укрывается от палящего солнца под тентом из яркого шелка, и на лице его были написаны и гордость, и тревога. Он отлично понимал: если бы честному и неподкупному офицеру полиции стало известно, что здесь происходит, свадьба была бы прервана, он – арестован, а семья покрылась бы позором.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.
Раджани приходится М. внучкой. У девочки круглые карие глаза и маленький приплюснутый носик, а кожа – цвета молочного шоколада. Живет она у дедушки: в деревне говорят, что отец Раджани – пьяница и лентяй. А еще говорят, что дед любит Раджани больше, чем ее родители, – не зря он выбрал ей жениха из уважаемой семьи, за одним из членов которой была замужем его дочь. Поэтому Раджани не окажется одинокой после гауны – церемонии, которая совершается, когда девушка покидает родительский дом и переезжает к мужу.

Если девочка выходит замуж совсем маленькой, гауна совершается по достижении ею подросткового возраста, так что Раджани еще несколько лет проживет в семье деда. И М. поступает очень хорошо, говорили мне: выдавая внучку замуж, он обеспечивает ей защиту на годы взросления.

Эта история происходит в одной из иссушенных солнцем деревенек индийского штата Раджастхан во время праздника Акха-Тидж. Праздник отмечают в самое жаркое время весны, перед сезоном муссонных дождей, и он считается хорошим временем для свадеб. Мы беспомощно смотрим на Раджани. Пятилетняя босоногая невеста в футболке бегает вокруг, зажав в ручонке розовые пластмассовые солнечные очки, которые кто-то ей дал.

Человек, который привел нас в деревню, говорил только о ее сестрах. О них, правда, говорить тоже было опасно, поскольку закон запрещает брать в жены девушек младше 18 лет. Но к невестам-подросткам отношение снисходительнее. Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.

Выдавать замуж малолетних опаснее, поэтому участие в свадебной церемонии самых маленьких обычно не афишируется, их имена не упоминают в приглашениях, и на собственной свадьбе они оказываются на вторых ролях. Раджани уснула до начала церемонии. Ее дядя осторожно поднял девчушку с кроватки, прижал к плечу и понес под лунным светом туда, где ждал индуистский жрец, поднимался к небу дым от священного пламени и сидели на пластмассовых стульях гости и жених, десятилетний мальчик в золотистой чалме.

Десятилетняя Нуджуд Али сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец.
В такие моменты чужака может охватить непреодолимое желание спасти девочку-невесту. Схватить ее, отправить в нокаут окружающих взрослых, сбежать! Что угодно, лишь бы остановить то, что происходит на твоих глазах. Над моим столом приколота фотография Раджани в ее свадебный вечер, за шесть часов до церемонии. Девочка в сумерках смотрит в камеру, в ее широко раскрытых глазах – полное спокойствие, и кажется, что она вот-вот улыбнется.

"Мне 10 лет, и я разведена"
Помню, как меня в ту ночь преследовали мысли о спасении не только Раджани (ее я легко могла бы взять на руки и унести прочь в одиночку), но и двух других девочек, которых собирались, словно оплаченный товар, передать с рук на руки несколько взрослых мужчин, сговорившихся насчет их будущего. Принудительные ранние браки по сей день процветают во многих регионах мира – и отстаивают эту традицию сами родители будущих новобрачных, зачастую нарушающие законы своей страны. Детский брак они рассматривают как достойный способ обеспечить девушке спокойное взросление в случаях, когда другие варианты сложны или есть риск, что девочка-подросток потеряет невинность до брака.

Детский брак распространен на разных континентах, среди представителей разных народов, религий и сословий. В Индии девочек обычно выдают за мальчиков на четыре-пять лет старше; в Йемене, Афганистане и некоторых других странах мужьями могут стать и молодые мужчины, и вдовцы средних лет, и насильники, которые похищают своих жертв, а потом объявляют их женами, как принято, например, в некоторых районах Эфиопии.

Часть этих браков – открытые сделки, практически ничем не замаскированные. Можно, скажем, обменять прощение долга на восьмилетнюю невесту или уладить конфликт между семьями, предложив взамен двоюродную сестру, 12-летнюю девственницу. Когда верхушка этого айсберга, единичные случаи становятся достоянием гласности, они вызывают взрыв гнева по всему миру. В 2008 году газеты многих стран писали о Нуджуд Али, десятилетней йеменской девочке: она сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец. Позже была опубликована книга «Я – Нуджуд, мне десять лет, и я разведена».

Многие взрослые, такие, как односельчанки Раджани, поющие печальные песни, пока юные невесты моются, не видят в детских браках ничего плохого. Образование девочек все равно будет прервано, так или иначе. Если не из-за брака, то просто потому, что в сельских районах в близлежащей школе может быть всего пять классов, а дальше пришлось бы каждый день ездить в школу на автобусе, набитом похотливыми мужчинами. В самой школе вполне может не оказаться закрывающегося туалета, необходимого девочке-подростку с гигиенической точки зрения. Кроме того, обучение в школе стоит денег – а практичные родители их берегут для сыновей: считается, что те принесут больше пользы. Так, на хинди дочерей, живущих с родителями, даже называют «парайа дхан», что означает «чужое богатство».

Ну а все рассуждения о том, что девушка сама имеет право выбирать себе жениха и что браки должны совершаться по любви, во многих уголках мира до сих пор воспринимаются как глупые и вздорные. Так, в Индии большинство браков, как и раньше, заключаются по воле родителей. Крепкий брак рассматривается как союз двух семей, а не двух личностей – а стало быть, выбор должен быть тщательно продуман многими взрослыми людьми, а не юными влюбленными, которые повинуются мимолетным порывам и зову сердца.

Поэтому там, где царит нищета, где потерявшие невинность девушки считаются непригодными для брака, где многие поколения предков вступали в брак не по своей воле, где старухи родственницы настаивают на том, чтобы девочки быстрее выходили замуж – мол, со мной так было, значит, и с ней должно быть так же, – даже самый убежденный борец с ранними браками растеряется, не зная, с чего начать.

«К нашему сотруднику обратился отец девочки-подростка, – рассказывает Шрила Дас Гупта, врач из Нью-Дели, ранее работавшая в Международном центре исследования женщин (ICRW), одной из нескольких некоммерческих организаций, активно борющихся с ранними браками. – Он сказал: “Хорошо, если я решу выдать свою дочь замуж позже, возьмете ли вы на себя ответственность за ее защиту?” Наш сотрудник пришел к нам и спросил: “Что я ему скажу, если его дочь изнасилуют, когда ей будет 14?” На такие вопросы у нас нет ответов».

Женились на дочерях друг друга
В Индии детские браки запрещены хотя бы формально – в Йемене нет и этого. Все попытки официально защитить девочек-невест до сих пор оканчивались неудачей. «Если бы ранний брак был сколько-нибудь опасен, Аллах запретил бы его, – заявил нам депутат йеменского парламента Мухаммед Аль-Хамзи. Мы разговаривали с ним в Сане, столице этого государства. – Мы не можем запретить то, чего не запретил сам Аллах».

Религиозный фундаменталист и консерватор Аль-Хамзи – яростный противник любых попыток законодательно запретить замужество девушкам младше определенного возраста (в последнем проекте – младше 17 лет). Ислам не дозволяет брачных отношений до тех пор, пока девочка не готова к ним физически, говорит Аль-Хамзи, однако в Священном Коране не говорится о конкретных возрастных ограничениях, так что этот вопрос должен находиться в ведении семьи и религиозных наставников, а не законов. Как ведают этим вопросом семьи, мы имели возможность увидеть в одной из деревень в западной части Йемена.

Мужчина, которого тоже звали Мухаммед, повез нас в эту деревню, потому что события в ней его глубоко возмутили. «Там живет девочка, ее зовут Айша, – он кипел от гнева. – Ей десять лет, она совсем маленькая, просто крошка. А ее мужу – пятьдесят, и у него вот такое пузо», – Мухаммед показал руками, какое именно.

Мухаммед описал сделку, которую здесь называют шигхар: двое мужчин снабжают друг друга невестами, обмениваясь родственницами. «Они женились на дочерях друг друга, – сказал Мухаммед. – Если бы разница в возрасте между мужьями и их новыми женами была более приемлемой, думаю, никто не стал бы сообщать в полицию. Но девочки не должны выходить замуж, когда им по девять-десять лет. 15 или 16 – еще куда ни шло».

В деревне, окруженной зарослями кактусов и иссушенными солнцем полями, в домах из камня и бетона живет пять десятков семей. У старейшины деревни, шейха, приземистого и рыжебородого, на поясе рядом с традиционным кинжалом висел мобильный телефон. Он провел нас в дом с низким потолком, где множество женщин, в том числе с младенцами, и девочек сидело на покрытом коврами полу и на кроватях. В дверь, наклоняясь, чтобы не удариться о притолоку, входили все новые женщины. В самой гуще на корточках сидел шейх, хмурился и шикал, чтобы собравшиеся вели себя потише.

На меня шейх смотрел с подозрением. «У тебя есть дети?» – спросил он. Когда я ответила, что да, двое, на лице у него отразилось недоумение. «Всего двое! – шейх кивнул в сторону молодой женщины, которая кормила грудью младенца, рядом с ней копошились еще двое карапузов. – Этой молодой женщине 26 лет, она родила десятерых». Ее звали Суад, и она была дочерью шейха. Суад выдали замуж за дальнего родственника, когда ей было 14. «Он мне нравился», – тихо говорит Суад под пристальным взглядом отца.

Шейх сделал несколько заявлений относительно брака. Он сказал, что ни один отец не будет принуждать дочь выходить замуж против ее воли. Сказал, что опасность для здоровья, которую якобы представляет ранний брак, сильно преувеличена. Сказал, что первый физический контакт с мужем действительно не всегда бывает легким для невесты, но переживать по этому поводу – бессмысленно. «Разумеется, каждой девушке бывает страшно в первую ночь. Но она привыкнет. Дело житейское». Тут мобильник шейха загудел, он снял его с пояса и вышел на улицу.

Я сдернула с головы платок – раньше я видела, как моя переводчица делала так, когда рядом не было мужчин, и женщины заводили доверительный разговор. Мы быстро задали несколько вопросов: как у вас готовятся к брачной ночи? рассказывают ли невестам, чего им следует ожидать? Женщины взглянули в сторону двери и, увидев, что шейх полностью поглощен разговором, подались в мою сторону. «Девочки ничего не знают, – сказала одна из них. – Мужчины принуждают их».

А не могли бы они рассказать нам о маленькой Айше и ее толстом 50-летнем муже? Тут женщины заговорили все разом: это ужасная история, такое нужно запретить, но мы ничего не могли поделать. Маленькая Айша закричала от страха, когда увидела мужчину, за которого ей предстояло выйти замуж, сказала женщина по имени Фатима, которая, как оказалось, была старшей сестрой Айши. Кто-то сообщил в полицию, но отец Айши приказал ей надеть туфли на высоких каблуках, чтобы казаться выше, и закрыть лицо. Кроме того, он пригрозил, что, если его отправят в тюрьму, он убьет Айшу, когда оттуда выйдет. Полиция приехала и уехала, не приняв никаких мер, и сейчас – женщины заговорили тише и быстрее, поскольку шейх уже начал прощаться со своим собеседником, – Айша замужем и живет в другой деревне, в двух часах езды. «Каждый день она звонит мне и плачет», – сказала Фатима.

«Ты знаешь, что в тебе вырос ребенок?»
Депутат Аль-Хамзи в ответ на эту историю, наверное, повторил бы мысль, которую уже высказывал мне: любимой жене пророка Мухаммеда, тоже Айше, было девять, когда она вышла замуж – так говорится в одном из хадисов, преданий о жизни пророка. Впрочем, другие йеменские мусульмане рассказывают, что среди исламских ученых мужей существует и другое мнение: Айша была старше, когда впервые вступила в брачные отношения. Может быть, она была подростком, а может быть, ей уже перевалило за двадцать. Как бы то ни было, точный возраст Айши не так уж важен, твердо говорили мои собеседники; в наши дни любой мужчина, желающий взять в жены маленькую девочку, позорит свою религию.

«В исламской традиции человеческое тело обладает большой ценностью, – подчеркнул Наджиб Саид Ганем, глава комитета по здравоохранению и демографии парламента Йемена. – Как бриллиант». Он перечислил несколько опасных для здоровья последствий принуждения девочек к половой жизни и деторождению до того, как они физически созреют: разрыв стенок влагалища, образование внутренних разрывов...

Медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: «Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?”».
А один врач-педиатр в Сане рассказал мне, что медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что же вообще такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: «Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?”»

В Йемене не принято говорить о половой жизни, даже образованные женщины не ведут таких разговоров с дочерьми. То, что некоторые родители отдают маленьких дочек взрослым мужчинам, ни для кого секретом никогда не было – но о таком если и говорили, то шепотом. Три года назад ситуация немного изменилась – когда десятилетняя Нуджуд Али стала самым юным в мире борцом с ранними браками.

Для йеменцев удивительным в истории Нуджуд было не то, что отец принудил ее выйти замуж за человека втрое старше, не то, что муж вступил с ней в насильственную связь в первую же ночь (хотя вроде бы и обещал подождать, пока жена подрастет), и не то, что наутро свекровь девочки вместе с женой другого своего сына сперва одобрительно осмотрели окровавленную простыню, а потом подняли Нуджуд с постели и понесли мыться. Нет, во всем этом не было ничего необычного. Удивительно было то, что Нуджуд посмела нанести ответный удар.

«Не получит развод - слишком мала!»
Десятилетняя девочка сбежала от мужа и вернулась домой. Она не испугалась воплей отца, который кричал, что от того, как она будет исполнять супружеские обязанности, зависит честь семьи. Ее мать была слишком запугана, чтобы вмешаться. Но вторая жена отца пожелала Нуджуд удачи, дала денег на такси и рассказала, куда ехать.

Когда изумленный судья спросил у десятилетней девочки, что она делает одна-одинешенька в суде большого города, Нуджуд ответила, что пришла получить развод. Представлять ее интересы взялась известная в Йемене женщина-адвокат. В англоязычной прессе начали появляться статьи об этом деле – сначала в Йемене, потом и по всему миру; публикации вызвали огромный интерес, тем более что сама Нуджуд была очаровательна – и когда она наконец получила развод, решение в зале суда овацией приветствовала толпа народа. Нуджуд пригласили в США – и там ее тоже ждали залы, полные сочувствующих.

Все, с кем она встречалась, были поражены серьезностью и самообладанием маленькой девочки. Когда мы увиделись с ней в редакции одной из газет, издающихся в Сане, она была одета в черную абайю – эту одежду, полностью скрывающую фигуру, взрослые йеменские женщины надевают, когда показываются на людях, но тут в абайе была маленькая девочка.

Хотя Нуджуд побывала за океаном, где с ней беседовали десятки излишне любопытных взрослых, она была такой милой и открытой, разговаривая со мной, как будто мои вопросы были для нее внове. За обедом она устроилась рядом со мной на молитвенном коврике и рассказала, что снова живет у себя дома (отец, сурово осужденный общественным мнением, неохотно, но разрешил ей вернуться), ходит в школу и пишет в своей школьной тетрадке открытое письмо йеменским родителям: «Не выдавайте своих дочерей замуж. Выйдя замуж слишком рано, они будут лишены образования, лишены детства».

В теории общественных изменений для таких, как Нуджуд Али, есть специальный термин: «позитивный девиант». Это действующие в обществе одиночки, которые благодаря и стечению обстоятельств своей жизни, и свойственной им решимости способны отвергнуть традиции и попытаться предложить что-то новое – возможно, радикально новое.

Среди позитивных девиантов, участвующих в кампаниях против ранних браков в разных странах, есть матери, отцы, бабушки, школьные учителя, деревенские врачи... Но самые упорные борцы – сами девочки-бунтарки. И у каждой из них появляются последовательницы. В Йемене я познакомилась с 12-летней Рим, которая добилась развода через несколько месяцев после Нуджуд; при этом ей удалось убедить в своей правоте враждебно настроенного судью, прославившегося заявлением о том, что столь юная жена еще слишком мала, чтобы принимать решение о разводе. В Индии я встречалась с 13-летней Сунил, которую хотели выдать замуж, когда ей было 11. Сунил решительно заявила родителям, что отвергнет жениха, который был уже в пути, – а если те попытаются выдать ее замуж насильно, то она заявит в полицию и разобьет отцу голову.

Безусловно, детские браки гораздо чаще, чем подростковые вызывают общественное негодование. «Публика любит такие истории, когда сразу ясно, где черное, а где белое, – говорит Саранга Джейн, подростковый врач. – Однако большинству несовершеннолетних невест – от 13 до 17 лет. Мы хотим, чтобы общество осознало: защищать надо не только самых маленьких девочек».

«Мне подарили новую одежду. Я была счастлива»
Исследователи полагают, что ежегодно от 10 до 12 миллионов девушек в развивающихся странах выходят замуж несовершеннолетними. И не всегда причина в давлении тиранов-родителей. Девочки принимают решение, потому что все ждут от них этого, или потому что там, где они живут, у них просто нет другого пути. Наиболее успешными оказываются программы, основанные не на чтении морали, а на повышении мотивации бедняков не выдавать дочерей замуж слишком рано. Это и прямое поощрение семей, которые отдают девочек в школу, и строительство самих школ.

В Индии правительство обучает и посылает в деревни медицинских работниц, которых называют сатхинами. Они следят за здоровьем и благосостоянием местных семей; в их обязанности входит напоминать жителям деревень, что, выдавая девочек замуж, они не только совершают преступление, но и причиняют серьезнейший вред собственным детям. Именно раджастханская сатхин при поддержке своих просвещенных тестя и тещи в конце концов убедила родителей 11-летней Сунил отказаться от идеи выдать дочь замуж и позволить ей вернуться в школу.

Фантазии же на тему «схватить девочку и убежать» неизбежно наталкиваются на вопрос: а что потом? «Если мы вырвем девочку из привычного ей окружения, изолируем ее от родных и знакомых, во что превратится ее жизнь? – задается вопросом Молли Мелчинг, основатель сенегальской некоммерческой организации “Тостан”. – Вы не сможете изменить принятые в обществе нормы, если будете бороться с ними силой и унижать людей, называя их отсталыми. Мы своими глазами видели, что целые общины могут делать выбор в пользу перемен – и меняться очень быстро. Это вдохновляет».

Но дорога постепенных перемен мучительно сложна. В этом меня убедил пример Шобхи Чаудари. Ей 17 лет, живет она в Раджастхане. Когда я впервые ее увидела, на Шобхе была школьная форма: темная плиссированная юбка и заправленная в нее белая блузка. Строгий взгляд, прямая спина, блестящие черные волосы, собранные в хвост. Шобха училась в последнем классе средней школы, была одной из лучших учениц. Много лет назад на нее обратила внимание приехавшая в деревню сотрудница «Проекта Веерни» – некоммерческой организации, которая ищет талантливых девочек по всей Северной Индии и предлагает им бесплатное обучение в школе-пансионе в городе Джодхпур.

«Мне подарили красивую новую одежду, – грустно улыбается Шобха. – Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива».
Шобха замужем с восьми лет. Представьте себе ее свадьбу: одновременно выходят замуж с десяток девочек из ее деревни, большой праздник в царстве нищеты. «Мне подарили красивую новую одежду, – грустно улыбается Шобха. – Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива».

С тех пор у Шобхи была лишь мимолетная встреча с мужем, который старше жены на несколько лет. Пока девушке удается отсрочить гауну, после которой она будет обязана переехать к супругу. Когда я спросила Шобху, какое впечатление муж на нее произвел, она отвела взгляд и сказала, что он необразован. Мы посмотрели друг на друга, и Шобха покачала головой: нет, она ни в коем случае не сможет опозорить свою семью, отказавшись от гауны: «Я должна быть с ним. Я сделаю так, что он будет учиться и развиваться. Но покинуть его я не смогу».

Каждый раз, когда я приезжала в родную деревню Шобхи, ее родители заваривали чай с пряностями и наливали его в лучшие чашки, а истории о Шобхе немного менялись. Были здесь и гордость, и желание кое-что утаить, и тревога: кто знает, что нужно этой иностранке? Это была не свадьба – просто помолвка! Эх, ладно – свадьба это была, но ведь произошло все до того, как «Проект Веерми» сделал свое предложение, и до того, как девочка удивила всех своими способностями. Это Шобха выяснила, как провести в дом электричество, чтобы она и ее младшие братья и сестры могли делать уроки после наступления темноты. «Я научилась расписываться, – похвасталась мне мать Шобхи. – Она показала мне, как пишется мое имя».

Но теперь, недвусмысленно намекнули родители, этот милый эпизод ее жизни подходил к концу – да и то сказать, пора. Муж звонил Шобхе по телефону и требовал свидания. Ее бабушке хотелось, чтобы гауна состоялась до того, как она совсем одряхлеет. Занятия в Джодхпуре были для Шобхи одновременно и страстью, и предлогом для того, чтобы оттянуть неизбежное, – однако «Проект Веерни» финансирует обучение лишь до окончания средней школы.

А Шобха мечтала о колледже, после которого она смогла бы поступить на службу в индийскую полицию и следить за исполнением закона о запрете детских браков. В своем дневнике школьница написала на хинди аккуратными буквами: «Я никогда не позволю, чтобы на моих глазах девочек выдавали замуж. Я спасу каждую». Но за обучение надо было платить, а денег не было.

Посоветовавшись, мы с мужем внесли необходимую для колледжа сумму. Послешкольное образование Шобхи продолжается уже больше года: курсы компьютерной грамотности, английский, подготовка к экзаменам для приема на службу в полицию… Я получаю от нее электронные письма (ее английский слабоват, но постепенно улучшается), а недавно переводчица с хинди, которая работала со мной в Джодхпуре, взяв напрокат видеокамеру, сняла для меня видеопослание от Шобхи. Девушка готовится к очередному экзамену, живет в городе, в безопасном хостеле для женщин. Муж по-прежнему часто ей звонит, но гауна еще не состоялась. В какой-то момент Шобха улыбнулась прямо в камеру и сказала: «Нет ничего невозможного, мэм Синтия. Все возможно».

А через два дня после того, как я получила это видео, йеменские газеты сообщили о девочке, доставленной в больницу через четыре дня после свадьбы. В результате полового акта у нее были разорваны внутренние органы. Девочка умерла от потери крови. Ей было 13 лет.

Выбор партнера по браку

Величайшее событие в Индии - это бракосочетание. После свадьбы жизнь индуса меняется коренным образом: юность сменяется зрелостью. По традиции выбор супруга зависит не от жениха и невесты, а от интересов родителей. Некоторые родители уславливаются о браке ребенка уже при рождении, но большинство сговариваются позже. В прошлом, брачный возраст был очень мал. В Раджастане даже заключали браки между детьми младше пяти лет. По всей Индии было принято выдавать замуж девочек в возрасте 8 - 12 лет. Мальчиков тоже рано женили. Так, Махатма Ганди и первый президент Республики Индия Раджендра Прасад женились на своих ровесницах в 13 лет. Перепись 1921 года зафиксировала более 600 невест в возрасте от 1 до 12 месяцев. Узнав об этих данных, Ганди убедил юриста Хаар Биласа Шарду подготовить законопроект, препятствующий ранним бракам. Любопытно, что сам юрист был женат в возрасте 9 лет. "Закон Шарды", ограничивающий брачный возраст 14 годами для девочек и 18 для юношей, вступил в силу в 1929 году.


В 1955 году в Индии был принят закон, разрешающий вступать в брак по достижении 18 лет. В 1978 году в закон внесли поправку, допускающий брак мужчин с 21 года, а женщин - с 18 лет. Эти ограничения действуют и в настоящее время. Однако закон соблюдается лишь частично. Если члены высших каст и большинство горожан воздерживаются от ранних браков, стремясь дать детям образование, то деревенская беднота и члены низших каст продолжают заключать детские браки. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно. Согласно обследованию 2007 года, 47% индианок выходят замуж до 18 лет. При этом 13% рожениц составляли девушки 17 и менее лет. Социальная помощь и пропаганда постепенно уменьшают число ранних браков, но медленно - сложившиеся традиции сильны, особенно, в деревне.

Ортодоксальный индуизм не запрещает полигамию: среди высоких каст многоженство было распространено. "Кама-сутра" (III - IV вв.) и последующие руководства по любви - "Ратирахасья" (XIII в.) и "Анангаранга" (XV в.), описывают многоженство и даже гаремы. "Кама-сутра" советует взять вторую жену в следующих случаях: "Другую жену берут, когда [первая жена] глупа, дурного нрава, несчастлива, не рожает детей, рожает одних лишь девочек или когда муж непостоянен. Пусть поэтому она с самого начала стремится избежать этого, выказывая преданность, добрый нрав и ум. Если же она не рожает детей, то пусть сама побуждает его взять другую жену. И будучи замещена [другою], пусть по мере сил старается доставить [новой жене] высшее положение по сравнению с собой. ... Когда же она замещена многими женами, то пусть объединяется с той, которая ей ближе". Состоятельные индусы нередко заводили по две жены вплоть до ХХ века. Эта практика прекратилось после принятия в 1955 году закона о браке, запрещающем многоженство.

По подходу к выбору невесты Индию можно подразделить на два обширных региона - индоарийский север и дравидоязычный юг. На севере ищут брачного союза с семьями, не связанными кровным родством. Брак кровных запрещен. Родители выбирают невесту для сына за пределами деревни и даже соседних деревень из семьи той же касты, не имеющей с ними кровных связей. В результате, жители одной деревни заключают брачные союзы с жителями сотни других деревень. После свадьбы молодая жена попадает в незнакомый дом, где никого не знает. Она одинока, ее родные и знакомые далеко, и она вынуждена подчиняться требованиям новой семьи. В Центральной Индии также преобладала североиндийская система брака, но в смягченном виде: иногда встречаются браки в одной деревне и часто вступают в брак жители соседних деревень. Допускается обмен братьев и сестер - сестра жениха выходит замуж за брата невесты.

В отличие от северян-индоариев, дравидская семья Южной Индии скрепляет браком уже сложившиеся родственные связи. Здесь нет деления родственников по крови и по брачным связям. Но браки на юге заключают внутри ограниченного круга семей, и все их члены являются кровными родственниками. На Юге распространены браки между двоюродными братьями и сестрами и даже между дядями и племянницами. Главное то, что семья, отдавая в другую семью невесту, ожидает ответной невесты, если не сейчас, то в следующем поколении. Цель таких браков создать небольшую, крепко спаянную группу родственников. После свадьбы молодая жена попадает в дом своей бабушки или тетки и ей уютно среди близких. Муж, чаще всего, двоюродный брат, которого она знала с детства. Бывает, конечно, что невеста покидает круг родственников (если среди них нет подходящего жениха), но и тогда ее положение лучше, чем в Северной Индии.

Поиски партнера для брака - непростая задача. Родители ищут жениха или невесту через знакомых или по объявлениям в газетах, где указаны религия, каста, образование, красота невесты (с намеком на размер приданого) и доходы жениха. В деревнях родители договариваюся о браке без участия жениха и невесты, те даже не видят друг друга. В городах, в культурных слоях общества, жених и невеста обмениваются фотографиями и им могут разрешить встретиться в присутствии родственников невесты. Все больше молодых людей с высшим образованием сами решают свою судьбу. Сегодня браки по любви допустимы в высших слоях общества, если жених и невеста принадлежат к одной или близкой по рангу касте и имеют сходный образовательный и профессиональный уровень. Совсем другое отношение родителей в случае брака их ребенка с человеком другой религии (особенно, мусульманином) и, тем более, низкой касты.

В Индии, особенно на севере, семья невесты считается как бы низшей по отношению к семье жениха и должна делать ей подарки на протяжении поколения, а то и двух. Главным подарком является, разумеется, приданое. Его размер оговаривают до свадьбы. В состав приданого входят не только ювелирные украшения. Изначально, в качестве приданого невеста приносила с собой все, что нужно для обустройства быта на новом месте: белье, посуду, предметы домашнего обихода. С конца ХХ века приданое невесты все чаще стали составлять деньги и ценные предметы бытовой техники: мотоциклы, автомобили и т.д. Иногда родители жениха настаивают, чтобы семья невесты оплатила стоимость его высшего образования и даже несколько лет будущих заработков. Нередко отношение к новобрачной в доме родителей мужа определяется размером приданого. Бывают случаи, когда родные невесты не в состоянии выплатить приданое, тогда требование приданого повторяется после свадьбы, и в случае проволочек или отказа, платье молодой жены может по "неосторожности" вспыхнуть, и сама она погибнуть. Подобные убийства редко расследуют. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, браки в Индии прочные и нередко счастливые, а свадьбы отличаются не только пышностью и красочностью, но имеют сакральное значение.

Индусы верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар - важнейших жертвоприношений в жизни индуса. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишенной девственности, исключена, как совершенно бесполезная. Люди, заключающие подобного рода браки и их дети, попадают в категорию изгоев. Дело в том, что, согласано ведическими представлениями, женщина есть поле - кшетра , а мужчина - владелец поля - кшетрин . Первый, засеявший своим семенем поле, становится его владельцем и владельцем всего, что на нем когда-либо взойдет. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рожденные этим полем, тебе не принадлежат, а ты всего лишь вор, засеявший чужое поле.

Помолвка и свадьба

Свадьбы в Индии любят справлять в феврале: в это время в стране весна, уже тепло и сухо, но еще нет изнуряющей жары. Свадьба состоит из досвадебных церемоний, самой свадьбы и послесвадебных ритуалов. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Основные расходы по устроению свадьбы несут родители невесты. Первой церемонией является помолвка - тилак . В этой церемонии участвует мужская половина обеих семей. Отец невесты вместе с родственниками направляется в дом жениха, чтобы поставить на лоб жениха тилак (священный знак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что его принимают как зятя. Сначала брахман , распевая мантры, проводит пуджу - ритуал поклонения богам. Затем брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины из семьи невесты. Семья жениха со своей стороны передает подарки невесте. Обычно во время помолвки жених надевает невесте на палец обручальное кольцо.

После помолвки наступает время подготовки к свадьбе, которое длится от одного до двух месяцев. Примерно за 15 дней до свадьбы проводится поклонение богу мудрости и благополучия - Ганеше (изображается в виде толстяка с головой слона). Ганешу просят устранить препятствия во время свадьбы. Оставшиеся дни до свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше. Следующим этапом является веселая церемония, предназначенная для женщин - Сангит. Семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика - дхолак , поют песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благополучия в семейной жизни. Сангит оканчивается богатым угощением.

Затем наступает время Менди -- нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Церемонию проводят в доме невесты в присутствии родственников и подруг. По поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. Руки невесты должны быть расписаны по локоть. На правой ладони символически изображен жених, на левой - невеста. Среди узоров скрыты их имена: считается, что если жених в день свадьбы найдет свое имя на ладони невесты, их брак будет счастливым. Помимо рук невесте расписывают ступни. Церемония сопровождается пением и музыкой. По традиции, после замужества женщина не должна работать в доме, пока узоры не исчезнут. После проведения Менди невеста не выходит из дома до самой свадьбы. В день свадьбы или за день до нее проводят церемонию Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносят пасту из куркумы, чтобы кожа сияла. В этот же день в домах жениха и невесты проводятобряд поминовения усопших предков.

В день свадьбы невеста одевает свадебное сари красного цвета на севере или зеленого у маратхов. На сари множество украшений - золотых нитей, бисера, страз, подвесок. Общий вес свадебного наряда может достигать 12 кг. Руки невесты украшены браслетами и кольцами. Ярко-красный цвет браслетов говорит о том, что девушка выходит замуж. Обряд бракосочетания совершается вечером в доме невесты, куда прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. Раньше жених приезжал верхом на лошади или на слоне; теперь чаще используется автомобиль. На женихе праздничный наряд. На севере - это камзол шервани, украшенной золотым шитьем, узкие штаны чуридары, красный пояс и яркий тюрбан. На юге на женихе белое дхоти (набедренная повязка) и ангавастрам (накидка из легкой ткани). У ворот жениха встречает мать невесты. Она кланяется ему и ставит на его лоб тилак , защищающий от всякого зла. Жених следует к мандапу - шатру, украшенному нарядными тканями, листьями банана и цветами; в центре шатра горит жертвенный огонь. Там он ожидает невесту для проведения Вар Мала (Джай Мала) - церемонии обмена цветочными гирляндами.

Появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены. Следуют другие ритуалы, проводимые в мандале. Одним из главных ритуалов является Канья Даан . Канья означает "девственница", а даан - "дар". Во время проведения Канья Даан отец невесты кладет правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому брахман связывает конец сари невесты с поясом жениха в узел, который даже после свадьбы не должен быть развязан. Затем молодые, взявшись за руки, четыре раза должны обойти вокруг огня, горящего в центре мандапы. Обойдя огонь, они вместе делают семь шагов. Как и круги вокруг огня, каждый шаг имеет свой смысл, является клятвой.

Завершающим ритуалом свадебного обряда является Синдурдана, во время которого жених наносит на пробор невесты синдур -- красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что будут заботиться друг о друге. По окончании свадебной церемонии молодоженов благословляют брахман - пурохит , родители и близкие родственники. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение. Празднование сопровождается песнями и танцами и длится всю ночь, а затем гости сопровождают молодых в дом мужа, где новобрачных ждут подарки и благословение. На следующий день устраивают прием родственников жены - принимают от них подарки, сажают за стол и празднование свадьбы продолжается.

Положение женщин

Индийская семья многочисленна - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Положение женщины еще недавно зависело от ее касты. В низших кастах женщины работают по найму вне дома; они независимы, могут разводиться и повторно выходить замуж. В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. По мнению брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Она не может требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак. Сейчас положение меняется: многие женщины из высших каст получают образование и идут работать. Соответственно, они позже выходят замуж. Ослаб и запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенной эмансипации женщин из высших каст.

Еще в XIX веке в Индии был распространен обряд сати, когда вдовы сжигали себя в погребальном костре мужа. Как правило, сати совершали женщины из высших каст: особенно много самосожжений было в Раджастхане и Бенгалии. Изуверский обряд пытались запретить еще Великие Моголы, но побороть его (и то частично) смогли лишь англичане, начавшие вешать всех, кто содействовал самосожжению вдов. Известен ответ генерала Чарльза Непиэра на жалобу брахмана, недовольного тем, что британцы вмешиваются в традиции индусов. Сэр Чарльз тогда сказал:

"Пусть будет так. Сжигать вдов ваш обычай; готовьте погребальный костер. Но у моей нации тоже есть обычай. Когда мужчины сжигают женщину живьем, мы их вешаем и конфискуем имущество. Поэтому мои плотники построят виселицы, чтобы вешать всех, вовлеченных в гибель вдов. Давайте следовать - вы своим, а мы своим обычаям".

Несмотря на запреты, сначала британского, а затем индийского правительства, сати случаются и поныне. С 1947 года в Индии зафиксировано около 40 самосожжений, большинство приходится на район Шехавати штата Раджастхан. Против сати приняты жесткие меры, ставящие вне закона всех наблюдавших за ритуалом. Закон не делает различий между наблюдателями и подстрекателями - их равно признают виновными. Все же положение вдов в высших кастах остается тяжелым. Согласно древнеиндийским канонам, сразу после кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправиться к пруду и смыть краску брака - синдур, со своего пробора, разломать свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. В высших кастах к вдовам относятся пренебрежительно, особенно, если мужья умерли от болезни. Присутствие вдовы на празднованиях и торжествах нежелательно: считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах вдов не допускают.

Особенно жестко следуют обычаю безбрачия вдов в касте брахманов. Значительно лучше положение вдов в низших кастах, где им позволено повторно выходить замуж, и на Юге Индии, где женщинам вообще свободнее, чем на Севере. Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и в Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане с исламскими странами Ближнего Востока. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге лицо закрывают только мусульманки. Компенсация к индийской женщине приходит с возрастом. Если после свадьбы она выполняет домашнюю работу под критическим надзором свекрови, то после рождения ребенка ее статус повышается. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, объект уважения и добрых чувств.

Только что принесли мне газету Yemen Observer. Мимо

статьи на последней странице не могу пройти- надо обязательно вам пересказать! Вопросы на эту тему часто бывают.

Статья о раннем браке, состоявшемся в провинции Hajj. Пока читала, плюс фотография(так у нас детки на yemen day одеваются) не отпускало ощущение того, что это инсценировка, хотя сама лично знаю одного идиота, женившегося лет в 30 на 13-14летней девчонке.
ФОТО ИЗ ГАЗЕТЫ.

Вот. Пробегусь по статье.

11летнюю Салли выдали замуж за 25 летнего мужчину в прошлый четверг. На свадьбу были приглашены почти все одноклассницы Салли и друзья 10-13. Пока дети гости грали в игры и всячески веселились, мать девочки с подругами проливали слезы над событием. Напомню, что женская свадьба и мужская её часть проходят отдельно друг от друга. Сестра Салли, которая в свою очередь бфыла выдана замуж в 13 лет, а сейчас ей 27, старалась както помешать раннему замужеству сестренки. Да кто ж слушать то будет?

Когда жених вместе с отцом и младшим братом пришли забирать невесту, девочка наивно спросила, нельзя ли в мужья получить более младшего? Естественно, было отказано. На том и закончили.

При подготовке к свадьбе жених дал отцу невесты деньги на покупку новой одежды, включая и свадебное платье и 2000 риал на карманные расходы самой девочке невесте (10 долларов). Младшие брат и сестра Саллли (6 и 7 лет) горько плакали, потому как тоже хотели замуж, чтобы получить новую одежду и карманные деньги!

Выкуп (который, впрочем назван приданным-dowry) был выплачен отцу невесты. 150 тысяч риал – 1доллар=198-200 риалам. Деньги, по словам матери Салли, забрал отец себе. Также, в дар невесте, как и полагается, были куплены золотые украшения – ожерелье, браслети кольца. Все это тоже было присвоено и продано. На эти деньги отец невесты купил тарелку саттелит и ресивер.

Тут я скажу, что как то был спор у мужа в журнале – что деньги не забирает отец. Мы общаемся с местными- потому знаем, что да, забираться деньги не должны. В некоторых семьях так и есть. Но в большинстве случаев, деньги забирает отец(сеья) себе. И тут это сказано не мной, а, по словам автора статьи, матерью девочки. Поэтому, прошу не спорить. Здесь вот так обстоят дела и это информация из первых рук.

В пятницу утром Салли забрали из родного дома в старой части Саны (от себя- там такие семьи «дремучие» живут- сами видели) и отвезли в провинцию Hajj.

По законодательству в Йемене запрещено выдавать засмуж девочек младше 16 лет. И даже по имеющейся новой поправке – с 18(!!!). При регистрации брачного договора отец и указал возраст, как 18 лет- никто и не удосужился проверить, естественно.

Здесь нет «ЗАГСов», все в конторах делается, без невесты даже. Мужчины по рукам ударили, сделку заключили.

Сейчас бедная девочка живет далеко от родительского дома. И не сможет она никак связаться с родными, чтобы пожаловаться на судьбу....

А я вот думаю, что такое родительский дом для неё? Мама, которая не имеет права голоса или отец, продающий дочерей, как скот, чтобы наживиться???

Но спасибо, что сейчас хоть пишут об этом.

ужасно...............
А кто не читал ещё про то, как празднуются свадьбы в Йемене, добро пожаловать в тэг

Фотограф Стефани Синклер (Stephanie Sinclair) 13 лет занимается освещением проблемы ранних браков. В 2012 году она основала неправительственную организацию «Too Young to Wed», которая борется за то, чтобы изжить эту практику во всём мире.

«Я пряталась каждый раз, когда видела его. Я его терпеть не могла», - вспоминает Тахани (в розовом) свои первые дни в роли жены Маджеда. На тот момент ей было 6 лет, а ему - 25. На этом снимке Тахани позирует фотографу вместе со своей бывшей одноклассницей Гхадой, которую тоже выдали замуж в детстве, возле своего дома в горах в мухафазе Хадджа, Йемен. Более половины женщин Йемена выходят замуж в детском возрасте.

16-летняя Сурита Шрешта Балами кричит в знак протеста, пока её увозят в её новый дом вместе с мужем, Бишалем Шрештой Балами, во время свадебной церемонии в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, январь 2007 года. Ранние браки - обычная практика в Непале, а деревня Кагати известна своей благосклонностью к этому явлению. Многие индуисты верят, что боги ниспошлют благословение их семье, если они женятся на девочке, у которой ещё не было менструации.

15-летняя Арасели кормит своего ребёнка, 2014 год. По данным исследования, проведённого Фондом ООН в области народонаселения в 2012 году, 30% женщин в Гватемале в возрасте от 20 до 24 лет, вышли замуж до достижения возраста 18 лет. В сельской местности этот процент выше. Подростковые беременности здесь настолько распространённое явление, что существует закон, согласно которому роженицы моложе 14 лет обязаны делать кесарево сечение, потому что их бёдра слишком узкие для родов.

После празднования свадьбы в кругу родственниц, йеменских невест, 11-летнюю Сидабу и 13-летнюю Галияу, сопровождают к их мужьям в Сане, Йемен, где у девочек начнётся новая жизнь, 2010 год.

17-летний Дурга Бахадур Балами посыпает красной пудрой голову 14-летней Нируты Бахадур Балами, которая находится на девятом месяце беременности, во время их свадьбы в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, 23 января 2007 года. Нирута стала жить в семье своего будущего мужа и забеременела, когда они были только помолвлены. В некоторых кругах это является допустимым.

Две молодые матери едут на заднем сидении автомобиля, принадлежащего фонду Samburu Girls Foundation. После переговоров лидеры общины позволили представителям организации увезти девушек в безопасное место. Молодые женщины сбежали из дома, потому что их детям грозила смерть. У народа самбуру существует обычай, не позволяющий молодым воинам жениться. Для таких воинов существуют девушки, которых разрешается использовать исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей. Эти девушки не могут забеременеть или стать матерью. Если беременность всё же наступает, женщине предстоит насильственный аборт или роды, после которых ребёнка умерщвляют.

Женщина провеивает зёрна в сезон дождей недалеко от города Бахр-Дар, Эфиопия. В этой стране один из высочайших показателей ранних браков в мире. Каждая вторая девушка выходит замуж до 18 лет, а каждая пятая - до 15 лет. Однако, благодаря работе различных организаций, ситуация постепенно улучшается.

Нуджуд Али спустя два года после развода со своим мужем, который был на 20 лет старше неё. Её выдали замуж в 8 лет. История Нуджуд шокировала общественность, заставив парламент разработать закон о минимальном возрасте вступления в брак.