Конспект занятия для дошкольников день земли. Познавательная беседа в подготовительной группе на тему: "День Земли!". Презентация «Правила поведения в лесу»

Тема: Наша Земля

Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе; развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса - модели Земли.

Ход занятия

(Детям предлагается для рассматривания выставка картин, иллюстраций, детских работ с изображением пейзажей, цветов, зверей, людей.)

Ребята, вы когда-нибудь видели звездное небо? Расскажите, какое оно? (ответы детей)

Как вы думаете, звезды маленькие, как мы их видим, или они очень большие? (ответы детей)

Правильно, видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие.

(Воспитатель предлагает детям карту звездного неба.)

Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли, но до звезд они не долетели. Зато они видели сверху нашу Землю. Оказывается, наша Земля - голубая, маленькая, как все остальные звезды. Космонавты сфотографировали из космоса Землю. Вот она, наша планета!

(Воспитатель предлагает детям фотографии в атласе «Мир и человек».)

Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они научились строить сначала небольшие лодки,

а затем суда, на которых можно было отправиться в далекие странствия по морям и океанам вокруг света. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествиях? (ответы-предположения детей)

Правильно, ребята, необходимы компас, карта, глобус. Когда-то очень давно мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появлялись только ночью и только при хорошей погоде. А такие помощники, как компас, карта, глобус, использовались и в светлое время суток, и в непогоду. (Воспитатель предлагает детям для рассматривания глобус.)

Посмотрите, глобус, это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля? Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды? Давайте рассмотрим глобус внимательно. Какие цвета вы видите на нем? (Белый, синий, зеленый, коричневый, желтый.)

Почему же наша Земля так раскрашена? (Прочитать отрывок Н. Сладкова «Разноцветная Земля».)

Ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!

Вот Земля, наш светлый дом.

Много есть соседей в нем:

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки,

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

Кто же так красиво и премудро устроил все вокруг нас на Земле? (ответы детей)

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нем,

Только Кто его построил?

Кто порядок в нем устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял мох, цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

В реки Кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, Кто придумал это?

Кто все так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!»

(Е. Королева)

Наш мир есть творение Божие.

(Звучит классическая музыка, воспитатель предлагает серии картин.)

Вот мы с вами на лугу. Над нами высоко раскинулось голубым шатром небо с белыми облаками. Представьте, что мы легли на высокую густую траву, усеянную цветами. Среди травы слышно стрекотание разнообразных насекомых, а над цветами порхают бабочки невиданной красоты, жужжат пчелки, собирая душистый мед. Вся Земля похожа на большой красивый ковер. Но ни один ковер, сотканный руками человека, не сравнится с красотой лугов в живой природе.

А теперь пройдемся по лесу. (Иллюстрации.) Мы видим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Тут и мощный дуб, и стройная ель. и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. В лесу притаились поляны со всевозможными травами, цветами, ягодами, грибами. В лесу слышны голоса птиц. Здесь живут сотни всевозможных видов зверей. Это свой большой лесной мир.

А вот и река! (Иллюстрации.) Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей, лугов. Как в ней приятно искупаться, половить рыбку, покататься на лодке! Кругом жара, а в воде прохладно и легко. А сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности! В реке тоже своя жизнь, свой мир.

И как величественно море, имеющее свой огромный и богатый подводный мир живых существ.

А как красивы и восхитительны горы, уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака!

Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих Землю. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землей.

Богат и разнообразен мир! И в этом мире царит дивный и стройный порядок, который часто называют «закон природы». Все растения и животные расселены по Земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тот тем и питается. Всему дана определенная разумная цель. Все в мире на Земле рождается, растет, стареет и умирает. Одно сменяется другим. Всему отведено свое время, место и назначение.

Весь этот мир создан для жизни и пользы человека - для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, любить нашу планету Земля.

День Земли.

Предварительная работа. 22 апреля во всем мире отмечается День Земли. В нашем детском саду, как и во многих других дошкольных учреждениях, празднование Дня Земли стало хорошей традицией. Главный лозунг Дня Земли: «Мыслить глобально, действовать локально!»

В преддверии этого праздника в старших группах детского сада мы провели акцию под названием «Наш дом – Земля».

Цель данной акции:

Побудить ребят задуматься о взаимоотношениях человека и природы, почувствовать, что и они могут что-то сделать для ее сохранения.

Программные задачи:

1. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

2. Воспитание стремления беречь нашу Землю.

3. Развитие экологической культуры.

4. Способствовать выполнению посильных « добрых дел».

5. Научить детей экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

6. Обогатить представления детей о планете Земля.

7 . Воспитание отзывчивых, добрых, милосердных детей.

8. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в подгруппах, парах.

9. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Содержание акции:

Объявляется лозунг недели: «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят!»;

Работниками детского сада выпускается газета для родителей экологического содержания: « Земля –наш дом»;

Проводиться конкурс среди детей на лучшую поделку из мусора:

« Мусорная фантазия» (поделки выполняются дома с родителями).

Проводиться конкурс скворечников среди групп;

Организуется посадка деревьев с детьми старших групп

Проводиться сбор крупного мусора на участках, украшение территории детьми на прогулках;

Выставка рисунков на тему: «Земля – наш дом» (рисунки выполняются на занятиях во всех группах).

Объявляется неделя, посвященная Дню Земли, проводятся занятия данного содержания.

Проведение праздника День Земли в старших группах.

Содержание бесед и занятий во время праздничной акции.

1. Посадка деревьев.

Сложилась традиция – сажать в День Земли деревья, кустарники на территории детского сада. В этой акции обычно принимают участие семьи дошкольников. Заранее проводиться беседа с детьми о том, какую роль играют в нашей жизни деревья, кустарники, как они очищают воздух в городе, выделяют кислород, который необходим человеку для дыхания.

2. «Украсим нашу планету!».

На прогулках дети совершают своеобразную экскурсию по территории детского сада. Воспитатель проводит беседу об охране окружающей среды, о том, как важно сохранять ее чистой и красивой. Также воспитатель рассказывает об обитателях нашей планеты: птицах, животных насекомых. О том, какую роль они играют в нашей жизни и как важно их любить и беречь. Предварительно объявляется конкурс скворечников. Дети каждой группы выполняют дома с родителями скворечники и развешивают их на территории своего участка. В день праздника объявляются победители конкурса. На занятиях проводятся беседы о перелетных и зимующих птицах.

3. Планета – не контейнер для мусора!

Огромная проблема современности – проблема мусора.

Воспитатель рассказывает детям о том, как люди загрязняют природу, разбрасывая мусор где попало, и тем самым, наносят неизгладимый вред нашей экологии, вредят собственному здоровью. Она объясняет о возможности избежать этих проблем, о необходимости выкидывать мусор только в специально оборудованные контейнеры, о мусороперерабатывающих заводах, свалках и о том, почему по возможности нужно сортировать мусор. Дети могут помочь убрать мусор на участках, если это безопасно для их здоровья. Проводиться конкурс на лучшую поделку из мусора «мусорная фантазия» (поделки выполняются дома с родителями).

4. Бережем воду!

На занятии окружающей среды воспитатель с детьми рассматривает глобус, выясняет, какого цвета на нем больше всего, напоминает, что этим цветом показаны моря, океаны, реки и озера. А еще есть вода, которая показана белым цветом – это лед. Воспитатель дает детям стаканчики с водой и мисочки с кусочками льда, которые они рассматривают. Затем дети пробуют пресную и чуть подсоленную («морскую») воду. Воспитатель спрашивает, какая вода пригодна для питья и объясняет, что на планете больше всего соленой воды, а запасы пресной очень невелики, поэтому воду надо беречь. На занятиях ведутся беседы о загрязнении рек, морей, воспитатель показывает слайды, видеофильмы, посвященные этой проблеме, рассказывает о состоянии и охране водоемов в городе.

5. Изучение природоохранных знаков

Среди подготовительных групп проводится выставка рисунков ко Дню Земли, на которых дети должны изобразить природоохранные знаки, которые напоминают о каждодневных правилах поведения дома, в детском саду, в городе (не только запрещающие, но и разрешающие!), которые они изучают на занятиях. Содержание природоохранных знаков воспитатель обсуждает вместе с детьми. По результатам обсуждения выполняются два или три вида природоохранных знаков, например, рисунки в красных кругах напоминают о том, чего делать нельзя, рисунки в зеленых квадратах – о том, что делать можно, а рисунки в синих треугольниках – что рекомендуется делать. Например, если речь идет о муравейнике, красный кружок может рассказывать о том, что муравейник нельзя ворошить, нельзя наступать на него, в синем квадрате можно изобразить руку с лупой – за муравьями интересно наблюдать, а зеленый треугольник предложит детям сделать вокруг муравейника небольшой заборчик, чтобы никто не смог его разрушить. Все рисунки, независимо от качества исполнения вывешиваются на стендах, на стенах, становятся декорацией к празднику.

Сценарий проведения праздника «Земля - наш общий дом»

Зал празднично оформлен – на центральной стене картинки времен года. На столе оформлены выставки детских работ.

Дети заходят в зал под песню: « Как прекрасен мир» (сл. и муз.И.Г.Кушниковой).

Вед: Ребята, сегодня, 22 апреля, к себе на День рождения нас пригласила планета Земля. Ее день рождения отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья, цветы, сделать скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету. Ребята, вы хотите пойти на День рождения Земли?

Дети: Да!

Дети двигаются по кругу, выполняя танцевальные движения под музыку как – будто они идут в гости. (Танец «Кремена»)

Навстречу детям выходит « Земля».

Земля: Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть у себя в гостях.

Дети (хором): Здравствуй, матушка «Земля»!

Ведущий: «Земля», а ребята пришли к тебе не с пустыми руками, они приготовили подарок (показывает макет земного шара из папье маше, выполненный в коллективной работе детей).

Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает и всё расцветает. Давайте будем беречь красоту земли. Украсим планету цветами. Это будет подарок Земле от всех детей. Дети вносят цветущие комнатные растения и ставят их вокруг макета Земли.

Земля: Спасибо вам ребята! Какой замечательный подарок вы для меня приготовили, какая красивая я получилась!

Ребенок 1:

Дорогая, милая земля!

Поздравляем тебя с твоим праздником! Мы желаем твоим рекам, озерам, лесам, твоим питомцам: зверям и птицам, рыбам и насекомым здоровья.

Ребенок 2:

А ещё быть самой красивой планетой.

Мы думаем, что в свой день рождения

Ты будешь весёлой и не будешь на нас обижаться.

Ведущий: « Земля», а сейчас дети хотят подарить тебе танец.

Танец «Разноцветные стекляшки».

Земля: Ребята, хотите поиграть со мной в интересную игру.

Дети: Да, хотим!

Земля: Я буду кидать вам шар, и задавать вопросы, а вы постарайтесь правильно на них ответить. Заодно я узнаю, как много вы про меня знаете.

Вопросы:

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д)

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

Земля:

Вы ребята молодцы, всё про меня уже знаете!

Ведущий: Ребята, Земля в разное время года бывает разной и всегда она нам дорога и важна!

Ребенок 1:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Ребенок 2:

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе

Ребенок 3:

Есть одна планета-сад

В этом Космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликают перелетных

Ребенок 4:

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Ты будешь окружен.

Дети исполняют песню Н.Караваевой «Земля - наш общий дом»

Воспитатель: Дети, не так все хорошо на Земле, оглянитесь вокруг и предложите свою помощь. Надо не только любить природу, но и охранять, беречь, приумножать.

Появляется «Черный дым» и начинает дуть на Землю: «Я вредный черный дым! Я везде, где много заводов и машин! Я стараюсь, чтобы ничего живого не осталось на планете! Вот какая она должна быть: вся черная, мрачная и гадкая»! (дым окутывает «Землю» черным полотном).

Слышен тихий вздох – вздыхает планета Земля.

«Земля»: Ах, я очень, очень больна, мне нужна ваша помощь!

Воспитатель: Ребята, наша «Земля» просит вашей помощи, планета заболела, ее нужно спасать! Ведь от дыма загрязняется воздух, погибают растения и животные, болеют люди.

Ребенок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Черный дым:

Я никого не боюсь!

Не напрасно довелось нам здесь собраться.

Буду людям и зверям я вредить стараться!

Все дети вместе: Уходи, черный дым! В этой группе собрались только друзья природы! Мы любим нашу Землю и защитим её от тебя! (начинают дуть на «Черный дым» и прогоняют его, раскутывают Землю).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на нашу планету. Черный дым исчез! Земля стала чистой и красивой! Вы справились, помогли вылечить нашу Планету! Молодцы!

Появляется хулиган (ломает ветки, рвет цветы, разбрасывает везде мусор).

Хулиган: Посмотрите как у вас грязно, как мне нравится!

Земля: Ах, как не хочется в день своего рождения быть такой замусоренной. Ты и в лесу так себя ведешь?

Хулиган: В лесу можно поиграть: листьев нарвать, венки сплести. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет! Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

Земля: Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Хулиган: Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Земля: Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Ведущий: Ах, ты невоспитанный хулиган! Зачем ты загрязняешь нашу Землю! Зачем шумишь, зачем обижаешь зверей и птиц?! Так делать нельзя! Нужно беречь Землю, а не пачкать! Так ведь, ребята? Давайте покажем хулигану, как нужно соблюдать чистоту и уберем весь мусор!

Дети начинают собирать мусор.

Конкурс: «Кто быстрей уберет мусор».

Земля: Спасибо за помощь ребята!

Хулиган: Ха, зря старались, я снова все замусорю!

Земля: Хулиган, смотрю ты не хочешь сдаваться? Ты хочешь намусорить и запачкать всю землю. А знаешь ли ты что у меня много друзей?

Хулиган: Ха, я не кого не боюсь!

Земля: А сейчас мы это проверим! Попробуй угадай мои загадки (начинает задавать загадки):

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар.

Дети отвечают. (Земля)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий

Дети отвечают. (Небо)

Земля: Живою может быть и мертвой,

И жидкою и очень твердой…

Таится может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испарятся на глазах,

И тут же снова появляться!

Дети:(Вода)

Земля:

В небесах летают мишки,

Крокодилы и мартышки.

В небесах бегут олени,

Волки, зайцы и тюлени.

В небесах плывут слоны

Небывалой красоты.

Там, вверху течет река

Это, детки, (облака).

Земля:

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое.

Дети:(Солнце)

В зале появляются «Солнце», « Ветер», Вода».

Солнце:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю, природу пробуждаю.

Смотрю с утра в оконце,

И называюсь - Солнце! (Начинает прогонять Хулигана с помощью своих жарких лучей)

Земля:

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это...

Дети:(ветер)

Ветер:

Я по всей земле летаю,

Тучи быстро разгоняю,

Неизвестно, где живу,

Налечу, деревья гну.

Засвищу, по речке – дрожь.

Озорник я не уймёшь! (Набрасывается на Хулигана и кружит его по всему залу).

Вода:

Я весёлая такая, я такая озорная,

Со мною капельки дождя, пролью-ка их на землю я («проливает» на Хулигана воду).

Хулиган: Ах «Земля», у тебя очень сильные друзья. И ребята все про них знают. Прости меня, я больше не буду тебя загрязнять, буду как ребята любить и беречь тебя!

Ведущий: Правильно, тогда друзья «земли будут и твоими друзьями! Простим его, ребята?!

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо, сейчас я вам дам несколько полезных советов:

Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!

Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд - не нарушай красоту и гармонию природы.

Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь (стеклянные бутылки, железные консервные банки), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.

Хулиган:

Спасибо вам ребята! Вы меня многому научили.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с плугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Все вместе украшают Землю цветами, шарами.

Ребенок 1:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Ребенок 2:

Давайте будем беречь Планету!

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?!

Ребенок 3:

Есть чудеса на белом

Цветет как мак заря вдали

На голубой своей планете

Встречают дети День Земли!

Ребенок 4:

Есть одна планета-сад,

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Ребенок 5:

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить?

Ребенок 6

Мы не гости на планете

И земля - наш дом,

Будет в нём светло и чисто,

Если мы ее спасём!

Земля: Спасибо вам ребята. Мне так было с вами интересно. Ребята, хотела бы вам подарить инструменты, с помощью которых вы сможете помочь мне быть всегда красивой, чистой и свежей (раздает детям садовый инвентарь) и вкусное угощение.

Ведущий: Большое спасибо тебе, Земля! Сегодня ребята вместе с родителями будут готовить почву для посадки растений, окапывать растения, делать много добрых дел для того, чтобы наша планета стала еще краше.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой ведь на свете нету,

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Ведущий. Наша земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля - это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. А хозяин всегда должен быть добрым и заботливым.

Именно такими вы были, ребята в детском саду, вы получили много знаний о природе и экологии, сами заботились о растениях, животных, трудились на огороде, высаживали рассаду, поливали и собирали урожай. Из любителей природы вы превратились в юных экологов и сможете теперь сами беречь и защищать нашу любимую планету Земля, приумножать её богатства.

Мы уверены в этом, и сегодня посвящаем вас в «Юные экологи» и вручаем Удостоверение.

На экране высвечиваются слайды, отражающие деятельность каждого из детей в природе.

Грамзапись Г.Савельева «Большой хоровод».

Олеся Белова

Комплексное занятие в старшей группе «День Земли » .

Цель : Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю .

Задачи :

Расширять представления детей о планете Земля ; об условиях, необходимых для жизни на Земле . Познакомить детей с влиянием человека на природу.

Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства : стихи, пословицы, поговорки.

Развивать творческие способности, воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива при создании общего панно.

Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, уважение к природе и ее богатствам.

Предварительная работа : беседы о бережном отношении к природе, чтение художественной литературы о природе, рассматривание объектов природы на прогулках, в детской энциклопедии, проведение НОД в течение учебного года.

Домашнее задание (работа с родителями) :

1. Выучить стихи и загадки о Земле ,

2. Нарисовать рисунок «Сбережем нашу планету!» .

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Методы работы : словесный, игровой, наглядный.

Ход занятия.

Под музыку «Мы дети галактики» ребята рассаживаются за столы.

Воспитатель : Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.

Песня «Наша Родина» . (исполняют дети)

Воспитатель :

Наш дом родной, наш общий дом

Земля , где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка, там зеленый луг,

В лесу дремучем не пройдешь.

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них название есть :

Леса, и горы и моря –

Все называется – Земля !

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой!

Любимую планету!

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом ,

Где мы с рождения живём.

У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля .)

Наш общий дом - это планета Земля , которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет.

Как вы думаете почему (потому что на них нет воздуха и воды) .

Правильно, без воды, воздуха, солнца живые существа не смогут жить.


Экологическая игра «Земля , вода, воздух» .

Ребята, отгадайте загадку, будьте внимательны!

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками … (глобус) .

Это уменьшенная модель планеты Земля .


Давайте рассмотрим глобус со всех сторон (поворачиваю его) .

Какой формы наша Земля , на что она похожа? (шар, мяч, яблоко)

Посмотрите, в какие цвета раскрашен глобус?

Синий, голубой, зеленый, жёлтый, коричневый, белый.

Красивый! Но сделан не для красоты, а для того, чтобы рассказать как можно понятнее и больше о планете Земля .

Вот и на глобусе все моря, океаны, реки, озёра закрашены, синим и голубым цветом.

Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и луга. Невысокие возвышенности – в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие горы – в коричневый.

А есть ещё участки земли , окрашенные в белый цвет. Как вы думаете, что это?

В этих местах Земли только лёд и снег , нет растений, вечная мерзлота, царство льда и снега.

Вот какая интересная планета Земля . Что бы хотели узнать про неё? (ответы детей) .

Много поэтов писали о земле красивые стихотворения. Ребята, кто дома выучил стихотворение о Земле , расскажите нам.

Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

На земле достаточно света и тепла, а так же достаточно воды и воздуха. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле .

Ребята, а чего больше на нашей планете – воды или суши?

Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?

Какие животные обитают на нашей планете?

Какие растения растут на нашей планете?

Проводится разминка "Станем мы деревьями"

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть- чуть качается

(Покачивание из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается.

(Поднимают руки над головой.)

Наши руки - ветви-

(Раскрывают ладони и разводят пальцы в сторону.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки о нашей планете, ее обитателях и растениях, будете вы сами. А я и другие ребята вместе отгадаем.

(Дети загадывают загадки, приготовленные дома) .

Ну, а теперь о самом важном :

Взглянуть на нашу Землю страшно .

Вода мутнеет с каждым днем.

А воздух! Сколько грязи в нем?

Когда-то чистый, голубой.

Теперь он грязный и больной.

Погибнуть может все живое

Земля , что сделали с тобою?

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете.

Наша планета Земля в опасности . На ней много больных мест. Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля . От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди (так и загрязняется наша Земля ) . Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи.

Ребята, как мы можем помочь нашей планете?

Некоторые из вас дома нарисовали рисунки и сделали поделки, которые призывают беречь нашу Землю , давайте их рассмотрим.



Мы, земляне , жители разных стран, должны беречь и любить общий дом. Рядом с нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.

Вчера мы с вами нарисовали нашу Землю . А сейчас мА вырежем из бумаги маленьких человечков, которые, как мы, будут ее оберегать, и приклеем их вокруг нашей большой Земли .

(оформление коллективного панно в виде Земного шара.)



В заключении хочу вам пожелать :

Пусть земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь!

Счастья вам! До новых встреч!

ДЕНЬ ЗЕМЛИ

Задачи: познакомить детей с праздником –День Земли.

Развивать экологическую грамотность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

Здравствуйте, дети! Здравствуй наша планета земля !

Ты можешь удивиться,

Узнав: земля наш общий дом.

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем!

Ребята, это стихотворение я прочитала потому, что вчера вся Земля отмечала свой праздник – День Земли. Зародился этот праздник очень давно. В конце XIX века американский житель приехал на пустынную территорию, на которой деревья усиленно вырубались на строительство домов и дрова. Он предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить приз для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем Дерева. В 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, получившей название День Земли. И мы с вами являемся частью нашей планеты.

Здесь знает каждый: ты и я!

Природу обижать нельзя!

Смотрите, ребята, к нам кто-то прилетел (картинка на доске или игрушка сороки). Что это за птица?

Я сорока-белобока, я так торопилась, у меня для вас телеграмма! Прочитайте, изучите и поскорее в гости приходите.

Воспитатель читает телеграмму:

« Мальчики и девочки , приглашаю вас в свое зеленое царство. Буду очень рада видеть вас.

Планета земля».

Хотите побывать в зеленом царстве? А чтобы очутиться там надо закрыть глаза и сказать такие слова:

Раз, два три покружись,

В зеленом царстве окажись.

(дети повторяют слова. В это время воспитатель выставляет старичка-лесовичка).

Смотрите, здесь кто-то сидит. Кто же это?

Здравствуйте ребята! С чем ко мне пожаловали?

Здравствуй, старичок Лесовичок! Пропусти нас пожалуйста, лесовичок, в сове волшебное зеленое царство.

Пропусти нас пожалуйста, лесовичок, в свое волшебное зеленое царство.

Я пропущу вас в зеленое царство, когда узнаю, что вы любите землю, природу, много о ней знаете. Какое сейчас время года? Что происходит с землей с природой? Что вы можете рассказать о весне.

Молодцы! Много про весну рассказали. А вот послушайте мою загадку:

Кто на раздевается,

А на лето одевается? (дерево)

Молодцы! Справились с моей загадкой. Я, пропуская вас в свое царство, предлагаю поиграть. Хотите? Тогда вставайте свободно и делайте движения по моему тексту.

Слышат рощи и леса

Рано голуби проснулись:

«Гули-гули, гули-гули!»

Слышат рощи и леса

Черный ворон очень стар:

«Как-кар, кар-кар!»

Слышат рощи и леса

Воробей на ветку прыг:

«Чик-чирик, чик-чирик!»

Слышат рощи и леса

Филин ухает в лесу:

«У -гу, у-гу!»

Слышат рощи и леса

Дятел долбит крепкий сук:

«Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук!»

Слышат рощи и леса

А сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем еще в одну игру.

Игра «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо, то «нет»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку накопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас я вам хочу предложить самое ответственное задание. Встаньте в круг. (У воспитателя мяч в виде глобуса.)

Игра «Движение земли»

Вот этот мяч-это наша Земля. Ее надо аккуратно передавать из рук в руки не уронив, от первого до последнего ребенка.

Какие вы хорошие ребята. Я понял, что вы любите природу, оберегаете ее. Спасибо вам большое, что поиграли со мной, отгадывали загадки. Но вам, наверное, пора домой, а мне обратно в лес. До свидания!

Славно мы повеселились,

Поиграли, потрудились.

А сейчас детвора

В детский сад возвращаться пора.

Скажем волшебные слова:

Раз, два, три, покружись,

В детском саде очутись.

Итог. Воспитатель собирает детей около себя.

Понравилось вам наше путешествие?


Конспект занятия, посвященного празднику День Земли

Программное содержание:

Рассказать детям об истории праздника; продолжать учить детей охранять природное сообщество нашего края, учить правильно себя вести в чрезвычайных ситуациях на природе.

Развитие речи, умения вести диалог между сверстниками

Воспитывать любовь к родному краю,

Материал : глобус, картинки с изображением Земли из космоса, выставка рисунков детей «Планета Земля – глазами детей», выставка поделок из бросового материала «Веселые поделки», рисунок символа праздника День Земли, газета экологического содержания «Земля в опасности».

Ход занятия .

1. Организационный момент .

Ребята, сегодня, 22 апреля, необычный день. Праздничные поздравления принимает очень интересный персонаж. А кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля)

Да, ребята, сегодня праздник День Земли.

«Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля - планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни… »Генеральный секретарь ООН У Тан, 21 марта 1971 года.

Ребята, как вы думаете, а зачем придумали этот праздник? Я расскажу немного истории, о том как же возник этот праздник.

2. История праздника.

Первая «одноразовая» акция в этот день прошла в 1970 году в США. Её успех окрылил организаторов, и с тех пор празднование стало регулярным. Известный американский политик и активист сенатор Гейлорд Нельсон создал группу из студентов под руководством Денниса Хайеса (студента Гарварда). Поскольку это было время активных студенческих движений, инициатива привлекла к себе много внимания.

В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.

Символика

Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку официально не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днём Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиями.

Символ Дня Земли

Символом Дня является зелёная греческая буква на белом фоне. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время - это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.

Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В 1996 году такой же колокол был установлен в ООН в Вене. Колокол Мира установлен во многих странах. В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового в Международном Центре Рерихов. На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве Сергей Петрович Капица сказал:«… День Земли - это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».

Земля вчера и сегодня. Как изменилась наша планета за последнее столетие

Какая же она, наша Земля?

Подсчитано, что планете Земля примерно 4 с половиной миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров. Правильное представление древних людей о Земле сложилось у разных народов не одновременно. Так, например, древние индейцы Землю представляли как плоскость, которая лежит на спинах слонов. Вавилоняне представляли себе Землю в виде горы, а на западном склоне этой горы находится Вавилония. Вокруг этой горы плещется море и на него опирается твердое небо, как перевернутая чаша – это небесный мир, в котором есть воздух, вода и суша, как и на Земле. Люди думали, что Солнце садится в море и встает из него, потому что так казалось им из наблюдений за закатом Солнца за морской горизонт. В представлениях древних греков говорится, что Земля – это как диск, который напоминает воинский щит. Река под названием Океан омывает сушу изо всех сторон. Солнце плывет по медному небосклону, который раскинулся над Землей и каждый день поднимается из вод Океана на востоке и погружается на западе. Землю круглой уже признали последователи древнегреческого ученого Пифагора. Доказательства того, что Земля круглая, а не плоская постепенно начали появляться после дальних путешествий. Путешественники заметили при продвижении на юг, что в этой части неба над горизонтом поднимаются звезды пропорционально пройденному пути и появляются новые звезды (которых не было раньше видно) над Землей. И, наоборот, в северной части неба – звезды спускаются вниз и совсем исчезают за горизонтом. Так же подтверждением того, что Земля круглая было наблюдение за отдаляющимися кораблями. Корабль постепенно исчезает за горизонтом. Вот корпус корабля спрятался, и над морской поверхностью осталась видимой только мачта. А потом и она исчезла. Из этого всего люди сделали выводы о том, что Земля имеет форму круга. Аристарх Самосский – выдающийся астроном, высказал мнение о том, что все планеты вместе с Землей вращаются вокруг Солнца, а не Солнце вместе с планетами вращаются вокруг Земли. Это и было началом правильного представления древних людей о земле. У Земли один естественный спутник - видимая невооруженным глазом Луна. День Земли 22 апреля дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.

По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

3. Рассматривание газеты.

Ответьте на вопрос, а что будет, если люди не начнут беречь Землю? Давайте с вами рассмотрим нашу газету, которую мы выпустили специально к празднику. «Земля в опасности»

Скажите, как мы сможем помочь нашей Земле? Не мусорить в местах общего пользования, не засорять леса, не убивать животных и птиц, беречь реки и моря. Сажать деревья, кустарники. Чисто не там где убирают, а там где не мусорят! И вы, вместе с родителями, сделали вот такие прекрасные поделки из бросового материала.

4. Физминутка.

Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем

(ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (поднимают голову вверх)

Птички в гнёздышках сидят. (приседают)

Птички по небу летят (взмахи руками)

И по кочкам скачут (прыжки на месте)

И никто не плачет! (улыбаются)

5. Повторение правил поведения в природе.

Давайте повторим с вами правила поведения в природе. Я буду показывать картинку, а вы мне скажете, что же можно делать, а что нельзя. (не разорять гнезда, муравейник и т. д.) А что нужно сделать, если вдруг случился пожар в лесу? Или наводнение?

6. Изучение художественной литературы.

В культуре русского народа планета Земля считалась самым дорогим сокровищем. Люди издревле называли Землю матушкой, черпали из Земли силу и мощь духа. У богатырей русских всегда был мешочек с землей, как оберег. А какие пословицы о Земле мы знаем?

Без хозяина земля - круглая сирота.

Возвращай земле долг – будет толк

Держись за землю матушку - она одна не выдаст.

Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей.

Добрая земля - полная мошна, худая земля - худая мошна.

Дорогой товар из земли растет.

Земелька черная, а хлебец белый родит.

Земля заботу любит.

Земля - кормилица.

Земля кормит людей, как мать детей.

Земля родная - колыбель золотая.

История земли – история ее народа.

С огнем, с водой, с ветром не сдружись, а сдружись с землей.

Мы с вами нарисовали рисунки, посвященные этому празднику. И я приглашаю посетить наш вернисаж.

7. Итог.

Давайте любить и охранять нашу Землю и жизнь наша будет лучше.